Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элементы инфраструктуры рынка труда

Элементы инфраструктуры рынка труда

В соответствии с этими и вторыми функциями в инфраструктуре рынка работы можно выделить такие элементы:

— комплекс регулирования и гарантирование занятости: законы и нормативные акты, которые гарантируют гражданские права в сфере трудовой занятости;

— комплекс регулирования заработной платы (законы, соглашения, договоры, арбитраж и т.п.);

— комплекс регулирования компенсаций в связи с потерей или переменой работы, а также при переподготовке (законы и нормативные акты, которые регулируют компенсации при освобождении из работы, помощь по безработице, помощь на иждивенцев безработного, подъемные при переезде на новое место работы, стипендию при переобучении и т.п.);

пенсионная система, поскольку она имеет значительное влияние на экономическую активность работников передпенсиойнного возраста, на количество экономически активного населения за счет трудоспособных людей пенсионного возраста, которые могут или заниматься нанимаемой работой, или нет, в зависимости от размера пенсии и т.п.;

— комплекс регулирования условий работы (законы и нормативные акты, которые регулируют использование работы разных категорий работников вообще (например, несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов), и в частности в неблагоприятных для здоровья условиях;

— службы занятости и трудоустройство. Сюда прежде всего относится государственная служба занятости, а также многочисленные негосударственные посредники между работодателями и работниками на рынке работы (биржи работы, агентства по отбору персонала, агентства по трудоустройству, организации, которые предоставляют услуги из профориентации, консалтингу персонала, лизингу персонала и т.п.);

— система профессиональной подготовки и переобучение;

— объединение работников как выразители их интересов (прежде всего профсоюза);

— объединение работодателей как выразители их интересов;

— кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды содействия занятости.

Таким образом, многофункциональная и высокоэффективная инфраструктура — неотъемлемая характеристика цивилизованного рынка работы, показатель его развитости и критерий действенности. К сожалению, следует отметить, что в России такая инфраструктура в полном понимании пока что не создана.

Труд, как известно, является одним из основных факторов производства. Согласно экономической теории, труд — это вклад в процесс производства в виде физической и умственной энергии, которую затрачивает человек. Сам же человек является своего рода ресурсом труда. В рыночной экономике существует специальный термин – рынок труда. Он означает систему отношений, которые связаны с наймом и предложением ресурсов труда. И для того, чтобы понять особенности рынка труда, стоит начать с функций, которые он выполняет. Особенности функционирования рынка труда заключаются в ряде таких факторов:

согласование условий труда и цены между работодателями и работниками;

обеспечение работникам возможности получать средства к существованию;

стимулирование работодателей и работников;

обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям.

Основной функцией рыночных отношений является саморегулирование. Его элементы — спрос и предложение, а также конкуренция среди работодателей и работников. На рынке труда спрос это совокупность спроса на различные ресурсы работников труда страны вне зависимости от цены. Спрос зависит от уровня зарплаты, технического уровня производства, налоговой политики и ситуации в инвестиционной сфере. Предложение на рынке труда – это совокупность предложений ресурсов труда работников при любых ценах на труд. Предложение зависит от уровня заработной платы, внутренней и внешней миграции трудоспособного населения и демографической ситуации в стране. Что касается конкуренции, то если она возникает между работниками, это способствует повышению дисциплины труда, и заставляет работников постоянно совершенствовать свою квалификацию. Конкуренция между работодателями в свою очередь является стимулом для привлечения новой рабочей силы, повышения заработной платы и улучшения условий труда.

18 что такое предложение и спрос на рынке труда

Спрос и предложение труда

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Инфраструктура рынка труда

Совокупность государственных и коммерческих организаций, отвечающих за своевременную и качественную профессиональную подготовку трудоспособного населения, предоставление рабочих мест и выплату заработной платы.

Задача инфраструктуры — обеспечивать эффективное взаимодействие между работодателями и соискателями, улаживать конфликты согласно требованиям законодательства.

Инфраструктура рынка труда соблюдает интересы работодателей, соискателей (сотрудников), посредников (рекрутинговых агентств, служб занятости) и контролирующих органов (ПФР, служб социального страхования, профсоюзов). Наибольшее влияние на инфраструктуру рынка труда оказывает государственная служба занятости, отслеживающая спрос и предложение по всей стране.

Рынок труда относится к наиболее изменчивым и зависимым от внутренних факторов отраслям: уровень образования и дохода, приоритеты населения, средний возраст вступления в брак влияют на количество открытых вакансий и требования к соискателям. Занятость населения — один из ключевых факторов экономической стабильности в стране, поэтому инфраструктура рынка труда контролируется государством на всех уровнях.

Читать еще:  Что такое фондовые рынки

Элементы инфраструктуры

Взаимодействие частных лиц, государственных органов и работодателей обеспечивает ряд взаимосвязанных организаций, находящихся под управлением властных и коммерческих структур.

  • Государственные службы занятости населения — организации, гарантирующие трудоустройство, минимальную заработную плату, компенсации (в случае болезни, потери работы, декретного отпуска) и своевременные выплаты заработной платы. Биржи труда и центры занятости обеспечивают работой инвалидов, регистрируют граждан в случае потери работы, проводят опросы среди работодателей и соискателей, следят за исполнением государственных гарантий по содействию занятости населения.
  • Негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством населения — кадровые агентства, отраслевые ярмарки вакансий, отделы стажировок при коммерческих структурах. Такие организации стремятся в кратчайшие сроки найти подходящих кандидатов на открытые позиции, вовремя повышать квалификацию персонала, формировать кадровый резерв.
  • Общественные и социальные организации, отслеживающие состояние рынка труда — коллегии специалистов, профсоюзные организации, сообщества работников одной отрасли. Такие организации создают и внедряют стандарты квалификации, требования к соискателям и работодателям внутри отрасли, продвигают инициативы в надзорные органы. Например, коллегия адвокатов устанавливает единые стандарты правовой практики, ведет архив разбирательств.
  • Нормативно-правовая база и механизмы ее распространения — положения Трудового кодекса РФ, внутренняя корпоративная политика компаний, государственные квоты по найму сотрудников. Сведения о коммерческих и государственных программах в области трудоустройства публикуются на сайтах муниципальных органов, в социальных сетях, корпоративных информационных рассылках.

Развитая экономика в информационном обществе способствует развитию международных общественных организаций в сфере трудоустройства. Инфраструктура становится более гибкой и эффективной: появляются узкоспециализированные кадровые агентства для поиска сотрудников, работодатели предлагают расширенный социальный пакет, государственные программы внедряют постоянное повышение квалификации, проводят профориентационные мероприятия для студентов.

Инфраструктура рынка труда;

Рыночная экономика немыслима без специфических механизмов управления, в которых сочетается саморегуляция и государственное вмешательство в экономику. Институциональное обеспечение механизма регулирования рынка труда и других, связанных с ним рынков, достигается созданием разветвленной инфраструктуры, включающей целый набор элементов (институтов):

• комплекс регулирования заработной платы (законы и иные нормативные акты, соглашения, коллективные договоры, арбитраж и т.п.);

• комплекс регулирования компенсаций (пособий по безработице, подъемных при переездах к новому месту работы и жительства);

• структуры по рассмотрению трудовых споров;

• сеть касс и различных фондов;

• государственная служба занятости и трудоустройства, а также негосударственные рекрутерские агентства по набору персонала;

• биржи, информационные центры; профсоюзы; союзы работодателей;

• система профессиональной подготовки и переподготовки и т.п.

Это первичные элементы инфраструктуры рынка труда. Разумеется, этим проблема не исчерпывается. Несомненное отношение к инфраструктуре рынка труда имеют и институты, связанные с воспроизводством рабочих мест, их сохранением и развитием, а значит, с инвестиционными процессами, механизмами, обеспечивающими конкурентоспособность новых и модернизируемых рабочих мест и т.д.

Далее, чтобы быть действенным рычагом регулирования рынка, инфраструктура должна достигнуть необходимой степени развития. Требуется не просто наличие службы занятости, а достаточно развитая сеть ее учреждений, обеспечивающая реальную доступность пользования ее услугами не просто наличие законов о заработной плате и компенсациях, а нормативное урегулирование важнейших в данной сфере правоотношений, не допускающее, например, безнаказанности при невыплатах зарплат, пенсий, стипендий.

В последнее время усилился интерес к проблемам регулирования рынка тру да и в этой связи к научной разработке вопросов рыночной инфраструктуры. В научный оборот введено понятие «инфраструктура трудового посредничества» (ИТП), понимаемое как подсистема инфраструктуры рынка Труда. ИТП есть совокупность государственных и коммерческих служб, осуществляющих специальные виды деятельности и оказывающих услуги, способствующие выполнению рынком труда своей функции — согласования спроса и предложения на рабочую силу и направленные на развитие экономики и обеспечение трудовой деятельности индивидуума[16].

Состояние инфраструктуры данного рынка не должно допускать прорех, в силу которых не обеспечивается полный рыночный кругооборот в пределах именно данного рынка. Отсутствие каких-то элементов инфраструктуры может привести к тому, что процесс начался на одном рынке, но не получил завершения. В этом случае он, в частности, может начаться на рынке учебных услуг, а завершиться на другом, например, на рынке труда, где обнаруживается, что в силу тех или иных причин подготовленные работники столкнутся с трудностями при трудоустройстве. При этом вносится хаос в систему персонификации рисков и ответственности.

Формирование инфраструктуры рынков вплоть до возможно более полного наполнения ее всеми необходимыми институтами, а также совершенствование систем документирования непременное условие отработки механизма регулирования рыночного хозяйства.

Рынок труда: характерные черты, инфраструктура. Виды безработицы. Кривая Филлипса.

Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Читать еще:  Рынок форекс обучение

Рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (определению Международной организации труда).

Обычно понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» используют как тождественные. В строго научном плане труд и рабочая сила как понятия не тождественны, но взаимосвязаны. Под рабочей силой понимают потенциальные способности человека к труду, а под трудом — целесообразную человеческую деятельность (или функциональную способность человека к труду). Труд не может быть осуществлен без способности к труду, а последняя реализуется в процессе трудовой деятельности.

К рынку труда относится сфера обмена (купля-продажа) труда, сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.

Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи.

Инфраструктура рынка труда.

В условиях кризисного состояния экономики, потенциал саморегуляции, которым обладает рынок, в значительной мере снижается. Скомпенсировать это снижение, в том числе и в сфере занятости, можно только за счет усиления регулирующей роли государства. Функции основного регулятора при этом отводятся инфраструктуре рынка труда.

Задача инфраструктуры рынка труда состоит в том, чтобы подготовить работника и работодателя к контакту и взаимодействию между собой, оказать помощь в установлении контакта, всесторонне обеспечить взаимодействие. Как инструмент обслуживания субъектов рынка труда и отношений между ними, разнообразные звенья инфраструктуры рынка труда организуют также упорядочение трудовых перемещений, изучение конъюнктуры рынка труда, предложения рабочей силы и спроса на труд, учет незанятого и претендующего на работу населения, осуществления мер по социальной защите при вынужденной незанятости, по переобучению и содействию в трудоустройстве лицам способным к работе и ищущими ее.

Формирование инфраструктуры рынка труда является одним из признаков переживаемого экономикой переходного периода. Возникающие проблемы в экономике и формирование инфраструктуры рынка в целом и рынка труда, в частности, тесно взаимосвязаны. Можно с определенностью говорить, что переход к цивилизованным рыночным условиям хозяйствования в первую очередь зависит от формирования эффективно действующей инфраструктуры рынка. В решении этой проблемы важное место должно отводиться и созданию инфраструктуры рынка труда, как одного из основных элементов рыночной экономики.

Определение совокупности объектов включаемых в состав инфраструктуры рынка труда, является важной стороной в исследованиях по данному вопросу. Окончательных критериев отнесения тех или иных элементов к инфраструктуре рынка труда еще не выработано. На наш взгляд в качестве основного критерия отнесения объектов, действующих на рынке труда, к его инфраструктуре, необходимо рассматривать деятельность по трудоустройству граждан и по созданию условий, облегчающих это трудоустройство.

На основе такого подхода в число объектов инфраструктуры рынка труда могут быть отнесены

-министерство труда и социального развития, государственная служба занятости, Федеральный фонд занятости, их региональные подразделения и низовые службы;

-система учебных заведений по профессиональной подготовке, переподготовке н повышению квалификации работников;

-организации способствующие географической мобильности работников, в частности Федеральная миграционная служба;

-кадровые службы предприятий, организаций и учреждений;

-негосударственные коммерческие и некоммерческие структуры способствующие трудоустройству населения, профессиональной подготовке и переподготовке.

В числе основных функций которые выполняют объекты инфраструктуры рынка труда следует выделять:

-обеспечение взаимодействия работодателей и работников;

-оказание информационных услуг работникам и работодателям,

-сбор и анализ информации о рынке труда, прогнозирование его развития;

-обеспечение социальной поддержки незанятого населения и работников находящихся под угрозой потери работы;

-разработка и реализация специальных программ на рынке труда,

-организация подготовки и переподготовки работников;

-оказание содействия в создании условий для более эффективной работы предприятий.

В настоящее время на рынке труда идут активные процессы по формированию соответствующей его современному состоянию инфраструктуры. Однако развитая сеть объектов инфраструктуры еще не сложилась, о чем свидетельствует низкая степень охвата незанятого населения (по различным оценкам не более трети безработных обращается за помощью в службы занятости), низкий уровень информационных, консультационных, профориентационных услуг. В результате складывается ситуация несоответствия спроса и предложения на услуги инфраструктуры рынка труда. Эффективность функционирования инфраструктуры рынка труда будет во многом определять конечный результат проводимой государством политики на рынке труда.

В переходных условиях развития экономики важная роль должна отводится государственным объектам инфраструктуры рынка труда, что связывается с необходимостью общего укрепления экономических и социальных функций государства в этот период. Ожидающееся превращение, пока еще сохраняющей значительные масштабы, скрытой безработицы в открытую, массовое высвобождение работников может привести к значительному сужению возможностей самостоятельного поиска работы. В этих условиях произойдет значительное повышение объемов нагрузки на государственные объекты инфраструктуры рынка труда, так как только они в состоянии оказывать масштабную социальную поддержку незанятого населения. В силу этого особую актуальность приобретает скорейшее институциональное оформление государственных участников инфраструктуры рынка труда, предоставление им приоритетного развития в переходный период. Необходимость предоставления приоритета а развитии государственных объектов инфраструктуры рынка труда подтверждается теми преимуществами, которые они могут дать в переходный период:

Читать еще:  Характеристики целевого рынка

-наличие государственной поддержки и возможность разработки и реализации масштабных программ развития;

-предоставление материальной поддержки населения на период вынужденной незанятости:

-бесплатность предоставляемых услуг;

-доступность для населения на веек территории страны;

-оказание помощи всем категориям граждан;

-широкий круг выполняемых функций.

Очевидно, что политика на рынке труда должна быть поддержана разветвленной и хорошо организованной в техническом и методическом плане сервисной сетью. Роль государства и его объектов должна заключатся в координации развития всей инфраструктуры рынка труда, в проведении целенаправленной политики занятости.

Безработица и ее виды.

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Выделяют следующие виды безработицы:

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая— вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. Также, в экономике существует понятие «капкан безработицы», когда доходы человека, вне зависимости от того, трудится он или нет, разнятся незначительно (вследствие лишения прав, при поступлении на работу, на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала выплат значительных взносов страхования и тп.), что снижает интерес человека к началу трудовой деятельности.

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Фрикционная — во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Молодёжная безработица — среди группы лиц 18-25 лет.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Скрытая:

формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется[9].

наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

Кривая Филлипса.

Кривая филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.

Кейнсианская модель экономики показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом производства, следовательно уменьшением спроса на рабочую силу), либо инфляция (если экономика функционирует в состоянии полной занятости).

Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.

Кривая Филипса была построена А.У. Филлипсом на основе данных заработной платы и безработицы в Великобритании за 1861-1957 годы.

Следуя кривой Филлипса государство может выстроить свою экономическую политику. Государство с помощью стимулированиясовокупного спроса может увеличить инфляцию и снизить безработицу и наоборот.

Кривая Филипса была полностью верна до середины 70х годов. В этот период случилась стагнация (одновременный рост инфляции и безработицы), которую кривая филипса не смогла объяснить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector