Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономические методы управления рисками

Сущность экономических методов управления рисками

Экономическими методами управления, с точки зрения риск-менеджмента, можно считать методы управления, основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска.

Диапазон экономических методов управления рисками достаточно разнообразен. Он включает в себя методы:

Действие компенсационных методов основано на страховании и резервировании.

Сущность страхованиясостоит в том, что организация направляет часть своих финансовых ресурсов на страхование рисков, прибегая к услугам специализированных страховых компаний. Это дает возможность частично или полностью компенсировать возможные потери и убытки, понесенные в случае неудачной реализации проекта.

В ходе резервирования организация аккумулирует определенную долю своих финансовых ресурсов во внутренних резервных фондах. Средства из этих фондов могут быть мобилизованы в случае возникновения непредвиденных расходов, связанных с реализацией проекта. Например, в связи с ростом цен на сырьевые ресурсы или энергоносители, резким повышением среднего уровня заработной платы, увеличением темпов инфляции и т. п.

Методы резервирования тесным образом связаны с методами страхования, но в то же время между двумя этими группами методов существует ряд принципиальных различий.

С одной стороны, более выгодным представляется резервирование, так как при страховании финансовые ресурсы организации направляются во внешние фонды, которые контролируются другими компаниями. В большинстве случаев страховые взносы теряются фирмой безвозвратно или замораживаются на счетах страховых компаний в течение продолжительного промежутка времени. Резервные средства аккумулируются во внутренних фондах, благодаря чему они находятся в полном распоряжении руководства организации и практически в любой момент могут быть направлены на решение проблем, возникающих в самых разнообразных сферах деятельности организации, а не только в тех, которые предусмотрены условиями страхового договора.

С другой стороны, в распоряжение страховой компании организация направляет лишь незначительную долю тех средств, которые могут ей понадобиться в ситуации риска, а в случае возникновения страховых условий ей будет выплачена вся сумма, необходимая для погашения негативных последствий. При резервировании руководство фирмы вынуждено извлекать из оборота гораздо большие суммы денежных средств, чем при страховании, чтобы гарантированно покрыть возможные непредвиденные расходы.

Таким образом, и страхование, и резервирование имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому целесообразность применения той или иной группы методов зависит от складывающейся ситуации и, в конечном итоге, определяется руководством фирмы с учетом всей совокупности факторов, влияющих на деятельность организации.

Особую роль в системе экономических методов управления рисками играют методы спекуляции. В отличие от страхования и резервирования, которые носят оборонительный характер, спекулирование представляет собой исключительно наступательный инструмент.

Прибегая к спекулированию, руководство организации может добиться существенного повышения рентабельности проекта за счет увеличения его общей стоимости. Причем чем выше степень риска планируемого к реализации проекта, тем большие дивиденды может получить организация.

Наиболее важным элементом системы экономических методов управления является материальное стимулирование.

Вся совокупность материальных стимулов может быть условно разделена на две основные группы.

Первую группу образуют материальные стимулы прямого воздействия, вторую — материальные стимулы косвенного воздействия.

Самые распространенные материальные стимулы прямого воздействия — это заработная плата и премии.

Заработная плата представляет собой цену живого труда, которую работодатель выплачивает своим работникам за выполненные трудовые операции.

Действующее российское законодательство определяет, что заработная плата каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным пределом не ограничивается. Кроме того, предусмотрены равные для всех граждан условия оплаты труда, т. е. запрещено снижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, религиозной принадлежности и т. д.

Деловым партнерам на рынке труда представлена полная свобода самостоятельно устанавливать размер заработной платы. Однако в силу действия законов рынка цена товаров одинакового достоинства неизбежно выравнивается, это правило распространяется и на такой товар, как рабочая сила. Следовательно, основным гарантом принципа одинаковой оплаты за труд равной ценности выступает рынок труда.

На функционирование рынка труда в процессе формирования цены рабочей силы оказывает непосредственное воздействие такой фактор, как соотношение спроса и предложения. Чем выше спрос и ниже предложение, тем выше оплата труда работника конкретной специальности и квалификации и наоборот, чем ниже спрос и выше предложение, тем ниже уровень оплаты труда такого работника.

Однако следует помнить, что свобода партнеров на рынке труда по установлению условий найма ограничивается государством. Так, например, государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон устанавливать оплату труда ниже минимального размера.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается административными методами государственного управления, т. е. силой принуждения. Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Международной конвенцией № 132 от 1970 г. «Установление минимальной заработной платы».

Государства — участники этой конвенции обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы людей, работающих по найму.

При определении уровня минимальной заработной платы принимаются во внимание потребности трудящихся и их семей и стремление государства к стимулированию экономического развития и поддержанию высокого уровня занятости.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы уровня жизни считается прожиточный минимум, в связи с этим в нашей стране проводится ряд мероприятий по приближению минимального уровня оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста.

Право на получение месячной оплаты труда не ниже минимального размера имеют только те работники, которые выполняют нормы труда, рассчитанные на месячный период.

Законодательство о труде предусматривает возможность установления по соглашению сторон неполного рабочего дня. В этом случае оплата труда производится пропорционально рабочему времени и закон не гарантирует, что конечная оплата труда будет не ниже минимального уровня.

Премии— это вид материального поощрения, который непосредственно зависит от результатов труда конкретного работника или организации в целом.

Премиальные системы закрепляются путем локального регулирования в соответствующих положениях. Положения устанавливают конкретные показатели и условия премирования, при выполнении которых у работника возникает право требовать соответствующую премиальную выплату, а предприятие обязано ее произвести. Положения о премировании определяют показатели и условия премирования с учетом задач, которые характерны для данной категории работников в процессе достижения конечного высокого результата труда.

Так, рабочие премируются за выполнение производственных заданий, сбережение сырья, материалов, энергии; за рост производительности труда, повышение качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии. Работники службы технического контроля премируются в зависимости от показателей качества продукции. Условия и показатели премирования руководящих работников, специалистов, служащих связывают их право на премирование с высокими конечными результатами, внедрением новейших достижений науки и техники в производство, ростом производительности труда, эффективным использованием производственного потенциала и т.д.

Читать еще:  Экономические риски фирмы

При определении заработка, на который начисляются премии, в него включаются помимо тарифной ставки и оклада доплаты и надбавки к ставке (окладу): за работу в неблагоприятных условиях, интенсивность труда, работу в ночное время, за совмещение профессий, выполнение обязанностей бригадира, увеличение объема работ, за высокое профессиональное мастерство, за классность, выполнение особо важной работы, за ученую степень, персональная надбавка и др.

В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.

Положение о порядке выплаты вознаграждения по итогам годовой работы утверждается администрацией предприятия, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации.

К материальным стимулам косвенного воздействия можно отнести все виды материальных поощрений, которые не связаны с непосредственной передачей денежных средств от работодателя к работнику. Например, бесплатные обеды, компенсации затрат на санаторно-курортные мероприятия, выделение целевых кредитов на приобретение жилья и т. п.

Методы сдерживания основаны на привлечении к материальной ответственности юридических и физических лиц, виновных в нанесении организации ущерба. В практике современного менеджмента эти методы широко применяются не только по отношению к работникам организации, но и по отношению к ее недобросовестным деловым партнерам.

Основными инструментами методов экономического сдерживания являются штрафы, неустойки, пени и т. п. Как и дисциплинарная группа административных методов управления, методы экономического сдерживания носят карающий характер и должны применяться только в тех случаях, когда это действительно необходимо для защиты интересов организации.

Экономические методы управления рисками

Современные предприятия стремятся обезопасить себя от финансовых потерь, но при перманентном воздействии турбулентной внешней среды проблема обнаружения рисков и их устранения является достаточно острой. Существует достаточное количество методов управления рисками в организации, руководству нужно лишь правильно организовать процесс их применения на практике, выбрать те, которые будут подходить по методу построения системы контроля за ними, мониторингу, по структуре, по форме определения рисков, по характеристике, по тому, как персонал будет реагировать на внедрение тех или иных методов, какие международные акты будут лежать в основе. Таким образом, создание универсального механизма риск-менеджмента на промышленном предприятии является востребованным и актуальным в условиях турбулентной экономики. Разработка механизма для управления рисками на предприятии, несомненно, возможна, но при этом нужно учесть индивидуальные хаактеристики, такие как форма управления, вид деятельности, особенности функционирования и т.д.

Риск-менеджмент – это управление процессами, нацеленными на снижение ущерба по ним, нахождение баланса между получением максимальной прибыли и понесением минимальных убытков [1]. Цель исследования заключается в формировании универсального подхода в управлении рисками на предприятии одной отрасли на основании обзора различных методов, способных минимизировать их негативное воздействие. В настоящее время именно комплексный подход управления рисками, основанный на систематизации деятельности, является превалирующим. Организациям кажется достаточно затруднительной и рисковой компоновка теоретически обоснованных методы управления рисками. В данном исследовании рассмотрена сфера производства потребительских товаров. В качестве базы формирования риск-менеджмента рассмотрен индекс ERM, как метод подходящий и имеющий перспективное развитие, каждое предприятие может создать свой собственный путь в управлении рисками. ERM – это повсеместное применение риск-менеджмента посредством специальной платформы и инструментария. Составные части системы предоставляют сводную информацию по рискам с целью защиты, высвобождения и создания стоимости внутри организации. Отличительной особенностью ERM (рисунок) является широта спектра учтенных рисков. Финансовые риски оцениваются вместе с рисками макросреды. Операционный риск оценивается вместе со стратегическим риском.

Необходимо отметить, что данный метод в принципе не учитывает отраслевой принадлежности предприятий, занимающихся риск-менеджментом, но в наибольшей степени подходит предприятиям сферы производства потребительских товаров.

Материалы и методы исследования

В основе модели риск-менеджмента, созданной с использованием информационных технологий, лежат математические модели, которые играют основную роль в системе управления рисками. Причём величина риска определяется как произведение величины нежелательного события на вероятность его наступления. Существуют методы, способные повысить эффективность деятельности организации на основе обнаружения рисков (первая группа, представленная в табл. 1) и в результате нейтрализации их воздействия (вторая группа, представленная в табл. 2).

Эффективность деятельности напрямую зависит от применяемых методов управления рисками, контроль может быть проведен при помощи анализа процессов, рисковых событий, произошедших в организации.

Если предприятие замечает, что легко справляется со всевозможными рисками, предугадывает их появление, это значит, что в данной организации используется самый эффективный подход управления рисками, он называется активным.

На основе указанных методов в результате проведенного анализа сферы производства потребительских товаров были выявлены основные риски, влияющие на предприятия этой отрасли. К ним относятся: риск потери деловой репутации, риск колебания валютного курса, риск изменения конъюнктуры рынка, риск временного или полного прекращения хозяйственной деятельности, риск изменения рыночной цены и риск роста конкуренции.

Платформа ERM [2]

Группа методов, позволяющая определить наличие рисков [3, 4]

Экономические методы управления рисками

Страхование — создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов — страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями, в частности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Страховщик — страховая компания, организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательства возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Перестрахование — это уже совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска.

Экономические механизмы управления рисками

Управление рисками, как было показано ранее, осуществляется различными способами с использованием различных механизмов. Важнейшими из этих способов являются экономические методы регулирования, которые реализуются в жизни посредством разнообразных экономических механизмов.
В общем случае экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляют собой правовые, методические, организационные, технологические методы, приемы и порядки применения экономических средств для регулирования уровня безопасности, а также воздействия на экономические процессы, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Читать еще:  Портфельные риски предприятия

В качестве реально применяемых экономических механизмов управления рисками могут быть названы многие из широко используемых в различных сферах жизнедеятельности общепринятых экономических механизмов. В их состав могут быть включены: организационно-экономические механизмы соответствующей государственной политики; финансирование; инвестирование; кредитование; резервирование финансовых и материальных средств; страхование и перестрахование; возмещение ущерба; экономическое стимулирование, экономическая ответственность и многие другие.

Организационно-экономические механизмы реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляют собой совокупность правовых, экономических, программных, организационных, технико-технологических и других мер, непосредственно направленных на повышение уровня природной и техногенной безопасности. Важнейшей стороной этих мер является изыскание экономических ресурсов для их осуществления, обеспечения их экономической целесообразности, экономическое стимулирование деятельности по управлению рисками. Следует иметь в виду, что реализация упомянутой государственной политики включает не только меры, осуществляемые государственными институтами, но также деятельность в этих целях владельцев объектов экономики и других субъектов хозяйственной деятельности. В этом случае роль государства сводится к побуждению этих субъектов к данной деятельности, их контролю и применению к ним, при необходимости, установленных санкций.

В качестве основных из состава организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций могут быть названы:
рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности;
— подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;
— обновление основных производственных фондов;
— декларирование промышленной безопасности;
— лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
— государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поскольку практическое управление природными и техногенными рисками требует затрат значительных финансовых и материальных ресурсов, для практической реализации управленческих мер требуется финансирование.

В общеэкономическом смысле финансирование — это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических и других программ, видов экономической и иной деятельности.
В случае управления рисками финансирование направлено на обеспечение выполнения различных программ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннее обеспечение деятельности в этой области.

Во всех случаях применения финансирования важнейшей проблемой является правильное определение его источников и эффективное их использование. Источники финансирования — существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, перечень экономических объектов, способных предоставить такие ресурсы. В общем случае финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников организации, а также из внешних источников в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, различного рода взносов и т.д. В рассматриваемом нами случае в качестве источников финансирования обычно выступают государственные и муниципальные бюджеты, бюджеты организаций, резервные фонды, инвестиции, кредиты, средства, полученные в счет оплаты услуг и штрафных санкций, средства благотворительных и иных общественных фондов и т.д. Для финансирования могут быть использованы специальные финансовые инструменты — облигации, опционы и др.

Важным экономическим механизмом управления рисками является накопление и использование при необходимости финансовых и материальных резервов. Для дела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основную роль играют резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшей экономической проблемой при чрезвычайных ситуациях является необходимость в той или иной мере возместить понесенный пострадавшими ущерб, обеспечить в определенных рамках, их социальную защиту. Основным современным способом возмещения ущерба постепенно становится страхование и перестрахование рисков и ответственности, которые частично берут на себя тяжкое бремя государства по возмещению ущерба пострадавшим.

Страхование представляет собой создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов — страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями, в частности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Страхование обычно осуществляется государственными органами, страховыми компаниями. Объектами страхования могут быть жизнь, здоровье людей, имущество граждан и организаций, риск, ответственность. Основными сторонами страхования являются страхователь и страховщик. Страхователь — это физическое или юридическое лицо, страхующее свои ценности, заключающее со страховщиком договор страхования. Страховщик — страховая компания, организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательства возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Перестрахование — это уже совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности застраховать такой риск, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором, по которому одна сторона — перестрахователь, передает риск и соответствующую часть премии другой стороне — перестраховщику. Последний обязуется при возникновении страхового случая оплатить принятую на себя часть риска.
В качестве еще одного из экономических механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций может использоваться экономическое стимулирование деятельности по их предупреждению и ликвидации. В общем смысле экономическое стимулирование представляет собой побуждение экономическими способами участников той или иной деятельности к поведению, выгодному и полезному для субъектов, применяющих стимулирование. Стимулирование деятельности по обеспечению природной и техногенной безопасности включает две стороны, каждая из которых имеет свою природу стимулирующего воздействия. Во-первых, — это экономическое поощрение, во-вторых, экономическое наказание. В качестве поощрения могут использоваться льготное налогообложение, предоставление инвестиций и дополнительных квот, кредиты на выгодных условиях и т.д. Нарушения установленного порядка обеспечения природной и техногенной безопасности ведут к экономической ответственности за них в виде разного рода санкций — штрафов, ограничения деятельности, вплоть до ее прекращения, возмещения нанесенного ущерба. Стимулирование напрямую содействует повышению ответственности должностных лиц и организаций за результаты своей деятельности в области управления рисками.

Экономическая сторона управления природным и техногенным рисками кроме национальной имеет и международную составляющую. Ее наличие обусловлено тем, что противодействие чрезвычайным ситуациям ведется и на уровне международного сообщества. Потребность многих государств получить экономическую помощь при чрезвычайных ситуациях, привлечь зарубежные силы для их ликвидации, жизнеобеспечить пострадавшее население за счет международной гуманитарной помощи, обогатиться опытом управления рисками развитых государств и решить многие другие вопросы противодействия бедствиям сообща с соседями и международными организациями побуждает большинство стран мира осуществлять широкое международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое еще принято называть гуманитарным.

Читать еще:  Понятие риска в бизнесе связано с

Международное гуманитарное сотрудничество в качестве важной своей составляющей имеет значительное число проблем и вопросов экономического характера. Прежде всего, это аспекты влияния на экономическое развитие чрезвычайных ситуаций, которые в зависимости от укладов экономики тех или иных стран обуславливают их различную экономическую уязвимость, потерю ресурсов, климат инвестирования.
Важные экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества решаются при осуществлении гуманитарной помощи. Это поиск источников средств для этой помощи, выявление стран-доноров помощи, порядок использования центральных фондов ООН на эти цели и многое другое. Экономические вопросы остаются центральными также и на рынке международных гуманитарных услуг, при организации международной торговли техническими аварийно-спасательными и защитными средствами, оказании платных аварийно-спасательных услуг, организации функционирования международной научной кооперации.

Упомянутые в данном разделе экономические механизмы будут подробно рассмотрены в последующих главах настоящего пособия.

Вопросы и задания:
1. Дайте определения опасности, вызова и угрозы, чрезвычайной ситуации.
2. В чем сущность риска как меры опасности?
3. Перечислите показатели и виды риска.
4. Дайте определения стихийных бедствий и природных катастроф.
5. Перечислите основные виды природных опасностей.
6. Раскройте сущность управления природным риском.
7. Дайте определения аварии и техногенной катастрофы.
8. Назовите основные виды техногенных опасностей.
9. Раскройте сущность управления техногенным риском.
10. Что такое экономические последствия чрезвычайных ситуаций?
11. Как может быть классифицирован ущерб?
12. Назовите основные экономические механизмы управления рисками.

Экономические методы управления рисками

Методы управления, основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска являются экономическими методами управления рисками .

Экономические мeтoды yпpaвлeния – это также совокупность способов вoздeйcтвия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов вoздeйcтвия выделяются планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчет [15, с.89].

Экономические методы регулирования управленческими рисками представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение структурных единиц и самофинансирование организации.

В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы регулирования управленческими рисками способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.

В отличие от организационно – административных экономические методы регулирования управленческих рисков предполагают разработку общих планово – экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы управления чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

Ценообразование в условиях рыночной экономики используется для возможности стабильного развития предприятия.

При определении цены продукции используется один из известных подходов (принципов) к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости и ценообразование на основе ценности (потребительской) продукции (услуг), а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.

1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг, когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее стандартной наценки

2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориентированным на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.

4. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.

5. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на определенных принципах [14, с.103].

Достоинства и недостатки ценообразования на примере Волгоградской ТПП будут рассмотрены подробнее в разделе 2.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector