Ситуационный центр правительства российской федерации - Финансовый обозреватель
Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ситуационный центр правительства российской федерации

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839
«О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»

С изменениями и дополнениями от:

20 ноября 2018 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства».

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 декабря 2018 г. — Постановление Правительства России от 20 ноября 2018 г. N 1391

2. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является государственным заказчиком и оператором федеральной государственной информационной системы «Федеральный ситуационный центр электронного правительства».

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

обеспечить ввод федеральной государственной информационной системы «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» в эксплуатацию;

утвердить порядок функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства»;

привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 42, ст. 5746; N 48, ст. 6862, 6876; N 50, ст. 7113).

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 декабря 2018 г. — Постановление Правительства России от 20 ноября 2018 г. N 1391

5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2017 г. N 839

Положение
о федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства»

С изменениями и дополнениями от:

20 ноября 2018 г.

1. Федеральная государственная информационная система «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» (далее — Ситуационный центр) предназначается для повышения качества взаимодействия информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — инфраструктура взаимодействия), и информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, а также для обеспечения управления качеством обслуживания пользователей инфраструктуры взаимодействия, непрерывностью и доступностью услуг и сервисов инфраструктуры взаимодействия, формирования отчетности о ее работе, управления информационной безопасностью и управления инцидентами в работе инфраструктуры взаимодействия.

2. Пользователями Ситуационного центра являются уполномоченные представители операторов (заказчиков) и собственников информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия (далее — участники взаимодействия).

3. Доступ к Ситуационному центру предоставляется участникам взаимодействия после прохождения ими процедуры регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

4. Информация о порядке получения доступа к Ситуационному центру является общедоступной и размещается в Ситуационном центре. Доступ к указанной информации имеют все пользователи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Ситуационный центр является основным источником информации о функционировании инфраструктуры взаимодействия и об осуществлении электронного взаимодействия информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, а также о событиях (запросах, инцидентах, сообщениях), созданных участниками взаимодействия.

6. Ситуационный центр обеспечивает:

а) мониторинг функционирования инфраструктуры взаимодействия и мониторинг электронного взаимодействия информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, а также соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

б) предоставление информационно-методической поддержки участникам взаимодействия;

в) мониторинг работоспособности электронных сервисов инфраструктуры взаимодействия и информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, в том числе в единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

г) автоматизированную проверку работоспособности основных функций инфраструктуры взаимодействия;

д) обработку и возможность проведения анализа информации о событиях, возникающих при электронном взаимодействии;

е) прием, обработку, хранение информации, полученной от инфраструктуры взаимодействия и информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, о параметрах и процессах указанных систем, осуществляемых при электронном взаимодействии;

ж) формирование и публикацию аналитических отчетов;

з) демонстрацию функциональных возможностей новых версий инфраструктуры взаимодействия, в том числе при осуществлении электронного взаимодействия с информационными системами, использующими инфраструктуру взаимодействия;

и) комплексное тестирование и отладку аппаратных и программных решений и методов трансформации инфраструктуры взаимодействия, в том числе при осуществлении электронного взаимодействия с информационными системами, использующими инфраструктуру взаимодействия;

к) взаимодействие инфраструктуры взаимодействия, а также информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, с тестовыми (интеграционными) средами инфраструктуры взаимодействия;

л) проведение приемочных и предварительных испытаний результатов создания и развития инфраструктуры взаимодействия, в том числе при осуществлении электронного взаимодействия с информационными системами, использующими инфраструктуру взаимодействия.

7. Использование Ситуационного центра участниками взаимодействия, информационные системы которых используют инфраструктуру взаимодействия, осуществляется на безвозмездной основе.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 декабря 2018 г. — Постановление Правительства России от 20 ноября 2018 г. N 1391

8. Особенности использования Ситуационного центра отдельными органами и организациями определяются в рамках соглашений между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и органами и организациями, являющимися операторами информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2017 г. N 839

Изменения,
которые вносятся в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия

1. В пункте 2 слова «, позволяющие осуществлять мониторинг системы взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — технические требования), и соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, и предоставлять информационно-методическую поддержку органам и организациям в части использования ими системы взаимодействия, иных информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и подключенных к системе взаимодействия» исключить.

2. В пункте 6 подпункты «г» и «д» признать утратившими силу.

3. В подпункте «д» пункта 7 слова «, и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр» исключить.

4. Абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:

«11. В целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций органы и организации в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:».

Утверждено Положение о ФГИС «Ситуационный центр электронного правительства Российской Федерации». Госзаказчиком и оператором системы является Минкомсвязь России.

Пользователями Ситуационного центра являются уполномоченные представители операторов (заказчиков) и собственников информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия. Доступ к Ситуационному центру предоставляется им после регистрации и авторизации.

Читать еще:  Что включают правила внутреннего трудового распорядка

Информация о порядке получения доступа является общедоступной.

Определены функции Ситуационного центра. Так, он ведет оперативный мониторинг за процессами информационного взаимодействия при предоставлении госуслуг, осуществляет информационно-методическую поддержку, проверяет работоспособность основных функций инфраструктуры взаимодействия и пр.

Использование Ситуационного центра является безвозмездным.

Внесены соответствующие изменения в правила функционирования СМЭВ.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2017 г. N 839 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»

Настоящее постановление вступает в силу с 27 июля 2017 г.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 июля 2017 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2018 г. N 1391

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2018 г.

Добро пожаловать!

Ситуационный центр​ обеспечивает эффективное и качественное взаимодействие информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства, и предоставляет информационно-методическую поддержку участникам взаимодействия.

1 206 500

Количество услуг предоставленных через ЕПГУ за текущий год

2 950

Количество оплат осуществленных через платежный шлюз ЕПГУ за текущий год

16 550

Количество сообщений СМЭВ за текущий год

Сервис деск

Количество обращений в ФГИС «ФСЦ ЭП» по состоянию на 10.04.2020.

всего с 01.01.2015

всего с 01.01.2019

Статистика и аналитика

Предоставление оперативной и аналитической отчетности о работе систем ИЭП

Справочник Видов сведений (ВС): поиск ВС, руководства пользователя ВС, эталонных сообщений ВС, формата сведений.

количество сообщений СМЭВ за текущий год

Мониторинг

Информация о работоспособности информационных систем.

сервисов на мониторинге

видов сведений на мониторинге

Документы

Документы и инструкции по информационно -методической поддержкe участников взаимодействия.

Новых документов за текущий месяц

Вопросы Вопросы

Как подключиться к СМЭВ?

В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА. С критериями определения Участников можно ознакомиться в документе, опубликованном на Технологическом портале СМЭВ: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/194774.

Для подключения к СМЭВ необходимо направить заявку на присоединение к Регламенту СМЭВ. Оригинал заявки направляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7) с сопроводительным письмом на бланке организации. Дополнительно посредством личного кабинета Ситуационного центра необходимо создать запрос на подключение к СМЭВ приложив скан-копию направленной заявки на присоединение.

Территориальные органы/структурные подразделения не являются Участниками взаимодействия. Взаимодействие со СМЭВ структурных подразделений осуществляется через головную организацию. Взаимодействие внутри организации производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.

Как правильно оформить заявку на доступ к электронному сервису?

Один из этапов получения доступа к электронному сервису Поставщика в СМЭВ является оформление заявки на предоставление доступа к электронному сервису (Актуальную форму заявки можно найти на http://smev.gosuslugi.ru/portal/). Заявка должна включать сведения:

1. Наименование Участника информационного взаимодействия в СМЭВ, ОГРН — Потребителя информации, запрашивающего доступ;

2. Наименование и мнемонику информационной системы Потребителя, интерфейсом которой является электронный сервис, который будет обращаться к запрашиваемому сервису Поставщика. Мнемоника ИС — это буквенно-цифровой код информационной системы Участника информационного взаимодействия, который присваивается ИС в процессе ее регистрации в СМЭВ;

3. Наименование Поставщика информации в СМЭВ – Поставщика электронного сервиса, к сервису которого запрашивается доступ;

4. Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием конкретных пунктов (частей, статей), подтверждающих основание получения доступа к электронному сервису (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Участника информационного взаимодействия об утверждении административных регламентов, соглашения об информационном обмене, иные правовые акты, предусматривающие информационное взаимодействие);

5. Наименование электронного сервиса с указанием идентификатора сервиса в СМЭВ (SID….);

6. Таблицу с указанным уровнем доступа к электронному сервису (полный уровень доступа ко всем операциям электронного сервиса или доступ к конкретным операциям электронного сервиса, перечисленным в таблице);

7. Подпись уполномоченного лица Потребителя, заверенную соответствующей гербовой печатью.

Как войти в личный кабинет СЦ?

Вход в личный кабинет Ситуационного центра (https://sc.minsvyaz.ru) возможен только представителям организаций, а не физическим лицам.
Для входа в личный кабинет Ситуационного центра перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Вход». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Войти как» нажать на строку с названием Вашей организации.
Более подробно необходимые действия описаны в Инструкции по обеспечению доступа в личный кабинет СЦ.

На основании чего требуется электронный адрес smev@ ?

Участник должен создать выделенный электронный почтовый ящик, предназначенный для переписки по вопросам СМЭВ. Адрес почтового ящика должен быть составлен следующим образом: smev@ , где это домен, владельцем которого является Участник.

Запрос по электронной почте должен отправляться только с выделенного почтового ящика, предназначенного для переписки по вопросам СМЭВ, вида smev@ , в противном случае он не будет рассмотрен.

Дополнительно напоминаем о том, что основным способом направления обращения является личный кабинет ситуационного центра. Для входа необходимо перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Войти». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой телефон ( СНИЛС , e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Выбор роли» нажать на строку с названием Вашей организации.

Электронная почта является резервным способом направления обращения, который используется в случае недоступности https://sc.minsvyaz.ru .

Что такое ЕПГУ?

Единый портал государственных услуг

  • Публикация информации о государственных услугах и государственных функциях на ЕПГУ в соответствии со сведениями, представленными в Сводном реестре услуг;
  • Предоставление формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции);
  • Обеспечение оплаты начислений и госпошлин, формирование статистической информации об оказании госуслуг органами исполнительной власти (ОИВ);
  • Обеспечение возможности пользования ЕПГУ слабовидящими гражданами и иностранцами;
  • Обеспечение возможности обучения новых пользователей работе с ЕПГУ;
  • Обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде, в том числе и с возможностью использования электронной цифровой подписи;
  • Обеспечение возможности осуществления мониторинга хода предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций;
  • Обеспечение возможности получения заявителем результатов предоставления государственных услуг (функций) в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом

Что такое ИС ГУЦ?

Информационная система головного удостоверяющего центра

  • Создание и контроль актуальности сертификатов электронной подписи аккредитованных удостоверяющих центров
  • Выполнение проверок сертификатов электронной подписи

Взгляд из Центра

В нашумевшем документальном фильме Оливера Стоуна «Интервью с Путиным» есть сцена: поздно вечером президент показывает режиссеру возможности своего ситуационного центра (СЦ). Из Кремля Верховный главнокомандующий запрашивает данные о положении в Сирии, дежурный генерал докладывает оперативную обстановку. Камеры, установленные на наших военных объектах в Сирии, работают в онлайн-режиме: видно все, что там происходит.

Но, как мы выяснили, не все возможности работы СЦ показаны в фильме. О задачах, функциях и перспективах развития мы беседуем с «отцом» кремлевского центра Николаем Ильиным.

Вы, конечно, видели президентский центр в «Интервью с Путиным» Стоуна?

Николай Ильин: Видел? Я там находился во время съемки.

То, что мы увидели на экране, — такой он и есть со времен Ельцина?

Николай Ильин: Нет, конечно. Он совершенствуется. 21 год назад, когда мы его создавали, были иные возможности. Президентский СЦ, который вы видели в фильме Стоуна, уже не такой: развивается и модернизируется. В скором времени он станет другим и визуально, и по содержанию. Если Оливер Стоун снова приедет в Москву и его пригласят в Кремль, он ситуационный центр уже не узнает.

Читать еще:  Ооо право собственности на имущество

Раскрепостим фантазию: когда вы завершите работы, то вместо нынешних плоских экранов будут виртуальные образы собеседников президента: голографические министры, губернаторы?

Николай Ильин: Мы работаем и с 3D-графикой, с интерактивными экранами. Но будут другие программно-аппаратные средства, информационные ресурсы, системы подготовки и принятия решений. В ситуационном центре есть «режиссерская» комната, где реализуется сценарий представления информации. Там сидят высококлассные аналитики, имеющие доступ ко всем информационным ресурсам и существующим российским аналитическим системам. Конечно, сами они никаких решений не принимают, только оперативно подготавливают материалы с экспертными оценками.

В фильме Стоуна запомнился эпизод: президент проводит конференцию с военными в Сирии: на экране — дежурный генерал, докладывает, что и как. Дежурные генералы — ваши люди или прикомандированы от Минобороны?

Николай Ильин: Нет, они к центру не прикомандированы, они служат в министерстве обороны. Сегодня у нас пока около сотни ситуационных центров и 350 специальных ситуационных пунктов. Обеспечен доступ всех министров, губернаторов, полпредов и федеральных инспекторов. Есть также несколько мобильных комплексов: где бы ни находился президент, он может взаимодействовать со всеми, кто ему нужен. И, как правило, в случаях обсуждения важных вопросов связь идет не с дежурными офицерами. Приглашается министр или губернатор для обсуждения насущных проблем.

Вы сказали: уже под сотню СЦ в стране. Ситуационные центры создаются сверху вниз до какого уровня?

Николай Ильин: На федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Полный охват намечен к 2020 году. Сейчас ведется модернизация существующих, проектирование и создание новых. В регионах самый продвинутый ситуационный центр — в Санкт-Петербурге — введен в 2006-м, при губернаторе Матвиенко и активно эксплуатируется. На его базе весной этого года создана государственная информационная система «Безопасный город».

Серьезный толчок для развития таких систем был дан прошлогодней конференцией в МГУ. Виктор Антонович Садовничий посвятил ее 20-летию создания президентского ситуационного центра. После этого начали выделять деньги, проводить исследования. Позже я встречался с Николаем Кропачевым, ректором Санкт-Петербургского госуниверситета. Все сегодня говорят о применении социогуманитарных технологий в управлении, а он это уже делает: создал территориально распределенный ситуационный центр на весь университет.

Кроме Москвы и Питера кто еще в передовиках, кто отстает?

Николай Ильин: Толково созданы центры в Ярославской и Воронежской областях. В декабре планируется запустить в Коми, в январе 2018 года — в Архангельской области. Отстают Карелия и Псковская область. Новые губернаторы понимают их необходимость, им объективно нужен такой современный инструмент управления.

Вот ваши аналитики установили: что-что закупается ведомствами по завышенным ценам. Докладывают наверх. Ситуацию исправляют. Но кто-то из влиятельных людей теряет на этом большие деньги и, наверное, сильно гневается.

Николай Ильин: Есть такая проблема. Нам приходится информировать и администрацию президента, и правительство, что не все в порядке у отдельных губернаторов. Не буду называть фамилий, но один руководитель мне высказал обиду: можно видеть лужу, а можно увидеть в этой луже отражение звезд! Обижаются порой на нас и министры.

Губернатор лично вам, скорее всего, ничего сделать не может. Ваши люди, которые на местах для вас собирают информацию, защищены?

Николай Ильин: Отвечу так: мы защищены достоверной, независимой, объективной информацией, что позволяет оценивать состояние социально-экономической, общественно-политической жизни и национальной безопасности в том или ином субъекте, в той или иной отрасли экономики.

Я понимаю, когда президент общается с министром обороны, то там вражеская мышь не проскользнет. Но СЦ в небольшом городе? У нераскаявшихся коллег Эдварда Сноудена не возникнет соблазна через такой центр получить доступ к базам данных всей страны?

Николай Ильин: Наши средства информационной безопасности как раз и обеспечивают защиту информационных ресурсов. Кому не положено — никакой информации не получит и не сможет воздействовать на информационные базы. Кроме того, муниципальное образование не подключается к базам президента или правительства. Городские власти получают доступ только к той информации, которая им нужна для решения своих задач.

Все серверы и хранилища информации на нашей территории?

Николай Ильин: Разумеется.

Я знаю, что у вас ежесуточно обрабатывается 13 тысяч источников информации.

Николай Ильин: Это уже устаревшие данные. Более 15 тыс. статей из сотен центральных и зарубежных СМИ и тысяч региональных источников.

Анализируете, вероятно, соцсети и посты блогеров?

Николай Ильин: Да, хотя это относительно новое для нас направление.

Скажите, а как удается создать объективную информационную картину? Например, блогосфера увлеченно обсуждает конфликт создателя «ВКонтакте» и «Телеграмм» Павла Дурова с бывшим топ-менеджером. Дуров подал на него в суд на 100 млн. Все новости по конфликту автоматом становятся топовыми. Но для 99% страны это совершенно неинтересно. И как вы находите критерии — это важно или нет?

Николай Ильин: Конечно, простых граждан многое из того, что будоражит журналистов и блогеров, не волнует. Наши модели и алгоритмы позволяют определять, что на самом деле волнует людей, их проблемы, чаяния. Это нужно для вовлечение граждан в управление государством, для так называемой обратной связи. А в целом по СМИ — да, стало сложнее работать. Мы обрабатываем эту информацию с 1993 года. Последние десять лет поток информации возрос.

В плане ситуационных центров мы идем в ногу с остальным миром?

Николай Ильин: К моменту открытия нашего первого центра они нас опередили лет на 20. В 1996 году у американского президента было уже несколько СЦ. Один открытый, который показывают по телевизору, и пять закрытых. И в Европе такие центры работали. Они их постоянно модернизируют, развивают, вкладывают огромные деньги.

Сейчас мы уже не отстаем?

Николай Ильин: Сложно сравнивать. Вот, например, в развитых зарубежных странах программно-аппаратные комплексы более мощные, более дорогие. Но интеллектуальная начинка не превосходит нашу.

В целом мы опаздываем, поэтому догоняем и догоняем. Сегодня порядка двух десятков российских академических институтов реально работают у нас по интеллектуализации СЦ: разрабатывают новые модели, методы, алгоритмы управленческих решений. Но еще надо работать и работать. Интеллектуальный фундамент ситуационных центров — математическое моделирование, которое включает методы математической статистики, ситуационный анализ, сценарные модели и др. Не менее важный аспект развития связан с формированием единого информационного фонда.

Это достаточно сложные для обыва­теля категории. Чтобы было понятно простому человеку: как считаете, будущее не будет таким, как его рисуют творцы фантастических блокбастеров? Это когда вместо людей-экспертов — только компьютеры и киборги?

Николай Ильин: Следующий этап развития — это когнитивные центры. Говоря на понятном для обы­вателя языке, речь идет об усилении роли экспертов в представлении информации, необходимой для принятия решений. А послезавтра наступит время симбиоза человеческого мозга и искусственного интеллекта, внедрения социогуманитарных технологий в СЦ. Но роботы полностью никогда не заменят людей.

А ваш опыт может быть использован для какого-то общественного объединения? Или для негосударственного предприятия?

Николай Ильин: Да! Может и должен использоваться. Сегодня получают развитие СЦ не только в органах госвласти, но и на предприятиях различных форм собственности, в общественных организациях и объединениях, вузах. Это ведь самый современный инструментарий управления. Могу подсказать, как получить эти знания: 25 октября в Санкт-Петербурге начинает работу форум, посвященный ситуационным центрам как основе цифровой трансформации государственного управления. Проводит Санкт-Петербургский госуниверситет совместно с ФСО России. Участвует администрация президента, аппарат правительства, Совбез, Госдума, Совет Федерации, многие министерства. Подчеркну: ждем первых лиц — министров и губернаторов. Символично, что форум пройдет в Таврическом дворце накануне юбилея революции. Революция продолжается: на этот раз техническая и цифровая.

Читать еще:  Как правильно оформить новую редакцию устава

Ильин Николай Иванович — создатель и лидер отечественной школы в области теории и практики ситуационных центров, информационно-управляющих и информационно-аналитических систем федеральных и региональных органов власти. Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии криптографии РФ, лауреат премии правительства РФ, генерал-лейтенант в отставке.

Можно ли устроиться на работу в государственный ситуационный центр?

— Можно. Предстоит пройти ряд необходимых проверок, иметь подходящее образование. Требования к кандидатам можно узнать на сайте ФСО. Военные приходят из академии, гражданский персонал набирают из ведущих вузов страны.

А если прийти в военкомат и сказать: я хочу служить в ФСО?

— Тоже как вариант. Или позвонить по контактному телефону на официальном сайте ФСО России, написать письмо в веб-приемную.

Журналист, блогер или общественник может размещать информацию «для президента»?

— Информационная база составляется и отбирается из разных источников, никаких индивидуальных договоров по информационному обеспечению сотрудники ситуационных центров ни с кем не заключают.

Ситуационные центры (определение, основные задачи)

Создание ситуационных центров в РФ является одним из приоритетных направлений региональной информатизации. По прогнозам экспертов, в 2015 году и далее строительство и оснащение таких центров продолжится активными темпами.

Содержание

Определение

Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Ситуационные центры сегодня используются:

  • федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);
  • региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
  • крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и др;
  • образовательными учебными учреждениями и др.

Основные задачи

Основными задачами ситуационных/диспетчерских центров являются:

  • мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
  • моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
  • экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
  • управление в кризисной ситуации.

Техническое оснащение

Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:

  • Экран коллективного пользования — это система мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников.
  • Средства видеоконференцсвязи играют одну из ключевых ролей в ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.
  • Система звукооснащения обычно включает конференц-систему, предназначенную для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место участника совещаний в ситуационном/диспетчерском центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука и акустические системы.
  • Вспомогательным оборудованием являются электронные средства ввода и отображения графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные доски и др.
  • Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов технического оснащения. В силу высокой сложности система управления обычно требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Как рассказал TAdviser Николай Муравьев, руководитель направления региональных решений «Прогноз», направление разработки информационно-аналитических систем для ситуационных центров (СЦ) всё более популярно у властей субъектов регионов. Такие центры получают все большее распространение на всех уровнях власти и становятся одним из наиболее актуальных способов оперативного управления информацией, решения возникающих задач и повышения эффективности управленческой деятельности.

Надо отметить, что нормативными актами (в частности, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года) регламентируется создание системы распределенных ситуационных центров. Поэтому для органов государственного управления приоритетной задачей является создание и совершенствование системы взаимосвязанных ситуационных центров на всех уровнях власти, включая муниципальные образования, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных ситуационных центров.

«Этот фактор определяет высокий спрос на специальные программные решения для ситуационных центров. Такое ПО помогает оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий. К сожалению, уровень развития подобных продуктов в нашей стране пока не высок. Хотя в последнее время мы отмечаем значительную активность в сфере создания ситуационных центров глав субъектов РФ», — пояснил эксперт.

Поэтому многие ИТ-компании, в том числе и «Прогноз», делают в своей деятельности акцент на создании программных продуктов для ситуационных центров, позволяющих проводить оперативный мониторинг, оценку рисков и прогнозирование в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Наряду с этим направлением, все более востребованы решения для обработки разнородной информации, используемой в СЦ. Это связано с тем, что руководители сегодня стремятся принимать обоснованные решения, обращаясь для всестороннего анализа ситуации к разнообразным источникам информации: от фото, видео, аудио-материалов, геопространственных данных до статистических и аналитических отчетов.

Поставщики решений

Поставщиками ИТ-решений для ситуационных центров в РФ являются:

Примеры известных российских ситуационных/диспетчерских центров

  • Ситуационный центр МЧС России: Центр используется для сбора и анализа всех поступающих данных (разрушения, погибшие и т. п.), координации проведения спасательных операций, контактов со СМИ и т. п.

Ситуационный центр МЧС России

  • Ситуационный центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Центр предназначен для поддержки ресурсами и средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями всех видов и форм обучения; поддержки ресурсами и средствами научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в академии, обучения персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и технологических средств; проведения деловых игр по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления; стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.
  • Диспетчерский центр ГИБДД г. Москвы. Центр используется для сбора информации о дорожной ситуации. Позволяет контролировать информацию с сотен камер видеонаблюдения, установленных на дорогах города, отображать текущую дорожную обстановку (аварии, пробки и др.) на интерактивной карте, оперативно управлять дорожной ситуацией (координировать действие патрулей ГИБДД, менять режимы работы светофоров, режимы проезда на улицах) и многое другое.
  • Ситуационный центр Московского метрополитена. Ситуационный центр предназначен для обработки в режиме реального времени всех сигналов о чрезвычайных ситуациях, происходящих на территории метрополитена. Операторы центра принимают вызовы, поступающие с колонн экстренного вызова, установленных на большинстве станций, а также просматривают сигналы с камер видеонаблюдения.

Ситуационный центр Московского метрополитена

  • Ситуационный центр Рособрнадзора. Ситуационный центр предназначен для разработки, оперативного анализа и реализации мер, направленных на повышение объективности единого государственного экзамена и проведение его без нарушений. К его работе привлечены специалисты Рособрнадзора в области оценки качества, контроля и надзора в образовании, представители ФИПИ, ФЦТ, эксперты в сфере информационной безопасности. Кроме того, планируется приглашать специалистов других профессиональных сфер деятельности для выработки эффективных решений, так или иначе связанных с проведением единого государственного экзамена.

Ситуационный центр ЦОДД Москвы

  • Ситуационный центр ЦОДД Москвы. Ситуационный центр предназначен для регулирования работы интеллектуальной транспортной системы города. Система включает в себя 6700 детекторов транспортных потоков, 1700 управляемых светофорных объектов, 1200 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 180 динамических информационных табло, 150 управляемых дорожных знаков. Основное направление развития — интеграция всей системы, построение системы управления дорожным движением, работа светофорных объектов, дорожных знаков, информационных табло.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector