Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды провалов рынка

Основные виды провалов рынка

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

· несовершенная (асимметричная) информация;

· производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

— гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

— гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

2. Другой вид провалов рынка — информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии — издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага — вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

— чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

— смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка

«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.

Читать еще:  Структура страхового рынка рф

Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов.

Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации.

Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек.

В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Читать еще:  Покупка ценных бумаг функция денег

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Производство общественных товаров.

Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

ГИА по обществознанию

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

  • общественное разделение труда;
  • экономическая обособленность производителей;
  • самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
  • нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
  • нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

  • посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей;
  • ценообразования — установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
  • информационая — предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
  • регулирующая — «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
  • санирующая (оздоровительная) — предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты

  • Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
  • Стимулирует научно-технический прогресс
  • Способствует ресурсосбережению в обществе
  • Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
  • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы

Отрицательные черты

  • Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
  • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
  • Порождает тенденцию к монополизации производства
  • Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
  • Не может решить все проблемы, связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
  • Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

С точки зрения действующего за­конодательства:

  • легальный (законный)
  • нелегальный (теневой);

По товарам и услугам:

  • потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
  • средств производства;
  • рабочей силы;
  • инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
  • иностранных валют;
  • ценных бумаг (фондовые биржи);
  • научно-технических разработок и инноваций;
  • информации.

По пространственному признаку:

По типу конкуренции:

  • чистой (свободной) конкуренции
  • несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

  • конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
  • наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
  • функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

Монополия — исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Формы монополий и их основные признаки

  • Картель — соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
  • Синдикат — объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
  • Трест — полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
  • Концерн — объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
  • Консорциум — объединение монополий
  • Конгломерат — гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления
Читать еще:  Государственное регулирование рынка сми в белгороде

Конкуренция — состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае — между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов. 1

На рынке складываются различные соотношения конкуренции и монополии:

Рынок чистой (совершенной) конкуренции, когда на рынке существует много производителей однотипной продукции, например, производителей овощей, которые не могут диктовать другим производителям условия сбыта, цену товара. В этом случае достоинства и недостатки рыночной конкуренции проявляются наиболее полно.

Рынок монополистической конкуренции, когда на рынке существует много производителей, каждый из которых предлагает свой, отличный от других товар, например, продукт питания, предмет мебели или одежды, для удовлетворения одной и той же потребности, при этом каждый производитель обладает авторскими правами и имеет некоторую возможность влиять на цену своего товара. Каждый производитель имеет свой товарный знак, и никто не вправе пользоваться этим знаком без разрешения владельца. Нарушители этого закона обязаны возместить убытки владельцу этого знака.

Олигопольный рынок, где существует небольшое число крупных фирм, производящих одинаковые товары. В этих условиях фирмы могут оказывать значительное влияние на цену товара. Например, на автомобильном рынке США существует только трое производителей — «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Не случайно, что сегодня все эти производители оказались в тяжёлом финансовом положении, фактически на грани банкротства, т. к. делали ставку на производство больших престижных внедорожников, которые потребляют слишком много горючего. В начале 2008 г. цены на бензин выросли почти в 2 раза, что сделало облегчённые маленькие европейские, японские и корейские автомобили более конкурентоспособными на американском рынке, т. к. эти автомобили потребляют меньше горючего и стоят дешевле американских.

Рынок монополии, где существует только один главный производитель, где конкуренция отсутствует, производитель может назначить любую цену и покупатель будет вынужден покупать товар по этой цене, т. к. другого производителя просто не существует, поэтому для покупателя здесь складываются самые худшие условия. Производитель здесь может продавать товары по завышенным ценам и плохого качества. Такие экономические условия существовали в СССР до либерализации цен в 1992 г. В развитых странах тоже существовали подобные проблемы с монополистами в конце 19 — начале 20 в. 2

Товар — продукт труда, изготовленный для обмена путём купли-продажи на рынке.

  • стоимость — сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд);
  • потребительная стоимость — полезность товара.

При товарном производстве продукт частного производителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабочем времени. Эти затраты выражаются через стоимость посредством обмена. Затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Эта объективная необходимость товарного производства выражена в законе стоимости.

Закон стоимости — это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощённого в них абстрактного общественно-необходимого труда. Это экономический закон товарного производства, закон эквивалентного обмена. 3

Рыночный механизм:

  • механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка;
  • механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции;
  • механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).

Элементы рыночного механизма:

  • субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.);
  • объекты (различные виды рынка товаров);
  • экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
  • наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
  • механизм ценообразования.

Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.

Спрос:

  • желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени;
  • платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Виды спроса:

  • индивидуальный спрос,
  • рыночный спрос,
  • спрос на факторы производства (спрос производства),
  • потребительский спрос.

Факторы, влияющие на спрос: реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.

Предложение — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем (величина) предложения — количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Неценовые факторы предложения:

  • цены на ресурсы;
  • налоги и дотации;
  • цены на другие товары;
  • технология производства;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания изменения цен.

На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.

Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. 4

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector