Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ценообразование на рынке монополии

Монопольное ценообразование

Понятие монопольного ценообразования

Монопольное ценообразование – это определение цен на товары компаниями-монополистами.

Отличительной чертой монопольного ценообразования, является то, что цены устанавливаются на такие товары, аналогов которым, как правило, нет. В данном случае, компании-монополисты не учитывают ряд факторов, которые учитывают прочие производители, к примеру, конкуренцию на рынке (ввиду ее отсутствия). Основными факторами для компаний-монополистов являются:

  • государственное регулирование (контроль цен);
  • покупательская способность потребителей;
  • особенности производства, формирующие определенный показатель себестоимости продукции.

Так, компании-монополисты по сути, сами определяют и устанавливают рыночную цену на свой товар. Причем законы спроса и предложения, учитываются в своеобразной форме.

Реализуя товар, компании-монополисты применяют закон рыночной цены по массовому предложению. Такие предприятия намеренно сокращают предложение товара, создавая его искусственный дефицит. Следствием данного действия, является повышение цены на товар, то есть рост цен по предложению.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Например, В России, сокращали предложение по моторному топливу, вследствие чего – возрастала цена на бензин. Так, создавался повышенный спрос на бензин и, соответственно цена на него возрастала по предложению.

Разумеется, при ценообразовании по такому принципу, компании-монополисты должны учитывать затраты от потери от сниженных объемов реализации. При этом, цель компаний-монополистов состоит в том, чтобы выручка от роста цены не только покрывала убытки от снижения объема реализации, но и приносила прибыль в большем размере.

Особенности монопольного ценообразования

Монопольное ценообразование имеет несколько отличительных особенностей.

Так, товары компаний-монополистов реализуются в условиях несовершенной конкуренции, когда на рыночную цену такого товара не влияют законы спроса и предложения и компания сама устанавливает цену на свой товар, учитывая лишь покупательскую способность потребителей и ограничения, контролируемые на государственном уровне. Эта особенность дает возможность компании, свободно манипулировать ценой на товар. И такая свобода тем шире, чем меньше у товаров компании-монополиста, товаров-заменителей на рынке.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Монопольная цена – это отдельная категория цен, которая формируется по определенным правилам. Ее особенность состоит в том, что она сознательно отклоняется от реальной цены в силу специфики реализуемого продукта по качественным и иным характеристикам. Монопольная цена формируется не на рынке, а самой компанией-монополистом. По сути, компания получает сверхприбыль за счет потребителя, который переплачивает за товар ввиду его уникальности или специфичности.

Расчет монопольной цены выражен суммой таких показателей, как:

  • средняя прибыль, получаемая компанией-монополистом в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
  • обычная сверхприбыль, получаемая компанией-монополистом, которые осуществляют нововведения;
  • монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Читать еще:  Рынки земли и капитала

Следующей особенностью монопольного ценообразования, является то, что монопольные цены, как правило – превышают общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это ярко демонстрируется на примере искусственного создания дефицита товаров для повышения цен на него.

Для экономики монопольное ценообразование опасно, так как может нарушить баланс и равновесие на рынке. Во избежание этого, в государстве должны функционировать антимонопольные программы по регулированию и контролю монопольных цен на товар.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государство и фирма: способы взаимодействия

4. Конкуренция за рынок монополии(конкуренция Демзеца)

В данном случае государство организует конкуренцию за франчай-зинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде Франчайзинговой платы к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками тендерных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг (товара), иначе снижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества товара.

5. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии

Разновидностью конкуренции Демзеца служит политика внедрения конкуренции непосредственно на рынок, где действуют условия естественной монополии . Это возможно либо за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль (например, через уменьшение барьеров входа за счет эффекта масштаба ), либо путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм. И в том и в другом случае меры принимается тогда, когда они дают значительный выигрыш распределительной эффективности даже при потере технологической эффективности .

6. Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии

При проведении государством политики ценовой дискриминации на рынке естественной монополии происходит установление двух уровней цен: P1 = AC = TC/Y для тех потребителей, для которых MV1 > P1 , где МV — предельная ценность товара (предельная полезность товара для потребителя, выраженная в денежном виде, при неизменной предельной полезности денег), и P2 = МС для тех потребителей, для которых P1 > MV2 > P2 . Таким образом, услуга (товар) предоставляется любому покупателю, кто готов оплачивать по крайней мере величину предельных издержек. Доход от цены для первой категории потребителей ( P1 ) покрывает совокупные издержки ( VC + FC ) выпуска товара, так что нет необходимости в субсидировании потребителей второй категории ( P2 ). Этим достигается эффективное решение, так как совокупный выпуск здесь равен конкурентному уровню ( q при Р = МС ), прибыль будет нулевая, но и убытков нет.

Читать еще:  Элементы инфраструктуры рынка труда

7. Нелинейное ценообразование

В данном случае цена меняется в зависимости от объема покупки, так что средние расходы покупателя на единицу товара тоже изменяются. Предусматривается введение двухчастного тарифа:

  • постоянная часть е = F/N , где F — постоянные издержки; N — число покупателей;
  • переменная часть m = f(Y) , зависит от объема покупки Y.

Совокупные издержки производства товара тогда будут равны

Общие расходы покупателя составят величину

Причем каждая дополнительная единица товара оплачивается по предельным издержкам. Совокупная выручка фирмы равна

8. Ценообразование естественной монополии, являющейся многопродуктовой фирмой

Предположим, фирма выпускает два вида товара с общими постоянными издержками. Совокупные издержки фирмы равны

Если применить принципы предельного ценообразования

Следовательно, необходимо каким-либо образом распределить постоянные расходы между видами товаров. Пусть f1 и f2 — доли общих расходов, приходящихся на каждый товар, так что f1 + f2 = 1 . Цена должна быть такой, чтобы доход от продажи товара покрыл все издержки:

Возникает вопрос: каким образом выбрать fi ?

Способы распределения постоянных расходов между видами товаров:

  • пропорционально выручке, приходящейся на каждый вид товара:

9. Пиковое ценообразование

Пиковое ценообразование применяется в отраслях естественной монополии тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт).

Пусть t = 1, . Т — период времени; Yt — выпуск фирмы; b — дополнительные издержки использования капитала в период пика спроса. Вне пика (точки максимального спроса) b = 0 .

Тогда совокупные издержки фирмы по выпуску товара будут равны

Прибыль фирмы составит

При обычном спросе

Так что вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые и являются их собственными издержками потребления товара.

Ценообразование в период пика (при максимальном спросе — ) приводит к такому результату:

Т о есть постоянные издержки оплачиваются потребителями в период пика. Это и естественно, так как в действительности дополнительные мощности нужны только в период пиковой нагрузки оборудования — для тех дополнительных потребителей, которые предъявляют или увеличивают спрос в подобные периоды времени (рис. 9.3).

Таким образом, каждый потребитель оплачивает только свои предельные издержки:

Ценообразование на рынке монополии

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Читать еще:  Перспективные рынки для малого бизнеса

Установление равновесной цены в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения — специфическая черта рынка совершенной конкуренции. На других рынках условия совершения сделок могут настолько отличаться от условий совершенной конкуренции, что исчезает однозначная зависимость между ценой товара и объемом его предложения или объемом спроса на него, т.е. на этих рынках нет либо функции предложения, либо функции спроса, либо их обеих.

В данной и следующих главах рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти , т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.

Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).

В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно.

Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена — не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск — цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector