Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деньги язык рынка

Сущность и функции денег

Раздел I . ДЕНЬГИ.

Целью изучения данного раздела является:

· дать представление о сущности денег как экономической категории, их эволюции, видах денег;

· раскрыть функции денег, их особенности, содержание и характеристику;

· понятие денежного оборота, его структура, каналы движения денег;

· рассмотреть роль безналичного денежного оборота и организацию форм безналичных расчетов;

· определить понятие денежной системы, ее элементы; типы денежных систем;

· сущность и формы проявления инфляции, типы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции, методы борьбы;

· рассмотреть основы международных валютных отношения.

Литература: 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 20;
22 (с. 84-85; 103-107; 111-124;); 23; 32 (с. 9-14; 20-34; 59-119;
234-245); 37; 38 (с. 7-15; 24-27; 44-46; 47-50).

Нет ничего более важного для понимания механизмов функционирования рыночной экономики, чем ясное понимание роли денег. Недаром деньги нередко называют « языком рынка».

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Они стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру).

На основе исследования фактического материала К. Маркс научно доказал, что «деньги – историческая категория, присущая товарному производству».

К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:

— переход от натурального хозяйства к производству товаром и обмену товарами;

— имущественное обособление производителей товаров – собственников изготовляемой продукции.

До появления денег имел место натуральный обмен. Он носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с постепенным разделением труда, на базе крупного разделения труда – отделение ремесла от земледелия – сложилось товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар – деньги.

Развившись из товара, деньги продолжают оставаться товаром, но товаром особенным, всеобщим.

Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, в котором выражается стоимость всех других товаров и при посредстве которого непрерывно совершается обмен продуктами труда между товаропроизводителями.

Роль всеобщего эквивалента исторически закреплена за золотом.

Сущность денег как экономической категории проявляется в единстве трех свойств денег:

— всеобщей непосредственной обмениваемости;

— самостоятельной формы меновой стоимости;

— внешней вещной меры труда.

Использование денег в форме всеобщей непосредственной обмениваемости означает возможность обмена денег на любые материальные ценности. Например, на товары, недвижимость, произведение искусства и др. Эта особенность денег становится заметной при сравнении с непосредственным обменом товаром (бартером). Однако, как известно, подобные возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдением требования эквивалентности таких операций. Только деньгам присуще свойство всеобщей непосредственной обмениваемости.

Использование денег в форме самостоятельной меновой стоимости не связано непосредственно с реализацией товаров. Наиболее характерным применение денег в этой форме – предоставление кредита, погашение ссудной задолженности, формирование доходов госбюджета, продажа Центральным банком кредитных ресурсов другим банкам.

Внешняя вещная мера труда проявляется в том, что труд, затраченный на производство товаров, создает их стоимость, которая может быть измерена с помощью денег.

Таким образом, деньги, возникшие из разрешения противоречия товара, являются не только техническим средством обращения, а отражают глубокие общественные отношения.

Деньги выполняют пять функций: мера стоимости; средство обращения ; средство платежа; средство накопления и образования сокровищ; мировые деньги.

Деньги как мера стоимости. Функция меры стоимости является исходной в условиях товарного производства. Эта функция означает способность денег измерять стоимость всех товаров, то есть сколько затрачено на изготовление этого товара труда, сырья, времени и т.д. Для того, чтобы товарная форма перешла в денежную, необходимо определить цену товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является ценой. Деньги не имеют цены, они обладают покупательной способностью, что означает количество товаров, которое можно на них купить.

Функция денег как средство обращения. При этой функции деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Особенностью этой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. Как средство оплаты приобретаемых товаров деньги используются кратковременно. Одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сделок к другим. В этой функции используются наличные денежные знаки.

Деньги в функции средство платежа используются довольно широко, например, при предоставлении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами (налоговые платежи, получение средств от финансовых органов), а также при погашении задолженности по заработной плате и другие. В этой функции деньги используются как наличные, так и безналичные.

В работе зарубежных авторов, нередко признается выполнение деньгами в обороте лишь одной функции – средство обращения вместо двух функций – средство обращения и средство платежа.

Деньги, непосредственно участвующие в обороте, в том числе в функции средства обращения и платежа образуют денежные накопления и выполняют функцию средство накопления. В состав денежных накоплений входит остатки наличных денег во вкладах у отдельных граждан, остатки денег на счетах в банках. Выполнение деньгами функции средство накопления является важной предпосылкой развития кредитных отношений, с помощью которых становится возможным использование временно свободных денежных средств, образующихся в различных звеньях экономики и у населения для предоставления их взаймы другим хозяйствующим субъектам и населению.

Функция мировых денег. Расширение товарного производства, интернационализация хозяйственных связей, возникновение мирового рынка явились предпосылкой появления функции мировых денег. Эта функция денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.

Читать еще:  Ип для торговли на рынке

Исследовательский проект на тему «Деньги»

Что такое деньги?

С самого детства меня привлекала дедушкина коллекция монет и купюр. И когда мой учитель объявил о начале работы классной научно-практической конференции, сомнений в выборе темы у меня не возникли. (Слайд 1)

Я решила выяснить знают ли мои сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое деньги?

С самого детства меня привлекала дедушкина коллекция монет и купюр. И когда мой учитель объявил о начале работы классной научно-практической конференции, сомнений в выборе темы у меня не возникли. (Слайд 1)

Я решила выяснить знают ли мои сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.

Объект моего исследования: экономика.

Предмет исследования: деньги.

Гипотеза: если ребенок будет обладать знаниями о деньгах, то сможет разумно ими распоряжаться.

Методы исследования: Анализ необходимой информации, наблюдение, опрос, сравнение.

Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение «нет денег» мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Причем не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода.

Цель исследования: выяснить сущность, функции и виды денег; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами.

Задачи исследования: 1. Познакомиться с историей возникновения денег; определить сущность, функцию и виды денег; выяснить, что такое семейный бюджет. 2. Проанализировать полученные в ходе исследования знания. 3. Сделать вывод о необходимости разумного использования денег.

Первым этапом моей работы было составление летописи денег. Я выяснила, что было такое время, когда люди совсем не знали денег. Они пользовались обменом. Например, за одного барана можно было получить 5 кувшинов, а за топор – три копья. Но это были неудобные деньги.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кувшину.

Я думаю, вам будет интересно узнать, что одними из первых денег были ракушки, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. Они были блестящие, прочные и маленькие.

Люди перепробовали немало «денег», пока не пришли к деньгам металлическим. Чтобы их нельзя было подделать их стали клеймить. Клеймо обозначало количество металла в слитке. Постепенно понадобилось отражать на слитке место изготовления – город, государство. А дальше появились изображения богов, князей, царей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми. Впоследствии чеканкой занимались мастера. Еще позже были сделаны специальные станки. Из-за того, что монеты были тяжелыми, люди начали их оставлять у купцов, которые давали расписки, этими расписками пользовались при покупке товаров. Первые бумажные деньги в России ввела Екатерина II, ее портрет был на купюре в 100 рублей. Эту купюру назвали «Катенькой».

Результатом проделанной работы на этом этапе стало представление полученной информации и коллекции денег на классной научно-практической конференции.

Сегодня люди рассчитываются за что-либо монетами, бумажными деньгами, чеками, кредитными карточками – которые также представляют деньги, а применяются, потому что ими удобно пользоваться.

Чтобы выяснить, знают ли учащиеся моего класса что такое деньги было проведено анкетирование, которое показало, что знания крайне малы. 22 из 27 опрошенных считают деньги бумажками или монетками для покупки необходимого.

Я выяснила что такое деньги:

Большой Энциклопедический словарь — «ДЕНЬГИ»

ДЕНЬГИ, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «ДЕНЬГИ»

деньги [деньги] мн. 1) а) Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. б) То или иное количество монет и бумажных знаков. в) Средства, предназначенные, отпускаемые для чего-л. г) разг. Плата за труд; зарплата. 2) Состояние, богатство; капитал.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова — «ДЕНЬГИ»

денег, деньгам-деньгам, ед. (истор.) деньга, деньги, и (простореч.) деньга, деньги, ж. (тюрк. tamga — клеймо, печать). 1. только мн. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Медные деньги. Заработал много денег. 2. только мн. Капитал, состояние, средства (разг.). Он теперь при больших деньгах. Ни за какие деньги не отдам. Время — деньги. Пословица. 3. только ед. деньга, деньги, собир. То же, что деньги (простореч.). Зашибать деньгу. У Павлинского всегда водилась вольная деньга. Салтыков-Щедрин. 4. деньга, деньги, ж. То же, что денежка в 1 знач. (истор.).

Читать еще:  Перспективы развития страхового рынка

Следующим этапом моей работы стал поиск ответа на вопрос

Откуда берутся деньги? Мама мне подсказала, что можно заработать, взять ссуду в банке, получить наследство или найти клад.

Дома был проведен опрос родственников и я узнала: папа и мама работают и получают за это заработную плату. Бабушка и дедушка работают и получают пенсию. Я не зарабатываю, потому что учусь. Папа сказал, что все деньги, которые получает наша семья, называются доходом или бюджетом семьи, но не одна семья не может обойтись без расходов, расходы бывают разные. У нас в семье расходы на продукты, бытовую технику, на машину, мебель, косметику, игрушки.

Мне стало интересно, а правильно ли мои сверстники расходуют деньги, которые дают им родители на карманные расходы?

Большинство ребят — 11 человек, деньги копят

9 человек тратят их на еду и сладости

Остальные предпочитают тратиться на хобби, игрушки, развлечения и другое.

Еще одним этапом в моей исследовательской работе стало анкетирование родителей нашего класса. Мне было интересно, как они относятся к экономической грамотности детей?

Так на вопрос «Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы ?» 18 из 23 респондентов ответили — Да, 2 человека — Нет, Трое затруднились с ответом.

Большинство родителей считают, что деньги можно доверить детям уже с 7 лет.

Мнение родителей разделились, когда был задан вопрос «На что должны тратить деньги дети?»

Большинство — 13 человек считают, что дети могут покупать еду и сладости, по 9 человек отдали свои голоса за варианты «хобби» и «откладывать на большую покупку», траты на «развлечения» и «игрушки» оказались на последнем месте

Но особенно меня интересовал вопрос «Кто должен учить детей обращаться с деньгами?

Большинство опрошенных ответило «Родители», второе место заняла «Школа», третье «Специальные ТВ программы и игры»

Возраст, с которого необходимо ввести курс экономической грамотности, нашими родителями был определен так:

1 место — 7-9 лет

2 место — 10-12 лет

3 место — 4-6 лет

4 место — 13-15 лет

Таким образом, наши родители признают необходимость получения нами — детьми экономических знаний уже с первого класса. Однако наши родственники не всегда имеют возможность рассказать нам подробно, что такое деньги, каковы их функции, виды, возможности. Не могут научить нас разумно тратить карманные деньги. В начальной школе нет такого предмета — «Экономика». Поэтому я решила предложить нашей учительнице помощь в создании такого курса.

Проанализировав информацию в сети Интернет, могу предложить несколько полезных ссылок на нужную детям информацию.

Слайд со ссылками

Тематику занятий, конечно определит педагог, но она может быть примерно такой:

1 класс «Что такое деньги?»

2 класс «Что откуда берется и сколько это стоит»

Итак в ходе исследования я выяснила, что:

— деньги — это не только средство платежа за товары и услуги.

— деньги можно заработать, оформить ссуду в банке, получить в наследство;

— у денег есть своя история – летопись;

— в каждой семье имеется семейный бюджет;

— правильно распоряжаться деньгами — нужно учиться.

А сейчас я предлагаю уважаемой аудитории проверить свои знания по экономике

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь.
(Товар)

На товаре быть должна
Обязательно.
(Цена)

Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой.
(Конкурент)

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким.
(Доход)

Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой.
(Вклад)

На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке.
(Проценты)

Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы.
(Ссуду)

И врачу, и акробату
Выдают за труд .
(зарплату)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам .
(продавцы)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт .
(кассир)

Молодцы, первый шаг на пути к экономической грамотности сделан.

Деньги — язык рынка

Автор: evgdex • Ноябрь 8, 2019 • Реферат • 1,939 Слов (8 Страниц) • 176 Просмотры

(Факультет среднего профессионального образования)

Рейтинговая работа реферат

по дисциплине Экономика

Деньги — язык рынка

Выполнена обучающейся группы БУХ 17-09

Соболевой Евгенией Алексеевной

Митерова Елена Валерьевна

Необходимость и сущность денег 4

Деньги как продукт исторического развития товарного производства 4

Основные функции денег 5

Основные виды денег 5

Понятие рынка и его функции 7

Основные элементы рынка 8

Сущность рыночных отношений. Закон спроса 9

Список литературы 12

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими за ресурсы, полученные ими от населения.

Правильно организованная и чётко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Поскольку деньги служат мерой стоимости товаров, вся экономическая наука без них была бы невозможна. Ведь именно с их помощью мы количественно сравниваем и измеряем стоимости различных по своей природе товаров и услуг.

Цель работы: узнать о том, как важны деньги в рынке, какое место они занимают в нем.

  1. Узнать об истории денег
  2. Рассмотреть понятия о рынке и деньгах
  3. Выявить то, как цены влияют на производство
  4. Исследовать то, какие факторы производства вызывают увеличение или уменьшение спроса

Объектом исследования являются деньги.

Читать еще:  Неполноценные деньги характеристика их видов

Необходимость и сущность денег

Деньги как продукт исторического развития товарного производства

Деньги — одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 — 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.

Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались — с переменным успехом — скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, — это и есть деньги. Действительно, деньги — это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Каковы же основные этапы истории развития денег?

Первый этап — появление денег с выполнением их функций случайными товарами; второй этап — закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным); третий этап — этап перехода к бумажным или кредитным деньгам; и последний четвертый этап — постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.

Сущность денег проявляется:

  1. Через всеобщую непосредственную обмениваемость
  2. Через самостоятельную меновую стоимость
  3. Через внешнюю вещную меру труда

Основные функции денег

Сущность денег проявляется наиболее полно в единстве их функций. Можно выделить следующие основные функции денег:

Деньги, как мера стоимости — деньги позволяют измерять стоимость товаров. В данном случае речь идет не столько о реальных, сколько об идеальных (представляемых мысленно) деньгах.

Деньги, как средство обращения — деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров.

Деньги, как средство накопления — деньги могут формировать богатство. При этом они изымаются из сферы обращения и превращаются в ценности (золото, недвижимость, ценные бумаги), способные сохранять покупательную способность в будущем, противостоя инфляции.

Сущность и функции денег

Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться. Сами деньги не дают никаких благ, они лишь средство для получения товаров и услуг. Деньги – это интернациональный язык рынка всего мира, он приводит в действие весь кругооборот ресурсов и товаров. Сущность, функции и роль денег во всемирном товарообороте оказывают огромное влияние на формирование и развитие экономики в целом и в отдельно взятых странах. Именно поэтому возникла необходимость тщательно изучить сущность функции и виды, такого гениального открытия, как деньги.

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

  • деньги являются мерой стоимости;
  • деньги являются средством платежа;
  • деньги являются средством обращения;
  • деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

Существует 3 основных вида денег:

Но сами деньги, их сущность, функции и виды постоянно эволюционируют, поэтому возникли современные виды денежных средств, такие как электронные деньги и кредитные карты.

Сущность и функции денег как единое понятие в экономике

Когда человечество выдумало деньги, их возникновение породило желание изучить их сущность и функции, потому что деньги начали активно развиваться и меняться с момента своего появления. Экономическая сущность и функции денег составляют основу рыночных отношений, а также экономики в целом во всем мире. Ниже мы подробнее рассмотрим влияние этих факторов на экономику:

  1. Сущность и функции денег видны при установлении цен на товары. В условиях рыночной экономики они (цены) формируются на основе стоимости самих товаров, учитываются показатели спроса, предложения, а также конкуренция. Благодаря этим показателям производители могут снижать цены на товар. Также большую роль деньги играют в процессе денежного оборота, при этом раскрываются функции денег как средства платежа и обращения. Покупатель контролирует цены и качество на рынке, покупая товары, тем самым заставляя производителей все время повышать качество продукции и снижать на нее цены.
  2. В различных рыночных условиях сущность, функции и роль денег постоянно меняются. В рыночной экономике значение денежных средств заметно увеличивается. Сфера их применения расширяется при приватизации недвижимости, включая предприятия и имущество.
  3. Экономика, изучив сущность и функции денег, имеет возможность определять суммарные издержки производства для каждой продукции, совокупный объем издержек, а также получать результаты производства, исходя из цен каждого вида продукции, объема и полученной прибыли.
  4. На хозяйственную деятельность предприятий и функционирование органов государства деньги оказывают огромное влияние. Они усиливают заинтересованность людей развивать и повышать эффективность производства, а знания в области сущности и функций денег позволяют рационально экономить ресурсы.
  5. Разумное использование знаний сущности, функций и роли денег в экономике, дают возможность не только пользоваться деньгами, но и согласовывать денежные доходы, расходы, что в результате приводит к экономному расходу средств. Важно использовать устойчивую валюту, т.к. на нее воздействие инфляции не велико.

Таким образом, сущность, формы и функции денег играют огромную роль в экономике каждой страны и в международных отношениях, они позволяют определить выгоды экспорта и импорта товаров и удобного расчета между странами (безналичный расчет кредитными деньгами).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector