Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как субъект рынка

Экономические субъекты рыночной экономики

К субъектам принято относить основные действующие лица при принятии решений, либо лица, осуществляющие деятельность. К объекту относим то, на что направлены действия субъектов с целью изменения их состояния.

Субъекты рыночной экономики – понятие

Рыночной называют такую модель экономического развития, которой присущи свобода частной собственности, конкуренция между производителями, свободный доступ для входа в отрасль, децентрализация и отсутствие монополии государства как главного регулятора. Субъекты рыночной экономики (СРЭ) осуществляют экономическую деятельность, планируют и организовывают процесс производства и принимают решения.

К субъектам относят:

Домохозяйства как субъект рыночной экономики

Данный субъект предполагает объединение физических лиц, проживающих вместе и совместно принимающих бюджет и решения о его формировании. Данному СРЭ присущи следующие признаки:

  • принятие общих решений субъектов, вне зависимости от количества входящих в него членов;
  • каждый из данных субъектов наделен определенными ресурсами и самостоятельно ими распоряжается: продает, потребляет;
  • целью деятельности данного субъекта не является получение дохода. Каждое домохозяйство имеет перечень своих потребностей и имеет в распоряжении ресурсы, а цель его – распорядиться этим так, чтобы максимально полезно использовать ресурсы для закрытия своих потребностей.

Организация как субъект рыночной экономики

Любая организация существует с целью получения максимального дохода в рыночной экономике. Организация занимается производством продукции, которую затем реализует, и разница между издержками производства и стоимостью, по которой реализован товар, и является доходом организации. В своей деятельности организация использует ресурсы, представленные домохозяйствами.

За счет платы за ресурс домохозяйство удовлетворяет свои потребности. Организации же после покупки ресурсов производят товар, который реализуется для потребителя. Причем, домохозяйство и является уже потребителем готового продукта. А организация за счет полученного дохода покупает дополнительное количество ресурса.

Совокупность действий субъектов организовывает денежный поток. При построении денежного потока, исходим из того, что все СРЭ действуют рационально, то есть их действия направлены на получение наилучшего результата с учетом действующих ограничений.

Государство как субъект рыночной экономики

В рыночной модели экономического развития государству представлена особая роль: оно не выступает жестким регулятором и ценообразователем, как при административной модели. Оно обеспечивает контрольную функцию с помощью действий государственных органов управления. Также государство может выступать краткосрочно регулятором в случае резкой дестабилизации экономической системы при колебаниях рынка.

Государство ответственно за общественно полезные блага, сферы и отрасли, неприбыльные для частного бизнеса.

На государство возлагаются такие функции, как:

  • обеспечение правового поля для функционирования всех субъектов в экономической системе;
  • эмиссия денежных средств;
  • проведение налоговой и фискальной политики;
  • создание антимонопольного законодательства, контроль за деятельностью монополий;
  • общественно полезные блага: доступность, производство;
  • внешнеэкономическая политика;
  • обеспечение безопасной среды функционирования всех субъектов.

Согласно теоретической модели рыночной экономики, для того, чтобы государство не выступало регулятором, следует:

  • Законодательно выделить, закрепить и обеспечить четкое соблюдение, контроль за неприкосновенностью права собственности.
  • При четком выделении права собственности отказов рынка не возникает ни в каких областях.
  • Первоочередное значение следует придавать транзакционным издержкам.
  • Вмешательство государства имеет смысл, только если ожидаемая польза от вмешательства будет больше понесенных затрат.

Также данная модель четко выделяет общественные блага, за которые субъект не платит напрямую, но все равно потребляет: безопасность, госуправление и прочие. При этом, для покрытия издержек на их создание, существует система налогообложения.

Государство как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.
1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х гг. сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейнсианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий — наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

  • налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  • трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;
  • правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
Читать еще:  Венчурный рынок что это

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

§ 4. Государство как субъект рыночной системы хозяйствования. Государственный сектор в экономике

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей Бюджетные организации, которые представляют государство, имеют своей целью не получение прибыли, а реализацию функции государственного регулирования экономики»

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем.

Государственное регулирование включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное.

Бюджетно-налоговое регулирование предполагает сведение доходной и расходной частей бюджета иногда с избытком, чтобы препятствовать ‘»перегреву” экономики, а иногда с дефицитом, чтобы стимулировать экономический рост в стране. Дефицитное финансирование питает инфляцию, поэтому правительство стремится к сбалансированию бюджета»

Кредитно-денежное регулирование включает изменение ставок процента, операции на «»открытом рынке”, изменение нормы обязательных банковских резервов. Осуществляется эта форма регулирования при участии банков.

Банк — это еще один из многих рыночных субъектов, представляющий собой финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой ДЛЯ нормального функционирования экономики.

Административное регулирование в рыночном экономике осуществляется с помощью таких мер, как принудительное картелирование, необходимость получения разрешений на открытие предприятий И ДР-

E настоящее время в поведении большинства государств наблюдается тенденция более умеренного государственного вмешательства в экономические процессы- В США происходит серьезная переориентация регулирования на цели долгосрочного развития — “инвестирование в будущее Аыери- гиб а именно в инсораструктуру, “человеческий капитал’’, охрану природы и т д. Во Франции приоритетным направлением государственного регулирования является развитие культуры, образования и профессиональной подготовки, а с 1990 г и жилищное строительство, В России в бюджетном регулировании акпент переносится к гражданским: от краткосрочных к долгосрочным программам.

Экономические цели (или оценочные суждения), которые преследует государство в современной рыночной системе хозяйствования, и продета ваяющие собой общее твеьтные цели, сформулированы в большинстве западных учебников по экономической теории, И>: можно представить в виде табл. 8 3

Экономические цели современного государства

♦ Экономический рост предполагает увеличение объе-/ мов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

♦ Экономическая эффективность требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

Парето-эффективностъ — состояние экономики, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

♦ Полная занятость трудоспособного населения позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

♦ Стабильный уровень цен необходим в связи с тем, что серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, создает напряженность, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляцию и дефляцию, которых крайне важно избегать.

♦ Экономическая свобода означает, что предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

♦ Справедливое распределение доходов. О позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип “На равный капитал — равная прибыль” действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

♦ Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронические больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

♦ Торговый баланс предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, а также баланс международных финансовых сделок.

Перечень (табл. 8.3) можно дополнить и другими целями, например, такими, как улучшение охраны окружающей среды и т. д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разрабатывать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства.

Перечисленные в табл. 8.3 цели признаются широкой общественностью, но далеко не всеми экономистами. Так, по Дж. Гэлбрейту, целью, планирующей систему общества, в которой доминируют крупные фирмы, является рост фирмы, ибо только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяются:

♦ защитные цели, включающие защиту интересов фирмы от конкуренции, защиту достижения наибольших доходов, прибыли, заработной платы;

♦ положительные цели, предполагающие определенные финансовые успехи, повышение по службе, улучшение условий труда и т. д;

♦ сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы рост фирмы;

♦ демонстрация из года в год стабильности или, еще лучше, роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положение фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие;

Ф технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.

Таким образом, Дж. Гэлбрейт, в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства провозглашается для всех максимизация прибыли, считает допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, влиятельности, структуры и квалификации работников. В то же время главной целью цивилизованного общества он признает экономический рост.

Помимо участия в экономике в качестве регулирующей силы, государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х гг. XX в. — 1—2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии — 26%, Франции — 20%, Швеции —■ 14%, Италии — 12%). В США 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняются размахом деятельности и силой крупных фирм.

Читать еще:  Повышение золотого содержания или валютного курса

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равным нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании — это прежде всего совокупность государственных предприятий.

В последние 30—40 лет возникло новое явление — формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название “третий”, т. е. не частный и не государственный.

E началу 70-х гг. XX в. издержки стратегии развития экономики стран с доминирующей ролью государства стали очевидными. Несостоятельность государственных компаний, слабость государственных институтов, сокращение доходов в результате разразившегося в мире нефтяного и валютного кризисов, раздутые расходы государственных учреждений, финансирование убыточных предприятий, сокращение до критической отметки жизненно важных программ в областях образования, здравоохранения и т. д. — все это побудило ряд стран Африки, Латинской Америки, Азии, Европы, бывшего Советского Союза перейти от модели развития с доминирующей ролью государства в экономике к модели ми- нимистической роли государства.

Таковы субъекты рыночной экономики, анализу объектов рыночной системы хозяйствования посвящается следующая глава учебника.

Государство как субъект рыночных отношений

В данном параграфе мы рассмотрим роль государства в экономической жизни общества, его функции и характеристики.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки. Функция государства как ведущего субъекта экономи­ческой политики заключается в том, чтобы оно — на осно­вании своей власти — могло связывать между собой инте­ресы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

По мнению авторов сайта Studentnet.ru[9], государство как рыночный субъект характеризуется тремя признаками.

1. Регулирующий субъект. Роль государства в меха­низме рыночной экономики — основная проблема совре­менной экономической теории.

2. Внерыночное происхождение государственного дохода. «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет ко­торого осуществляются расходы. Следовательно, государ­ство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость состоит в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государ­ства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «пер­вичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать го­сударство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (на­ряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятель­ный элемент, не особое слагаемое общественного до­хода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот по­чему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, так как их до­ходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3. Императивный статус государства. Государ­ство — единственный субъект в рыночной экономике, тре­бования которого обязательны для всех негосударствен­ных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи».

Как говорит Камаев В.Д.[10], государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию – быть организатором всех социальных и экономических отношений. Конечно, определенные общественные потребности могут быть реализованы негосударственными гражданскими объединениями и иными структурами, но такая возможность весьма ограничена и не может носить всеобъемлющий характер на государственном уровне. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, то есть выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др. Государство выступает продавцом и покупателем разнообразных объектов, являясь при этом собственником средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.

Государственная собственность проявилась со времени зарождения самого государства. В разных странах имеются различные виды государственной собственности, которые отличаются по историческому происхождению, источникам формирования, способам огосударствления, характеру управления, правовому статусу, роли в экономике. В России после 1917г. государственная собственность была законно закреплена советской властью и получила статус общенародной.

В своей основе государственная собственность является формой общественной собственности. Общенародный характер государственная собственность принимает не потому, что она принадлежит всем, а потому, что она призвана использоваться в интересах всего общества и под его контролем. Состоит она в основном из объектов и предприятий, созданных многими поколениями народов и данной территориальной общностью людей, за счет доходов от продажи и хозяйственного использования общественных природных ресурсов, имущества государственных предприятий и хозяйственных организаций, за счет обязательных и добровольных платежей населения и субъектов.

Средства производства и ресурсы, принадлежащие государству, используются для реализации общегосударственных интересов. Но в настоящее время, в условиях свободы предпринимательства, в том числе государственного, место, роль и функции государственной собственности требуют критического пересмотра.

Читать еще:  Развитие фондового рынка ценных бумаг

Поскольку государственное имущество и его использование может реализовывать не только государственные интересы, чрезвычайно важно обеспечение таких условий, когда макроэкономическая система, включая встроенные в нее институты государственного регулирования, функционирует строго в общенациональных интересах. Важным направлением в условиях предпринимательства должно быть и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за наиболее эффективное решение вопросов распоряжения, владения и пользования конкретными объектами собственности.

Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, институциональных преобразований, достижении сбалансированности между экономической и социальной справедливостью и так далее. Государство, тем самым, выполняет ряд предназначенных ему функций: регулирующей, перераспределительной, контрольной и социальной. Регулирующая функция, обусловлена тем, что государство реализует экономическую политику через институциональную систему, государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора. Для реализации перераспределительной функции решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Механизмами этой функции служат государственные системы. Контрольная функция государства проявляется в том, что оно через органы государственного контроля и другие институциональные системы обеспечивает контроль текущих и прогнозируемых программ и проектов, определяет условия предпринимательской деятельности, задает параметры экономического роста и т.д. Механизмами реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений, льгот, выбор приоритетов экономического развития общества. И последняя, социальная функция, заключается в поддержании социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства, а механизмом реализации служат различные социальные и экономические программы на всех уровнях.

Законодательно государство устанавливает общие нормы и правила хозяйствования, формирует организационно-функциональный механизм регулирования экономики, выполняет определенные полномочия, предполагающие принятие и осуществление решений по хозяйственным вопросам, управляет общественной собственностью и общественным сектором.

В экономических отношениях, представляющих собой фактическое распоряжение и использование благ в интересах определенного субъекта, государство в определенных условиях и является таким субъектом. В этой роли оно выступает в отношениях присвоения, распоряжения и контроля относительно имущества, которое принято называть государственной собственностью.

С позиции права субъектами государственной собственности не могут непосредственно являться конкретные физические лица. В этом состоит основная и характерная черта государственной собственности любого уровня. Субъектами ее присвоения признаются государственные (либо муниципальные) органы, а народ, выступающий в целом как собственник частей национального богатства страны, делегирует представительным и исполнительным органам государственной власти соответствующего уровня функции по управлению данной собственностью.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлющее, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.

В.Д. Камаев[11] пишет: «Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи».

Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.

Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним В.Д. Камаев[12] относит:

1.законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;

2.защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

3.гарантия приоритетных личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

4.использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;

5.осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

6.поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.)

Как пишет А.И. Попов[13], общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

• при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

• государственное предпринимательство должно не кон­курировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игно­рирование этого принципа способно привести к искусст­венному доминированию, государственных предприятий над частными;

• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

• государственное вмешательство в рыночные процес­сы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;

• особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных эко­номических отношений (экспортно-импортные операции международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика яв­ляется «государственно-регулируемой». Более того, имен­но государство превратилось сегодня в гаранта стабиль­ности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики, по словам А.И. Попова[14], преследует три цели:

• минимизацию неизбежных негативных последствий ры­ночных процессов;

• создание правовых, финансовых и социальных пред­посылок эффективного функционирования рыночной эко­номики;

• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономичес­кой ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное госу­дарство располагает мощными средствами регулирующе­го воздействия на рыночную экономику.

Таким образом, найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector