Инфраструктура рынка труда
Инфраструктура рынка труда
Совокупность государственных и коммерческих организаций, отвечающих за своевременную и качественную профессиональную подготовку трудоспособного населения, предоставление рабочих мест и выплату заработной платы.
Задача инфраструктуры — обеспечивать эффективное взаимодействие между работодателями и соискателями, улаживать конфликты согласно требованиям законодательства.
Инфраструктура рынка труда соблюдает интересы работодателей, соискателей (сотрудников), посредников (рекрутинговых агентств, служб занятости) и контролирующих органов (ПФР, служб социального страхования, профсоюзов). Наибольшее влияние на инфраструктуру рынка труда оказывает государственная служба занятости, отслеживающая спрос и предложение по всей стране.
Рынок труда относится к наиболее изменчивым и зависимым от внутренних факторов отраслям: уровень образования и дохода, приоритеты населения, средний возраст вступления в брак влияют на количество открытых вакансий и требования к соискателям. Занятость населения — один из ключевых факторов экономической стабильности в стране, поэтому инфраструктура рынка труда контролируется государством на всех уровнях.
Элементы инфраструктуры
Взаимодействие частных лиц, государственных органов и работодателей обеспечивает ряд взаимосвязанных организаций, находящихся под управлением властных и коммерческих структур.
- Государственные службы занятости населения — организации, гарантирующие трудоустройство, минимальную заработную плату, компенсации (в случае болезни, потери работы, декретного отпуска) и своевременные выплаты заработной платы. Биржи труда и центры занятости обеспечивают работой инвалидов, регистрируют граждан в случае потери работы, проводят опросы среди работодателей и соискателей, следят за исполнением государственных гарантий по содействию занятости населения.
- Негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством населения — кадровые агентства, отраслевые ярмарки вакансий, отделы стажировок при коммерческих структурах. Такие организации стремятся в кратчайшие сроки найти подходящих кандидатов на открытые позиции, вовремя повышать квалификацию персонала, формировать кадровый резерв.
- Общественные и социальные организации, отслеживающие состояние рынка труда — коллегии специалистов, профсоюзные организации, сообщества работников одной отрасли. Такие организации создают и внедряют стандарты квалификации, требования к соискателям и работодателям внутри отрасли, продвигают инициативы в надзорные органы. Например, коллегия адвокатов устанавливает единые стандарты правовой практики, ведет архив разбирательств.
- Нормативно-правовая база и механизмы ее распространения — положения Трудового кодекса РФ, внутренняя корпоративная политика компаний, государственные квоты по найму сотрудников. Сведения о коммерческих и государственных программах в области трудоустройства публикуются на сайтах муниципальных органов, в социальных сетях, корпоративных информационных рассылках.
Развитая экономика в информационном обществе способствует развитию международных общественных организаций в сфере трудоустройства. Инфраструктура становится более гибкой и эффективной: появляются узкоспециализированные кадровые агентства для поиска сотрудников, работодатели предлагают расширенный социальный пакет, государственные программы внедряют постоянное повышение квалификации, проводят профориентационные мероприятия для студентов.
Инфраструктура рынка труда
. Инфраструктура рынка труда включает государственные и негосударственные учреждения трудоустройству содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды, нормативно-правовая среда, обеспечивающие взаимодействие ю между спросом и предложением рабо.
Основной функцией инфраструктуры рынка труда является регулирование отношений между работодателями и работниками по поводу оплаты труда, его условий, решения социально-трудовых конфликтов,. В странах с развитой ры инков экономикой ведущей силой регулирования рынка труда является коллективно-договорная система. Несомненным преимуществом коллективно-договорного регулирования рынка труда является гибкость принятия взаимовыгодных реш ень, которую нельзя сравнить ни с законодательными, ни с административными методами. Условия коллективного договора набирают форму соглашения между работодателями и работниками, которое обязывает обе стороны действовать согласно этим условиям, не прибегая к крайним мерам — забастовок или массовых увольнений, что обеспечивает экономическую и социальную стабильностьть.
Цивилизованный рынок труда, кроме взаимодействия работодателей и наемных работников, предусматривает также наличие институциональных структур защиты коллективных интересов обеих сторон (например, профсоюзов, спил лок предпринимателей, объединений работников с ограниченной конкурентоспособностью и др.) и государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Участие специальных государственных органов в отношениях субъект ей рынка труда призвана обеспечивать паритетность отношений, организовывать и регулировать политику занятости с помощью экономических инструментов и правовых норрм.
К функциям инфраструктуры рынка труда относится также посредничество между работником и работодателем, содействие их контактам и взаимодействия, помощь в подборе и отборе работников и выборе места работы в заключении трудового контракта и т.п.. Основную часть этой работы выполняют негосударственные предприятия, спрос на услуги которых растет пропорционально развитию и дифференциации рынка рабоі.
Согласно этим и другими функциями в инфраструктуре рынка труда можно выделить следующие элементы:
· комплекс регулирования и обеспечения занятости: законы и нормативные акты, гарантирующие гражданские права в сфере трудовой занятости (см. приложение 1 в конце учебника);
· комплекс регулирования заработной платы (законы (см. приложение 2 в конце учебника), соглашения, договоры, арбитраж и т.д.);
· комплекс регулирования компенсаций в связи с потерей или переменой работы, а также при переподготовке (законы и нормативные акты, регулирующие компенсации при увольнении с работы, пособие по безро обиттю, помощь на иждивенцев безработного, подъемные при переезде на новое место работы, стипендию при переобучении и т.д.)
· пенсионная система, поскольку она имеет значительное влияние на экономическую активность работников предпенсионного возраста, на количество экономически активного населения за счет трудоспособных людей пенсионного возраста в, которые могут или заниматься наемным трудом, или нет, в зависимости от размера пенсии и т.д.
· комплекс регулирования условий труда (законы и нормативные акты, регулирующие использование труда различных категорий работников вообще (например, несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов), и в частности в не есприятливих для здоровья условиях
· службы занятости и трудоустройства. Сюда прежде всего относится государственная служба занятости, а также многочисленные негосударственные посредники между работодателями и работниками на рынке труда (биржи труда, агентства ции по подбору персонала, агентства по трудоустройству, организации, предоставляющие услуги по профориентации, консалтингу персонала, лизинга персонала и т.д.);
· система профессиональной подготовки и переобучения;
· объединение работников как выразители их интересов (прежде профсоюза);
· объединения работодателей как выразители их интересов;
· кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды содействия занятости
Таким образом, многофункциональная и высокоэффективная инфраструктура — неотъемлемая характеристика цивилизованного рынка труда, показатель его развитости и критерий действенности. К сожалению, следует отметить, что в. В Украины такая инфраструктура в полном смысле пока не создана.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Инфраструктура рынка труда
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое «Инфраструктура рынка труда» в других словарях:
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Инфраструктура товарного рынка включает предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, товарные биржи, торговые … Большой экономический словарь
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Инфраструктура экономики — У этого термина существуют и другие значения, см. Инфраструктура. Инфраструктура экономики (лат. infra ниже, под + structura строение, расположение) совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом,… … Википедия
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
Рыночная инфраструктура — система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. По английски: Market infrastructure См. также: Рыночная инфраструктура Инфраструктура Рынки Финансовый словарь Финам. Рыночная инфраструктура Учреждения … Финансовый словарь
Национальная конфедерация труда — Confederación Nacional del Trabajo … Википедия
Товар — (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора
Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора
Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора
Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора
Инфраструктура рынка труда
Инфраструктура рынка труда – это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
1. Формы и виды занятости.
2. Формы безработицы.
3. Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере.
Формы и виды занятости
В любом обществе существуют объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход). В Законе Украины «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями) сформулированы основные принципы занятости.
Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, замещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
Второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией Украины.
Выделяют следующие принципы государственной политики в области содействия занятости:
– обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины независимо от национальности, пола, возраста социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
– развитие трудовых ресурсов;
– предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
– поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
– обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т. е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
– сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
– поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и др.
Все трудоспособное население, находящееся в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых.
Согласно статье 2 упомянутого выше Закона занятыми считаются граждане:
• работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
• самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
• избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;
• трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости;
• выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
• временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т. п.).
Трудоспособное население, как уже отмечалось, состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения, на соотношение которых оказывают влияние социальные, экономические, демографические и политические условия. Доля экономически активного населения зависит от доли населения в трудоспособном возрасте, а также от степени занятости отдельных возрастных групп.
Статусы занятости
Для экономически активного населения, включая безработных, существенным является статус занятости. На практике различают пять статусов:
1. Наемные работники – лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме плату.
2. Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок. Работодатели – лица, управляющие собственным (либо уполномоченные государством управлять) акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т. п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
3.Неоплачиваемые работники семейных предприятий – лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
4.Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости. Это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносящей доход. Сюда относятся лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую.
Под экономической занятостью следует понимать участие трудоспособного населения в общественном производстве (включая сферу услуг).
Кроме экономической, глобальная занятость включает учебу в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами, участие в органах государственной власти, общественных организаций, службу в вооруженных силах.
Первостепенное значение имеет экономическая занятость, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно учебой. От нее зависят экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс страны.
Экономическая занятость характеризуется следующим:
1. Общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг. Причем под последними понимаются не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги. Благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
2. Обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду. Отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
3. Занятость – источник дохода в виде заработной платы, прибыли ив других формах. Доход может выражаться в денежной и натуральной формах.
Таким образом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.
Важное значение имеет различие занятости законной и незаконной (воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и т. д.). Критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.
Виды занятости
По классификации МОТ население старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения, подразделяется на три взаимоисключающие категории: запятые, безработные и вне рабочей силы. Первые две категории – занятые и безработные – составляют рабочую силу, или активное образующее предложение рабочей силы в данный момент. Третья категория – лица вне рабочей силы – включает остаточные группы лиц, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лиц моложе трудоспособного возраста, т. е. эта категория представляет население, которое в данный момент экономически не активно.
В зависимости от количественных и качественных характеристик различают занятость полную, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Полная занятость – это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т. п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т. е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Таким образом, полная занятость отражает количественную, а продуктивная – качественную сбалансированность между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т. д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.
Маятниковая занятость – это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефтяной и газовой отраслях).
Для измерения уровня занятости в экономической статистике служит доля безработных:
Доля безработных в % = (Количество безработных / Количество самодеятельного населения) х 100%.
Нельзя с научной точностью сказать, при какой доле безработных существует полная занятость.
Если полная занятость бывает при доле безработных от 1 до 3%, то при доле безработных больше, чем 3%, в экономике существует неполная занятость, а при доле безработных меньше 3% – сверхзанятость.
Формы занятости
Формы занятости могут классифицироваться по различным критериям. В социально-экономическом плане это различие занятости по формам собственности хозяйствования. Труд может быть основан на государственной, коллективной и индивидуальной частной собственности, а также на смешанных ее формах. Различается занятость по формам хозяйствования. Например, труд на арендных предприятиях, базирующихся на государственной, коллективной и частной собственности.
Социально-экономическую характеристику занятости дает и социальный состав экономически активного населения. В капиталистических и посткапиталистических странах выделяют, на основе положения о занятости, следующие социальные группы занятого населения:
– самостоятельные хозяева (с наемными работниками и без них);
– работающие по найму;
– помогающие члены семьи.
Кроме простоты и преимущества такая классификация имеет и недостатки. В первую группу входят и крупные собственники, применяющие труд наемных рабочих, и мелкие ремесленники, и торговцы. А во вторую группу включены высшие управляющие (менеджеры), президенты крупных фирм, которые по социальному статусу, своим доходам, интересам ближе крупным предпринимателям, и наемные рабочие.
В организационно-экономическом аспекте также применяются различные категории форм занятости: продолжительность и режим рабочего времени, характер занятости (полная или временная и др.).