Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смежные субъекты розничного рынка это

Розничные рынки

Субъекты и договорная конструкция розничных рынков

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям, а также приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии, выступая как потребители.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребителями услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках являются лица, владеющие энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными (в том числе опосредованно) к электрическим сетям, организации, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, заключившие договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика. Срок осуществления территориальной сетевой организацией функций гарантирующего поставщика не может быть более 12 месяцев со дня присвоения ей статуса гарантирующего поставщика.

В состав конкурсной комиссии включаются не менее чем по 2 представителя уполномоченного федерального органа, федерального антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика.

Уполномоченный федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня проведения конкурса принимает решение о признании победителем конкурса заявителя, имеющего наибольший рейтинг среди заявителей, соответствующих требованиям, установленным в решении о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика. Указанное решение уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет».

(Подробный порядок смены гарантирующих поставщиков смотри в разделе «Презентации»)

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков возможно в результате принятия решения уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации по одному из следующих оснований:

совместного письменного заявления об изменении границ зон деятельности, поданного гарантирующими поставщиками, которые имеют расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации граничащие зоны деятельности, содержащего предложение об изменении границ зон деятельности таких гарантирующих поставщиков, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на распределение обязательств по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

письменного заявления об объединении границ зон деятельности, поданного организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации 2 и более граничащих зон деятельности, содержащего предложение об объединении границ таких зон деятельности, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на готовность принять обязательства по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

изменения границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта), по которым определены границы зоны деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, в случае если данное изменение произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта).

Производители электрической энергии на розничных рынках

Производители электрической энергии (мощности), в отношении которых на оптовом рынке не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (мощности) которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВти на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, продают электроэнергию на розничных рынках.

Производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, имеет право продавать электрическую энергию (мощность) любому потребителю, расположенному в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в которой расположен объект по производству электрической энергии (мощности) данного производителя, в том числе и самому гарантирующему поставщику, на основании заключенных договоров по свободным нерегулируемым ценам.

Читать еще:  Торговля розничная вне магазинов палаток рынков

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, функционирующие на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением случая, предусмотренного пунктом 65(1) Основных положений, осуществляют продажу электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены точки поставки, в которых исполняются обязательства производителя электрической энергии (мощности) по поставке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, определяемым в соответствии с пунктом 113 Основных положений.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2011 г., независимо от величины установленной генерирующей мощности этих генерирующих объектов в объемах, определенных для этих производителей в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Понятие розничных рынков и их субъекты

Под розничными рынками электрической энергии согласно ст.3 Федерального закона «Об электроэнергетике» понимается сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией определены постановлением Правительства РФ от 4мая 2012 г.№442 « О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»// СЗ РФ 2012 №23 ст.3008. (далее- Правила розничных рынков). До введения в действие указанного постановления розничные рынки работали по Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. №5301

Субъектами розничных рынков являются:

Субъектами розничных рынков по смыслу Закона об электроэнергетике являются:

потребители электрической энергии;

поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке;

территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Субъектами розничных рынков по смыслу Правил розничных рынков являются:

исполнители коммунальной услуги;

энергосбытовые, энергоснабжающие организации;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

В случае если организация — субъект розничного рынка совмещает деятельность по производству электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее продаже и (или) в установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике случаях совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче (энергоснабжающая организация), то к отношениям такой организации, связанным с осуществлением каждого из указанных видов деятельности, применяется настоящий документ в части, регулирующей соответствующий вид деятельности. Энергоснабжающая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых с ней расторгнут договор энергоснабжения, обязана по заявлению обратившегося к ней лица заключить с ним договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств.

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрическойэнергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями. Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.

Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

Субъекты розничных рынков электроэнергии:

ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 37, п. 1.

Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас . В.В. Красник . 2006 .

Смотреть что такое «Субъекты розничных рынков электроэнергии:» в других словарях:

Субъект розничного рынка электроэнергии — субъекты розничных рынков участники отношений по производству, передаче, купле продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые … Официальная терминология

Читать еще:  Маркетинговые стратегии охвата рынка

Совет рынка — НП «Совет рынка» Тип Некоммерческое партнёрство Год основания 23 ноября 2001 года … Википедия

СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы : Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Московская область — Координаты: 55°42′ с. ш. 36°58′ в. д. / 55.7° с. ш. 36.966667° в. д. … Википедия

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

Маркетинг — (Marketing) Определение маркетинга, эры в истории маркетинга Информация об определении маркетинга, эры в истории маркетинга Содержание Содержание 1. Определения 1. Цель и обязаности маркетолога 2. Четыре эры в истории Эра производства Эра Эра… … Энциклопедия инвестора

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Фьючерс — (Futures) Фьючерс это срочный биржевой контракт на покупку рыночного актива Что такое фьючерс, фьючерсный контракт, рынок фьючерсов, торговля фьючерсами, стратегия фьючерс, виды ценных бумаг на фьючерсном рынке, хеджирование рисков с помощью… … Энциклопедия инвестора

Правовое положение субъектов розничного рынка электроэнергии в Российской Федерации

«Право и экономика», 2008, N 12

Субъектный состав участников розничного рынка электроэнергии определен в ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике).

СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

Субъектами розничного рынка являются:

потребители электрической энергии;

производители электрической энергии, не являющиеся субъектами оптового рынка;

территориальные сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления.

Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее — Правила розничных рынков), утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 , субъектный состав участников розничного рынка несколько расширен.

Там же. 2006. N 37. Ст. 3876.

В соответствии с Правилами розничных рынков субъектами данных правоотношений являются:

потребители электрической энергии;

исполнители коммунальных услуг;

производители электрической энергии, не являющиеся субъектами оптового рынка;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

По нашему мнению, структура субъектов розничного рынка должна быть более детализирована в части субъектного состава потребителей электроэнергии. В настоящее время появилась необходимость заменить понятие «потребители» понятием «конечные потребители» и определить конечных потребителей как лиц, потребляющих электроэнергию на розничном рынке исключительно для собственных нужд. Остальные субъекты розничного рынка приобретают электроэнергию по поручению или в интересах конечных потребителей.

Конечных потребителей целесообразно разделить на следующие виды субъектов:

граждане — конечные потребители (домохозяйства);

индивидуальные предприниматели — конечные потребители;

юридические лица — конечные потребители.

Такая детализация субъектов — конечных потребителей розничного рынка позволит, на наш взгляд, более четко определить правовое положение различных видов потребителей в правоотношениях, связанных с оборотом электроэнергии на розничном рынке.

Граждане и индивидуальные предприниматели являются, как правило, массовыми и одновременно мелкими потребителями электрической энергии, и для них должны быть предусмотрены облегченные правила доступа и потребления электроэнергии в части, например, технологического подключения принадлежащего им энергопотребляющего оборудования к электрическим сетям.

Юридические лица — конечные потребители электроэнергии на розничном рынке также должны быть дифференцированы и по мощности присоединенного энергопотребляющего оборудования (мелкие, средние и крупные конечные потребители), и по их принадлежности к потребителям, которые финансируются из средств бюджетов всех уровней.

Критерием дифференциации потребителей, на наш взгляд, должен являться только количественный показатель — величина суммарной мощности энергопотребляющего оборудования юридического лица. По мере увеличения мощности энергопотребляющего оборудования должны ужесточаться требования по технологическому подключению конечного потребителя — юридического лица. При достижении конечным потребителем количественных параметров потребляемой мощности до величины, предусмотренной для субъектов оптового рынка, такой потребитель должен подпадать под действие правил оптового рынка. Конечные потребители — юридические лица, финансируемые из бюджета и имеющие специальные категории надежности снабжения (1-я и 2-я категории), должны быть включены в законодательные акты с четким регулированием их правового положения в отношениях на розничном рынке.

Читать еще:  Фондовый рынок кратко

Таким образом, структура субъектов розничного рынка должна включать следующих субъектов:

конечный потребитель — гражданин (домохозяйство);

конечный потребитель — индивидуальный предприниматель;

конечный потребитель — юридическое лицо;

исполнитель коммунальных услуг;

производители электроэнергии, не являющиеся субъектами оптового рынка;

субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Широкий субъектный состав участников розничного рынка требует четкого регулирования правоотношений, складывающихся между субъектами. Поскольку в настоящее время в нормативных правовых актах предложенный нами субъектный состав не предусмотрен, целесообразно определить правовое положение каждого субъекта в предложенной нами структурной модели.

Правовое положение субъектов розничного рынка определяется видовой принадлежностью субъекта, а также правами и обязанностями, предусмотренными гражданско-правовыми договорами, заключаемыми между ними. Некоторые исследователи отмечают, что «. роль договора энергоснабжения новым законодательством об электроэнергетике сведена к минимуму» . Произошла серьезная реформа самой электроэнергетики, появились новые субъекты правоотношений, новые виды договоров в сфере электроэнергетики, и в силу этого старое правовое регулирование должно быть модернизировано с учетом новых реалий. Договор энергоснабжения в силу положений п. 4 ст. 539 ГК РФ должен в полной мере применяться к отношениям по электроснабжению именно конечных потребителей и именно в предложенной структурной модели. В этом случае конечные потребители рассматриваются как абоненты, правоспособность которых раскрывается через способность иметь права и нести обязанность, предусмотренную соглашением с другими субъектами розничного рынка, которые обеспечивают энергоснабжение абонентов .

Гордеев О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 34.
Антощишен Р. Правоспособность участников договора энергоснабжения // Право и экономика. 2006. N 10. С. 35.

Необходимо отметить, что домохозяйства потребляют электроэнергию, как правило, в составе коллективного субъекта (в составе многоквартирного дома, сельского поселения, коттеджного поселка и т.д.), у которого есть собственные точки присоединения к электросетям. В этом случае мы должны учитывать правоотношения, складывающиеся внутри коллективного субъекта (например, товариществ собственников жилья). При определенных условиях коллектив домохозяйств в виде товарищества собственников жилья может соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнителю коммунальных услуг, т.е. произойдет качественный переход одних субъектов розничного рынка в другой вид субъектов .

Рецлов С.О. Проблемы электроснабжения при непосредственном управлении многоквартирным домом.

В силу п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике доступ потребителей к электрическим сетям осуществляется на основании договора технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства. В Законе должен быть более четко прописан порядок технологического присоединения различных субъектов розничного рынка к электрическим сетям.

Необходима дальнейшая существенная модернизация действующего законодательства с целью укрепления правового положения конечных потребителей по отношению к иным субъектам розничного рынка.

В соответствии с Правилами розничных рынков ключевая роль в организации электроснабжения конечных потребителей отводится гарантирующему поставщику. Большая часть норм, содержащихся в Правилах, регулирует правоотношения, в которых участвует гарантирующий поставщик.

В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике гарантирующим поставщиком может быть только коммерческая организация и, соответственно, создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных или муниципальных унитарных предприятий. Гарантирующий поставщик приобретает статус на основании победы в конкурсе, который должен проводиться один раз в три года.

До проведения первого конкурса статус гарантирующего поставщика имеют следующие организации:

энергосбытовые организации, которые созданы в результате реорганизации электроэнергетики;

энергоснабжающие организации, которые осуществляют поставку электроэнергии в объеме не менее 50 млн кВт/час в год для снабжения граждан и финансируемых из бюджета потребителей разного уровня;

энергосбытовые организации, заключившие соглашения с ОАО «РЖД» по снабжению электроэнергией физических и юридических лиц, энергопотребляющие устройства которых подсоединены к электросетям ОАО «РЖД»;

хозяйственные субъекты, эксплуатирующие объекты сетевого хозяйства, технологически не связанные с Единой энергетической системой России.

Организация, претендующая на статус гарантирующего поставщика, должна иметь лицензию на право осуществлять операции с электрической энергией. Гарантирующий поставщик действует на определенной территории — зоне своей деятельности. Если гарантирующий поставщик является субъектом оптового рынка, то граница зоны деятельности совпадает с административной границей субъекта Российской Федерации или группы субъектов Российской Федерации. Если гарантирующий поставщик не является субъектом оптового рынка, то границей зоны его деятельности является граница балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации или хозяйствующего субъекта, к сетям которого подключены потребители.

В таблице 1 приведены права, обязанности и ответственность гарантирующего поставщика — субъекта розничного рынка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector