Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование цен в условиях рынка

Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

  • непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
  • выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
  • от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
  • с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.

Государственное регулирование цен в определенной степени осуществлялось при рабовладельческом строе. Государство, в частности, регулировало цены на хлеб, рыбу, некоторые другие продукты. В период первоначального накопления капитала развитие рынка обусловило рост роли государства в управлении экономикой. Государство вводило высокие пошлины для защиты внутреннего рынка от иностранных товаров и предотвращения оттока денег за границу, проводило политику активного торгового баланса и завоевания внешних рынков, регулировало в законодательном порядке нормы ссудного процента и налогообложения и т.п., что влияло на уровень цен. Государственное регулирование цен осуществлялось также через механизм бюджетного, налогового и финансового регулирования. Практика доказала необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования не только в условиях деформированной экономики, но и в странах с развитой экономикой. В этих странах государство регулирует цены на более чем 40% созданной продукции.

Механизм государственного регулирования цен состоит из:

  • определения задач и целей,
  • изучения спроса на товар,
  • оценки средних издержек производства,
  • анализа поведения различных противодействующих сторон,
  • выбора метода ценообразования,
  • окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).

Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

  • обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,
  • покрытие общественно необходимых затрат производства,
  • стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,
  • обеспечение высокого жизненного уровня населения,
  • стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Реализации таких целей препятствуют диспропорции распределения доходов, монополизм экономики, колебания уровня безработицы и т.д. Поэтому государство пытается найти оптимальную пропорцию между централизацией и децентрализацией, между двумя формами регулирования цен – экономической (рыночной) и административной (осуществляемой на основании правительственных постановлений).

Различают два вида административного государственного регулирования: прямое и опосредованное.

Прямое регулирование – непосредственное установление нижней и верхней границ цен на важнейшие товары, которые формируют расходы на производство других видов товаров, например, на топливо, сырье, продукцию тяжелой промышленности и т.д. Методы прямого воздействия на цены – их замораживание, блокирование, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценах, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств, особенно сельского хозяйства. Субсидии составляют 7,1% валового внутреннего продукта отрасли во Франции, 12,7% – в ФРГ, 13,7% – в Австрии, 14,8% – в Ирландии, 17,7% – в Дании, 27,7% – в Великобритании, 32,4% – в Норвегии. Без таких субсидий сельское хозяйство стран Западной Европы пребывало бы в упадке. В США сложилась практика ежегодной разработки программ добровольного ограничения объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также программ закупки ее у фермеров по гарантированным ценам. Фермеры получают залоговые ссуды, чтобы на время низких цен они не выходили продукцией на рынки. Государство использует и такое средство прямого вмешательства в ценообразование, как гарантированные цены, обеспечивающие фермерам установленный уровень рентабельности. Непосредственно государство устанавливает цены на экспортную продукцию. Контроль за оптовыми ценами на основании расчета цен по методу полных затрат на производство также является прямым вмешательством в ценообразование.

Косвенное государственное регулирование цен осуществляется посредством:

  • эмиссии денег,
  • регулирования кредитных отношений вследствие удешевления банковского процента и возмещения платежей в счет основного долга,
  • регулирования налоговых ставок,
  • субвенций (государственных дотаций), которые зависят от выполнения обязательных условий, предусмотренных программой,
  • политики ускорения амортизации, направленной на приобретение более эффективной техники и технологии, при покупке которой разрешается списывать до 50% их стоимости в течение первого года, а остальные – в следующие два года.

Соотношение между прямым и косвенным государственным регулированием цен зависит от особенностей экономического развития страны, традиций и других факторов. В странах, придерживающихся политики экономического либерализма (США, Англия, Канада), государство ориентируется на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную формы регулирования. Прямое ценовое регулирование в них ограничено. В странах, осуществляющих политику экономического дирижизма (Франция, Япония, Южная Корея, Швеция), происходит в первую очередь влияние на денежное обращение и цены.

При разработке методологических проблем ценообразования следует учитывать условия различных типов рынка. Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой осуществляется на основании законодательства.

§ 3. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

Несмотря на то, что рыночный механизм является механизмом самонастройки и саморегулирования, он далек от совершенства. Существует множество случаев, когда общество в лице государства вынуждено вмешиваться в функционирование рынка и, в частности, в процесс ценообразования.

Ценовой механизм рынка распределяет товары и услуги в пользу тех, кто может заплатить, т. е. в соответствии с поку- 338

пательной способностью населения. При этом игнорируются потребности и интересы многих слоев населения, таких как дети, пожилые, инвалиды, безработные и многие другие. Если общество ставит цель обеспечить доступ к благам первой необходимости лиц с низкими доходами, то государство устанавливает так называемый потолок цен, т. е. максимальную границу цен. Очевидно, что такая наивысшая граница цены должна быть ниже равновесной цены рынка, иначе данная политика не будет иметь смысла. На рис. 11.13 показано, что линия максимально допустимой цены проходит ниже точки рыночного равновесия.

Читать еще:  Как начать торговать на фондовом рынке

Рис. 11.13. “Потолок цен”

Политика занижения цены, как было указано выше, преследует благие цели повышения уровня потребления лиц с низкими доходами. Такая политика активно проводилась советским государством. К сожалению, при этом возникают иные проблемы, которые делают данную модель распределения также весьма далекой от идеала. Как видно из рис. 11.13, при понижении цены потребители готовы купить большее количество продукта, однако производители стремятся сократить объем производства и предложения. Возникает недопроизводство, или дефицит товаров и услуг — явление, хорошо знакомое по советской экономике. В условиях дефицита начинают действовать иные механизмы распределения, как официальные, так и неофициальные.

К первым относится установление норм потребления на душу населения и введение различного рода карточек, талонов, купонов. Подобный вид распределения также не совершенен, поскольку не исключает перепродажу и обмен талонов. E официальному механизму относится также установление приоритетных групп, которым дефицитный товар или блага выделяется в первую очередь. Нет необходимости доказывать, что и это распределение порождает больше проблем, чем решений. Так, в советской экономике к первоочередникам относились инвалиды, многодетные семьи, больные туберкулезом, выдающиеся спортсмены, кавалеры высших государственных наград и др. При этом, поскольку действовало сразу несколько критериев первоочередности (количество детей, болезнь, заслуги перед обществом), невозможно было установить очередность среди первоочередников.

К неофициальным механизмам относились:

♦ очереди в магазинах, когда действовал принцип: кто пришел раньше, тот и получил товар;

♦ приобретение товара по знакомству;

♦ переплата за товар и возникновение черного рынка.

При всем несовершенстве политики максимально допустимых цен в определенной степени она является необходимым дополнением рыночного ценового механизма и применяется практически во всех государствах в виде контроля цен на товары первой необходимости. Ярким примером является регулирование цены на рис — основной продукт питания в столь высоко развитой стране, как Япония.

Государственная ценовая политика может устанавливать не только максимально допустимую цену, но и минимально допустимую цену. В данном случае преследуется цель поддержания производителей, а не потребителей. В первую очередь речь идет о производителях сельскохозяйственной продукции. Ценовая поддержка отечественных фермеров активно осуществляется правительствами США, стран Европейского союза и др. Смысл подобной политики состоит в установлении минимальной цены на зерно, молоко, мясо и пр. на уровне, превышающем рыночную равновесную цену (см. рис. 11.14).

Рис. 11.14. Минимально допустимая цена.

Подобное завышение цены позволяет фермерам компенсировать все издержки, выдержать конкуренцию с импортируемой продукцией, не разориться. В России подобная практика также была применена, хотя и с запозданием, осенью 2002 г., когда в связи с высоким урожаем зерновых цена на зерно стала стремительно падать, что грозило разорением множеству сельскохозяйственных предприятий. Вмешательство государства и введение минимальной цены приостановило этот процесс.

Как и в случае с максимальной ценой, минимальная цена также вызывает к жизни новые проблемы. Как видно из рис. 11.4, возникает эффект перепроизводства, или излишка продукции, который не может быть реализован через рыночный механизм. Не случайно, одним из условий поддержания выгодной для фермеров цены на зерно в США является сокращение фермерами возделываемых земель, сокращение производства зерна. Другие способы решения проблемы излишка состоят в государственных закупках этого излишка и создании государственных продовольственных резервов, в экспортировании излишков продукции. В крайних случаях применяется прямое уничтожение излишков продукции. Следует обратить внимание, что излишек является таковым только в рыночных координатах, поскольку существует проблема бедности и нищеты, недоедания и прямого голода. Эти проблемы не могут быть решены именно рыночным путем в связи с отсутствием необходимого платежеспособного спроса населения. Следовательно, решение этих проблем должно проводиться нерыночными путями.

Ценовой механизм рынка недостаточно эффективно решает и проблему распределения ресурсов между различными видами производства. Рынок направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, которые покупатели готовы оплатить и купить. Это не всегда рационально, с точки зрения общества. Так, часть покупателей в состоянии потратить несколько сотен долларов за обед в дорогом ресторане, тогда как многие не имеют обеда вообще. Еще Бернард Шоу, не будучи экономистом, обращал внимание на эту особенность рыночного механизма и говорил, что безнравственно тратить ресурсы на производство шампанского, когда произведено недостаточно молока для детей.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

В настоящее время политика цен является наряду с финансовой политикой одной из составляющих частей социально – экономической политики государства. Государственная политика цен направлена на повышение эффективности экономики, основанной на многообразии форм собственности, конкуренции самостоятельных товаропроизводителей. Она обеспечивает свободу хозяйственной деятельности и развитие предпринимательства.

Однако процесс ценообразования довольно противоречивый. Он включает в себя ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решать экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов. Поэтому возникает необходимость управления процессом ценообразования для устранения такого противостояния.

Какая именно политика цен проводится сегодня государством, на что она направлена и каково ее содержание?

Политика цен, осуществляемая государством, направлена на регулирование рыночного ценообразования. На такое их регулирование, что бы оперативно реагируя на изменения конъюнктуры, рыночные цены стимулировали те процессы, в которых больше всего заинтересовано общество.

Государственная политика цен должна быть направлена на обеспечение эквивалентности обмена между отраслями хозяйства страны и, прежде всего – между промышленностью и сельским хозяйством. При этом важно учитывать эквивалентность обмена при реализации продукции промышленности и сельского хозяйства, специфику – сезонный характер сельскохозяйственного производства и влияние инфляционного фактора.

Читать еще:  Теория брачного рынка беккер

Одной из причин роста цен сельскохозяйственной продукции является наличие множества посредников между производителем и потребителем, которые накручивают цены. Все участники канала товародвижения стремятся максимизировать прибыль. Это отражается на цене товара. Сам же производитель вынужден реализовывать сельскохозяйственную продукцию по крайне низкой цене.

Зарубежный опыт показывает, что государство в лице торгово-закупочных компаний гарантирует фермерам приобретение определенного количества их продукции по фиксированным ценам. В случае падения цен на рынке, гарантированные государством цены обеспечат им возмещение производственных издержек и необходимую прибыль.

Государственная политика цен предполагает обеспечение увязки внутренних цен с уровнем мировых, в том числе и ориентируясь на будущее вступление в ВТО. В последние годы в России проводятся мероприятия по приближению уровня и соотношений внутренних цен к уровню и соотношениям мировых.

В настоящее время важным направлением государственной политики цен является противодействие тенденциям отдельных производителей необоснованно поднять цены на свою продукцию. Принятый в Российской Федерации Закон от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был направлен на пресечение монополизма, создание условий для развития предпринимательской деятельности, проявление гибкости в установлении цен.

Важнейшим показателем соответствия осуществляемых в экономике преобразований их конечным социально – экономическим целям является динамика цен.

Изменение динамики цен рассмотрим на примере экономики Алтайского края.

Изменение цен по секторам экономики

в Алтайском крае в 2000-2002 гг., в %.

Из анализа фактических данных динамики цен Алтайского края в 2000-2002 гг. прослеживается значительный разрыв между топливно-сырьевыми и конечными отраслями по показателям ценовой динамики. По данным Алтайского Госкомстата, на фоне роста цен производителей промышленной продукции на 31,4 % в 2000 г., 13,9 % в 2001 г., 13,8 % в 2002 г, повышение отпускных цен в электроэнергетике составило 43%, 39,7 % и 44,1 % соответственно (табл. 7.1)

После повышения цен на продукцию топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей, увеличения транспортных тарифов, остальные отрасли пытаются сократить разрыв в ценах, чтобы добиться роста доходов, а, следовательно, покрытия собственных затрат и получения прибыли, и, тем самым, ими запускается механизм роста цен. Региональная энергетическая комиссия добивается некоторого ограничения цен естественных монополий, однако затем они опять выходят в лидеры ценовой динамики.

В рамках осуществляемого реформирования в 2004 г. введены новые ставки тарифов на весь цикл продажи электроэнергии российским потребителям – размер абонентской платы, на услуги по транспортировке электроэнергии, диспетчерское управление, продажу электроэнергии с оптового рынка. Решением ФЭК ограничен рост тарифов на электроэнергию в 2004 году до 13 %, для населения – до 16 %.

Индекс потребительских цен в Алтайском крае увеличился на 22,6% в 2000 г., 19,4% в 2001 г., 13,1% в 2002 г. в связи с ростом цен на электроэнергию. Для сравнения, индекс прироста потребительских цен в России составил 20,2% в 2000 г., 18,6% в 2001 г. и 15,1% в 2002 г..

Анализ динамики цен в потребительском секторе Алтайского края показал, что наибольший прирост потребительских цен достигнут за счет удорожания платных услуг, оказываемых населению, 30,2 % в 2000 г., 53% в 2001 г., 29,2 % в 2002 г. (см. табл. 7.1). В результате в крае в течение последних трех лет существенно увеличилась стоимость жилищно-коммунальных услуг, оплата за газ, электроэнергию.

Важным направлением проводимой государственной политики цен является обеспечение необходимых соотношений между динамикой цен и динамикой денежных доходов населения, создание надежных гарантий для поддержания необходимого уровня жизни населения, особенно малообеспеченных граждан, которое сдерживается необеспеченными (дотационными) региональными и муниципальными бюджетами. При дефицитах бюджетов, как правило, урезаются менее защищенные расходные социальные статьи.

Во многих странах осуществляется поиск механизмов защиты жизненного уровня населения. Был изобретен и действует механизм индексации доходов населения. Применение такого механизма было бы целесообразным и в условиях нашей страны.

Высокий уровень инфляции, приводящий к росту цен, автоматически повышает сбор налогов, особенно косвенных, а значит, и доходы бюджета. Однако бюджетные расходы коррекции на рост цен не подвергаются. Могут лишь увеличиться затраты на обслуживание внешнего долга. Таким образом, доходы бюджета растут, а расходы стабильны. Для укрепления бюджета ситуация является идеальной. А с позиции работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов, денежные доходы которых в значительной мере съедаются инфляцией, ситуация достаточно сложная

Одной из мер, направленных на поддержание минимального уровня жизни населения, развитие убыточных регионов, отраслей, является система предоставления дотаций.

Государственное регулирование цен включает в себя механизм дотаций, позволяющий снизить цену на товар или услугу для определенных категорий населения или поддержать жизненно важные убыточные отрасли.

Многие страны ЕЭС дотируют производство тех или иных видов сельскохозяйственной продукции, а государственная помощь судостроительным фирмам Франции и ФРГ достигает 15 – 30% контрактных цен

В российской экономике дотации предоставляются для поддержания жизнеобеспечивающих отраслей – топливной промышленности, железнодорожного транспорта, электроэнергетики, ЖКХ. Попытки сделать эти отрасли рентабельными наталкиваются на отсутствие равновесных цен, что требует их постоянного повышения, вызывающего рост издержек во всей экономике. Вместе с тем ликвидировать убыточные отрасли, как того требует рынок, невозможно в силу их жизненной необходимости.

Изменить ситуацию возможно тремя способами: технологической модернизацией производства, ликвидацией убыточных производств и заменой их продукции импортом, субсидированием отдельных производств и установлением на их продукцию дифференцированных цен. Применение первого способа, независимо от форм собственности, ограничивается инвестиционными и технологическими возможностями; второго – социальными последствиями и экспортно-импортными возможностями; третий предполагает усиление государственного регулирования экономики. Ни первый, ни второй вариант в сложившихся условиях пока не могут быть реализованы. Поэтому без государственного вмешательства в процесс функционирования комплекса жизнеобеспечивающих отраслей не обойтись. Такое вмешательство сегодня является главным приоритетом экономической политики государства.

Читать еще:  Принципы формирования рынка

В программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы) подчеркивается, что основным направлением государственной ценовой политики в 2003-2005 годах будет совершенствование государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ближайшие три года намечено реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики — это система типовых мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер. Их проводят в жизнь правомочные государственные учреждения и общественные организации для того, чтобы стабилизировать или приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям рынка.

Цели государственного регулирования цен

Регулирование цен со стороны государственных органов должно производиться для осуществления следующих целей:

  • Преодолеть инфляционные ожидания производителей;
  • Обеспечить относительную стабильность цен;
  • Создать систему льгот и преференций для российских производителей продукции;
  • Использовать государственное предпринимательство с целью роста производства определенных видов продукции и воздействия на уровень цен;
  • Оказать поддержку отечественным предприятиям, в частности экспортерам конкурентоспособных товаров на мировых рынках;
  • Обеспечить финансовую помощью в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетной и льготной банковской ссуды с целью поддержки требуемого уровня цен по отдельным видам продукции (услуг), а также по отдельным производствам и отраслям;
  • Стимулировать экономический рост и содействовать прогрессивному сдвигу в структуре экономики;
  • Поддержать беднейшие слои населения и др.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Необходимость вмешательства государственных структур в процессы ценообразования основана на том, что свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует безопасность и справедливость.

Способы регулирования цен со стороны государства

Все способы регулирования цен государством делятся условно на прямые и косвенные (директивные и экономические).

В состав способов директивного (прямого) регулирования ценообразования можно включить установку фиксированных цен. Так, в любой стране приняты фиксированные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.

Еще один способ директивного воздействия состоит в установке предельных (максимальных и минимальных) цен.

Примером установления предельных цен может быть сфера электроэнергетики, так в стране устанавливаются предельные уровни тарифов на оплату энергии, которую потребляет население. Еще один пример — это минимальные цены на водку, ликероводочные и другие алкогольные изделия крепостью более 28 градусов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государство действует на цены с помощью формирования базовых цен и установления предельных коэффициентов их изменение. Такую систему в частности используют при расчете тарифов на услуги связи. Установка всех коэффициентов происходит дифференцированно в соответствии с: видами услуг, категориями потребителей, временем суток, днями недели, способами обслуживания и др.

Органы государства используют и способ индексации цен. Например, такое ценообразование широко применяется в процессе регулирования тарифов на железнодорожные перевозки грузов.

Есть еще несколько способов регулирования цен со стороны государства:

  • Формирование предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (таким образом, например, происходит регулирование торговых надбавок к ценам на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты);
  • Установка предельного уровня рентабельности (примером может быть расчет ставок оплаты за пользование вагонами и контейнерами, который осуществляется при учете обеспечения 25 % уровня рентабельности грузовых перевозок);
  • Установление гарантированных цен (так, предусмотрена возможность использовать гарантированные закупочные цены в случае реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству).

Результаты государственного регулирования цен

Вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование часто можно свести к принудительной установке цены на уровне ниже, чем рыночное равновесие спроса и предложения. В качестве объяснения подобного вмешательства выступают, в первую очередь, социальные проблемы, включая ограниченный доступ к потребительским благам или ресурсам, неравенство в доходах и др. Тем не менее, история показала, что еще никогда не удалось решить хотя бы одну из данных проблем с помощью вмешательства государства в механизм ценообразования.

Результаты контроля цен могут быть различными, но все они, особенно, которые применяются долгое время, имеют отрицательный эффект в экономической и социальной сфере. Последствия выражаются товарным дефицитом, нехваткой и недопроизводством продукции. Все эти факторы негативно отражаются на обществе в целом.

Государство не раз пыталось решить проблему бедных слоев общества и защитить их путем установления принудительно низких цен. Тем не менее, вопрос не был решен, так как недопроизводство и дефицитность стали «уводить» имеющуюся продукцию в теневой (спекулятивный) сектор.

Установка низких цен принудительным методом приводит к возникновению теневых рынков, в которых дефицитная продукция реализуется по более высоким ценам, что обусловлено спекулятивной надбавкой. Для социально незащищенных групп данная продукция и цены становятся еще более недоступными, при этом количество неплатежеспособных граждан растет.

Контроль цен способен вести также к сокращению производства, возникновению теневой экономики в разных областях. Как известно, особенность теневых структур заключается в их «неуловимости», в особенности для официального налогообложения со стороны государства. По этой причине такие субъекты сокращают реальную возможность социальной защиты граждан и бюджетных отраслей, так как не платят налоги.

В качестве наиболее очевидных последствий разрушенного равновесия цен выступают очереди покупателей за дефицитными товарами, социальная напряженность и общественное недовольство правительственной политикой. Здесь необходимо принятие таких мер, как рационирование и нормирование потребления недостающей продукции, ее распределение по талонам (специальным карточкам) и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector