Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная политика государства в условиях рынка

Социальная политика государства в условиях рынка

Библиографическая ссылка на статью:
Валькович О.Н., Коротких Л.В. Особенности социальной политики государства в современных рыночных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12981 (дата обращения: 07.02.2019).

В современной рыночной экономике наблюдается всеобъемлющий характер реформ, предусматривающий и изменение форм собственности, системы управления и регулирования социально -экономических процессов в обществе и как следствие – изменение в социальной сфере общественной жизни. Следствиями проводимых реформ является образование новых социальных групп и слоёв, резкое усиление социальной дифференциации общества. Растущая доля частной собственности привела к росту безработицы, формированию новых, нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ.

Все это нацеливает нас на исследование проблем, связанных с формированием принципиально новой социальной политики, отличной от той, которая нам известна при командно-административной системе. Научный анализ и осмысление новых подходов к формированию и развитию новой социальной политики способствует улучшению качества жизни населения, а значит может способствовать выходу страны на новый уровень. Для этого нужна грамотная социальная политика, отвечающая современной рыночной системе.

Социальная политика играет важную роль в экономической жизни страны и её оценке на международной арене. [1, с. 354] От социальной политики зависит настроение общества: при успешной реализации ее в государстве, гражданская активность возрастает, в противном случае настроения общества будут нацелены скорее на изменение своего социального положения или точнее на выживание в условиях жёсткой конкуренции.

Таким образом, определяющее место в системе социальной политике принадлежит методам поддержания реальных доходов общества на достаточном для нормальной жизни уровне.[2, c. 495] При анализе возможности проведения в государстве политики по защите уровня доходов населения используется индексация доходов населения.

Отличительной чертой социальной политики в рыночной экономике является то, что производством разного вида благ занимается не государство, а частные предприниматели, которым выгодно получать прибыль от произведённых ими товаров и услуг. В рыночной экономике социально значимые сферы жизни, такие как здравоохранение, образование, фундаментальная наука, содержание парков, скверов и музеев общего пользования нерентабельны для частных предпринимателей, поэтому возникает проблема создания социальной политики, ориентированной на улучшение благосостояния социально не защищенных слоёв населения.

В противном случае общество становится незащищённым от чрезвычайных ситуации и с кризисом на рынке приходит кризис во все сферы общественной жизни, так как государство оказывается в большей части отстранено от производства всякого рода благ.

Социальная рыночная экономика — это правовой социальный институт, в котором прослеживается ориентация на удовлетворение потребностей человека путём приспособления экономической политики государства к основным ценностям социального государства. [3, c. 25]При переходе к рыночным методам управления наблюдается смещение вектора основных целей социальной политики государства.

Например, из целей социальной политики приходится исключить социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг. Кроме этого невозможно считать целью социальной политики тезис о недопущении безработицы. Так как на рынке труда, как и любом другом рынке должна присутствовать здоровая конкуренция, то исключение безработицы не обоснованно, однако государственная социальная политика должная предусматривать меры по ее регулированию.

Главную роль в распределении и перераспределении доходов в обществе выполняет государство. Это зафиксировано в Конвенции МОТ № 117 «об основных целях и нормах социальной политики», обязывающих государство «принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния». Поэтому государству следует улучшить свою налоговую политику, через которую, оно будет осуществлять социальную поддержку гражданам.

Важным и характерным для социальной рыночной экономики субъектом социальной политики является бизнес. Он приобретает весомую роль в развитии социальной политики, так как непосредственно он является основным работодателем и производителем.

Для введения социально ответственного бизнеса в нашей стране следует организовывать бесплатное проведение обучающих курсов для предпринимателей в целях повышения эффективности данной методики. Так же среди работодателей следует распространять правовой материал, отражающий права и обязанности социально ответственного бизнеса. Для повышения правовой грамотности и повышения лояльности предпринимательства к вопросам социальной политики.

Вот здесь и надо затронуть следующие вопросы: особенности модели или моделей социальной политики в РФ, вопросы КСО организаций, вопросы социального партнерства.

Читать еще:  Все о рынке форекс

Деятельность бизнес структур прямо пропорциональна состоянию социальных проблем, потому как прибыль предприятий является источником налогов и социальных взносов, оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и как следствие и уровень социального обеспечения в целом.

Рыночный механизм учитывает главным образом платежеспособность потребителей, при отсутствии данного фактора, остальными характеристиками продавец может пренебречь. Очевидно, что такой подход нуждается в коррекции перераспределения доходов, эту задачу берёт на себя государство.

Любая реорганизация влечёт за собой определённые переломы, а когда дело касается всей экономики, то велики риски недоработок. На стратегии социальной политики отражается своеобразие переходного периода.

Подводя итог, стоит сделать вывод, о том, что даже в условиях рыночной экономики, когда все блага вокруг продаются и покупаются, социальная защита не должна утрачивать своего авторитета.

Вопрос 32. Социальная политика государства в условиях рынка

Социальная политика — это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.

Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюда следует, что социальная политика — понятие емкое. В широком смысле она должна охватывать все аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарантии населения, проблемы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр.

Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.

Проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей стране не отвечает требованиям ее целевой установки: отсутствуют четкие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальной политики и как следствие этого крайне низкая эффективность ее проведения. Утверждение, что социальное развитие общества, повышение народного благосостояния — это главная цель общественного производства и основа государственной политики, многие годы было лишь теоретическим постулатом, в значительной степени оторванным от реальной жизни. Подтверждением тому может служить низкий жизненный уровень населения по сравнению даже с развивающимися странами. Социальная обстановка продолжает оставаться напряженной и все более усложняется. Возрастает безработица и развиваются ее скрытые формы (3—4-дневная занятость, полугодовые отпуска, снижение сменности и т.д.). По некоторым экспертным оценкам, реальная безработица составляет более 10—12 млн. человек. Причем речь идет о безработице среди наиболее высокопрофессиональной рабочей силы далеко не пожилого возраста. Отсюда — резкое снижение материального благосостояния, апатия, неверие, стрессы, рост преступности.

В сложнейшем положении — интеллектуальная часть общества, военнослужащие, женщины, дети и старые люди. Повышается заболеваемость и смертность, падает рождаемость. Уровень реальных доходов населения в денежном выражении в настоящее время на 40 % ниже, чем в 1991 г. Возникла массовая бедность, число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (на июнь 1997 г. — 402 тыс. руб.), составляет около 25 % численности населения России. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения.

Выход состоит в оздоровлении экономики страны и оживлении условий социальной активности, которые позволяют решить эти и другие насущные проблемы жизни населения.

Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Отметим среди этих принципов социальной политики государства наиболее важные:

— Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности и создание условий для ее развития.

— Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.

— Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.

Читать еще:  Дифференциация рынков труда

— Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Само слово «реабилитация» означает «восстановление», возвращение утерянного. Поэтому принято говорить о восстановлении здоровья, прав, возвращении доброго имени. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.

— Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью. Наука, новая технология, экономический рост никогда не заменят духовность, хотя последнее без первого и невозможно, допустим, осуществить.

— Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.

— И, наконец, сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства и т.п.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне во всех развитых странах мира созданы системы социальной поддержки малоимущих. Социальные трансфертыэто система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности. Выплаты населениюпроизводятся из местных бюджетов, гос. внебюджетных социальных фондов, а также средств общественныхорганизаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Соц. партнерство — сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений; переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе.

Социальная политика государствасвязана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев,

групп, категорий; включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и т.п.

Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренную международным и национальным законодательством. Цель социальной политики — поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена Законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий, занятых в производстве, государство регулирует только размер мин. заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума в двух видах — социальном и физиологическом минимумах.

Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Читать еще:  Конкуренты на рынке

Минимальный потребительский бюджет (МПБ)— социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары, а также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

1)стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных групп.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1)стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2)сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов

4)развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, политикадоходов представляет собой составную частьсоциальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходахразличных категорий населения,не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector