Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рынка картинки

Фотография рынка

Можно бесконечно спорить на тему проведения маркетинговых исследований: одни утверждают, что это можно доверить только специализированным компаниям; их оппоненты сетуют на дороговизну институциональных исследований. Третьи вообще заявляют о ненужности данных маркетинговых изысканий, потому как, якобы, некоторые клиенты, «презревшие» результаты исследований, выводили на рынок новые товары, впоследствии становившиеся «звёздами».

Однако, рано или поздно, у любого грамотного руководителя появляется необходимость в получении информации о рынке для разработки стратегии развития своего предприятия. И тогда он встаёт перед выбором: заказывать исследование команде специалистов, или провести его самостоятельно. Бесспорно, лучше выбрать первое. Но, если Вы ограничены бюджетом, за то, имеете возможность использовать внутренние ресурсы фирмы, то Вы способны «осилить» небольшое маркетинговое исследование самостоятельно и/или привлечь специалиста со стороны.

В данной статье Вам представлен краткий отчёт одного из таких «самостоятельных» маркетинговых исследований рынка фото услуг, которое было проведено в июне-июле 2003 года.

Цели и методология исследования

Для начала необходимо определиться с целью исследования, затем — поставить задачи, и, учитывая поставленные цели и задачи, определить метод проведения исследования. Итак.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Получение общей информации о поведении клиентов на рынке фото услуг.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявление целевой группы и определение мотивации и предпочтений клиента при выборе фотосалона, фото услуг, фототоваров.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

Получение первичной информации по потребительскому рынку.

В качестве инструмента исследования было использовано анкетирование, проводимое среди розничных потребителей в фотосалонах заказчика. Респондентами самостоятельно была заполнена 161 анкета в шести фотосалонах города Алматы, возврат анкет составил 81 анкету (или 50,3%).

Возврат анкет — (здесь) количество правильно заполненных анкет, на основании которых проводилось исследование.

Дополнительно были использованы «внутренние данные» компании по объёмам продаж фотоплёнки, услуг по печати фотографий, а также по продаже товаров, сопутствующих фото бизнесу.

РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА

Данное исследование носит разведочный, описательный характер и направлено на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения поведения клиента на рынке фото услуг, и заключается в описании тех или иных аспектов маркетинговой ситуации, а так же разработки рекомендаций для улучшения работы фотосалона.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

В ходе работ были проведены такие мероприятия, как: разработка анкет, проведение анкетирования, обработка и анализ полученных данных.

Анализ результатов исследования

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ

В качестве основной услуги фотосалона было рассмотрено печатание фотографий. Поэтому, большинство вопросов анкеты было сформулировано для подробного исследования именно этого показателя. На основе полученных данных была составлена таблица, согласно которой можно выделить несколько групп потребителей услуг по печати фотографий. В таблице использованы показатели: Col%— процент по колонке — например, процент мужчин, которые являются активными потребителями данных услуг, равен 60,6 (все мужчины принимаются в данном случае за 100%, и считается, сколько из них являются активными потребителями); Row% —процент по ряду — например, процент активных потребителей среди мужчин равен 47,6% (в этом случае за 100% принимаются все активные потребители, и выясняется, сколько из них являются мужчинами). Я специально перевела количественные данные в процентные, чтоб Вы имели представление о рынке фото услуг в целом.

Таблица 1. Данные о потребителях услуг по печати фотографий

Обычно, большинство компаний ориентировано на активных потребителей. Здесь таковыми являются: мужчины (47,6%) и женщины (52,4%); по возрасту: люди с 16-ти до 30 лет (23,8+47,6%); по уровню заработка: люди со средним уровнем дохода (76,2%).

Активность потребителей— (здесь) частота печатания определённого количества фотографий за определённый период времени.

Активные— потребители, которые печатают фотографии раз в месяц и чаще.

Неактивные — потребители, которые печатают фотографии раз в 3 месяца и реже.

Уровень дохода — (здесь) определялся по расходам.

Высокий уровень дохода (А)— предполагал следующее: либо общая сумма постоянных расходов респондента в месяц превышала 70 000 тенге, либо респондент на некоторые показатели (такие, как отдых, транспорт и связь, школьные расходы) тратил 10 000 тенге в месяц и более.

Средний уровень дохода (В)— предполагал следующее: общая сумма постоянных расходов респондента в месяц была в пределах 35 000 тенге, либо респондент на некоторые показатели (такие, как отдых, транспорт и связь, школьные расходы) тратил 5 000 тенге в месяц и более.

Низкий уровень дохода(С)— вычислялся по показателю «питание»: если показатель «питание» имел самое большое по отношению к другим показателям значение, данный респондент считался человеком с низким уровнем дохода.

«Портрет» потребителя, как правило, используется при планировании рекламной кампании. Зная половозрастные показатели и уровень дохода Ваших клиентов, Вы, во-первых, знаете, каким образом необходимо «общаться» с потребителем (речь идёт о рекламном посыле, слогане и т.п.), а во-вторых, можете воспользоваться этими данными при медиапланировании: сопоставив свою целевую группу с целевой аудиторией СМИ, где будете размещать рекламу.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОТОСАЛОНА

Для определения «движущей силы» при выборе того или иного фотосалона, респондентам было предложено ранжировать 6 показателей (один из которых был свободным):
· Цена печати;
· Цена фотоплёнки;
· Качество печати;
· Качество обслуживания;
· Удобное расположение фотосалона;
· Другое (предлагалось указать, что именно).

Респондентам предлагалось ранжировать эти факторы от большего к меньшему. После обработки данных стало ясно, что первое место посетители отдают качеству печати, второе — качеству обслуживания, и третье — цене печати (то есть, стоимости одного отпечатка).

Первоначально существовала гипотеза, согласно которой цена печати для клиента является самым важным фактором при выборе фотосалона. После консультации со специалистом по фотопечати выяснилось, что в виду унификации фото услуг (одни и те же мини фотолаборатории, химия, фотобумага и др.) качество фотографий в фотосалонах Алматы практически одинаково (даже если и существует некоторая разница, то она незначительна). То есть, качество печати «принимается потребителем по умолчанию» и должно быть обязательным условием работы на рынке. Таким образом, основным конкурентным преимуществом может стать качество обслуживания.

Действительно, сейчас ситуация на рынке услуг постепенно отходит от советского «ешь, что дают» и переходного «навязчивого сервиса», к более «рыночному» отношению к клиенту. Речь идёт об одной из наиболее успешных и популярных стратегий, которой является CRM (Customer Relationship Management), что в переводе на русский язык означает Управление Связями с Клиентами. Эта стратегия предполагает совершенно другой уровень взаимоотношений клиент — компания, где продавец выступает не в роли торговца, а в роли эксперта. Продавец, умеющий найти индивидуальный подход к потребителю, интересующийся его проблемами и способный дать дельную консультацию (при ясной погоде я рекомендую Вам фотографировать на плёнку с выдержкой «200»),способен сильно влиять на лояльность клиента к данному фотомагазину. Поэтому, основной упор необходимо сделать именно на качество обслуживания в фотосалоне, тем более, что это под силу любой компании, при грамотном управлении человеческими ресурсами.

МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ФОТОСАЛОНОВ

География магазина — важный стратегический аспект не только для фотомагазина. Другое дело, что не всегда удаётся «занять более выгодную позицию» с точки зрения удобства для клиента. Поэтому очень обрадовал результат, согласно которому большинство ответивших респондентов (21%) считают для себя удобным тот фотосалон, где проводилось исследование (то есть, место выбрано верно). 20% считают удобным расположение фотосалона рядом с домом, 11% (в сумме) респондентов указали конкретные адреса.


Диаграмма № 1. Удобное для посетителя месторасположение фотосалона.

Эта информация может быть полезна при выборе места для нового фотомагазина, или для привлечения в фотосалон потенциальных потребителей, которые живут или работают не далеко от фотосалона (например, через безадресную рассылку).

ПРОДАЖИ ПО МАРКЕ ФОТОПЛЁНКИ

Согласно бухгалтерским данным по продажи фотоплёнки за исследуемый период, основные позиции удерживает плёнка Кодак (55%), за ней идут Коника, Фуджи и Агфа (27%, 17% 1% и соответственно).


Диаграмма № 2. Продажи по марке фотоплёнки.

Эта информация позволит правильно управлять запасами по фотоплёнке.

УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФОТОСАЛОНАМИ

Посетители за период исследования заказали следующие услуги (ввиду того, что некоторые посетители приобретали 2 услуги/товара, отдельные из этих данных могут быть искажены на ± 3%):
· 56% — печать с негативов;
· 24% — человек купили фотоплёнку;
· 10% — человек заказали документальную фотографию;
· 7% — человек купили батарейки;
· 2% — человек приобрели фотоальбомы;
· 1% — человек заказали рамку.

Читать еще:  Характеристика конкурентного рынка труда


Диаграмма 3. Услуги, приобретаемые в фотосалоне.

Диаграмма показывает, что основной вид услуг для всех фотосалонов — это печать с негативов (как правило, все фотосалоны включают в стоимость фотоплёнки — проявку, поэтому проявка не была выделена в отдельный показатель). Это характерно для многих, но не всех фотосалонов: некоторые специализируются на виньетках (фотографии с «окошечками» для школ и детских садов), другие позиционируют свой фотомагазин, как фото студию и специализируются на художественных фотографиях.

Данные этого пункта исследования будут полезны при управлении ассортиментом товаров в фотомагазине.

В качестве заключения.

Представленное исследование является как бы «мгновенной фотографией» текущей ситуации. Очень важно следить за развитием рынка в динамике, что возможно при проведении постоянных исследований. Это позволит наблюдать за сезонными колебаниями продаж, постоянно следить за изменениями потребительских предпочтений, планировать и отслеживать бюджетные затраты по рекламе и так далее.

Наличие такой информации способно воздействовать не только на стратегическое маркетинговое планирование, но и существенно влиять на менеджмент компании в целом: на логистику (где, когда и сколько товаров закупать), на управление кадрами (когда отправлять сотрудников в отпуск, а когда привлекать дополнительные «сезонные» человеческие ресурсы), на составление корректных прогнозов по продажам.

Не могу не отметить и то, что к любому исследованию необходимо подходить с некоторой долей скептицизма, особенно если дело касается развивающегося рынка, такого, как наш, казахстанский, где слишком сильным бывает влияние на компанию как внешних так и внутренних факторов, слишком агрессивным бывает поведение конкурентов и ещё много таких «слишком».

И всё-таки, если Вы уже приняли решение использовать маркетинговые исследования в качестве инструмента для успешного бизнеса — желаю Вам качественной «фото сессии»!

Динамика развития и современное состояние фотобизнеса в России. Часть 1

Современный образ рынка, каким мы видим его сегодня начал складываться в середине 90-х годов прошлого столетия. Процессы коммерциализации и вхождения в рыночные отношения не могли не затронуть сферу бытовых услуг для населения. Налаженная система бытовых услуг, в сферу которой входили и фотоуслуги для населения страны, — стремительно деформировалась в начале 90-х годов.

Бытовые комбинаты и фотоателье, которые оказывали услуги фотопечати, портретной и свадебной фотографии постепенно исчезали или стремительно меняли свой облик, переходя из общественной собственности в частную. Рынок фотоуслуг одним из первых перешел в новый формат собственности. Бывшие руководители бытовых комбинатов и фотоателье постарались приватизировать остатки советской собственности или создать новые частные компании по оказанию фотоуслуг населению. Обладая определенным опытом повседневной коммерческой деятельности, на первый план выдвинулись уличные фотографы, которые смогли организовать первые небольшие частные компании по оказанию фотоуслуг и продаже фототоваров.

Первые частные фотомагазины представляли из себя небольшие палатки по продаже фототоваров и предоставлению фотоуслуг и базировались на рынках (например, на знаменитом рынке «Горбушка») или занимали площади бывших советских магазинов по продаже фототоваров как «Юпитер» на Новом Арбате или «Фото» на Ленинском проспекте.

Факторами, которые стремительно повлияли на фоторынок и стремительно усилили его потенциал на начальном этапе становления, а также привлекли внимание широких слоев населения, а не только профессиональных фотографов стали:

1) фактор появления цветной фотографии в стране,
2) появление доступных фотокамер одноразового и многоразового использования («мыльниц»),
3) импорт в Россию иностранных фотолабораторий экспресс-печати, т.е. появление профессиональных мини-фотолабораторий.

Каждый из факторов требует краткого описания, так как явился экономическим инструментом, маркетинговым рычагом для активного вовлечения широких масс потребителей в активный процесс фотопечати:

1. Появление и активное использование цветной фотопленки и цветной фотографии вызвало интерес, прежде всего, у состоятельной части населения, которое могло позволить себе покупать цветную фотопленку за границей и фотографировать. Спрос на экспресс-печать и проявление цветной фотопленки в стране заставил частных владельцев фотомагазинов и фотоателье искать возможности и импортировать в Россию мини-фотолаборатории для экспресс-печати и проявления фотографий с цветной пленки.

2. Постепенно интерес к печати активно стал распространяться на широкие слои населения, которые хотели приобщиться к совершенно новому феномену с помощью покупки простых автоматических камер, благодаря которым процесс фотографирования становился простым и удобным. В народе такие фотокамеры стали называть «мыльницами», которые позволяли любому владельцу такой камеры фотографировать без особых знаний и базовых навыков в процессе фотографирования.

3. Появление профессиональных мини-фотолабораторий для экспресс-печати и проявления фотографий стало настоящим прорывом в массовое увлечение фотографией.

Вышеуказанные факторы стали доминантами в определении спроса на фотоуслуги в середине 90-х годов ХХ века.

Частные компании и частные предприниматели активно включились в процесс развития российского фотобизнеса. Спрос порождал предложение. И, соответственно, наиболее популярными фототоварами для импорта в России стали:

1) цветная фотопленка,
2) любительские фотокамеры,
3) профессиональные мини-фотолаборатории для экспресс-печати.

Первыми иностранными товарами на прилавках российских фотомагазинов стали фототовары компаний AGFA, Kodak и Fuji.

Можно выделить следующие этапы развития российского фотобизнеса и рассмотреть динамику развития, исходя из особенностей каждого этапа:

Этап 1. 1993-1998. Рождение и активный рост

Этап 2. 1998- 2003. Кризис

Этап 3. 2004-2008. Возрождение и активное развитие

Этап 4. 2009- 2013. Стагнация

Этап 5. 2014- 2020. Формирование нового фоторынка.

Динамика развития каждого этапа будет проанализирована через процесс формирования и развития спроса и предложения, а также экономической среды в тот или иной период времени.

Самым существенным фактором и наиболее значимым моментом в развитии фоторынка в России стал фактор свободного импорта иностранных фототоваров, который и определил всю динамику развития.

Для иностранных производителей открылся огромный фоторынок товаров и услуг, который испытывал дефицит качественных иностранных товаров, материалов и находился в ожидании новых форматов услуг.

Динамику развития фоторынка в России определили не только потребители, но и сами продавцы — владельцы фотомагазинов и фотоателье, которые увидели каким экономическим потенциалом и перспективами обладает зарождающийся рынок новой индустрии. В качестве примера можно отметить, что первый капитал владельцы таких известных брендов как «Патио Пицца», «Ростикс», «Альфа-Банк» заработали на фототоварах и фотоуслугах.

Основной характеристикой и лейтмотивом первого этапа развития российского фотобизнеса был огромный спрос на новые поступающие фототовары: как для рядового потребителя — сектор B2C, который включал в себя любительские и профессиональные камеры, цветную пленку, различные аксессуары для съемки, так и для профессионалов — сектор B2B, которые, прежде всего, интересовались оборудованием для эспресс-печати и оборудованием для оснащения фотоателье и студий фотопечати.

Иностранные производители фототоваров и фотоматериалов стремились открыть свои представительства в этот период и сформировать свою сеть российских дилеров для продажи своей продукции. Некоторые компании, которые работали в секторе B2C стали активно развивать и предоставлять франшизу на открытие магазинной экспресс-печати. В это время стали развиваться такие сети фотомагазинов под брендами Kodak и Fuji, а немного позднее AGFA-Фото и Konica.

Этап 1 характеризуется как этап очень быстрого возврата вложенных денег в основание своего частного фотобизнеса. Вложенные средства в покупку оборудования для экспресс-печати фотографий (мини-фотолабораторий) окупались за 9-12 месяцев! А небольшие экспресс-фотолаборатории, такие как Imager компании Kis при удачном бизнесе и того меньше, так как новые фотолаборатории стоили около 25 000 долларов США.

Первый этап развития отрасли характеризуется активным спросом на все товары производителей. Еще одной существенной чертой является желание частных предпринимателей и бизнесменов открыть магазин с возможностью экспресс-печати. Появляется мода на открытие своего фотосалона экспресс-печати. В каждом городе России появляются такие салоны и магазины с этой услугой. На первом этапе развития фотобизнеса, фактор конкуренции не является ощутимым и не оказывает существенного влияния на игроков фоторынка. Практически до наступления кризиса 1998 года, вызванного девальвацией национальной валюты и падением платежеспособности населения, участники фотобизнеса не испытывали конкуренции и каждый имел возможность получать ощутимую прибыль от своей деятельности на российском рынке.

Читать еще:  Действия фас по демонополизации страховых субрынков

Подводя итоги динамики первого этапа развития фотобизнеса можно заметить, что главной его особенностью был фактор спроса на всю фотопродукцию, в каком бы сегменте рынка он не присутствовал. Одновременно активно развивался, как сектор B2C, так и сектор B2B, практически, дополняя друг друга и формируя общую картину и сам фоторынок в России. Отметим и еще один существенный фактор данного этапа: неразборчивость потребителей фотоуслуг, которые активно потребляли фотопродукцию, порой не особенно анализируя ее качество. Спросом пользовалась практически вся иностранная продукция, ввозимая на территорию страны в середине 90-х годов прошлого столетия.

Максим Файрушин.

Анализ рынка картинки

Любителям легкого и быстрого заработка в этой сфере, как правило, делать нечего. Но не стоит забывать, что фотостоковый рынок — это мировая площадка, а значит, как на бирже, остается шанс крупного выигрыша. История московских фотографов Юлии Майоровой и Дмитрия Шумова, чьи селфи из путешествий, размещенные на фотостоках, используются в рекламе брендов Google, MasterCard, Samsung и многих других, тому пример.

В 2012 году Юля с мужем поехали в Италию, где планировали коммерческие съемки, но не нашли для этого моделей. Тогда в поисках удачного концепта они наделали селфи на фоне разных достопримечательностей и тем самым задали тренд — фронтальная камера на тот момент еще не успела войти в моду.

«Мы были одними из первых, кто на огромный Shutterstock загрузил фотографии с тегом «селфи». Сегодня в базе фотобанка их десятки тысяч, а тогда было от силы пять», — объясняет причину успеха Юля. Итальянские селфи тут же начали скупать в сумасшедших масштабах, а фотографы продолжили пополнять портфолио снимками из новых путешествий, сами превратившись в популярных моделей.

Их совместные фотографии из Парижа, Брюсселя, Амстердама и других мест рекламируют такие бренды, как Skype, TripAdvisor, VISA, Google или Viber. В фейсбуке, в свою очередь, образовался локальный тренд — на страницах Юли и Димы друзья размещают свидетельства их рекламной «одиссеи». От плаката в московском метро до баннера в Будапеште — лица фотографов замечают повсюду.

«В одном из бруклинских кинотеатров на премьере Star Wars приятельница перед началом фильма в рекламе Google увидела мое лицо во весь экран и очень удивилась. А еще на мировой премьере нового смартфона Samsung моим снимком продемонстрировали в нем функцию селфи. Многие знакомые почему-то посчитали это маркетинговой наглостью, ведь селфи было сделано не на этот телефон», — вспоминает Юля некоторые случаи своего появления в рекламе.

В одной из серий последнего сезона сериала «Черное зеркало» она мелькнула собеседником в скайпе — неплохой дебют в кино, согласитесь.

В общей сложности изображения московских путешественников с тегом «селфи» купили на сегодняшний день больше 50 тысяч раз, и до сих пор фотографии продолжают продаваться примерно в таком же объеме.

«Снимки с нами априори популярнее других фотографий, сделанных в тех же местах, так как покупались определенное количество раз пользователями с высоким рейтингом», — говорит Майорова.

Историю с фотостоками они с Шумовым называют «частной выдержкой» из своей карьеры, потому что никогда не работали с этим сегментом рынка целенаправленно.

У популярности на стоках есть и обратная сторона, ведь выбирать заказчика не приходится, а значит, велик риск стать частью маркетингового недоразумения. Так, колоритный испанец Никколо Массарьелло, приняв участие всего лишь в одной съемке и подписав разрешение на использование своих изображений (согласие модели — обязательное условие на фотостоках), стал появляться в кампаниях неоднозначных товаров по всему миру. Его фотографии использовали в рекламе безглютеновых продуктов, колумбийского ликера, ремонтных мастерских и даже расклеили на мусорных контейнерах в Токио.

В глянцевой прессе фото Массарьелло иллюстрировали статьи с заголовками «Как вести себя с придурками» и «Мстительный бывший». А венесуэльская El Nacional поместила его фото в анонс статьи об урологическом заболевании. Сняться для стоков испанцу предложил знакомый фотограф, очевидно, разглядевший в красавчике Массарьелло комедийный потенциал. На стоковом рынке, которому так не хватает иронии, образ лузера с лицом голливудского актера стал востребован моментально. В российском сегменте его фото тоже можно найти, например в салоне красоты, предлагающем стрижку усов и бороды.

Но сам Никколо Массарьелло своей популярности не рад и даже назвал участие в этой съемке «вероятно, худшей ошибкой в жизни», ведь непонятно, где его изображение может появиться в следующий раз. Не исключено, что это будет реклама средства от преждевременной эякуляции.

Недавно австралийские аналитики с помощью инструмента Google Trends подсчитали продолжительность жизни интернет-мема, и она составила два года. Вирусные ролики теряют свою актуальность уже через четыре месяца, стоковая же фотография, подкрепленная количественным рейтингом, может не выходить из топа годами, обеспечивая в интернете островки стабильности. Так что испанцу, желающему развеять свою известность, повезло мало.

А вот Сесиль, модель самого успешного, правда, теперь уже бывшего стокера Юрия Аркуса, вполне довольна своей карьерой. Блондинка-универсал была замечена буквально везде, от кулинарных сайтов до агентств недвижимости, и хорошо известна каждому потребителю информации.

Во времена фотопленки

Кстати, если проследить историю этого явления, можно убедиться, что во времена пленочных фотоаппаратов, но с уже нарождающейся «цифрой» тоже были фотостоки. Только существовали они в виде маленьких агентств, предлагающих покупателям печатные каталоги. Интернет еще не появился, и авторы присылали превью своих снимков по почте. Узнать адреса этих стоков было непростой задачей.

Московский фотограф Олег Чумаков, сегодня мало работающий с фотобанками, застал их в тот период и сумел извлечь выгоду.

«Пятнадцать лет назад я случайно нашел каталог с перечнем мировых стоковых агентств на одной из выставок и решил попробовать продать им фото. Процесс этот был крайне трудоемким: сначала съемка на слайдовую пленку, затем ее проявка, потом надо было сделать превьюшки на листе A4. А еще отправка по почте занимала много времени, покупаешь сразу 20 конвертов и отсылаешь по адресам, неизвестно, существующим ли. Последует ли ответ, тоже было непонятно», — рассказывает Олег.

Но результат оказался потрясающим. Лондонское агентство приняло у фотографа 15–20 картинок, по его словам, далеко не лучшего качества, и эти снимки ежегодно в течение пяти лет приносили ему 200–300 фунтов. А одно из австрийских стоковых агентств заплатило Олегу за портфолио из 100 фотографий 1800 долларов — астрономическую по тем временам сумму.

Фото в конвертах и связанный с ними некоторый авантюризм исчезли с появлением интернета. Сегодня, чтобы заработать на фотобанках, надо быть по большей части прагматиком с дисциплинированной верой в удачу.

Повод для оптимизма

«Я не зарабатываю на фотостоках особенных денег, но это вариант, когда можно конкурировать со всем миром в одной теме и оказаться лучшим», — говорит фотограф Глеб Савин.

Умилительный снимок детских ножек в материнских руках есть в домашнем альбоме каждой второй семьи. Кроме того, это один из самых продаваемых сюжетов на фотобанках по запросу «новорожденные» и ветеран рекламного рынка. Савин загрузил на Shutterstock свое фото на эту тему, а потом случайно узнал, что его изображение из миллиона таких же стало обложкой мирового бестселлера: книга по воспитанию детей была выпущена огромным тиражом южноамериканским издательством и попала на обложку одного из номеров Time.

Почему издательство выбрало именно это фото? Притягательность кадра с избитым сюжетом зависит от совершенства композиции и света. В снимке Глеба оно легко угадывается, руки здесь не просто руки, а метафора защиты, оберега и родительского тепла.

«При всей видимой простоте этой картинки, сделать ее правильно довольно сложно, но, когда таких же тысячи, есть стимул, чтобы получилось», — объясняет автор.

Читать еще:  Тенденции развития международного кредитного рынка

Выходит, что банк иллюстраций, где чего только нет, где подбирают картинки для рекламы средств от геморроя и облысения, одновременно оказывается своеобразным механизмом поиска идеала и «золотого сечения». В мире, где информационное загрязнение рискует обернуться катастрофой, это оставляет повод для оптимизма.

Научно-
образовательный
портал IQ

Рынком фотографии правят социальные сети

Рынок фотографии оперирует уникальным товаром, но при этом работает по шаблонным схемам. Фотографы, имея дело с непрофессиональными моделями, часто рассматривают свой труд исключительно как способ заработать. А их клиенты во время фотосессий воспроизводят штампы. В результате, места для креатива на рынке профессиональной фотосъемки практически не остается. К такому выводу пришла руководитель группы мониторинга компании «Люди говорят» Анастасия Евстратова в ходе исследования рынка фотографии в Москве, которое было выполнено в рамках магистерской диссертации на факультете социологии НИУ ВШЭ. Подробный материал об этой работе опубликован в свежем номере журнала «Экономическая социология».

Особое внимание в ходе исследования уделено роли соцсетей в формировании спроса на рынке фотоуслуг. Анализ показал, что в соцсетях есть свои звезды, которые задают модные тенденции клиентам фотографов.

Захват элементов реальности

Увлечение фотографией стало распространенным явлением в современном мире. Во многом этому, как отмечает в своем исследовании Евстратова, поспособствовало бурное развитие массового туризма в последние десятилетия. Если для профессионального художника важно запечатлеть то, что не замечают другие, момент отражающий эпоху, то для обычных путешественников фотография – это своего рода присвоение элементов реальности. И необязательно реальности, относящейся к другим странам и континентам. Фотография на память в дорогом ресторане или с известным человеком – тоже, по мнению автора, из разряда таких присвоений.

Несмотря на то, что увлечение фотографией стало доступным широкой публике, растет спрос на услуги профессиональных фотографов. Сопровождение профессиональной фотосъемкой выпускного бала или свадьбы уже давно стало нормой. Но клиенты обращаются в фотостудии не только когда необходимо запечатлеть важное жизненное событие.

Все больше людей работает над созданием собственного имиджа. У современного человека есть тенденция превращать свою жизнь в эстетический проект, предполагает Евстратова. Но что кроется за стремлениями людей эстетизировать свою реальность, и как это воспринимают профессиональные фотографы?

Чтобы ответить на эти вопросы, в ходе исследования было проведено более десяти интервью с профессиональными московскими фотографами, работающими на рынке и людьми, которые обращались к услугам профессиональных фотографов в течение последних трех лет.

Без готики, но с туманом

Какие образы хотят примерить на себя клиенты фотографов? Анастасия Евстратова разработала типологию образов, которые предлагают современные фотостудии. Это готический или средневековый, кукольный, агрессивный, нежный или романтический, естественный и гламурный.

Рисунок. Распрделение по образам на фотографях

Можно предполагать, что при стремлении эстетизировать реальность клиентов должны привлекать необычные образы, выходящие за рамки повседневности. Но это не соответствует действительности. Естественный образ, который предполагает отсутствие специального костюма, макияжа и прически оказался самым популярным. Как правило, естественные фотографии сделаны на фоне природы или города.

Съемка в романтическом стиле – на втором месте по популярности. Она также в большинстве случаев (55%) проводится на фоне природы. В кадре могут оказаться, например, качели, на которых модели сидят и задумчиво смотрят поверх камеры. В половине случаев получившиеся фотографии поддаются сильной обработке – размывание фона, применение пастельных тонов, добавление тумана, дымки.

Чуть ли не каждая девушка, как утверждают фотографы-респонденты, хочет гламурных фотографий. Но в реальности примеряют на себя гламурный образ далеко не все. Он оказался на третьем месте по популярности после естественного и романтического. В большинстве случаев это фотографии, сделанные в студии с использованием яркого макияжа. При гламурной съемке чаще всего, как замечает автор, встречаются неестественные позы и подражание профессиональным моделям. На выходе фотографии также поддаются сильной обработке.

Все остальные образы менее популярны. Они, как замечает Евстратова, вероятно, прерогатива тех, кто рассматривает посещение фотостудии как особый способ проведения досуга.

Блеснуть в соцсети

Из фотостудии лучшие идеально обработанные кадры попадают прямиком в социальные сети. «Фотографии нужны для того, чтобы блистать в социальных сетях. Я как менеджер фотографа могу сказать, что в большинстве случаев после того, как люди получают свои фотографии, они в первую очередь выкладывают их в соцсеть и пишут статус “жду ваших комментариев к альбому”», – написала Екатерина, одна из участниц дискуссии, организованной в рамках исследования на страницах ЖЖ.

Для кого же блистают клиенты фотографов? Друзья, знакомые, близкие, бывшие одноклассники, однокурсники, коллеги – вот та публика, на которую «работает» пользователь социальной сети, стремясь создать о себе позитивное впечатление. «В ходе нашего исследования выяснилось также, что зачастую пользователи социальных сетей хотят привлечь внимание не кого-то конкретного, а аудитории в целом, то есть им нужна популярность», – замечает Евстратова, обращая внимание на то, что некоторые пользователи соцсетей стремятся обогнать своих друзей по числу подписчиков и заработать авторитет среди аудитории. При этом фотосессия, как отмечают участники интернет-дискуссии, одна из разновидностей PR -поводов, с помощью которых люди пытаются привлечь внимание к своим профилям.

Шаблоны рулят

Рынок фотографии обладает логикой рынка, связанного с искусством. Фотография – это своего рода уникальный товар, отмечает Евстратова. Но, как показало исследование, на текущем этапе для искусства на рынке фотоуслуг остается мало места. Профессиональный фотограф часто воспринимается как волшебник, который способен совершить чудо, и фотосессия для клиента – своего рода событие. Но это событие клиенты фотографов не расценивают как шанс стать ближе к искусству. Более важно получить на выходе качественно обработанный снимок. Обработка в большинстве случаев – то, что позволяет довести «волшебство» до желаемого результата.

Фотографы, в свою очередь, не видят в клиентах моделей. Штампы воспроизводятся как фотографами, так и клиентами. Фотостудии предлагают привычный набор образов, а клиенты им следуют. «Конечно, бывает так, что вкусы, желания клиента и фотографа совпадают, и они начинают делать действительно творческий продукт, отойдя от стереотипов рынка. Только в этом случае между рынком и искусством начинается сближение», – считает Евстратова. Фотографы-респонденты утверждают, что, когда клиенты предлагают им необычные идеи, они с удовольствием берутся за съемку и даже готовы сделать значительную скидку.

Цена не связана с качеством

Как клиенты выбирают фотостудию или фотографа? В ходе исследования выяснилось, что участие фотографа в творческих выставках, где работы оценивают профессионалы в области искусства, обычно не дает особого преимущества. Это мнение самих фотографов-респондентов, которые участвовали в опросе в ходе исследования. «Люди при выборе фотографа склонны доверять мнению других людей, обсуждению на форумах и в первую очередь – своих друзей. Неудивительно, что фотографы называют “сарафанное радио” самым действенным способом рекламы», – замечает Евстратова. При этом цене клиент может уделять второстепенное значение. В результате разные товары, вне зависимости от своего качества, как замечает автор, могут продаваться по одинаковым ценам.

Влияние социальных сетей на рынок фотографии интересно с точки зрения дальнейших исследований, считает Евстратова. Проведенный ею анализ показал, что в вопросах самопрезентации социальные сети играют более весомую роль, чем модные журналы и светские хроники. Вероятно, в соцсетях есть свои «звезды», задающие тенденции, и это не обязательно известные люди, которых привыкли видеть на телеэкранах или на страницах журналов, предполагает автор. «Публика тянется как раз за сетевыми звездами. Есть, например, ряд фотографов, которые снимают довольно откровенную эротику. Они выкладывают какую-нибудь фотографию, прикрепляют песню и получают десятки тысяч репостов», – рассказала Евстратова.

На основе изучения предпочтений аудитории в этой сфере можно сделать выводы относительно ценностей современной молодежи. Кроме того, анализ лидеров мнений соцсетей должен быть интересен с точки зрения рекламы услуг фотостудий, полагает автор исследования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector