Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Локальное регулирование правоотношений

Метод трудового права

Предмет трудового права, как было сказано выше, отвеча­ет на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется регулирование.

Каждый способ правового регулирования труда является для законодателя научно обоснованным, в нем отражается опреде­ленная суть норм трудового законодательства. Причем метод трудового права отражает не только суть его норм, но и поря­док их принятия (создания) и применения.

Метод трудового права — это специфический комплекс сле­дующих шести способов правового регулирования труда:

1-й способ. Сочетание централизованного и локального ре­гулирования общественных отношений в сфере труда.Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.

Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притяза­ний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного ми­нимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.

Чаще всего централизованное регулирование является го­сударственным (законодательным), хотя может быть исполь­зовано и договорное регулирование (например, совместные ре­шения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

• величина минимального размера оплаты труда в Россий­ской Федерации. При этом минимальный размер опла­ты труда не может быть ниже размера прожиточного ми­нимума трудоспособного человека;

• величина минимального размера тарифной ставки (ок­лада) работников организаций бюджетной сферы в Рос­сийской Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

• государственный надзор и контроль за полной и свое­временной выплатой заработной платы и реализацией го­сударственных гарантий по оплате труда и т.д.

Принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего вре­мени работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, при­менительно к особенностям отдельных организаций осуществ­ляется с помощью локального регулирования трудовых отно­шений.

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанав­ливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установ­ленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся в услови­ях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В современных рыночных услови­ях содержание локального регулирования трудовых отношений значительно расширяется.

Локальное регулирование осуществляется, как правило, в договорной форме (между работодателем и профсоюзом или иным представителем работников), а локальные акты прини­маются работодателем.

2-й способ. Особенностью метода трудового права явля­ется сочетание в нем единства н дифференциации правового регулирования.

Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и лич­ности работника. Единство характеризует общий уровень регу­лирования труда, относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования осуществляется его диф­ференциация, т.е. устанавливаются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся:

1. характер и особенности производства (отраслевая диффе­ренциация);

2. физиологические особенности женского организма, его ма­теринская функция по воспитанию малолетних детей;

3. половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация);

4. месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдален­ных местностей и др.) — территориальная дифференциа­ция.

Дифференциация правового регулирования труда по ука­занным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям отдельных категорий работников.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Нужно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях ра­ботников и потому не являются дискриминацией.

Таким образом, дифференциация заключается в различном уровне трудовых прав, причем такое различие может заклю­чаться только в повышении общего уровня, но не в его сниже­нии.

3-й способ. Равноправие сторон трудовых отношений с под­чинением их в процессе труда правилам внутреннего трудо­вого распорядка организации также можно отнести к специ­фике метода трудового права.На рынке труда выступают сво­бодные субъекты: с одной стороны — работодатель, владею­щий средствами производства на праве собственности, или упол­номоченное им лицо, с другой — работник, обладающий спо­собностями к труду и готовый передать этот товар во времен­ное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием кото­рого является трудовой договор.

В социально-партнерских соглашениях представители сто­рон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

4-й способ метода трудового права проявляется в характе­ре установления прав и обязанностей субъектов трудовых пра­воотношений.Это связано с участием работников и професси­ональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом слу­чаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудо­вого законодательства и в защите трудовых прав.

5-й способ. Договорной характер труда. Этот способ ме­тода трудового права порождает трудовое отношение работни­ка с работодателем, устанавливает сторонами такие существен­ные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий тру­да, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в ло­кальном порядке повышает минимальные гарантии социаль­но-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения на федеральном, от­раслевом, региональном, профессиональном и территориаль­ном уровне в нормативной их части регулируют социально-тру­довые отношения, и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6-й способ. Метод трудового права характеризует и своеоб­разие способов зашиты трудовых прав работников. Это свое­образие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Читать еще:  Перейти на усн имеют право

Ненашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органа­ми защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение сво­их трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комис­сией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятель­ность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанно­стей.

Итак, метод трудового права России характеризуется дого­ворным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в про­цессе труда, участием работников и профсоюзов в регулирова­нии трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией пра­вового регулирования, своеобразием способов защиты трудо­вых прав работников.

Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда

Регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, происходит путем издания правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти относится издание нормативных правовых актов, которые устанавливают:

1) основные направления государственной политики в сфере труда;

2) основы правового регулирования отношений, составляющих предмет трудового права;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников;

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих такой надзор;

8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

10) порядок и условия ответственности сторон трудового договора;

11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда;

13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

По перечисленным вопросам федеральные органы государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование. Причем каждый из перечисленных вопросов может быть урегулирован отдельным нормативным правовым актом федерального органа государственной власти. Однако регулирование перечисленных вопросов нельзя признать исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти. В ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Тогда как ст. 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, высшей ценностью. Поэтому субъекты Российской Федерации не могут быть лишены возможности в пределах имеющихся у них полномочий создавать дополнительные в сравнении с федеральным законодательством льготы для работников.

В ч. 2 ст. 6 ТК РФ сказано о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты в сфере труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Но при этом они вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством при условии обеспечения бюджетных расходов за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при издании субъектом Российской Федерации нормативного правового акта по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, являются:

— установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством;

— обеспечение бюджетных расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

По вопросам, которые не отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, субъекты Российской Федерации могут принимать отдельные законы и иные нормативные правовые акты. Принятие отдельных нормативных актов по вопросам, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, субъектами Российской Федерации ст. 6 ТК РФ не допускает. То есть субъект Российской Федерации не вправе издавать отдельный нормативный правовой акт, предметом регулирования которого будет один из вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти. Однако субъекты Российской Федерации не лишены права принятия нормативных правовых актов, направленных на регулирование комплекса вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, с соблюдением перечисленных юридически значимых обстоятельств.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации относятся к региональному законодательству. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом в Конституции РФ указаны два центра, имеющие полномочия разрабатывать трудовое законодательство: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем федеральное и региональное законодательство следует включать в централизованное регулирование отношений, составляющих предмет трудового права.

В ст. 7 ТК РФ органам местного самоуправления предоставлено право принимать акты, имеющие в своем содержании нормы трудового права. Такие акты относятся к местному регулированию отношений в сфере труда. Возможности органов местного самоуправления по принятию актов, регулирующих отношения, входящие в предмет трудового права, ограничены их экономическими возможностями. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет собственного бюджета дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы для работников. Однако они не вправе обязывать работодателей предоставлять работникам подобные льготы. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ обязательное для исполнения работодателями и работниками законодательство о труде может исходить от федеральных и региональных органов государственной власти. Органы местного самоуправления к их числу не относятся. Поэтому их полномочия ограничиваются предоставлением дополнительных льгот работникам за счет имеющихся в их распоряжении бюджетных средств.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели вправе принимать нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Такие акты называют локальными, поскольку их применение ограничивается рамками конкретной организации. Предоставление представителям работодателя возможности осуществлять правовое регулирование отношений в сфере труда является главной особенностью источников трудового права. Данная особенность проявляется как при формальном, так и при материальном выражении источников трудового права. Представители работодателя не только издают, но и контролируют их исполнение, они имеют достаточные рычаги воздействия на работников для того, чтобы обеспечить материальное воплощение изданных ими правовых норм в конкретные отношения. Вышестоящее по юридической силе законодательство может быть реализовано в организации без постороннего вмешательства только благодаря волеизъявлению полномочных представителей работодателя. Принудительное исполнение требований вышестоящего по юридической силе законодательства связано с деятельностью полномочных государственных органов. Однако государственные органы способны устранить далеко не все нарушения работодателями требований трудового законодательства. Поэтому зачастую законодательство о труде в организации заменяется нормативными актами работодателя, представители которого обеспечивают их материальное воплощение в отношения. В силу чего источники трудового права, вышестоящие по юридической силе, не проходят путь от формального к материальному выражению. В связи с чем материальное проявление источников трудового права не обеспечивается формально приданной им при принятии юридической силой. Такое проявление зависит от деятельности представителей работодателя, которые редко заинтересованы в соблюдении трудового законодательства, и полномочных государственных органов, призванных обеспечить правомерное поведение представителей работодателей. Отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение работодателей, не позволяет источникам трудового права, принятым вне рамок организации, преодолеть путь от формального к материальному проявлению. Таким образом, к материальному выражению чаще всего приходят локальные нормативные акты организации, а не вышестоящие по юридической силе предписания, что является еще одной особенностью источников трудового права.

Читать еще:  Постановление правительства рф 695

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики

Дата публикации: 14.06.2017 2017-06-14

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Пестова, Т. П. Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики / Т. П. Пестова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44120/ (дата обращения: 11.04.2020).

Изучение правовой политики было и остается одной из актуальных проблем исследования в области юриспруденции.

Взгляды современных ученых на правовую политику, как государственно-правовую категорию, весьма разнообразны: «совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу» (А. В. Поляков) [2, c. 421]; «научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность соответствующих структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирования правовой государственности, высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» (А. В. Малько) [3, c. 54] и т.д.

Классифицировать правовую политику возможно по различным основаниям. Так, в зависимости от уровней своего осуществления, выделяют такие виды правовой политики как федеральная, региональная, муниципальная и локальная.

Относительно локально-правовой политики следует отметить, что по своей сути, локально-правовая политика является видом юридической деятельности по созданию эффективного механизма локального правового регулирования. Что касается механизма локально-правового регулирования, то данная категория представляет собой систему различных юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных и иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.

Элементами механизма локально-правового регулирования являются: локально-правовые нормы; юридический факт (фактический состав); социально-трудовые, организационно-управленческие, имущественные или иные отношения, возникающих в пределах отдельно взятой организации; акты реализации прав и обязанностей субъектов данного круга правоотношений; охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Цель механизма локально-правового регулирования заключается собственно в регулировании социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, а затем, в процессе регулирования защищаются, охраняются, достигаются те цели и интересы, ради которых, субъекты перечисленных выше правоотношений вступили во взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.

Как уже было отмечено ранее, локально-правовая политика позволяет создать эффективный механизм локально-правового регулирования, что, по сути, позволяет оптимизировать процесс локально-правового регулирования как управленческий процесс, обеспечить действенность правовой формы, создать режим благоприятствования для развития социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.

Нельзя не согласиться с мнение Н. И. Матузова и А. В. Малько, которые считают, что именно «интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности» [1].

Локально-правовая политика любой современной организации должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование локального нормотворчества и применения локально-правовых норм.

К основным причинам несовершенства локального нормотворчества можно отнести, в том числе, зачастую смешанный характер локальных нормативных, ретранслирование (передача) законодательных норм, излишняя детализированность, отсутствие декларативных положений и дефиниций, пренебрежение инфраструктурными правилами, наличие коллизий и т.д. [4, C. 113 — 118].

Перечисленный круг проблем в сфере локального правотворчества возможно решать посредством локальной правотворческой политики, которая, как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность, должна предусматривать:

 законодательное закрепление порядка подготовки локальных нормативных правовых актов и требований к их структуре;

 более точное определения предмета локального правотворчества;

 использование и соблюдение правил, средств и приемов юридической техники при создании локальных нормативных правовых актов;

 проведение правовой экспертизы;

 систематизацию локальных нормативных правовых актов организации;

 разработку концепции локального правотворчества организации;

 стимулирование к осуществлению эффективной локальной правотворческой деятельности, например, посредством организации и проведения на местном, региональном и федеральном уровне конкурсов «Лучшие работодатели», «Лучший коллективный договор» и т.д. [4, C. 118 — 121].

Совершенствование процесса применения локально-правовых норм опосредуется решением следующих задач:

 разработка стратегии правоприменения;

 определение приоритетов организации в сфере реализации императивных локальных правовых норм;

 осуществление локального правового прогнозирования состояния и тенденций развития процессов реализации права, обеспечение последовательности и планомерности в решении стоящих задач;

 воплощение в жизнь принципа профессионализма «правоприменителей» локальных правовых норм [4, C. 124 — 125].

Локально-правовая политика так же должна способствовать повышению уровня правовой культуры субъектов социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, что, несомненно, также будет влиять на качество локально-правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка в пределах отдельно взятой организации. В конечно итоге, именно локально-правовая политика и позволит повысить уровень и качество локально-правовой жизни, а также обеспечит защиту и беспрепятственное движение интересов субъектов перечисленных выше отношений.

Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда

Регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, происходит путем издания правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти относится издание нормативных правовых актов, которые устанавливают:

Читать еще:  Как правильно рассчитать дивиденды

1) основные направления государственной политики в сфере труда;

2) основы правового регулирования отношений, составляющих предмет трудового права;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников;

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих такой надзор;

8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

10) порядок и условия ответственности сторон трудового договора;

11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда;

13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

По перечисленным вопросам федеральные органы государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование. Причем каждый из перечисленных вопросов может быть урегулирован отдельным нормативным правовым актом федерального органа государственной власти. Однако регулирование перечисленных вопросов нельзя признать исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти. В ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Тогда как ст. 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, высшей ценностью. Поэтому субъекты Российской Федерации не могут быть лишены возможности в пределах имеющихся у них полномочий создавать дополнительные в сравнении с федеральным законодательством льготы для работников.

В ч. 2 ст. 6 ТК РФ сказано о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты в сфере труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Но при этом они вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством при условии обеспечения бюджетных расходов за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при издании субъектом Российской Федерации нормативного правового акта по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, являются:

— установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством;

— обеспечение бюджетных расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

По вопросам, которые не отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, субъекты Российской Федерации могут принимать отдельные законы и иные нормативные правовые акты. Принятие отдельных нормативных актов по вопросам, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, субъектами Российской Федерации ст. 6 ТК РФ не допускает. То есть субъект Российской Федерации не вправе издавать отдельный нормативный правовой акт, предметом регулирования которого будет один из вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти. Однако субъекты Российской Федерации не лишены права принятия нормативных правовых актов, направленных на регулирование комплекса вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, с соблюдением перечисленных юридически значимых обстоятельств.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации относятся к региональному законодательству. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом в Конституции РФ указаны два центра, имеющие полномочия разрабатывать трудовое законодательство: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем федеральное и региональное законодательство следует включать в централизованное регулирование отношений, составляющих предмет трудового права.

В ст. 7 ТК РФ органам местного самоуправления предоставлено право принимать акты, имеющие в своем содержании нормы трудового права. Такие акты относятся к местному регулированию отношений в сфере труда. Возможности органов местного самоуправления по принятию актов, регулирующих отношения, входящие в предмет трудового права, ограничены их экономическими возможностями. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет собственного бюджета дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы для работников. Однако они не вправе обязывать работодателей предоставлять работникам подобные льготы. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ обязательное для исполнения работодателями и работниками законодательство о труде может исходить от федеральных и региональных органов государственной власти. Органы местного самоуправления к их числу не относятся. Поэтому их полномочия ограничиваются предоставлением дополнительных льгот работникам за счет имеющихся в их распоряжении бюджетных средств.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели вправе принимать нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Такие акты называют локальными, поскольку их применение ограничивается рамками конкретной организации. Предоставление представителям работодателя возможности осуществлять правовое регулирование отношений в сфере труда является главной особенностью источников трудового права. Данная особенность проявляется как при формальном, так и при материальном выражении источников трудового права. Представители работодателя не только издают, но и контролируют их исполнение, они имеют достаточные рычаги воздействия на работников для того, чтобы обеспечить материальное воплощение изданных ими правовых норм в конкретные отношения. Вышестоящее по юридической силе законодательство может быть реализовано в организации без постороннего вмешательства только благодаря волеизъявлению полномочных представителей работодателя. Принудительное исполнение требований вышестоящего по юридической силе законодательства связано с деятельностью полномочных государственных органов. Однако государственные органы способны устранить далеко не все нарушения работодателями требований трудового законодательства. Поэтому зачастую законодательство о труде в организации заменяется нормативными актами работодателя, представители которого обеспечивают их материальное воплощение в отношения. В силу чего источники трудового права, вышестоящие по юридической силе, не проходят путь от формального к материальному выражению. В связи с чем материальное проявление источников трудового права не обеспечивается формально приданной им при принятии юридической силой. Такое проявление зависит от деятельности представителей работодателя, которые редко заинтересованы в соблюдении трудового законодательства, и полномочных государственных органов, призванных обеспечить правомерное поведение представителей работодателей. Отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение работодателей, не позволяет источникам трудового права, принятым вне рамок организации, преодолеть путь от формального к материальному проявлению. Таким образом, к материальному выражению чаще всего приходят локальные нормативные акты организации, а не вышестоящие по юридической силе предписания, что является еще одной особенностью источников трудового права.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector