Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ основных понятий

Логический анализ основных понятий

Прежде чем начать исследование, социолог должен правильно выбрать его методологическую процедуру. Для этого надо решить три основные задачи, которые обеспечивают получение надежной и адекватной социологической информации. Во-первых, выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в дан­ном исследовании. Во-вторых, провести анализ практической про­блемы на уровне теоретического знания. В-третьих, обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью коли­чественных статистических показателей. Рассмотрим данную си­туацию более подробно.

В этом разделе программы предусматриваются такие методо­логические процедуры, без которых невозможно воплотить в ин­струментарии единую концепцию исследования, а значит, реали­зовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования.

Логический анализ основных понятийэто логическое структурирова­ние исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяс­нение их содержания и структуры.

Логический анализ предполагает точное объяснение содержа­ния и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он по­может правильно объяснить полученные результаты. Итогом по­добной процедуры выступает теоретическая модель предмета ис­следования, о которой мы еще будем говорить подробнее позже.

Теоретическая интерпретация

Иначе логический анализ называют теоретической интерпре­тацией понятий. Теоретическая интерпретация понятий имеет своей целью создание теоретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в научном знании. В конкрет­ных условиях каждый раз по-новому складываются соотношения информации, которая имеется у социолога до начала исследова­ния и которую ему предстоит получить. Различны и сочетания факторов, влияющих на формирование проблемной ситуации. Элементарные требования к социологу предполагают, что в тео­ретической части программы он определит ключевые понятия применительно именно к этой проблемной ситуации.

Таким образом, теоретическая интерпретация, раз уж мы вос­пользовались этим понятием, включает три типа процедур:

— дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и одно­значное описание тех понятий, которые вы собираетесь исполь­зовать при построении своей модели;

— структурная интерпретация, которая предполагает наведе­ние порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выяв­ление взаимных связей и т.д.;

— факторная интерпретация установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

Проблемная ситуация описывается ее участниками в терминах практической деятельности. В зависимости от житейского опыта, стажа работы или культурного уровня людей их мнения более или менее адекватно отражают проблемную ситуацию и способы ее ре­шения. Именно на такой способности основано использование метода экспертных оценок. Однако практическое сознание подвер­жено влиянию групповых и индивидуальных интересов. Поэтому социолог должен описать проблемную ситуацию в строгих научных терминах, которые потом будут использоваться при разработке инструментария для сбора данных и теоретической интерпретации. Умение определять понятия и термины — высокое и сложное искусство, ему сразу не научишься, необходимы большой запас знаний и немалый опыт.

Всякий раз социолог задает себе вопро­сы: что такое город, что такое семья, что такое солидарность и т.д.? Неправильно определил понятие — и не туда уехал, не в том на­учном направлении. К примеру, город можно определить как на­селенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сфе­ры сельского хозяйства. Но что такое определение даст социоло­гу? Есть ли здесь социологический взгляд на мир? Необходимо ли куда-то включить социальную общность, особый образ жизни, социокультурные функции города и т.п.?

Например, мы можем описать город следующим образом:

ГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сфе­ры сельского хозяйства. Городом называется сконцентрировавшаяся в од­ном месте, постоянная и относительная крупная общность людей, не про­изводящих для себя продуктов питания. Как правило, город — это промыш­ленный узел и крупный культурный центр. Городэто место, где осуществляется материальная и духовная деятельность человека. Его конк­ретное назначение состоит в удовлетворении материальных потребностей, а абстрактное — духовных устремлений. Поэтому город имеет изменяющийся и статичный характер. Он динамичен, так как в нем происходит обмен ин­формацией и материальными ценностями, он статичен, поскольку в нем от­водятся специальные места для религиозных, административных, коммер­ческих и т.п. зданий.

Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50-100 тыс.), крупные (250-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн жителей). У многих крупных го­родов возникают города-спутники. Город-спутник — это город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и составляющий с ним единую систему. Часто города и города-спутники объединяются, обра­зуя городские агломерации, которые могут быть объединены в мегалопо-лисы. В зависимости от предметной специализации деятельности большин­ства жителей города делятся на универсальные (многопрофильные, равно представленные всеми отраслями) и специализированные (текстильные, горные, аграрно-промышленные, торговые, ремесленные, шахтерские, на­укограды, военные городки), живые и мертвые, города-памятники, города как религиозные, политические, культурные, экономические центры стра­ны, столичные и нестоличные города и др.

Таков пример развернутого определения понятия «город», ко­торое мы не стали приводить во всех подробностях, ибо это мог­ло бы занять ни одну страницу. Важно понять, что развернутое теоретическое определение исходных понятий облегчает дальней­шее составление программы исследования, ибо помогает вполне органично переходить к следующим этапам, например, операци-онализации понятий, а в самом конце исследования — к интер­претации эмпирических данных.

Когда мы, таким образом, оттолкнувшись от первоначального определения города, начинаем изыскивать все новые аспекты про­блемы, тесно связанные с социологией, мы не только проводим верную дескриптивную интерпретацию, но и переходим к следу­ющему шагу — структурной интерпретации.

Следующий шаг в теоретической интерпретации — описание структуры в виде последовательного развертывания содержания исходных и наиболее общих понятий через систему более частных. Например, понятие «удовлетворенность трудом» определяется, через удовлетворенность специальностью, содержанием и харак­тером работы, оплатой труда, отношениями с товарищами по ра­боте и с ближайшим руководством, наконец, как целостное эмо­ционально-оценочное отношение работника ко всему комплекту элементов рабочей ситуации.

Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести факторную интерпре­тацию тех же самых понятий, т.е. показать их связи с объективны­ми и субъективными факторами. Например, можно выделить та- кие объективные факторы удовлетворенности трудом, как его ус-ловия и организация, уровень заработной платы, функциональное содержание труда и т.д. К субъективным факторам относятся ин­дивидуальные характеристики рабочего (социально-демографичес­кие и ролевые: пол, возраст, образование, квалификация, стаж ра­боты), а также субъективные факторы удовлетворенности трудом. Они подразделяются на относящиеся к сфере сознания (производ-ственная информированность, место труда в системе жизненных ценностей, мотивация трудовой деятельности) и к сфере поведения и результатов трудовой деятельности (выполнение плановых зада­ний, уровень дисциплинированности, инициативность в работе, качество изготовляемой продукции).

Читать еще:  Анализ формирования спроса

Структурная и факторная интерпретация исходных понятий (как предварительный системный анализ) отражает априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.

Логический анализ основных понятий

Одной из наиболее сложных процедур методологической части программы социологического исследования является логический анализ основных понятий. Смысл и технология этой процедуры довольно удачно изложены в учебном пособииМ. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги«Прикладная социология : методология и методы»[3]. Приведем выдержки из этой работы.

Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких составляющих, как активность в сфере экономической деятельности, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. Объясняя далее эти понятия, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.

Логический анализ предмета исследования позволяет ответить на вопросы: о чем спросить? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты рассматриваемой проблемы? От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели явления его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ основных понятий базируется на методе дедукции и включает в себя две методологические процедуры – интерпретацию и операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Интерпретация основных понятий есть опосредованное выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Пытаясь выразить сущность изучаемого предмета, исследователь обращается к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений и процессов. Это позволяет описать основные свойства предмета, уточнить направление дальнейшего анализа. Чтобы успешно решить данную задачу, надо четко определить или, как еще говорят, дать трактовку самих используемых понятий. Здесь на помощь приходят либо справочники, энциклопедии, толковые словари, учебники, специальная литература, либо логика, научная позиция, а порой и жизненный опыт исследователя.

Выявленные в ходе интерпретации конкретизирующие понятия в свою очередь требуют объяснения. На следующей стадии логического анализа осуществляется такая процедура уточнения качественной структуры изучаемого предмета, как операционализация, продолжающая и детализирующая интерпретацию основного понятия. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые либо интерпретируемые понятия или термины). Получаемые при этом менее абстрактные понятия или термины принято называть операциональными.

Таким образом, процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании включает в себя два этапа:

1) определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность;

2) выявление совокупности операциональных понятий и терминов, на которые раскладывается основное понятие.

Глубина и объем логического анализа основного понятия, включенного в определение предмета изучения, самым непосредственным образом зависят от вида социологического исследования (разведывательного, описательного, аналитического).

В качестве примера логического анализа основных понятий исследования может выступать интерпретация и операционализация понятия «инвестиционное поведение», приведенные в обозначенной работе[4].

На этом методологическая часть программы исследования завершается.

Для сравнения представим методологическую часть исследования, выполненную в работе «Управление организационным поведением персонала крупного предприятия в условиях внедрения инновационных технологий»[5].

Логический анализ основных понятий

Теоретико-методологическая часть программы исследования актуальных потребностей женщин и детей, подвергшихся насилию в защите их прав и интересов

Обоснование постановки проблемы

Выбранная мной тема вызывает большой интерес, так как в настоящее время в современном обществе становится все более актуальной проблема насилия над женщинами и детьми в семье. К сожалению, формы насилия в отно­шении женщин стали весьма разнообразными — сексуальные пре­следования на рабочем месте и в семье, принуждение к проститу­ции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром». Но насилие в семье — это не только и не столько избиения в пьяном бреду, с похмелья, но и оскорбления, психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.

Как правило, без посторонней помощи преодолеть нарушения в функционировании семьи затруднительно.

Для выявления закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни используется анкетирование.

Существуют объективные причины данного явления:

— падение уровня жизни;

— кризис института семьи;

— наличие семей групп риска.

Государственная политика направлена на решение проблем женского насилия в обществе, защита прав и интересов женщин и детей, подвергшихся насилию.

Основная причина выделения женщин в особую социально — демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы — выполнение ими генеративной функции, т. е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

во-первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на по­вышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привле­чение женщин в образовательные учреждения с целью совершенст­вования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий.

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

. писал, что «в настоящее время социальный институт семьи переживает переходный период, вызванный изменением положения женщин в обществе, …изменяется содержание социальных ролей, выполняемых в . в исследовании феминизации бедности не считают указанные дискриминационные обычаи семейным насилием, что свидетельствует о глубоком укоренении в их сознании патриархального мировоззрения .

Читать еще:  Задачи эконом анализа

Во-вторых, система экономического стимулиро­вания, поощрения предприятий всех форм собственности, сохра­няющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реа­лизация возможности работать неполный рабочий день.

В-третьих, создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости.

Предмет, объект, цели и задачи исследования

Объект:женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.

Предмет: закономерности проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни.

Цель исследования — выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение комплекса социальных проблем женщин и детей, испытывающих насилие; выявить причины агрессии, формы агрессии;

2. Определить понятие насилия, формы насилия, факторы насилия; рассмотреть нормативно-правовую базу по защите прав женщин и детей;

3. Определение закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни, поиск эффективных форм работы с данной группой.

Анализ основных понятий

Исходные теоретические понятия:женщины и дети, испытывающие насилие; насилие; формы насилия; корни насилия; агрессия; формы агрессии; причины агрессии.

Помощь женщинам и детям, испытавшим семейное насилие

. у молодых семей в современной России. Предмет исследования — насилие над женщинами и детьми. Целью курсовой работы является анализ методов и форм помощи женщинам и детям, испытавшим насилие. Для . виды. . Рассмотреть причины и последствия насилия над женщинами и детьми. . Проанализировать формы и методы оказания помощи женщинам и детям, испытавшим насилие. В работе были использованы как общенаучные .

Логический анализ основных понятий.

Понятие насилия. В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

В основе насилия лежат стремления людей к господству и доминированию над другими людьми, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. Следствием насилия могут быть физические, психологические травмы (побои, увечья, смерть, боль, страх, горе, унижение достоинства, стрессы.)

По результатам исследования были выделены несколько форм домашнего насилия в отношении женщин:

· прямое физическое насилие (избиение, изнасилование, пытки или просто дал пощечину, или толкнул); изоляция и лишение свободы передвижения (не встречайся с подругами, не говори по телефону с мамой, не ходи к сестре, а также постоянный контроль — что делает, куда пошла, с кем встречается);

· эмоциональное насилие. Создание в семье тяжелого психологического климата, грубость, упреки («плохая мать», «не умеешь готовить, шить, содержать дом в порядке, одеваться, краситься, разговаривать с людьми вести себя правильно, угадать настроение мужа») и оскорбления («что ты можешь понять своими цыплячьими мозгами, лучше уж молчи», «и чего тебе в парикмахерскую ходить, только деньги тратить»);

· сексуальное насилие — принуждение к сексуальным отношениям;

· манипулирование детьми. Женщине внушается, что она портит детей, не умеет их воспитывать, а подросшим детям всеми способами дают понять, что их мать — плохая, глупая и недостойна уважения. При этом дети могут использоваться как посредники и средство шантажа;

· угрозы — отнять детей, покончить с собой, убить ее, изуродовать, рассказать всем, что происходит дома;

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 .

· запугивание — жестами, действиями, уничтожение предметов обихода (муж может бить посуду, швырять предметы, замахиваться молотком);

· понуждение к самоубийству (прямое — «когда же ты сдохнешь!» и косвенное — «если бы не ты, как всем было бы хорошо»);

· экономическое насилие — муж не позволяет жене работать или забирает у нее все деньги, вынуждая просить на все расходы у него, или не дает денег на необходимые нужды (еда, медицинская помощь, образование).

По данным статистики, 75 процентов мужей хотя бы раз ударили свою жену, причем четверо из пяти на этом не останавливаются. Вовсе не потому, что они такие уж злодеи. Просто насилие — заразительно и обладает способностью к самовоспроизведению, создавая порочный круг.

Факторы насилия.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно. Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке (материнская депривация).

Материнская депривация приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми. Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Агрессия и насилие

. опасным следствием «некомпенсированной скуки» выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены . научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая .

Читать еще:  Объект экономического анализа это

АГРЕССИЯ.

Агрессивность — поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источников неблагополучия в семье очень много начиная от шума и заканчивая потерей работы. Свое раздражение родители вымещают на детях, тем самым лишь усугубляя и без того тяжелую обстановку в семье.

Формы агрессии.

Различают несколько видов агрессии:

Реактивная агрессия возникает в ответ на предшествующую провокацию.

Проактивная агрессия возникает при отсутствии провокации.

Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) — тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.

Физическая агрессия — это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.

Вербальная агрессия — нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или иной подобной форме.

Враждебная агрессия — намеренное причинение вреда другому живому существу.

Инструментальная- использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребенка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребенок часто использует такие действия для получения желаемого.

Аутоагрессия — агрессия направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений, (крайняя форма — самоубийство).

Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор социальной активности родителей

Оглавление Введение 2 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1 Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 6 1.2 Влияние семьи на формирование личности ребенка 18 1.3 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактора .

Причины агрессии.

Что не является основной причиной возникновения и проявления этого феномена: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

На агрессию влияет ряд факторов [прил.В, табл.№ 2]

Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии).

Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

Темперамент — проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течении жизни.

Авторитаризм — более авторитарные люди более агрессивны.

Чувство стыда. Существует следующая закономерность, чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.

Наследственность — влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.

Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

Алкоголь — усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Всегда следует иметь в виду, что биологически процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние.

Логический анализ основных понятий

Данная часть программы предусматривает осуществление таких методологических процедур, без которых невозможно создать инструментарий для сбора социологической информации.

Дело в том, что ни сама проблема исследования, ни предмет в том виде как они сформулированы, не могут стать инструментами социологического исследования. Для того, чтобы провести исследование необходимо логически структурировать основные понятия, содержащиеся в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, и на этой основе – уяснения соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых дает целостное представление о состоянии предмета исследования. Данная процедура является основой для формирования инструментария исследования (например, анкеты).

Логический анализ включает в себя следующие методологические процедуры:

Сущность интерпретации основных понятий состоит в том, что исследователь «расчленяет» предмет изучения на отдельные понятия. Применение этих понятий позволяет дать описание основных сторон предмета исследования. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо дать определение, или трактовку, самих понятий. При этом можно использовать общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в учебниках или справочной литературе, либо дать определение, опирающееся на логику или жизненный опыт исследователя.

В свою очередь, основные понятия исследования также требуют своего углубленного объяснения, в ходе которого основные понятия «раскладываются» на частные составляющие, имеющие менее высокий уровень научной абстракции.

На следующей стадии – операционализации – переходят к дальнейшему уточнению тех понятий, которые были выделены в качестве менее общих. Такое уточнение позволяет выделить конкретные элементарные показатели, с помощью которых исследователь сможет охарактеризовать и измерить изучаемые понятия. При этом чем сложнее и объемнее исследование, тем более разветвленной оказывается структура теоретических и операциональных понятий.

Таким образом, процесс логического анализа состоит из двух этапов:

— определение предмета исследования путем интерпретации таких ключевых понятий, которые в наибольшей степени отражают его сущность;

— формирование совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.

Образно говоря, процесс логического анализа напоминает движение вниз по ступеням, поскольку при этом происходит углубление в суть изучаемых понятий, «расчленение» их на элементарные операциональные элементы.

Процесс логического анализа (интерпретации и операционализации) может быть проведен двумя способами. В зависимости от этого выделяют:

— структурную интерпретацию (операционализацию), которая проводится путем «расчленения» основного понятия на составляющие элементы;

— факторную интерпретацию (операционализацию) – проводится через выявление основных факторов, оказывающих влияние на содержание основного понятия.

В практической работе должны быть представлен один из способов. Пример структурного и факторного анализа приведен в приложении 3.

Дата добавления: 2015-01-07 ; просмотров: 92 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector