Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Позитивная черта рынка

Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство

Роль рынка в экономике.Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-техничес­кого прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспе­чивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гаранти­руемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует «челове­ка административного», больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает про­блему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повыше­ния эффективности производства.

Рыночный, механизм устанавливает четкую зависи­мость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики являет­ся то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей об­щества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предо­ставленному самому себе, присущи анархичность и стихий­ность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работ­ников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятст­вует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, ин­валиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, ориентированные на перспективу.

Роль государства в рыночной экономике.Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхова­ние на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов про­изводства. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, где 27 % территории заражено радиоактивными элементами. Для того чтобы Беларусь могла стать чистой страной, на ближайшие десятилетия надо порядка 100 млрд дол.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, тре­бующих вмешательства государства. К ним относится про­блема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Функции государства.В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

составление прогнозов развития социально-экономи­ческой системы на перспективу;

регулирование процессов использования производи­тельных сил природы и охрана окружающей человека среды;

управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Направления и методы государственного вмешатель­ства в экономику.Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.Основными инструментами микрорегулирования вы­ступают налогообложение, ускоренная амортизация, воз­действие на цены, антимонопольное регулирование. На­пример, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образо­вания монополистических объединений, уголовно-право­вые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регу­лирование реализуется следующим образом. Чтобы огра­ничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, прак­тикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания раз­вития предприятий. Льготное налогообложение дает воз­можность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых нало­гов, снижение налоговых ставок.

Читать еще:  Услуги по исследованию конъюнктуры рынка

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономи­ки; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государ­ство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах

предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены некоторых специфических товаров;

поддержка устойчивого экономического роста;

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной эконо­мики, включающие проведение приватизации, демонопо­лизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйст­венного механизма, включение экономических регулято­ров вместо административных и многое другое.

Глава 7

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ,

Позитивные и негативные стороны рынка

Структура рынка

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

Структуру рынка можно классифицировать по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

— рынок предметов потребления и услуг;

— рынок средств производства;

— рынок научно-технических разработок;

— рынок ценных бумаг;

— рынок рабочей силы;

— рынок духовных благ.

2. По товарным группам:

— рынки товаров производственного назначения;

— рынки товаров народного потребления;

— рынки продовольственных товаров;

— рынки факторов производства.

3. По территориальному признаку:

4. По степени ограничения конкуренции различаются:

5. По видам субъектов рыночных отношений:

— рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

— рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

— рынки государственных закупок, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

— нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.

7. По уровню насыщения товарами:

8. С точки зрения характера продаж:

В своем воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль. Позитивная роль рынка проявляется в следующем:

1. Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство товаров и услуг, необходимых обществу.

2. Стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

3. Регулирует отраслевую структуру производства в соответствии со спросом.

4. Обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям хозяйствования.

5. Способствует оптимальному использованию результатов НТП при создании новых товаров.

6. Способствует удовлетворению разнообразных потребностей и повышению качества товаров и услуг.

7. Координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредствам купли-продажи.

8.Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Вместе с тем, возможности рыночного механизма не безграничны. Негативная роль рынка проявляется, в том что:

1. Рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция.

2. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать.

3. Распределение доходов в рыночной экономике воспроизводит существенное неравенство.

4. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

5. Рынок не производит товаров и услуг общественного пользования.

6. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов.

7. Регулирующий механизм конкуренции с течением времени ослабевает, порождая монополию.

8. Рынок подвержен нестабильному развитию. Результатом циклической формы движения являются производственные и социальные потери, снижающие эффективность экономики.

Недостатки рынка в значительной степени может смягчить государственное регулирование. Поэтому современная экономическая система базируется на синтезе рыночного механизма и воздействия государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить развитие экономики в современных условиях.

Можно выделить три группы факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования рыночной экономики:

1. Факторы, связанные со сглаживанием отрицательных эффектов рынка:

— Ограничение стихийности рыночных процессов.

— Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

— Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

— Поддержка конкурентности, открытости рынка.

2. Факторы, обеспечивающие эко­номическую стабильность, про­цесс расширенного воспроиз­водства:

— Создание общих условий развития экономики, обес­печение экономической эффективности функциони­рования совокупного капитала, необходимость опре­деления «правил игры» хозяйствующих субъектов.

— Обеспечение антициклического развития экономики.

— Стимулирование долгосрочного экономического ро­ста, деловой активности,

— Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

— Поддержка макроэкономического равновесия.

— Обеспечение эффективного управления государст­венным сектором экономики.

— Удовлетворение потребности в государственных инвестициях в отраслях, мало­рентабельных с точки зрения частного капитала.

Читать еще:  Чем начать торговать на рынке

— Регулирование денежного обращения.

— Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем:

— Обеспечение рационального перераспределения до­ходов.

— Обеспечение экономической основы социальной ста­бильности, сокращение социальной напряженности.

— Обеспечение полной занятости населения.

— Формирование условий расширенного воспроизвод­ства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, переподготовка кадров и т. д.)

Модели рыночной экономики

Можно выделить характерные черты моделей рыночной экономики, реализуемых в современных условиях.

Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

— малый удельный вес государственной собственности;

— минимальная регулирующая роль государства в экономики;

— всемерное поощрение предпринимательства;

— резкая дифференциация на богатых и бедных;

— большое различие в уровне заработной платы;

— приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель. К основным чертам японской модели относятся:

— высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;

— составление планов развития экономики;

— широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами;

— привлечение работников к управлению и принятию решений;

— незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими;

— социальная направленность модели.

Немецкая модель. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

— высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;

— прогнозирование основных макроэкономических показателей.

— реализация принципа социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

— в немецком модели так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

— различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным.

Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является:

— социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

— государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов;

— высокий уровень государственного сектора;

— государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Тема 5. Рыночный механизм, его элементы:

Негативные стороны рынка

3.2. Негативные стороны рынка.

Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

ü Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

ü Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

ü Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;

ü Отсутствие механизма защиты окружающей среды;

ü Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;

ü Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;

ü Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

ü Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;

ü Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

ü Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;

ü Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

ü Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

3.3. Государственное регулирование рыночного хозяйства.

В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой» 1 .

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

1 Экономические науки.1990.№1.С.111.

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Читать еще:  Обучение торговля ценными бумагами

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

ü Спрос и предложение;

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура – система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой, однако не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства.

Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И.П.-М.: Изд-во «Проспект»,1998.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. — М.: Изд-во «Юристъ», 2000.

3. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н, Киселева Е.А.- Киров: Изд-во «АСА»,1995.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.

5. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики: Учебник. – М.: Изд-во ЮНИТИ «Банки и биржи», 1994.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Учебник. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1996.

7. Лившица А.Я, Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебник. – Изд-во «Высшая школа», 1994.

Regular economic

Сбалансированная экономика

Разделы

Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство

Длительный исторический путь развития рыночного типа экономической системы выявил как определенные его преимущества, так и целый ряд недостатков (табл. 4.3).

Негативные черты (фиаско) рынка свидетельствуют о возникновении условий, когда ему как сложной экономической системе становится недостаточно саморегулирования и он не может обойтись без регулирования или управления извне, со стороны государства.

Таблица 4.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики

способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров и услуг; вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг; формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость, предприимчивость, инициативность, умение рисковать и нести ответственность за свои действия

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (полезных ископаемых, диких животных, запасов морей и океанов и т.д.); отрицательно сказывается на защите окружающей среды; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг общественного пользования (коммуникации, общественный транспорт, здравоохранение, национальная безопасность, охрана общественного порядка и т.д.); не в состоянии самостоятельно реализовывать стратегические идеи в области науки и техники; не гарантирует прав на труд, на доход, на отдых; содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных; рынку, предоставленному самому себе, присущи анархия и стихийность, приводящие к значительным экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем, касающихся прав производителей и потребителей; принятия законов, обеспечивающих право собственности; оказания противодействия неограниченной власти монополий с помощью разработки антимонопольного законодательства; принятия санкций против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности предприятий и фирм; улучшения функционирования рынка путем создания стабильной обстановки в стране.

Регулирующая роль государства проявляется в следующих его основных функциях (рис. 4.1).

Рис. 4.1 Основные экономические функции государства

Среди экономических функций государства особое место принадлежит таким, как производство общественных благ и регулирование «внешних эффектов».

Общественные блага обладают следующими свойствами:

Другие материалы .

Определение количественной взаимосвязи между тарифным разрядом и заработной платой
Исходные данные Задача 1. Построить комбинационное распределение рабочих каждого цеха и завода в целом по общему стажу работы и заработной плате Задача 2. Рассчитать средние тарифный разряд, заработную плату и производственный стаж рабочих цеха № 2, а также мо .

Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и у .

Организация и планирование электроснабжения промышленных предприятий
Электроэнергетическое обслуживание — это организация и планирование системы электроснабжения промышленного предприятия, обеспечивающей бесперебойное функционирование его основного производства при минимальных капитальных и текущих затратах в целом по системе. В .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector