Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование рынка и равновесие

Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

Фиксирование ценосуществляется государством в случаях, когда: 1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен); 2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен). В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором – излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 4.4.1.

Негативным следствием установления административной цены ниже равновесного уровня является возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Низкая официальная цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне QS2. Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение S1 и формированию цены чёрного рынка на уровне P*2, значительно превышающем равновесный уровень РЕ. В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

Рис. 4.4.1. Фиксация цен

Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования – т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Рационирование – это ограничение государством объёма закупок на определённые товары[10]. Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен[11].

Косвенные налоги.Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин и т.д.) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 4.4.2). Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой предложения влево вверх и установлению новой точки равновесия (Е1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (РЕ1) и новое, уменьшенное равновесное количество (QЕ1).

Рис. 4.4.2. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т. е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, что явно меньше, чем РЕ. Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т∙Q1). На графике они составят прямоугольник РSРЕ1Е1А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть — продавцы.

Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации. Субсидия (subsidy) – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.Дотация – государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 4.4.3) из положения S в положение S1. В результате возникает новая точка равновесия (Е1) и соответствующие ей равновесная цена (РЕ1) и равновесный объём (QЕ1).

Рис. 4.4.3. — Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т. е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна:

Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров (QЕ1∙Н), что на графике соответствует площади прямоугольника РНAE1РE1. По сравнению с прежней равновесной ценой РЕ производитель получит ценовую надбавку в размере
Н — РЕ). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции РНАЕРЕ. Потребители же заплатят за товары на (РЕ — РЕ1) меньше, чем прежняя равновесная цена (РЕ). Их выигрыш будет равен площади трапеции РЕЕЕ1РЕ1.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под терминами «спрос», «величина спроса», «цена спроса»? Какие виды спроса выделяют в микроэкономической теории?

2. Какие факторы (детерминанты) определяют спрос на товары и услуги?

3. Что понимается под функцией спроса? Как она может быть представлена?

4. Как выглядит кривая спроса? Почему она является нисходящей? Как действует закон спроса?

5. В чём состоит различие между изменением величины спроса и изменением в спросе? Каковы причины этих изменений?

6. Как проявляются эффекты дохода и замещения?

7. В чём состоит различие между нормальными и аномальными товарами? Как изменяется спрос на них при изменении доходов потребителей?

Читать еще:  Общая характеристика рынка недвижимости

8. Что понимается под терминами «предложение», «величина предложения», «цена предложения»?

9. Какие факторы (детерминанты) определяют предложение товаров и услуг на рынке?

10. Что понимается под функцией предложения? Как она может быть представлена?

11. Как выглядит кривая предложения? Почему она имеет положительный наклон? Как влияют на неё неценовые факторы?

12. В чём суть закона предложения?

13. Чем различаются между собой изменение величины предложения и изменение в предложении? Каковы причины этих изменений?

14. Что понимается под терминами «рыночное равновесие», «равновесная цена», «равновесный объём»? Какие функции выполняет равновесная рыночная цена?

15. В каком случае на рынке будет возникать дефицит товаров? Вследствие чего может возникнуть ситуация избытка товаров на рынке? Что может вызвать смещение точки рыночного равновесия?

16. Как формируются излишки потребителя и производителя? Что представляет собой общественная выгода продавцов и покупателей?

17. Каковы особенности рыночного равновесия в мгновенном, коротком и длительном периодах?

18. Какие последствия вызывает государственное фиксирование цен? Каковы его положительные и отрицательные стороны?

19. Каково влияние косвенных налогов на рыночное равновесие? Каковы последствия введения косвенных налогов?

20. Что понимается под субсидиями и дотациями? Как их введение влияет на рыночное равновесие?

Государственное регулирование рыночного равновесия

Государство может воздействовать на рыночное равновесие двумя способами:

1) фиксацией цен;

2) налоговым регулированием.

3) 10.3.1 Фиксация цен

4) Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. В этой ситуации государство может установить фиксированные цены.

5) а) При существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат, государство может установить фиксированные цены выше цен равновесия(Ц1 > Цравн) (рис. 10.6). В этом случае возникает избыток предложения (Vспр1 1 спр

9) б) Если цена фиксирована государством ниже цены равновесия (Ц2 Vпр2). Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столько, сколько произведено (Vпр2). Этот объем продаж также будет меньше равновесного:

13) Как бы государство ни фиксировало цены (выше или ниже равновесной цены), объем реализуемой продукции (объем продаж) всегда становится меньше того объема реализации, который мог бы быть достигнут при равновесии.

14) Следствие дефицита 1. Возникновение конкуренции потребителей.

15) При цене Ц1, меньшей равновесной, весь спрос не может быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара (Ц1) потребители начнут добавлять неденежные затраты (ΔЦ) так, что общие затраты на покупку составят Ц2 (рис. 10.8).

17) Неденежные затраты – это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло бы использоваться на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип «личного бартера»: ты мне – я тебе. Это взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода. При этом возникают различного рода системы распределения: открытки, приглашения, визитные карточки, купоны, талоны, списки, льготы участникам.

18) Следствие дефицита 2. Возникновение «черного рынка».

19) При установлении государством цены Ц1, меньше равновесной, появляется «черный рынок». Кривая предложения на «черном рынке» может занять положение П1П1 (рис. 10.9).

21) Кривая П1П1 расположена выше «официальной» кривой предложения ПП. Разница между этими кривыми представляет собой плату за риск, который несут продавцы, пуская товар не в легальную торговлю, а на нелегальный рынок. Преград для установления цены на «черном рынке» нет, если отвлечься от влияния крупных подпольных продавцов, заставляющих мелких продавцов «черного рынка» фиксировать цену. Равновесная цена на «черном рынке» (Рч.р.) будет превышать как фиксированную цену Ц1, так и равновесную цену Црав. Объем продаж при этом на «черном рынке» (Vч.р.) больше того объема (V1), который был бы реализован на обычном рынке по цене Ц1, но меньше равновесного объема (Vрав).

22) 10.3.2 Налоговое регулирование

23) Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные.

24) Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика.

25) Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке товара.

26) Допустим, что государство на данный товар установило косвенный налог в сумме Т. Производители должны включить этот косвенный налог в цену товара (рис. 10.10). Следовательно, кривая предложения должна сместиться на величину Т. Новая кривая предложения П1П1 будет строго параллельна старой кривой предложения ПП. Новое равновесие установится в точке Rт (пересечение П1П1 и СС). Новая равновесная цена будет выше старой (Ц + > Ц1), а объем продаж снизится с V1 до V2.

28) 1. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж.

29) Косвенный налог не выгоден потребителям: без него они могли бы больше купить по более низкой цене (равновесие R). Но выгоден ли этот налог производителю? Казалось бы, бери налог с потребителя и отдавай его государству. Но… Если сравнить величину выручки производителя, когда нет косвенного налога (площадь ОЦ1RV1) (рис. 10.11) и выручку производителя, поступившую в его распоряжение после уплаты налога (площадь ОЦ — ХV2), то снижение выручки при наличии косвенного налога очевидно.

Читать еще:  Статьи фондовый рынок

31) 2. Косвенные налоги снижают выручку производителя.

32) 3. Бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

33) Для потребителя прирост цены при введении косвенного налога составит Ц + — Ц — .

34) Для производителя потеря в цене при введении косвенного налога составит Ц1 – Ц — .

36) Общая сумма выплачиваемого государству налога соответствует площади (Ц — Ц + ЦтХ) (рис. 10.12), т.е. величине налога (Т), умноженного на объем реализации (V2), из которой сумма, равная площади Ц — Ц1КХ, составляет налоговое бремя производителя, а сумма, равная площади Ц1Ц + ЦтК, соответствует налоговому бремени потребителя (рис. 10.13).

39) Государство может применять и противоположный установлению косвенных налогов метод регулирования равновесия. Оно может устанавливать дотации.

40) Дотация – это ассигнования из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

41) Другими словами, если на товар установлена дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р — , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Читать еще:  Выдача разрешения на организацию розничного рынка

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q?q единиц блага, во втором – Q?s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения, регулирование национального рынка

47.

Понятие рынка

Обращаясь к понятию «рынок», можно выделить два основных подхода кего трактованию.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства,основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования иадминистративного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов,определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

в) рынок как способ мышления,формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход к трактовке понятия «рынок» основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг*.

С позиций экономической теории рынок— это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

— обмен товарами и услугами по эквиваленту;

— распределение благ по факторам производства;

— механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

— саморегулирование экономического равновесия;

— средства стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).

Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:

— общественное разделение труда.

— развитие товарного производства.

— обособление хозяйств с ответственностью за результаты производства.

Субъектами рынкаявляются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток купли-продажи».

Объектами рынкаявляются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1) согласие обменивающихся сторон;

2) эквивалентную возмездность;

3) свободный выбор партнеров;

4) наличие конкуренции.

Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка,в числе которых:

1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель — рынок — производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);

2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;

3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;

4) обеспечение эквивалентности на основе общественного «эталона», способствующего соизмерению затрат и результатов;

5) демократизация хозяйственной деятельности. Функционирование рынка осуществляется посредством определенной

структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений. Структура рынка— это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка.

Основными элементами рынка являются товар, цена, спрос, предложение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector