Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок анализа товарных рынков

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220
«Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»

С изменениями и дополнениями от:

3 февраля 2012 г., 12 марта 2013 г., 30 января, 23 ноября 2015 г., 20 июля 2016 г.

ГАРАНТ:

См. Заключение Минэкономразвития России от 21 апреля 2014 г. по результатам экспертизы настоящего приказа

В целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941, N 27, ст. 3126, N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст.ст. 3601, 3610, 3618, N 52 (ч. I), ст. 6450, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

2. Признать утратившими силу:

Приказ ФАС России от 17.05.2006 N 129 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2006, N 8288);

Приказ ФАС России от 25.10.2005 N 247 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг» (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2005, N 7183);

Приказ ФАС России от 23.09.2005 N 212 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами» (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.2005, N 7111);

Приказ ФАС России от 23.09.2005 N 213 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг» (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2005, N 7069);

Приказ ФАС России от 10.03.2005 N 36 «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» (зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2005, N 6467);

пункт 1 приказа ФАС России от 25.04.2006 N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (зарегистрирован в Минюсте России 27.07.2006, N 8121).

3. Признать не подлежащим применению:

приказ МАП России от 27.10.2003 N 373 «О применении статей 5, 17, 18, 19 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта» (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2004, N 5401).

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г.

Регистрационный N 18026

Актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов. Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.

Процедура анализа включает те же этапы, что и прежде. Продуктовые границы товарного рынка определяются на основе мнения покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Для этого проводится опрос покупателей (сплошной или выборочный) либо анализируется предмет договоров, на основании которых реализуется товар. Выясняется мнение покупателей и при определении географических границ товарного рынка.

Установлены случаи, когда анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится (например, если хозяйствующий субъект производит или реализует товары в условиях естественной монополии).

Утратили силу приказы ФАС России о порядке определения доминирующего положения финансовой организации. Такой порядок устанавливается Правительством РФ.

Кроме того, не применяется приказ МАП России от 27.10.2003 N 373 (об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта) как устаревший и не соответствующий действующему законодательству.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г.

Регистрационный N 18026

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 августа 2010 г. N 34

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФАС России от 20 июля 2016 г. N 1000/16

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ ФАС России от 23 ноября 2015 г. N 1132/15

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

Читать еще:  На рынке совершенной конкуренции количество продавцов

Приказ ФАС России от 30 января 2015 г. N 33/15

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ ФАС России от 12 марта 2013 г. N 143/13

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ ФАС России от 3 февраля 2012 г. N 65

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Товарный рынок. Этапы проведения анализа состояния конкуренции

Рынок является экономическим понятием, уяснение которого возможно посредством анализа различных составляющих. Ученые указывают, что рынок рассматривается как сфера обращения товара, совокупность сделок между покупателями и продавцами, определенная территория, на которой обращается товар, совершаются сделки [537] .

В нормативных актах представлено правовое понятие рынка. В частности, для целей применения антимонопольного законодательства ст. 4 Закона о защите конкуренции раскрыто понятие товарного рынка.

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Антимонопольный орган анализирует состояние конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, др.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 [538] . Проведение анализа состояния конкуренции включает ряд этапов.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка — процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Разновидностью товара является финансовая услуга, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Наименование товара определяется исходя из классификационной позиции одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг (ОКВЭД, ОКПД), товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

При определении продуктовых границ товарного рынка в связи с установлением целей приобретения товара определяются и уровневые границы товарного рынка (оптовые, розничные рынки).

3. Определение географических границ товарного рынка предполагает установление границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рынка напрямую не связаны с делением РФ на федеральные округа и субъекты, но, как правило, этот факт учитывается. Границы могут быть определены всей территорией РФ, если произведенные товары поставляются не только покупателям региона расположения хозяйствующего субъекта, но и покупателям в других регионах [539] .

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, осуществляется на основе доступной информации.

Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, индивидуальный предприниматель, другие лица [540] . Хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, является финансовой организацией.

В рамках данного этапа определяется принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц. Группа лиц — совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, установленным ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Ученые рассматривают группу лиц «как одного из субъектов антимонопольных отношений» [541] , но следует учитывать, что реализация товара внутри группы лиц не означает, что входящие в эту группу хозяйствующие субъекты утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях [542] .

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется, как правило, на основе объема продаж (поставок).

Читать еще:  Фондовый рынок обучение для начинающих

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок, к показателю, характеризующему объем товарного рынка.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка осуществляется исходя из следующих показателей: а) коэффициента рыночной концентрации (CR) — суммы долей на товарном рынке (в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов; б) индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — суммы квадратов долей (в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

Выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

— высокий при 70% ≤ CR3 ≤ 100% или 2000 ≤ HHI ≤ 10000;

— умеренный при 45% ≤ CR3 ≤ 70% или 1000 ≤ HHI ≤ 2000;

Анализ рынка: обзор лучших практик

Маркетинговый анализ рынка ( с англ. market analysis) является важным этапом работы менеджера по маркетингу. Качественный анализ рынка позволяет быстро найти свободные рыночные ниши, выбрать наиболее привлекательный целевой рынок, лучше понять потребителя товара компании.

Данная статья поможет каждому начинающему специалисту подготовить хорошее маркетинговое исследование рынка. В статье содержатся простые и применимые на практике рекомендации. Прочитав статью от начала до конца, вы узнаете: как провести комплексный маркетинговый анализ любого отраслевого рынка (от рынка потребительских товаров до рынка бизнес услуг); какие необходимы маркетинговые исследования рынка для получения нужной и достоверной информации; какие методы маркетинговых исследований отраслевых рынков являются наиболее эффективными; какие существуют простые и низко-затратные способы анализа и исследования рынка; как на практике выглядит план и структура маркетингового исследования рынка.

Оглавление:

Важные этапы анализа рынка

С чего начать анализ рынка? Проводите вы анализ потребительского, промышленного рынка или рынка b2b — не важно. Каждый раз составляя обзор рынка, менеджер по маркетингу должен последовательно выполнить 8 следующих этапов исследования рынка:

Рис.1 Этапы маркетингового анализа и исследования рынка

Какой анализ рынка нужен именно вам?

Существует множество видов маркетингового анализа и исследования рынка. Перед тем, как приступить к анализу, определите цели изучения целевого рынка. Что конкретно вы хотите узнать?

Четкий ответ на данный вопрос поможет вам избежать обработки лишней и ненужной информации. Имея точно сформулированную цель, вы сможете правильно составить план анализа рынка, выбрать самый эффективный метод маркетингового исследования рынка, использовать правильные инструменты для анализа рынка, тем самым снизить затраты на поиск и обработку информации.

Возможно, вам нужен подробный стратегический анализ конъюнктуры и динамики рынка, или комплексный конкурентный анализ рынка, а может быть вам необходим обзор поведения потребителей на рынке рынка для понимания свободных рыночных ниш.

Как определить, какой вид маркетингового исследования рынка необходим именно вам? Очень просто! Возьмите чистый листок бумаги и в столбик запишите все вопросы, на которые вы хотите получить ответ. Теперь рядом с каждым вопросом напишите, как эта информация поможет вам в улучшении конкурентоспособности товара и повышении прибыльности компании.

Рис.2 Определение задач анализа рынка

Составляем план анализа рынка

Итак, перечень вопросов для анализа рынка готов. Теперь важно правильно составить план анализа рынка, который представляет собой определенную последовательность вопросов, сгруппированных между собой по тематике.

Укрупненные этапы маркетингового анализа рынка выглядят следующим образом:

  1. Анализ размера, динамики и потенциала развития рынка
  2. Исследование конъюнктуры рынка, сегментация рынка и выделение ключевых сегментов
  3. Конкурентный анализ рынка
  4. Анализ цен и общий экономический анализ рынка
  5. Анализ структуры распределения или дистрибуции товара на рынке
  6. Анализ способов рекламы, методов продвижение и поддержки товаров на рынке
  7. Анализ спроса, ключевых потребностей и особенностей поведения покупателей на рынке
  8. Выявление главных рыночных и потребительских тенденций


Рис.3 План анализа рынка

Приведенный выше список вопросов — является универсальным планом анализа любого рынка продаж. Подробный анализ рынка нет необходимости проводить часто. Он носит достаточно фундаментальный характер и обеспечит необходимой информацией на 2-3 года работы.

Краткий план анализа рынка

Иногда возникают ситуации, когда необходимо подготовить краткий срез по какому-нибудь сегменту, оценить степень развития рынка и общее состояние рынка. В таком случае нет необходимости проводить подробное комплексное маркетинговое исследование рынка, а достаточно получить ответы на следующие вопросы:

Читать еще:  Как определяется цена на рынке

Понятие и структура рынка. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, применяемый для установления цен и количества товаров или услуг. Речь идет о процессе, который с помощью спроса и предложения приводит к образованию цены. С юридической точки зрения рынок — совокупность сделок, совершаемых с целью взаимного обмена. В этом значении понятие «рынок» приближается к категории «экономический оборот», но не совпадает с ней.

Понятие «товарный рынок» определено в антимонопольном законодательстве, в частности в Федеральном законе от 26.07. 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» [1] .

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), которыйне может быть заменен другим товаром,или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (абзац 4 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Рассматриваемое понятие закреплено в пункте 10 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», товарный рынок — рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг[2].

Следует отличать понятия «товарный рынок» от понятия «рынок товаров (работ, услуг)». В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, рынок товаров (работ, услуг)— сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Согласно пункту 9 ГОСТ Р 51303-99, рынок товаров и услуг (потребительский рынок)определяется как сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Оценка конкуренции на товарных рынках производится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (утвержден Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 г. № 108) [3] . Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие показатели:

а) временной интервал исследования товарного рынка;

б) продуктовые границы товарного рынка;

в) географические границы товарного рынка;

г) состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) уровень концентрации товарного рынка;

ж) барьеры для входа на товарный рынок;

з) состояние конкурентной среды на товарном рынке;

и) аналитический отчет.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации могут использоваться:

— данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

— сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления;

— сведения, полученные от физических и юридических лиц;

— результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов;

— данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;

— данные объединений потребителей и объединений производителей;

— сообщения средств массовой информации;

— данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;

— данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;

— технические условия и другие нормативы;

— обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;

— данные иных источников.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В случае если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке. Если необходим учет условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, то проводится перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Определение продуктовых границ товарного рынка — это процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Определение продуктовых границ товарного рынка, включает:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector