Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фз о рынке цб действующая редакция

Обзор 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом новой редакции

В 1996 г. был принят ФЗ О рынке ценных бумаг. За это время он был существенно изменен. На данный момент действует редакция от 16 октября 2018 г. То есть последние изменения были внесены совсем недавно. Тем не менее ФЗ уже после этого перерабатывался и дополнялся. Новая его редакция вступает в силу с 21 декабря 2018 г. Это говорит и о важности для современного общества: регулирования сферы обращения акций, векселей, облигаций и других документов.

ФЗ о рынке ценных бумаг: базовые понятия

Под действие ФЗ о ценных бумагах РФ, согласно его первой главе, подпадают все отношения, которые имеют место при обращении и эмиссии бумаг. А также он регулирует деятельность участников рынка начиная с момента создания. В акте оговариваются особенности и правила их работы, способы и границы контроля, возможные санкции.

Вторая статья этого раздела, определяющая базовые термины, сохранится почти в действующей редакции:

  1. Эмиссионная бумага определяется как бумага (может быть и ценная бездокументарная), закрепляющая права, которые подлежат на рынке как удостоверению, так и уступке или осуществлению.
  2. Акция — именной ценный документ. Дает владельцу право на дивиденды, имущество организации, управление ею.
  3. Облигация дает право, как минимум на возврат её ценной номинальной стоимости. Но для этого необходимо соблюдение некоторых условий. Она также может принести доход на рынке в виде процентов или дисконта.
  4. В качестве эмитента ценного актива выступают юрлица, органы власти. На них возложены обязательства по осуществлению прав перед владельцами акций.
  5. Владелец — обладатель бумаг на основе собственности или других прав.
  6. Брокер — профучастник рынка. Деятельность его заключается в выполнении поручений клиентов по сделкам, согласно договоров.
  7. Обращение бумаг — сделки, в результате которых меняется владелец ценных бумаг.
  8. Именными бумагами признаются такие ценные документы, информация об обладателях которых доступна в виде специального реестра. Перепродажа, перераспределение их невозможны без идентификации хозяина. В отличие от них ценные документы на предъявителя не требуют открытости при обороте.
  9. Владелец ценных документарных бумаг идентифицируется по сертификату, ценных бездокументарных — по отметке в реестре.
  10. Размещение бумаг — отчуждение их эмитентом в рамках сделок. Ему должно предшествовать решение о выпуске. Этот документ содержит все данные, по которым устанавливаются закрепленные права.
  11. Эмиссия заключается в последовательных действиях по размещению бумаг.

Исходя из введения в ФЗ новой статьи (6.1) с 21 декабря 2018 г. будет скорректировано понятие о профессиональных участниках рынка. Ими будут признаваться юрлица, которые созданы в рамках ФЗ РФ и работают в границах, установленных статьями с третьей по пятую, седьмой и восьмой, а также новой статьей ФЗ.

Брокер и управляющий на рынке бумаг

С 21 декабря дополняются ст. 3 и ст. 5 федеральным законом О рынке ценных бумаг. Эти положения касаются непосредственной работы брокеров и общей деятельности по управлению бумагами. Главный императив здесь — обязанность профессионального игрока добросовестно подходить к поставленным клиентами задачам, реализовывать их строго поочерёдно и не отдавать предпочтение собственным дилерским операциям.

ФЗ о ценных бумагах устанавливает показательные рамки:

  1. При конфликте интересов игрока рынка с клиентом, если последний не был поставлен о нем в известность перед тем, как дать задачу, брокер обязан возместить заказчику потери. Формально этот пункт призван застраховать клиента на тот случай, если брокер попытается реализовать более выгодную именно для себя сделку с ценными активами. Но игрок в то же время может представлять интересы разных сторон.
  2. Деньги, которые оказываются в распоряжении игрока для сделок, как и полученные в их результате, должны помещаться на специальном счёте. Сам брокер должен вести учёт операций с бумагами на рынке и отчитываться перед заказчиками. Эти средства не могут быть взысканы по обязательствам профессионального игрока.
  3. Брокер не может пополнять своими деньгами спецсчёт, если только необходимость этого не возникает в связи с причинением на рынке бумаг ущерба клиенту. Зато он вправе предоставить заем для сделки с ценными активами, но только если имеется обеспечение. Условия такой операции с ценными бумагами оговариваются в договоре. Допускается взимание процентов.
  4. Убытки за ценные активы должен возмещать в случае возникновения конфликта интересов за свой счёт и управляющий. Ряд сделок на рынке ценных активов он может осуществлять только при проверке клиента на предмет обладания статусом квалифицированного инвестора.
  5. В случае нарушения предъявляемых к сделкам требований на управляющего возлагаются обязательства по желанию клиента или предписанию Центробанка продать задействованные бумаги и закрыть соответствующие договоры, возместить потери по ним, уплатить проценты. Клиент имеет право выдвигать претензии в течение года с момента получения отчёта.

Установки по деятельности профессиональных игроков рынка ценных инструментов дополняются положениями, касающимся договора доверительного управления. Для заключения его допускается право привлекать другое лицо — поверенного. Но ответственность за нарушения со стороны нового участника будет нести либо управляющий, либо брокер.

Декабрьские изменения 2018 года

Статьи 6.1. и 6.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в последней его редакции, которая будет действовать с 21 декабря 2018 г., вводятся впервые. Они отражают изменившиеся условия рынка, появление на нем новых официально признанных участников. В то же время нововведения призваны оградить от неправомерных действий законопослушных его игроков.

Инвестиционное консультирование

Нововведениями считаются так называемые инвестиционные консультации. Это услуги в части обращения бумаг, оформления договоров, относительно активов, имеющих признаки производных фининструментов. Они осуществляются в виде предоставления личных рекомендаций.

Новым игрокам и другим участникам рынка ценных инструментов нужно знать:

  1. Консультирование не является информацией об услугах, предоставляемая профессиональными игроками, фондами, банками, страховщиками, и их продуктах. Но это положение действует только если в информации нет индивидуальных рекомендаций.
  2. В качестве инвестсоветников рассматриваются исключительно юрлица и предприниматели, входящие в специализированные СРО. Советники должны быть зарегистрированы в едином реестре.
  3. Регламент реестра для рынка регулируется Центробанком. Он же ведёт перечень бумаг и операций, предоставляет сведения из него, организует общедоступность через обнародование данных во Всемирной Сети.
  4. Попасть в реестр можно, только выполнив установленные требования. Окончательное решение о включении либо об отказе во включении в список принадлежит Центробанку.

Банк РФ может исключать советников из перечня. Такое возможно в случае неоднократных нарушений установленных правил. Ранее подобная схема была запущена в сфере земельного кадастра и, видимо, оправдала себя. Советники при всем этом могут совмещать свою рыночную деятельность с другой.

Правила для советника

Советник обязан работать в интересах заказчика. Должен разумно действовать и, предоставлять добросовестные профильные услуги. Под ними подразумевается информация о доходах с ценных бумаг, на которые вправе рассчитывать клиент в конкретный период, о рисках. Профиль инвестора определяется Банком РФ.

Установленные в 39ФЗ «О рынке ЦБ» нововведениями правила таковы:

  1. Советник обязан запросить и получить у заказчика всю нужную для решения поставленной задачи информацию, но не обязан делать проверку данных.
  2. Если случится убыток, специалист несёт риски наряду с клиентом в пределах использования предоставленных им данных, но только когда они были достоверны. У опытного инвестора рынка ценных бумаг информацию о рисках можно не запрашивать.
  3. Если заказчик отказался предоставлять данные, советник не может дать личную рекомендацию по действиям с бумагами на рынке, которая в обязательном порядке включает описание бумаг и предполагаемых операций с ними, прогнозирование рисков, информацию о конфликте интересов.
  4. Если рекомендация даётся с использованием компьютерных программ (в том числе по интернету), то такие программы должны быть сертифицированы Центробанком.
Читать еще:  Особенности рынка знаний

С помощью нововведений в ФЗ, Правительство РФ пытается вывести из тени неофициальных игроков рынка ценных инструментов, дать шанс проявить себя новым участникам, но также и усилить контроль в этой сфере ценных бумаг.

Расширение прав Банка России

Изменения в ст. 42 и 44 ФЗ о РЦБ с декабря 2018 г. будут способствовать расширению на рынке прав Банка России. Именно эта организация вместе с Правительством РФ разрабатывает направления развития сферы, утверждает её стандарты, следит за соблюдением правил, в том числе и со стороны иностранных участников. Предполагается, что функции её будут увеличиваться и в дальнейшем.

Банку России вменяется:

  1. Устанавливать требования к обороту бумаг, нормы допуска их на рынок, отчётности эмитентов вплоть до обязательного раскрытия информации.
  2. Лицензировать все виды деятельности, связанные с этим сегментом рынка ценных активов.
  3. Аннулировать, приостанавливать эти разрешения при нарушениях со стороны их обладателей.
  4. Следить за формированием фонда компенсаций СРО и порядком выплат из него.
  5. Устанавливать стандарты работы с ценными бумагами для инвестфондов, страховых, пенсионных и УК.
  6. Контролировать соблюдение ФЗ участниками рынка.
  7. Исходя из задач по борьбе с отмыванием денег, полученных нелегитимно, контролировать проводки участников рынка.
  8. Устанавливать требования к сотрудникам профигроков, их опыту, организовывать экзамены и аккредитации, выдавать аттестаты соответствия, проводить экспертизы.
  9. Вести реестр участников, вносить изменения в него.
  10. Обращаться в суд с требованиями о ликвидации юрлиц, допускающих нарушения, применять к ним другие санкции.
  11. Надзирать за заявленными и реальными выпусками ценных активов.
  12. Устанавливать способы принятия рисков пропорционально объёмам обязательств по облигациям с залогом для первоначальных кредиторов, а также размер обеспечения.
  13. Следить за нормами достаточности собственных средств. Они должны быть привязаны к размеру операций.
  14. Противодействовать возникновению риска конфликта интересов.
  15. Подавать иски о банкротстве участников рынка.
  16. Опротестовывать сделки, которые имеют признаки недействительных.
  17. Выдвигать требования к продуктам и показателям, если от них зависит изменение цен, определённых договорами сторон.
  18. Организовывать аккредитацию специализированных информагентств, занимающихся раскрытием информации. Следить за соблюдением ими российского законодательства. Лишать их разрешений в случае недобросовестного исполнения обязанностей.

Положения ФЗ, будут меняться и в течение 2019 г. Очередные изменения могут коснуться иностранных участников рынка. Чтобы правильно ориентироваться на рынке, прежде чем скачать новую версию основного документа ФЗ о рынке ценных бумаг, следует убедиться в её соответствии текущему моменту.

А вы как считаете, в ФЗ-39 внесли полезные изменения?

Закон «О рынке ценных бумаг»

Рынок ценных бумаг — это экономический оборот акций и финансовые отношения между их владельцами. Другими словами, это финансовая часть рынка, на котором используются биржевые инструменты. Ценные бумаги — это один из видов финансовых инструментов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценная бумага — это документ стандартной формы и данных, который определяет имущественные права владельца. Передать или осуществить эти права можно, если иметь при себе хотя бы одну акцию. Статья 128 Гражданского кодекса гласит о том, что ценная бумага определяет гражданские права на движимое имущество.

Описание закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают при обращении ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также учитываются особенности обращения других акций, которые предусматриваются профессиональными участниками рынка.

Кроме того, настоящий Федеральный закон определяет правила, согласно которым организуются торги. Ценные бумаги допускаются к торгам в случае их учета. Учет производится на основании действующего Федерального закона. Биржа учитывает листинг после включения их в котировальные списки. Учет в подобных списках означает, что владельцев допускают к торгам.

Учет ценных бумаг осуществляется лишь после заключения договора с эмитентом.

Исключением являются случаи, в которых:

  • В соответствии с законом учет осуществляется федеральными государственными органами власти или Банком России;
  • Учет производится самим торговцем, если владельцем ценных бумаг является он сам;
  • Они не включаются в котировальные списки, если бумаги были зарегистрированы на ином торговом мероприятии;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года, а одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Последние изменения были внесены при последней редакции от 30 июня 2017 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Описывает отношения, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Глава 2 — Перечисляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • Глава 3 — Описывает допуск акций к торгам;
  • Глава 4 — Определяет основные положения об эмиссионных ценных бумагах;
  • Глава 5 — Определяет основное понятие эмиссии ;
  • Глава 6 — Описывает обращение ценных бумаг;
  • Глава 7 — Раскрывает информацию на рынке;
  • Глава 8 — Описывает, в каких целях можно использовать служебную информацию;
  • Глава 9 — Описывает правила рекламы на рынке, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • Глава 10 — Перечисляет основы регулирования рынка;
  • Глава 11 — Регулирует деятельность профессиональных участников на рынке;
  • Глава 12 — Перечисляет функции и полномочия банка России;
  • Глава 13 — Описывает саморегулирующую организацию в области финансового рынка.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, дата внесения изменений в законе при последней редакции 30 июня 2017 года. Были внесены поправки в двух статьях: статья 14 и статья 17.2.

Статья 14

В подпункте 1 статьи 14 настоящего закона было дополнено предложение « осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг или облигаций Банка России».

Статья 17.2

Ст 17.2 настоящего закона была дополнена пунктом 7. В нем говорится о том, что положения и правила действующей статьи не относятся к процедуре приобретения Банком России ценных бумаг по договорам репо.

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения при последней редакции не вносились. Тем не менее, в них содержится важная информация.

Статья 1

В ст 1 ФЗ «О Фондовом рынке» определяется предмет регулирования настоящего Федерального закона. Это отношения, которые возникают в случае обращения и эмиссии ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также в статье описывается, что могут участвовать другие акции, которые предусмотрены Федеральным законом.

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» описывает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.

Например:

Эмиссионная ценная бумага — это любая акция, которая характеризуется в следующих аспектах:

  • Учитывает имущественные и не имущественные права;
  • Имеет одинаковые сроки и объем для осуществления права. Время приобретения акции большой роли не играет;
  • Публикуется выпусками.

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая имеет одного владельца, он же акционер.

Облигация — эмиссионная акция. Согласно закону, ее владелец имеет право получить ее номинальную стоимость в любой момент. В некоторых случаях владелец может получить фиксированный процент от номинальной стоимости или другие имущественные права. Доход от облигации эквивалентен процентам от прибыли.

Читать еще:  Работа ценные бумаги

Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления, исполнительный орган государственной власти или другой организатор мероприятия. Он несет ответственность перед владельцем ценных бумаг или перед собой. Иными словами, он следит за тем, чтобы права, закрепленные за этими акциями, не нарушались.

Статья 8

В статье 8 ФЗ «О РЦБ» описывается работа по ведению учета собственников ценных бумаг.

В ходе проведения подобной работы вовлекаются несколько процессов:

  • Учет;
  • Контроль информации;
  • Хранение сведений.

Подобные работы должны проводиться исключительно юридическими лицами. Если лицо изъявляет желание заняться ведением реестра, оно переименовывается как держатель реестра. По просьбе эмитента держателем реестра может стать участник рынка ценных бумаг. Основное условие — иметь при себе лицензию, действие которой позволяет вести реестр. Возможны и другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Статья 30

Ст 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие «раскрытие информации». Иными словами, термин раскрытие информации означает доступность информации для всех заинтересованных лиц. Другими словами, в соответствии с законом раскрытая информация не требует привилегий для получения доступа. Если регистрируется проспект акций или российские депозитарные расписки, допуск к информации осуществляется на рынке.

Скачать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» включает в себя 13 глав и 53 статьи. Он определяет владельцев акций на финансовом рынке. Перечисляет особенности и права конкретных лиц, которые могут участвовать на торгах. Чтобы подробнее проанализировать основные аспекты, ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками законодательных положений, скачайте 39-ФЗ по ссылке.

Закон о рынке ценных бумаг в Российской Федерации

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом по ссылке:

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1, предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6, который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.
Читать еще:  Договор продвижения продукции на рынке

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Федеральный закон о рынке ценных бумаг: в 2019 году начали действовать новые правила

В 2018 году в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (далее — Закон) были внесены изменения и дополнения на основании Федерального закона от 27.12.2018 №514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг».

Нововведения начинают действовать с 28.12 2018 и с 01.01.2020. В 2019 году действуют следующие изменения.

Возможность учета прав и погашения без распоряжения

На основании п. 13.1 ст. 8.2 Закона держатели реестра и депозитарии получили возможность осуществления централизованного учёта прав на облигации, проводить операции по погашению ценных бумаг вне зависимости от наличия или отсутствия распоряжения (поручения) лица, на чье имя открыты лицевые счета или счета депо. В этом случае потребуется соблюсти обязательное условие — полностью исполнить все обязательства по облигациям и иным ценным бумагам.

Организованные торги и допуск к ним

В обновленный закон (п. 1.1, 2, 6 ст. 14 39-ФЗ) включены поправки в требования по организации торгов.

В процессе размещения путем открытой подписки могут быть допущены ценные бумаги в следующих случаях:

  • при наличии регистрации проспекта;
  • без регистрации: это может происходить в случаях, если ценные бумаги не включены в котировальные списки, а эмитент раскрывает информацию в соответствии с требованиями организатора торговли.

Банк России является регулятором листинга облигаций.

Эмиссионные ценные бумаги

В новой редакции 39-ФЗ был дополнен ст. 16.1 «Общие положения об эмиссионных ценных бумагах». Она регулирует определение данных документов, их размещение российскими эмитентами вне РФ, порядок выдачи разрешения Банка России для размещения таких бумаг.

Погашение облигаций до истечения срока действия

Если раньше владельцы облигаций имели право потребовать погасить их досрочно в условиях серьезных нарушений исполнения обязательств и в иных случаях, то в обновленном Законе ст. 17.1 (п. 1-5) наделила эмитента полномочиями по своему усмотрению исключить при выпуске данные пункты из оснований для дефолта. В этом случае владельцы облигаций не смогут из-за ухудшения условий обеспечения требовать их досрочного погашения.

Проспект бумаг и его регистрация

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона были сокращены ситуации, в которых обязательна подготовка и проведение регистрации проспекта выпускаемых бумаг.

Перестало иметь значение число лиц, пользующихся правом преимущественного приобретения ценных бумаг, в вопросе регистрации проспекта. Процедура не потребуется, когда ценные бумаги приобретают квалифицированные инвесторы и люди с правом преимущественного приобретения. Аналогична ситуация с акционерами эмитента.

Ранее существовал единственный вариант, когда регистрация проспекта не требовалась: если число приобретателей акций не превышало 500 человек.

Еще одно нововведение касается срока размещения облигаций: если со дня оформления проспекта до момента размещения прошло менее года, его регистрацию проводить не нужно.

Обеспечение третьими лицами

На основании п. 5, 6 ст. 27.2 Закона запрещается размещать облигации до того, как эмитент предоставит сведения о лице-обеспечителе, а также об условиях, на которых оно их обеспечивает. Запрет действует на случаи, когда регистрацию не сопровождает оформление проспекта.

Гаранты для обеспечения обязательств

Расширены правила поручительства по облигациям. По новому Закону (п. 2 ст. 27.5) его получили не только банки.

В случае если обеспечение происходит после размещения, необходимо провести регистрацию обременения до того, как будет изменено решение о выпуске облигаций.

Оплата уставного капитала перед выпуском

Все коммерческие организации, а также государственные, унитарные предприятия теперь обязаны оплатить уставной капитал до выпуска облигаций (ст. 27.5-4 Закона). Ранее это требование распространялось лишь на хозяйственные общества.

«Вечные» облигации

В новой редакции Закон был дополнен ст. 27.5-7. Она предусматривает возможность для организаций выпускать облигации без срока их погашения. Не указывать сроки погашения в решении разрешается хозяйственным обществам, которые:

  • ведут деятельность более 5 лет;
  • за это время у них не выявлялись значительные нарушения исполнения обязательств по облигациям;
  • в кредитном рейтинге компания получила наивысший уровень рейтинга.

Облигации, у которых отсутствует срок погашения, нельзя конвертировать в акции и прочие ценные бумаги.

Раскрытие информации

В п. 4 и 4.1 ст. 30 Закона внесли дополнения об обязанности раскрытия информации эмитентом. Это происходит в следующих случаях:

  • эмитент разместил ценные бумаги или зарегистрировал проспект (если это предусмотрено);
  • после регистрации проспекта, когда он не связан с размещением ценных бумаг.

Право сокрытия информации

Некоторые эмитенты получили право отказаться от публичного раскрытия информации на основании п. 6 ст. 30.1 Закона. Основанием для этого будет служить решение Правительства РФ.

Предмет договора репо

Список ценных бумаг, которые являются предметом договора репо, увеличился на основании п. 2 ст. 51.3 Закона. В него включили акции инвестиционных иностранных фондов и паи.

Иностранные эмитенты и их права

Ст. 51.1 (п. 8, 12, 14, 21 и 21.1) Закона устанавливает особенности и порядок, согласно которым, происходит размещение на территории РФ ценных бумаг иностранного эмитента.

В случае если ценные бумаги не были допущены к публичному размещению, осуществлять их регистрацию и направлять проспект ценных бумаг иностранным эмитентам не нужно.

До начала торгов биржа должна информировать участников о допущении или недопущении иностранных эмитентов к организованным торгам. Уведомление о допуске к публичному обращению эмитенту обязаны отправить не позже, чем на следующий день после начала торгов.

Кроме перечисленных выше статей, небольшие дополнения были внесены в следующие статьи Закона № 39-ФЗ: ст. ст. 3; 8.6-1; 8.9; 15.1; 15.2; 17.2; 27.3; 27.3-1; 27.5-5; 27.5-6; 27.6; 29.1; 29.7; 29.8.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector