Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Негативные черты рынка

Позитивные и негативные стороны рынка

Структура рынка

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

Структуру рынка можно классифицировать по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

— рынок предметов потребления и услуг;

— рынок средств производства;

— рынок научно-технических разработок;

— рынок ценных бумаг;

— рынок рабочей силы;

— рынок духовных благ.

2. По товарным группам:

— рынки товаров производственного назначения;

— рынки товаров народного потребления;

— рынки продовольственных товаров;

— рынки факторов производства.

3. По территориальному признаку:

4. По степени ограничения конкуренции различаются:

5. По видам субъектов рыночных отношений:

— рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

— рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

— рынки государственных закупок, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

— нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.

7. По уровню насыщения товарами:

8. С точки зрения характера продаж:

В своем воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль. Позитивная роль рынка проявляется в следующем:

1. Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство товаров и услуг, необходимых обществу.

2. Стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

3. Регулирует отраслевую структуру производства в соответствии со спросом.

4. Обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям хозяйствования.

5. Способствует оптимальному использованию результатов НТП при создании новых товаров.

6. Способствует удовлетворению разнообразных потребностей и повышению качества товаров и услуг.

7. Координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредствам купли-продажи.

8.Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Вместе с тем, возможности рыночного механизма не безграничны. Негативная роль рынка проявляется, в том что:

1. Рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция.

2. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать.

3. Распределение доходов в рыночной экономике воспроизводит существенное неравенство.

4. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

5. Рынок не производит товаров и услуг общественного пользования.

6. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов.

7. Регулирующий механизм конкуренции с течением времени ослабевает, порождая монополию.

8. Рынок подвержен нестабильному развитию. Результатом циклической формы движения являются производственные и социальные потери, снижающие эффективность экономики.

Недостатки рынка в значительной степени может смягчить государственное регулирование. Поэтому современная экономическая система базируется на синтезе рыночного механизма и воздействия государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить развитие экономики в современных условиях.

Можно выделить три группы факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования рыночной экономики:

1. Факторы, связанные со сглаживанием отрицательных эффектов рынка:

— Ограничение стихийности рыночных процессов.

— Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

— Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

— Поддержка конкурентности, открытости рынка.

2. Факторы, обеспечивающие эко­номическую стабильность, про­цесс расширенного воспроиз­водства:

— Создание общих условий развития экономики, обес­печение экономической эффективности функциони­рования совокупного капитала, необходимость опре­деления «правил игры» хозяйствующих субъектов.

— Обеспечение антициклического развития экономики.

— Стимулирование долгосрочного экономического ро­ста, деловой активности,

— Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

— Поддержка макроэкономического равновесия.

— Обеспечение эффективного управления государст­венным сектором экономики.

— Удовлетворение потребности в государственных инвестициях в отраслях, мало­рентабельных с точки зрения частного капитала.

— Регулирование денежного обращения.

— Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем:

— Обеспечение рационального перераспределения до­ходов.

— Обеспечение экономической основы социальной ста­бильности, сокращение социальной напряженности.

— Обеспечение полной занятости населения.

— Формирование условий расширенного воспроизвод­ства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, переподготовка кадров и т. д.)

Модели рыночной экономики

Можно выделить характерные черты моделей рыночной экономики, реализуемых в современных условиях.

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

— малый удельный вес государственной собственности;

— минимальная регулирующая роль государства в экономики;

— всемерное поощрение предпринимательства;

— резкая дифференциация на богатых и бедных;

— большое различие в уровне заработной платы;

— приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель. К основным чертам японской модели относятся:

— высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;

— составление планов развития экономики;

— широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами;

— привлечение работников к управлению и принятию решений;

— незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими;

— социальная направленность модели.

Немецкая модель. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

— высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;

— прогнозирование основных макроэкономических показателей.

— реализация принципа социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

— в немецком модели так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

— различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным.

Читать еще:  Операции на фондовом рынке это

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является:

— социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

— государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов;

— высокий уровень государственного сектора;

— государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Тема 5. Рыночный механизм, его элементы:

Негативные стороны рынка

3.2. Негативные стороны рынка.

Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

ü Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

ü Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

ü Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;

ü Отсутствие механизма защиты окружающей среды;

ü Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;

ü Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;

ü Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

ü Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;

ü Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

ü Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;

ü Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

ü Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

3.3. Государственное регулирование рыночного хозяйства.

В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой» 1 .

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

1 Экономические науки.1990.№1.С.111.

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

ü Спрос и предложение;

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура – система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой, однако не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства.

Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И.П.-М.: Изд-во «Проспект»,1998.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Изд-во «Юристъ», 2000.

3. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н, Киселева Е.А.- Киров: Изд-во «АСА»,1995.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.

Читать еще:  Исследование конъюнктуры рынка оквэд 2020

5. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики: Учебник. – М.: Изд-во ЮНИТИ «Банки и биржи», 1994.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1996.

7. Лившица А.Я, Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебник. – Изд-во «Высшая школа», 1994.

Regular economic

Сбалансированная экономика

Разделы

Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство

Длительный исторический путь развития рыночного типа экономической системы выявил как определенные его преимущества, так и целый ряд недостатков (табл. 4.3).

Негативные черты (фиаско) рынка свидетельствуют о возникновении условий, когда ему как сложной экономической системе становится недостаточно саморегулирования и он не может обойтись без регулирования или управления извне, со стороны государства.

Таблица 4.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики

способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров и услуг; вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг; формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость, предприимчивость, инициативность, умение рисковать и нести ответственность за свои действия

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (полезных ископаемых, диких животных, запасов морей и океанов и т.д.); отрицательно сказывается на защите окружающей среды; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг общественного пользования (коммуникации, общественный транспорт, здравоохранение, национальная безопасность, охрана общественного порядка и т.д.); не в состоянии самостоятельно реализовывать стратегические идеи в области науки и техники; не гарантирует прав на труд, на доход, на отдых; содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных; рынку, предоставленному самому себе, присущи анархия и стихийность, приводящие к значительным экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем, касающихся прав производителей и потребителей; принятия законов, обеспечивающих право собственности; оказания противодействия неограниченной власти монополий с помощью разработки антимонопольного законодательства; принятия санкций против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности предприятий и фирм; улучшения функционирования рынка путем создания стабильной обстановки в стране.

Регулирующая роль государства проявляется в следующих его основных функциях (рис. 4.1).

Рис. 4.1 Основные экономические функции государства

Среди экономических функций государства особое место принадлежит таким, как производство общественных благ и регулирование «внешних эффектов».

Общественные блага обладают следующими свойствами:

Другие материалы .

Экономическая эффективность комплексной механизации на период весенних полевых работ в условиях СПОК Восход
Сельское хозяйство — наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Несмотря на то, что после перестройки в нашей .

Неокейнсианство. Программы антициклического регулирования экономики
По мнению Александра Пятигорского, «знать современность или то, что мы называем «настоящее», ─ невозможно, но его можно понимать. Однако для понимания современности необходимо знать историю». «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, .

Экономический анализ деятельности коммерческого банка ОАО Россельхозбанк
Производственная практика проходила с 8 июля по 21 июля 2013г. в Российском Сельскохозяйственном банке. Практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и имеет своей задачей практическое закрепление теоретических знаний, полученны .

Позитивные и негативные стороны рынка

Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативных сторон.

К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:

1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.

4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.

5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.

6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

7. Воспитание «экономического человека», для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия.

В целом рынок — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам. Сотни тысяч наименований товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства и при этом обеспечивается определенная сбалансированность спроса и предложения.

Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем. Он прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации. Она является наиболее эффективной из всех существовавших до нее форм организации общественного производства.

Читать еще:  Квалифицированные инвесторы на рынке ценных бумаг

Однако, как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:

Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому уже материализованные затраты труда иногда оказываются излишними. Стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Рынок не обеспечивает перераспределение дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны •стремятся захватить эти ресурсы. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.). Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. негативными процессами. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.

Под воздействием рынка может угасать конкуренция, которая является его непременным атрибутом. Это, на первый взгляд парадоксальное, обстоятельство имеет несколько причин. Во-первых, факторами ослабления конкуренции являются .слияние фирм, различные тайные соглашения между компаниями и т.д. Во-вторых, затухание конкуренции может быть следствием концентрации и централизации производства, появления небольшого количества относительно крупных фирм и сосредоточения экономической власти в руках немногих.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

В странах с развитой рыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государственное регулирование экономики может осуществляться различными методами: правовыми, административными, экономическими.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту прав собственников, предпринимателей, работников, потребителей и установление правовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.

Чтобы поддержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правила игры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

Административные средства воздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются для контроля за деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой» экономикой.

Основными в рыночной экономике являются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональных программ экономического развития, государственные закупки), так и использованием различных инструментов косвенного воздействия (через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику). При помощи этих инструментов государство перераспределяет ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Оно может взять на себя их субсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оно осуществляет перераспределение доходов.

Наряду с регулированием экономики государство выступает в роли самостоятельного субъекта хозяйствования. Как правило, ему принадлежат предприятия, создание которых требует огромных затрат или деятельность которых не обеспечивает высокой прибыли частному капиталу.

Проблема сочетания рыночного механизма с государственным регулированием является одной из сложнейших в экономической теории. Решить ее представители различных школ и направлений экономической мысли пытаются по-разному.

А. Смит — родоначальник классической политэкономии — выдвинул положение о «невидимой руке рынка», которая, по его мнению, приводит экономику в наиболее благоприятное состояние. «Невидимой рукой рынка» он считал рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена. На аналогичных позициях сегодня стоят неоклассики. В современных условиях трудно отрицать необходимость государственного вмешательства в экономику, однако представители данного направления считают, что оно должно быть минимальным.

Сторонники марксистского учения попытались на практике реализовать теоретическое положение К. Маркса о замене рыночных отношений «прозрачными» экономическими отношениями, основанными на централизованном управлении из единого народно-хозяйственного центра. Данная экономическая политика привела к огосударствлению экономики, оказалась неспособной обеспечить удовлетворение потребностей населения и высокую эффективность производства.

Представители кейнсианского направления поддерживают созданную Дж. Кейнсом концепцию эффективного государственного вмешательства в экономику с помощью инструментов косвенного регулирования.

Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий, от национальных особенностей и политических сил общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector