Возможности и провалы рынка - Финансовый обозреватель
Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возможности и провалы рынка

Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка

«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.

Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов.

Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации.

Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек.

В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Производство общественных товаров.

Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Читать еще:  Рынок виды рынков

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Провалы рынка и государства.

Ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов, называются провалами рынка. Если не рассматривать проблему перераспределения доходов, то при определенных условиях и до­пущениях можно было бы утверждать, что общественный сектор должен функционировать исключительно в зонах провалов рынка, и, соответственно, механизмы государственного вмешательства должны быть адекватны специфике конкретных провалов рынка. При этом провалы рынка необходимо сопоставлять с провалами государства, поскольку действия государства, направленные на преодоление провалов рынка, в свою очередь могут привести к неэффективному использованию ресурсов.

К провалам рынка можно отнести ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполноту информации.

Как известно из общего курса экономической теории, монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, поэтому государственное вмешательство может способствовать более эффективному использованию ресурсов.

Поскольку в основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства, то, имея возможности ее преодолеть без потери эффективности, государству необходимо выбирать один из двух способов регулирования:

1. использовать меры регулирования для прямого воздействия на деятельность монополиста;

2. заполнять зоны естественной монополии программами общественного сектора.

Регулирование может выражаться, например, в установлении предельного уровня цен.

Экономический субъект, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других. В то же время, если экономический эффект создает позитивные внешние эффекты, то он принимает на себя часть издержек по реализации интересов других экономических субъектов

Поэтому проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться двумя путями: либо установления прав и ответственности участников экономической деятельности, либо непосредственного выполнения государством функций, обеспечивающих положительный внешний эффект, или налогового регулирования деятельности, порождающего отрицательные внешние эффекты.

Как известно, эффективность функционирования рынка во многом зависит от того, насколько полной информацией о потребительских свойствах товаров и услуг участники сделок владеют, а также от альтернативных возможностей их производства и приобретения и складывающихся тенденций изменения конъюнктуры рынка. Это обусловлено тем, что неполнота информации ограничивает возможности эффективного использования ресурсов и приводит к неоптимальному поведению продавцов и покупателей. Классический пример информационной асимметрии представляет собой сфера здравоохранения.

В условиях, когда информационная асимметрия угрожает диктатом производителя, поставку данного вида услуг должен обеспечивать общественный сектор. Это оправдано, поскольку предполагается, что общественный сектор через механизмы общественного выбора подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

Провалы государства — это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.

Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор — это только один из экономических субъектов рынка. Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен­ствами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе—доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике пре­доставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будет нормальные рыночный отношения рамках взаимодействия между общественным и частным секторами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным сектором в том случаи, если оно не сопровождается ростом трансакционных издержек.

Заключение

Отличительной особенностью экономики общественного сектора как науки состоит в том, что она возникла как синтетичная отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических, социальных наук. Как ни одной из экономических дисциплин ей присуще сильное интеграционное начало, которое формируется под гибким влиянием экономических теорий и экономических наук (государственное финансирование, экономические услуги, социальное страхование).

Читать еще:  Проблемы равновесия на рынке капиталов

При этом даже в рамках западной цивилизации наблюдаются разные типы смешанной экономики, которые учитывают конкуртно-исторические способности формирования государственности, а так же институтов гражданского общества и национального менталитета. Все это определяет при общности экономики общественного сектора немалое различие их по странам. Так, например, в научной и учебной литературе по вопросам экономики общественного сектора существует два различных подхода к трактовке понятии общественного сектора:

1. широкая концепция, согласно, которой общественный сектор не сводится только к государственному и не включает все виды некоммерческих структур функционирующих на принципах общественного саморегулирования.

2. Узкая концепция, так же получившая распространение в экономической литературе, сводит общественный сектор только к государственному. В таком случае совокупность не государственных, некоммерческих институтов объединяется понятием «третий сектор», и они заключают промежуточное положение между государственными и частными предпринимательскими структурами. Авторы экономической литературы рассматривают «третий сектор» как составную часть общественного сектора в широком понимание.

Список литературы

1. Якобсов. Экономика общественного сектора М.: «Наука» 1995

2. Ахинов Г.А.Экономика общественного сектора Учебное пособие. М.: ИНФРА 2008

3. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Московский Университет

4. Гинс Г.К. Предприниматель. М: ДРОФА 1994

5. Мысмева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: М.: ИНФРА 2007

6. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика ГУ –ВШЭ М., 2000

7. Мониторинг доходов и уровень жизни населения / Под редакцией Бобкова В.Н./ ВЦУЖ 2003 №3

8. Федеральный закон от 12.01.96. №7(редакция от 01.07.99) «О некоммерческих организация»

9. Система национального счетов / Под Редакцией Ю.М. Иванова/ М. издательство Московского университета 1996

10. Ахинов Г.А., Кимилов Д.А. Политика государства в сфере распределения доходов населения. М.:ТЕИС. 2006

11. Ахинов Г.А. Камилов Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА 2006

12. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора М.:ТЕИС 2003

13. Ахинов Г.А Основы экономики общественного сектора М.: ТЕИС 2006

14. От плана к рынку. М ИНФРА 1993

15. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: Тума­нит, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

16. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: Таурус, 2003

17. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2006,

18. Бункина М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 2008.

19. Традов ATI. Национальная экономика. Курс лекции. СПб.: Изд-во «Специальная литература», 2006.

20. Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Фи­нансы и статистика,2000.

21. Кураков Л.П. Российская экономика: состояние и пер­спективы. М.: Логос, 1998.

22. Меньшиков СМ. Экономика России: практические и тео­ретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные от­ношения,2005.

23. Ойкен В. Основы национальной экономики: Пер. с нем. М.: Прогресс,2003.

24. Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: БЕК, 2003.

25. Экономическая теория национальной экономики и миро­вого хозяйства (политическая экономия): Учеб. / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

[1]Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФЕ.Н. Жильцов

[2]Мотивация доходов и уровень жизни населения / под редакцией Бобкова В.Н.М.:ВЦУЖ 2003№3

Токвиль А. Путешествие по Америке. 2005 с 184, 331

[4]Токвиль А. Путешествие по Америке. 2005 с 184, 331

[5]Гинс Г.К. Предприниматель. М., 2006 с 213

[6]Отчет о мировом развитии-2006 Государство в меняющемся мире

[7]Система национального счетов /под редакцией Ю.М. Иванова М. Московский Университет 1996

[8]Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики:1-2кн. М.:Эконов,2002.

[9]Отчет о мировом развитии — 2000. Государство в меняющемся мире. Всемирный банк, 2000. С. 33.

[10]Кейнс Дж. М.Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов.

Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. М.: Экономический факультет МГУ, 2005. с. 113-117

[11]Экономика общественного сектора. Янобсов Москва Наука 1999

[12]Ахипов Г.А. Политика государства в сфере распределения доходов населения М.:ТЕИС 2006

[13]Экономика общественного сектора. Учебное пособие. Ахинов Г.А.Москва.:ИНФРА 2008г.

Провалы рынка — асимметричная информация

Распространённым примером «провалов рынка» часто приводят функционирование рынков с асимметричной информацией. Звучит очень страшно, но я постараюсь предельно простым и доступным языком рассказать, что это такое. Что же за зверь такой — эта асимметричная информация?

Лимонная история

Начинается наша история с лимонов. А именно, с научной работы американского экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов». В ней будущий нобелевский лауреат (получил премию в 2001, совместно со Стиглицем и Спенсом) описывает теоретическую ситуацию на рынке подержанных автомобилей. У американцев существует такая идиома — to buy a lemon — которая означает купить что-то, от чего потом одни проблемы. Чаще всего это относится к покупке подержанной машины, которая вдруг ломается, едва вы отъехали пару километров.

Акерлофа заинтересовал вопрос: почему машины резко теряют в цене, буквально выехав из автосалона? 100 километров на одометре, и смело можете сбрасывать часть цены, которую вы только что заплатили за новую машину. Но, как мы знаем, ничто в этом мире не происходит без причины. Так каковы же экономические предпосылки к такому поведению людей на рынке?

Акерлоф находит ответ — всему виной асимметричность информации. Продавец, который пытается сбыть подержанную машину, знает о ней больше, чем покупатель. Где что барахлит, были ли аварии, родная ли краска: то о чём покупатель авто может только догадываться, продавец знает наверняка. Какова логика покупателя в данной ситуации? Поскольку он не знает, почему именно снижена цена (то ли эта машина просто кому-то не понравилась и он решил её продать, то ли у этой машины какие-то проблемы), то он готов заплатить за неё лишь средневзвешенную цену.

Строго говоря, это и есть причина, по которой цена на автомобиль падает, стоит ему выехать из дилерского центра. Как только он выезжает оттуда, то сразу переходит в класс «подержанных» автомобилей, при покупке которых риск вытянуть кота в мешке существенно возрастает. Однако Акерлоф на этом не останавливается и идёт дальше, пытаясь изучить эту ситуацию в перспективе.

Лимонный закон Грешема

Что происходит с рынком, где наблюдается подобная информационная асимметрия? Вывод, сделанный учёным, чем-то напоминает закон плохих денег Грешема. Во имя общей экономической эрудиции я расскажу и о нём.

Закон Грешема гласит:

Плохие деньги вытесняют хорошие

Возьмём пример из жизни. В условиях высокой инфляции 90х люди хранили свои сбережения в долларах. Тогда как от рублей, которые стремительно теряли в стоимости, пытались избавиться как можно быстрее.

Это не самый классический пример действия закона Грешема. Но общие нотки есть — имея на руках плохие и хорошие деньги (рубли и доллары), люди попытаются использовать первые, а вторые сохранить на чёрный день. Во времена когда жил сам Томас Грешем, более актуальным был вопрос содержания драгоценных металлов в монете. Короли, всячески пытаясь увеличить казну, подмешивали в свою монету всякие примеси, думая, что ̶р̶ы̶н̶о̶ч̶е̶к̶ люди не заметят. Однако замечали и ещё как: в итоге хорошие монетки хранились дома, а по экономике гуляли королевские “подделки”.

Читать еще:  Теория брачного рынка беккер

В случае с рынком подержанных машин, приходит к выводу Акерлоф, можно провести аналогию с законом Грешема: плохие машины вытесняют хорошие. Зная, что покупатели не заплатят достойную цену, владельцы хороших подержанных машин отказываются от их продажи.

Однако плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (качество известно только продавцу), тогда как закон Грешема предполагает, что и покупатель, и продавец могут отличить “плохие” деньги от “хороших”. Таким образом, эта аналогия хотя и поучительна, но не является полной.

Вернёмся к мотивации владельцев хороших машин: зачем отдавать что-либо задаром? В итоге на рынке остаются машины среднего и плохого качества. Таким образом, общий уровень качества товаров(машин) снижается. В перспективе это может привести к полному коллапсу рынка как такового.

Рынок не справляется с лимонами?

Вот такая вот незавидная ситуация возникает. Продавцы и покупатели, действуя максимально рационально, по итогу получают только средне-плохие и плохие машины. Как часто бывает с экономическими работами, которые прямо или косвенно одобряют государственное вмешательство в рынок, «Рынок лимонов» Акерлофа быстро набрал популярность.

Рыночек не может в асимметричную информацию! Врач, назначая вам лечение, знает о вашей болезни больше вас. Он может назначить вам что-нибудь более дорогое и не очень нужное, а вы и не узнаете.

Люди с плохим здоровьем знают своё состояние лучше любой страховой, которая попытается провести обследование, перед покупкой у них страхового полиса. В итоге общая цена страховки увеличивается, ведь их чаще покупают именно болезненные люди, а здоровые предпочитают отказаться, поскольку цена слишком высока. В итоге последние заболевают сами, переходят в группу “болезненных”, чем увеличивают цену на страховку еще больше.

После выхода в свет «Рынка лимонов» термин «асимметричная информация» стали использовать везде, где только можно. Заёмщики знают свою финансовую ситуацию лучше кредиторов? Проблема асимметричной информации. Человек, отзывающийся на вакансию, знает о себе больше, чем работодатель? Проблема асимметричной информации.

Панацея, разумеется, одна — придёт государство и исправит все провалы рынка. Акерлоф недвусмысленно об этом намекает:

Необходимо также отметить, что на подобных рынках общественные выгоды не совпадают с частными, поэтому в ряде случаев государственное вмешательство может повысить благосостояние всех участников сделок.

Кто, если не кот?

Однако критично настроенные читатели уже могли задаться одним очевидным вопросом. Если с подержанными автомобилями всё так плохо, то почему же рынок подержанных авто по-прежнему существует и прекрасно функционирует?

Да кого это волнует, строго говоря. Научные статьи пишутся, индексы цитирования растут, нобелевские присуждаются. Все лавры получают экономисты-теоретики, а вот экономисты-практики остаются не у дел. Однако не все гонятся за мейнстримной славой. В 1982 году в журнале American Economic Review выходит статья Эрика Бонда, посвящённая изучению «Рынка лимонов» в реальности. А именно изучению американского рынка подержанных пикапов.

И знаете что увидел Эрик? Он увидел, что рынок подержанных пикапов никуда не деградирует, а спокойно существует и развивается! Как же такое может быть?

Прежде всего, растёт общая подготовленность покупателей. Ситуация, когда на рынок приходит красивая девочка с белоснежными волосами и покупает первую понравившуюся по цвету машину, вовсе не типична. Обмануть покупателя становится всё сложнее — благо доступ к информации у последнего с каждым годом растёт и растёт. Но куда интереснее другие процессы, которые отметил Эрик.

Активно развивается вторичный рынок экспертной оценки автомобилей. Многим становится понятно, что куда проще заплатить эксперту за то, чтобы тот оценил машину, чем рискнуть и оказаться с “лимоном” на руках. Спрос рождает предложение — найти эксперта также становится всё проще, а его услуги обходятся всё дешевле.

Другой интересный процесс это широкое использование эксплуатационной документации. Вместе с машиной вы получаете и документы о том, где, как и когда она проходила осмотр или ремонт.

То, о чём всегда забывают этатисты, и так любят рыночники — репутационный механизм. Существуют автосалоны подержанных автомобилей с хорошей репутацией, вероятность купить плохую машину в которых, стремится к нулевым значениям. Отдельно стоит отметить, что Эрик Бонд обращает на это внимание в 1982 году. Как думаете, в наш век интернета стало сложнее или проще отслеживать репутацию продавцов?

И последнее: на рынке подержанных пикапов распространены гарантии. Добросовестный продавец ничего не потеряет, предложив своему покупателю некий гарантийный срок. А для покупателя это послужит важным сигналом о том, что машина, которую он покупает, в хорошем состоянии.

Но ведь теория!

Но в чём же тогда ошибаются Акерлоф и десятки его последователей? Прежде всего, это классическое для мейнстримных экономистов игнорирование рыночного процесса. Для них определяющим является состояние экономического равновесия, а тот факт, что люди могут в течение времени увеличивать свои знания о функционировании рынка, остаётся вне их теоретических моделей. Неглупый, в общем-то, ученый-теоретик может всё рассчитать и предречь фиаско рынка, однако сотни и тысячи людей, взаимодействуя друг с другом, оказываются умнее него. На этом нежелании видеть рыночный процесс, посредством которого могут быть решены многие проблемы предыдущего экономического состояния, базируются и другие мифы о провалах рынка. Например, столь известная дилемма заключённого или трансакционные издержки. Но об этом я постараюсь рассказать в будущих статьях.

Касательно проблемы асимметричной информации стоит сделать еще одно важное замечание. То, что имеют ввиду под асимметричной информацией касательно провалов рынка — обычно зовётся мошенничеством. Когда дилер, зная что его машина сломана, лжёт покупателю — это мошенничество. Когда врач, договорившись с фармацевтической компанией, выписывает пациенту более дорогие лекарства — это мошенничество. И проблема тут не в «провале рынка», а в мошенничестве в условиях рынка. Однако многие допускают ошибку, считая что именно различия в полноте информации между индивидами, являются каким-то фундаментальным недостатком рыночной системы. Наоборот, асимметричная информация является неотъемлемой частью функционирования рынка.

Именно из-за того, что индивиды обладают асимметричной информацией, они по-разному оценивают блага и находят возможности для обмена. Именно из-за асимметричной информации одни предприниматели оказываются успешны, а другие нет. Случаются и проблемы: центральный банк, искусственно занижая процентную ставку, подаёт ложные информационные сигналы предпринимателям — это проблема асимметричной информации, но никак не проблема рынка!

И последнее в этом ряду: знаменитая дискуссия о невозможности экономического расчёта при социализме. Чиновник в Москве обладает одной информацией о том, что нужно людям в Сибири. Сибиряки же знают, что им нужно, гораздо лучше московского чиновника. Ирония в том, что информационная асимметрия это скорее «провал социализма», а не рынка.

Основой для этой статьи служит лекция Гленна Фокса на конференции Института Мизеса. Поэтому, если ваш английский на должном уровне, то я с радостью предлагаю вам посмотреть оригинальную лекцию. Интересующая вас часть начинается с 14 минуты:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector