Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ последствий окружающей среды

ВВЕДЕНИЕ. Экологическая оценка — это процесс систематического анализа экологических последствий намечаемой деятельности;

Экологическая оценка это процесс систематического анализа экологических последствий намечаемой деятельности, а также учет результатов этого анализа в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. Экологическая оценка ос­нована на принципе: легче выявить и предотвратить нега­тивные для окружающей среды последствия деятельности на ста­дии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности. По определению:

· экологическая оценка является процессом, а не просто суммой дан­ных, сведений или документов, полученных в результате этого процесса;

· экологическая оценка выполняется по определенным систематическим правилам;

· экологическая оценка охватывает все этапы осуществления намечаемой деятель­ности;

· процесс экологической оценки состоит из анализа (прогноза) потенциальных воз­действий намечаемой деятельности на окружающую среду и кон­сультаций с заинтересованными сторонами;

· результаты прогноза воздействий и консультаций используют­ся при выработке решений, относящихся к намечаемой деятель­ности.

В России основными составляющими системы экологической оценки являются оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.

Системы экологической оценки входят как обязательный элемент в состав обоснования проекта хозяйственной и иной деятельности.

В России понятие об экологической оценке возникло в 70-е гг. XX в. сначала в виде экологически ориентированных правил пла­нирования и проектирования, а затем как условия природопользования и экологического лицензирова­ния. Непосредственными предшественниками системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплекс­ные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы.

В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера­ции дается следующее определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду — это процесс, способ­ствующий принятию экологически ориентированного управлен­ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприят­ных воздействий, оценки экологических последствий, учета об­щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотв­ращению воздействий».

Поэтому консультации, а также использование резуль­татов экологической оценки при принятии решений следует рассматривать как пос­ледовательные этапы единого процесса.

В основе методологии экологической оценки лежат три принципа: превентивность, комплексность и демократичность.

Принцип превентивности — экологическая оценка проводится до приня­тия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также что ее результаты используются при выработке и принятии решений.

Одним из важных инструментов реализации принципа превен­тивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятельности и вариантов ее осуществления дает возможность принять оптимальное решение в зависимости от результатов экологической оценки.

Принцип комплексности — совместное рассмотре­ние и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и свя­занных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде.

Принцип демократичности — об­щественность должна иметь возможность непосредственно участво­вать в процессе экологической оценки, и мнение населения должно учитываться на­ряду с заключениями экспертов.

Поэтому экологическая оценка должна проводиться в соответствии с регламен­тированной процедурой, правила которой известны и понятны всем ее участникам, имеющим определенные права и обязан­ности.

Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность про­цесса принятия решений часто приводят к тому, что на практике те принимаются на основе неформальных переговоров и соглаше­ний с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересован­ных сторон. В результате нередко страдает объективность экологической оценки.

Предметом экологической оценки являются воздействие намечаемой деятельно­сти на окружающую среду, те изменения в ее компонентах, ко­торые полностью или частично являются результатом этой дея­тельности. Прогноз и разработка мер по их смягчению составля­ют основные элементы процесса экологической оценки.

Для того, чтобы был возможен систематический анализ источников и факторов воз­действия, а результаты его применимы на практике, экологическая оценка должна быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздействиях.

В соответствии с современными требованиями, процесс экологической оценки должен начинаться на самых ранних стадиях разработки проекта и проходить параллельно с процессом проектирования. При этом результаты экологической оценки проекта используются не только для «обоснова­ния» уже принятых проектных решений и разработки специаль­ных природоохранных мероприятий, но и для принятия ключевых решений по выбору технологии и места размещения объекта.

Лабораторная работа АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ , ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЙ
план-конспект занятия по естествознанию (10 класс) на тему

Технологическая карта занятия. Дисциплина «Естествознание»

Скачать:

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ , ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЙ

Шпилевая Юлия Сергеевна, преподаватель химии и биологии

Государственного автономного общеобразовательного учреждения

Саратовской области «Перелюбский аграрный техникум»

Перелюбского района Саратовской области

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

сформировать понятие о глобальных экологических проблемах и путях их решения, продолжить формировать умение анализировать и оценивать экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Рекомендуемые сроки проведения урока

Карта Перелюбского района, таблицы статистических данных по Перелюбскому району

компьютер, проектор, экран

Элементы содержания урока

Читать еще:  Анализ сетевого графика

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

5.Этап реализации построенного проекта

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторения

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Биология: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. -5-е изд.,стер. –М.: Издательский центр «Академия» , 2012 —

1.Что необходимо человеку для жизни?

2.Какие основные причины проблем с водой, землей, воздухом?

3. Назовите тему и цель нашего урока

а) Приветствуют учителя

б)Учащиеся слушают и отвечают на вопросы. Форму лируют тему и цели урока

Самостоятельно ставить цели

Отбирать необходимую информацию

Добывать знания на основе наблюдений

актуализации и пробного учебного действия

Вопросы: Что вы знаете о глобальных экологических проблемах.

Почему экология стоит сейчас на первом месте?

Отвечают на вопросы

Умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды

Применение основных методов познания

Использовать различные источники информации

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

Вопрос: Что вы слышали о путях их решения?

Отвечают на вопросы

Умение использовать технологические достижения в области химии, биологии

Использование различных источников информации

Участие в дискуссии по по естественно научным вопросам

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Организует учащихся на прослушивание информации

Выступления учащихся с докладами:

1.Глобальные экологические проблемы.

2. Пути и способы решения экологических проблем.

3. Перспективы решения экопроблем в будующем

Записывают нужную информацию

Умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды

Применение основных методов познания для изучения различных сторон естественно-научной картины мира

Различать факты и оценки

5.Этап реализации построенного проекта

Организует учащихся на обобщение материала и первоначальное заполнение таблицы

Готовность самостоятельно добывать новые для себя новые естественно-научные знания

Использование различных источников информации

Владение понятийным аппаратом естественных наук

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи

Вопрос: Какие трудности у вас возникают при заполнении?

Отвечают на вопрос

Умение проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

Отбирать необходимую информацию

Добывать знания на основе наблюдений

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполнение лабораторной работы по группам. Проведите анализ последствий собственной деятельности на примере Перелюбского района :

1.Влияние человека на водную среду.

2.Влияние человека на землю.

3. Влияние человека на воздух.

Работа в группах

Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде

Умение оценивать достоверность информации для достижения целей

Владение понятийным аппаратом естественных наук

8.Этап включения в систему знаний и повторения

а) Краткий отчет групп. Обсуждение рассмотренных тем.

б)Домашнее задание: параграф 7.3 вопросы на странице 315 (дифференцированно), завершить оформление работы

Фиксируют информацию в таблице.

Запись домашнего задания

Умение проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

Умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации

Владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам

9.Этап рефлексии учебной деятельности

Участвуют в обсуждении

Объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества

Овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира

Сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по экологии «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы».

Это методическая разработка долгосрочного проектного задания для профильной группы 11 класса. В неё включены работы учеников и краткая аннотация проекта и этапы работы над ним. Это была моя отчётная р.

Урок экологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества».В основе разработки урока лежит кейс-метод.

Суд-игра на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества».

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом .

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит .

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ.

10 глобальных экологических проблем, каждая из которых может уничтожить человечество

Какая главная опасность для жизни человечества? Войны? Извержение супервулкана? Столкновение с кометой?

Жизнь среднестатистического человека сегодня наполнена комфортом. Он преодолевает дальние расстояния на личном автомобиле, самолете или поезде, его рацион состоит из разнообразных блюд, а за его здоровьем следит целая армия врачей, составляющих единую систему здравоохранения. Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый из нас постоянно сталкивается с серьезными рисками, о которых мы можем даже не подозревать. Речь идет о глобальных экологических проблемах .

Глобальное потепление

Наиболее серьезную угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда . В результате многие виды арктических животных, птиц и растений оказались на грани исчезновения. Дожди в низких и высоких широтах становятся более частыми и обильными, а в тропических и субтропических — напротив, климат становится более засушливым. Баланс в экосистемах нарушается, по всему миру отмечаются частые наводнения, засухи и ураганы. А в 2018 году американские ученые доказали прямую связь глобального потепления климата с резким ростом количества суицидов. Предотвратить это можно лишь одним способом: резко сократить выбросы парниковых газов и углекислого газа в атмосферу.

Читать еще:  Анализ средств в расчетах

Разрушение озонового слоя

Еще одна проблема, с которой столкнулось человечество — это разрушение озонового слоя. Поскольку озон, располагающийся на высоте 20-25 км над поверхностью Земли, является своеобразным фильтром, поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи Солнца, то при истончении озонового слоя люди массово теряют зрение, получают солнечные ожоги, которые впоследствии приводят к развитию злокачественных опухолей кожи. Кроме того, опасности подвергаются морские экосистемы, так как фитопланктон, выступающий здесь в роли основного звена пищевой цепочки, не может нормально развиваться при чрезмерном воздействии жесткого УФ-излучения. Решение данной проблемы базируется на отказе от использования фреоновых газов, которые наиболее активно разрушают озоновый слой.

Загрязнение мирового океана

Уже несколько лет научное экологическое сообщество ищет технологии для решения и такой проблемы, как загрязнение Мирового океана пластиковыми отходами. В данный момент обнаружено пять огромных мусорных островов , которые дрейфуют в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов и создают огромные риски для всех их обитателей. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за фитопланктон и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть. В данный момент пока не найдено эффективных путей выхода из данной ситуации. Однако на суд экспертов постоянно предлагаются новые концепции и идеи.

Загрязнение воздуха

Жителей мегаполисов особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей. Очистить воздух от примесей можно через сокращение автомобильного транспорта, использования многоступенчатых систем очистки на промышленных предприятиях, а также через широкое применение энергосберегающих технологий.

Недостаток питьевой воды

Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни. Последствия водного дефицита уже ощутили на себе и европейцы, когда улицы их городов заполонили мигранты из Африки и Ближнего Востока.

Уничтожение тропических лесов

Еще одна проблема, последствия которой уже скоро ощутит всё человечество — это уничтожение тропических лесов. Тропические леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ, концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как опустынивание почвы и утрата биоразнообразия на Земле. Остановить эти процессы крайне сложно, поскольку здесь требуется комплексный подход, подразумевающей решение массы экономических, социальных и политических задач.

Опустынивание

В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.

В итоге возникает опасность голода , а недостаток воды проявляется в росте инфекционных заболеваний . Люди вынуждены мигрировать в более благополучные районы, что приводит к социальным конфликтам и распространению эпидемий.

Уменьшение биоразнообразия

В природе все взаимосвязано. Существующее многообразие видов живых существ на планете — не каприз природы, а насущная необходимость. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы.

Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.

Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века на планете исчезло более 800 видов растений и животных .

Истощение природных ресурсов

Не менее остро стоит и проблема истощения природных ресурсов. Бурный рост промышленности ведет к потреблению невероятного количество природных ресурсов, а их запасы на планете весьма ограничены. По оценкам ученых, нефти, угля и прочих полезных ископаемых хватит на ближайшие 40-50 лет . Перспективы дальнейшего выживания для человечества весьма туманны. Помогут лишь отказ от топлива из ископаемого сырья, разумный подход к потреблению товаров и услуг, экономия воды и электричества в быту.

Перенаселение

За последние 200 лет население Земли выросло с 1 до 7,5 миллиардов человек и ежегодно увеличивается на 80-90 миллионов. По прогнозам к 2100 году оно может составить более 10 млрд.

Читать еще:  Анализ продуктового портфеля

Однако, по некоторым оценкам, Земля не так уж и перенаселена. Ведь 70% существующего населения проживают всего на 7% суши . При таком раскладе рассчитали, что наша планета, с учетом мест непригодных для жизни, может спокойно разместить до 25 миллиардов человек .

Тем не менее, такая оценка не очень корректна, поскольку сегодня более половины населения сосредоточено в городах. Как следствие, уже сейчас мы сталкиваемся с проблемой относительного перенаселения , когда скученность в совокупности с несовершенным механизмом распределения материальных благ приводит к серьезным последствиям.

Заключение или экологическое сознание

Как видно, рисков, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Однако причина их — одна. Это потребительское отношение человека к планете, ее ресурсам, другим живым существам ее населяющим и, более того, друг к другу.

Ни одна из вышеперечисленных проблем не решается изолированно. Их можно решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма , клетками которого мы все являемся.

Если Вы небезразличны к проблемам экологии — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Определение экологических последствий при анализе промышленного контакта с окружающей средой

Определение возможных экологических последствий на стадии формирования промышленной экосистемы (включая проектирование и производство объектов промышленного и строительного техногенеза). Определение экологических последствий на этапе функционирования искусственных объектов.
Реализация задач первой группы имеет целью обоснование параметров техногенных воздействий на объекты природы с позиции требований экологической безопасности. Поэтому исследование процессов развития антропогенных изменений на этапе функционирования экосистемы, составляющее основу решения задач второй группы, играет существенную роль в таком обосновании.
Решение вопроса об оценке экологических последствий при заданных определениях вероятностей единичных параметров антропогенного ландшафта и границах допуска Аен, Аеш осуществляется путем традиционного статистико-вероятностного анализа.
Точная качественно-количественная оценка реальных экологических последствий в современных ПТГ базируется на аппаратурных методах контроля и диагностирования экосистем. Наиболее актуальной с этой точки зрения является задача экологической идентификации в условиях полной или неполной информации о состоянии искусственных и природных объектов.
Предположим, что установлен факт наличия экологически экстремальной ситуации по совокупности п локальных антропогенных изменений (еД,
заданы матрица тестов Г(/|?/ = 1,2, . w) и априорные вероятности экстремальных ситуаций по каждому объекту природы е3 (j = 1,2. «). Среди
тестов матрицы необходимо выбрать некоторую группу, достаточную для определения (установления) локальной экстремальной ситуации (Ае gt; [Aej), и

определить порядок применения тестов (т. е. условную программу проверок), чтобы средние суммарные затраты на проведение экологического контроля были минимальными.
Применение любого теста (т. е. любой системы проверок) можно рассматривать как разбиение множества e(Q) (т. е. всей заданной совокупности подконтрольных объектов природы, составляющих промышленную экосистему) на два подмножества: е, и ё,.
При принятом предположении о существовании одной экологически экстремальной ситуации (в заданный момент времени функционирования /,) локально выраженное антропогенное изменение (формирующее экстремальную ситуацию) находится в одном из следующих подмножеств: е, —при исходе /, «экстремальная ситуация отсутствует»; ё, — при исходе /, «экстремальная ситуация имеется».
В зависимости от реальной ситуации могут использоваться различные критерии оптимальности контрольно-экологических программ. Наибольший практический интерес представляют такие критерии оптимальности, как: максимум вероятности обнаружения экологически опасных антропогенных изменений при заданных ограничениях (взамен контроля, затрат и др.); минимум организационно-экологических ограничений при заданной вероятности локализации экологически экстремальной ситуации.
В ’-ачестве исходного массива необходимой инфоомации для количественной оценки экологических последствий при анализе промышленного контакта искусственных объектов с окружающей средой используются данные текущего контроля за развитием антропогенных изменений в регионе. С этой целью все объекты техногенного воздействия на природные ландшафты региона и объекты окружающей природной среды увязываются единой классификационной структурой, отражающей обусловленность антропогенного изменения (еД по каждому техногенному фактору (со,).
Такая классификационная структура является основой конкретной таблицы эколо1 ического состояния региона (рис. 5.1), в которой техногенные воздействия объединяются по своему функциональному характеру в группы. В данном случае (рис. 5.1) техногенные воздействия, объединенные в группы биохимических и механических воздействий, отражают влияние на компоненты природы (A, G, L) всех содержащихся в рассматриваемом регионе искусе i венных объектов (объектов трудовой деятельности). Непосредственное техногенное воздействие на компоненты природы обусловливает закономерные антропогенные изменения объектов окружающей среды (FI, Fn, Hs). В таблицу могут заноситься как абсолютные значения измеряемых параметров (выраженные в конкретных единицах физических величин), так и

Рис. 5.1. Таблица экологического состояния региона

относительные значения (выражающие удельный рост или уменьшение значения регистрируемого параметра по отношению к его первоначальному значению).
Кроме того, экологическая таблица может быть составлена по принципу сравнительной оценки состояния регистрируемых параметров по отношению к заданным значениям ПДК. Такое заполнение таблицы обеспечивает доста
точно эффективную для практики качественную оценку экологической обстановки в регионе. В этом случае необходимо воспользоваться экологическим ключом (рис. 5.2), определяющим уровни — градации оценки экологического состояния по отношению к заданным ПДК, а также графическую (или цветовую) форму представления этих уровней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector