Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение и прогнозирование рынка

Анализ, прогнозирование и исследование рынка

Как отмечено в п. 3.4, одним из важных этапов маркетинга является анализ состояния рынка. Этот анализ нужен для того, чтобы предвидеть характер развития рыночных отношений в будущем и соответственно строить деятельность на целевом рынке. Такое предвидение появляется в результате научного прогноза рынка.

Исследования товарных рынков проводятся в три этапа:

2. Прогнозирование рынка;

3. Выбор наиболее перспективного рынка.

Процесс маркетинга предусматривает ряд исследований:

Исследование рынкав маркетинге распадается на две ветви:

А. Конъюнктурные исследования;

Б. Маркетинговые исследования.

Анализ рынка осуществляется с помощью анализа информации.

Различие между конъюнктурными и маркетинговыми исследованиями состоит в том, что конъюнктурные исследования включают в себя анализ макроэкономической ситуации на избранном рынке в отношении группы однородных товаров или услуг для выявления коммерческих тенденций и прогнозирования их развития, а маркетинговые – анализ положения на целевом рынке исследуемого товара с целью выявления его сильных и слабых сторон и последующей выработки плана мероприятий.

Конъюнктурные исследования проводятся на этапе выбора целевых рынков и их ранжировки. Маркетинговые исследования проводятся на этапе разработки стратегии маркетинга. Далее они многократно повторяются в течение всего процесса маркетинга.

Классическая схема конъюнктурного анализа:

1. Анализ производства, сбыта и потребления на рынке.

2. Анализ международной торговли.

3. Анализ динамики и механизмов формирования цен.

Результат анализа – накопление информационного потенциала, использование которого позволяет провести прогноз рынка. В ходе анализа выявляются причины существующей динамики на рынке, определяются приоритеты причин. Прогнозирование – это определение вероятности сохранения расстановки сил на рынке.

При анализе производства и сбыта исследуются:

· состояние рынков добычи сырья;

· сбор продукции сельского хозяйства;

· производство отрасли и производство основного товара отрасли;

· выявляется степень загрузки производственных мощностей (даётся в процентах у источника);

· для сельского хозяйства и добывающих отраслей анализируется динамика расширения (сокращения) производственных площадей. Это тянет за собой рынки оборудования, услуг и другие.

· для нефтедобывающей промышленности – количество лицензий, покупаемых нефтяными компаниями у государства на разведку-добычу и т.д.

Общее правило: при анализе рынка нельзя ограничиваться только самим товаром, надо всегда стремиться выявить сопутствующие рынки и проанализировать их тенденции.

При анализе рынка используются показатели физического и стоимостного объёма — абсолютные и относительные (индексы).

Анализ международной торговли.

Анализируются: объём экспорта; объём импорта; географическая направленность внешней торговли; для развивающихся стран — размер задолженности; ассортиментный набор и др.; проводится анализ ценовых тенденций.

Тенденции развития внешней торговли машинами и оборудованием выявить труднее, чем сырьем и потребительскими товарами, так как их поставки носят нерегулярный характер и, как правило, не афишируются поставщиками. Динамику проследить трудно. Кроме того, сильно влияют различия в комплектации изделий по разным контрактам.

Читать еще:  Позитивная черта рынка

При анализе используются индексы цен. Наибольшийинтерес для анализа и прогноза представляют индексы экспортных цен. Однако их публикует только статистика ФРГ. Другие же страны их не публикуют.

Для анализа можно пользоваться индексами внутренних оптовых цен — их тенденции, в основном, совпадают с тенденциями экспортных цен.

Для анализа динамики цен на сырьевые товары можно использовать биржевые котировки и справочные цены.

Прогнозирование рынка в маркетинге

Прогнозирование рынка в маркетинге: понятие, цель и задачи

Эффективность маркетинговой деятельности зависит от четкого понимания того, в каком состоянии находится рынок и в каком направлении он развивается. Текущее состояние рынка позволяет определить максимальную прибыль, которую может получить компания и пути ее получения. Соответственно, важным моментом является закрепление ранее полученных результатов, а также мониторинг тенденций чтобы составить точный развития рынка.

Прогнозирование рынка – это предсказывание возможных объемов реализации товаров и услуг, ожидаемых изменений условий сбыта, а точнее динамики цен, требований к качеству продукции и прочее.

Прогнозирование рынка строится на проведении рыночных исследований соотношения спроса и предложения товаров, изменений доходов населения и прибыли организаций, а также общего состояния экономики страны.

Главная цель прогнозирования рынка – это определение закономерностей его развития на перспективу.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для разработки стратегии маркетинга следует использовать научно обоснованные прогнозы перспектив развития ранка. Для таких сфер деятельности, как производство и реализация (торговля) товаров важно прогнозировать изменения потребностей потребителей, определять динамику покупательского спроса. Также следует оценивать собственный потенциал развития компании, чтобы определять способы получения конкурентных преимуществ, оптимально использовать собственные и привлеченные средства и ресурсы, строить пути будущего развития и целесообразность вложений в бизнес.

Для успешной маркетинговой деятельности любое предприятия должно осуществлять комплексный анализ рынка, целью которого является разработка прогноза его развития.

Отсюда основные задачи прогнозирования рынка:

  • определение актуальных тенденции в сфере динамики и структуры товарооборота и покупательского спроса (конъюнктурных и стратегических);
  • исследование и создание модели влияния комплекса различных факторов на товарооборот и спрос на рынке;
  • исследование новых возможностей и вариантов развития компании, разработка конкурентных преимуществ, которые будут иметь место на рынке в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Маркетинговый прогноз рынка и оценка емкости рынка

При выходе на рынок с новым товаром важным этапом является прогноз емкости рынка. Слишком оптимистичная оценка может привести к большим затратам на исследование и создание новинки. А слишком пессимистичный вариант, наоборот, будет мешать выходу на рынок с новой продукцией.

Емкость рынка рассчитывается как максимальный объем продаж продукции всеми компаниями в конкретном сегменте при определенных условиях внешней среды и маркетинговых усилий.

Читать еще:  Фондовый рынок виды ценных бумаг

Прогноз сбыта продукции отражает ожидаемый объем товаров или услуг, который организация может реализовать на рынке с учетом факторов, которые поддаются и не поддаются контролю со стороны деятельности предприятия.

Оценка емкости рынка предполагает учет следующих компонентов:

  1. временной период (месяц, квартал, год);
  2. ассортимент товара (все виды продукции или конкретные ассортиментные группы одной компании);
  3. единицы измерения (доход от продаж или реализуемое количество);
  4. сегмент рынка;
  5. контролируемые факторы (цена, рекламные мероприятия);
  6. неконтролируемые факторы (предпочтения потребителей, деятельность конкурентов, уровень инфляции).

В рамках составления годового прогноза емкости рынка следует делать распределение по элементам, т.е. по товарам или сегментам рынка. В этом случае применяют два подхода к прогнозированию продаж:

  • подход сверху-вниз;
  • подход снизу-вверх (формирование объема продаж посредством суммирования элементов).

Первый подход предполагает выделение элементов в общем объеме продаж. Западные маркетологи используют такие параметры, как доля населения региона в % соотношении к населению страны, эффективная доля дохода, доля розничной продажи.

Если брать только один фактор для прогноза сбыта, например, доля продаж, приходящаяся на исследуемый регион, то на данный регион будет приходится соответствующая доля от всего объема производимой продукции.

Лучше всего использовать все три фактора, которые положены в основу расчета индекса покупательской способности (BPI, buying power index):

$BPI = (0.2 × Pp) + (0.5 × Ib) + (0.3 × Sr)$, где:

  • $Pp$ — это процентная доля населения региона в % соотношении к населению страны;
  • $Ib$ — это эффективная доля дохода в %, идущая на потребление;
  • $Sr$ — это % розничных продаж в данном регионе от общего объема розничных продаж в стране.

Второй подход заключается в суммировании прогнозов сбыта по каждому элементу. Он чаще всего используется компаниями, если в качестве компонентов брать конкретную продукцию, товарные группы и рыночные сегменты.

Методы и модели прогнозирования развития рынка

В маркетинге используются различные методы и модели составления прогнозов развития рынка:

  1. экстраполяционные;
  2. имитационные;
  3. аналоговые;
  4. факторные;
  5. регрессионные;
  6. экспертные.

Самым популярным и простым в применении методом прогнозирования считается экстраполяция.

Экстраполяция – это расширение тенденций, которые имели место в прошлом, на ближайшее будущее.

Экстраполяция проводится двумя способами:

  • технический – продление имеющейся линии тренда на графике (приблизительно);
  • формирование статистической модели тенденции.

Во втором случае важную роль играет фактор времени, заменяемый номером периода, по которому делается прогнозирование. Если график построен точно, то можно говорить о соответствии эмпирическим данным и о качественной экстраполяции. Такой способ подходит для изучения устойчивых рынков со стабильными темпами развития.

Имитационная модель оставления прогноза развития рынка строится на основе точного измерения соотношений рыночных параметров и поиска взаимосвязей между ними и внешними факторами, которые определяют динамику спроса и предложения.

Читать еще:  Торговля акциями на фондовом рынке

Аналоговая модель предполагает выбор рынков, которые функционируют в похожих условиях. Исследуется их состояние и составляется прогноз развития. Но такая оценка приблизительная и является только ориентиром.

Прогнозы развития рынка строятся посредством статистических методов. Они позволяют выявить определенные взаимосвязи и закономерности развития рынка.

Экспертные методы — это построение прогноза на основе данных анализа мнений потенциальных потребителей, сотрудников компаний и компетентных специалистов в определенных областях, т.е. экспертов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

34. РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА

34. РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА

Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения.

Товарный рынок представляет собой систему экономических связей:

во-первых, между производителями и потребителями (купля-продажа);

во-вторых, внутри групп производителей и потребителей (конкуренция).

Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов. Они определяют особенности и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений.

Анализ и прогнозирование рынка

Для анализа рынка необходима следующая информация.

1. Количественные данные: емкость рынка, рост рынка, его доля, стабильность спроса.

2. Качественные данные: структура потребности, мотивы покупки, процессы покупки, отношение к информации.

3. Анализ деятельности конкурентов.

4. Структура покупателя.

5. Структура отрасли: количество продавцов, вид продавцов, организации/союзы, загрузка производственных мощностей, характер конкуренции.

6. Структура распределения: географическая, по каналам сбыта.

7. Возможность появления товаров-заменителей.

С точки зрения экономиста, рынок представляет собой совокупность всех покупателей и продавцов. Для маркетолога рынок – это совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Объем рынка определяется количеством покупателей, которые в состоянии отреагировать на то или иное предложение рынка. Потенциальные покупатели обладают тремя характеристиками: заинтересованностью, доходом и доступом.

Потенциальный рынок— это рынок, который теоретически может быть охвачен компанией.

Доступный рынок это часть рынка, которая в состоянии свободно сделать покупку.

Квалифицированный рынок часть рынка, которая имеет представление о предложении фирмы.

Целевой рынок— это часть рынка, на которую фирма решила направить свои действия. Целевой рынок представляет собой часть совокупности покупателей, которые проявляют интерес и имеют доходы, доступ и право пользования по отношению к товару или услуге.

Освоенный рынок— это совокупность покупателей, которые уже сделали покупки.

Пример процентного соотношения частей рынка:

потенциальный рынок– 100 %;

доступный рынок – 40 %;

квалифицированный рынок – 20 %;

целевой рынок– 10 %;

освоенный рынок – 5 %.

Таким образом, мы видим, что реальных покупателей всего 5 %.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector