Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ проблемной ситуации

Анализ проблемной ситуации

ФОРМИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ

Для проведения анализа проблемной ситуации необходи­мо прежде всего четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место.

Содержанием анализа проблемной ситуации является:

1) определение существования проблемы, т.е. установле­ние, есть ли в действительности проблема или она является мнимой;

2) определение новизны проблемной ситуации;

3) установление причин возникновения проблемной си­туации;

4) определение взаимосвязи с другими проблемами;

5) определение степени полноты и достоверности инфор­мации о проблемной ситуации;

6) определение возможности разрешимости проблемы.

Для проведения анализа проблемной ситуации использу­ется широкий набор эвристических и формальных методов. Индукция и дедукция, классификация, группировка, систе­матизация, обобщение и другие методы обработки и анализа информации обеспечивают необходимую полноту и глубину проработки проблемной ситуации. В качестве источников информации о проблемной ситуации используются распоря­дительная (постановления, приказы, распоряжения и др.), отчетная и статистическая документация, результаты на­блюдения, научные исследования и проведение эксперимен­тов, мнения экспертов.

Рассмотрим более подробно содержание анализа про­блемной ситуации.

Определение существования проблемы включает провер­ку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности. Практика показывает, что нередки случаи, когда ставятся надуманные проблемы или проблемы, не относящиеся к компетенции данного органа управления.

Необходимо проверить существование проблемы по кри­терию экономической эффективности для данной системы (отрасли, ведомства, объединения, предприятия). Проверка по этому критерию позволяет четко определить принадлеж­ность проблемы, т.е. «своя» или «чужая» это проблема.

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий. Если устанавливаются прецеденты или аналоги, то имеется воз­можность проанализировать применимость прошлых реше­ний в настоящей проблемной ситуации. Наличие прошлого опыта, как правило, существенно облегчает работу ЛПР по принятию решения. В случае принципиальной новизны про­блемной ситуации приходится решать задачу принятия ре­шений заново, без использования априорной информации. Однако, будучи решенной, эта задача создает прецедент, ко­торый может быть использован в будущем.

Информация о прецедентах в основном хранится в памяти руководителей и в малой степени отражена в литературе.

В распорядительных документах, как правило, проблемная ситуация подробно не описывается; даже если проблема и формулируется, то ситуация, с ней связанная, не фиксирует­ся, поскольку считается, что условия, в которых имеет место проблема, известны. Кроме того, в распорядительных документах не обосновывается, почему нужно делать так, а не по-другому, т.е. в этих документах нет анализа альтернативных путей решения проблемы. Поэтому распорядительные доку­менты являются очень бедным источником, информации о прецедентах проблемных ситуаций и связанных с ними задач принятия решений.

В этой связи целесообразно было бы создать библиотеку прецедентов задач принятия решений.

Однако реализация этого предложения связана с большими трудностями, в том числе и психологического характера, Дело в том, что понятие «проблема» трактуется часто как недоста­ток, упущение. Четкое описание проблемной ситуации одно­значно определяет и адресность «виновника» этого упущения. Кроме того, полное описание задачи принятия решения, с од­ной стороны, дает возможность выявить ошибки и недоста­точную компетентность лица, принимающего решения, а с другой — не позволяет скрыть собственные цели и мотивы по­ведения руководителя. Эти обстоятельства приводят к неже­ланию отдельных руководителей фиксировать в документах процесс принятия решений.

Становление причин возникновения проблемной ситуа­ции позволяет глубже понять закономерности функциониро­вания объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Этому способст­вует и определение взаимосвязи данной проблемы с другими проблемами. Бытует представление, что проблемы возника­ют внезапно, неожиданно. Это представление неверно и объясняется тем, что часто в процессе управления не выполняется функция выявления проблем. Эта функция должна постоянно осуществляться руководством в любой организационной системе. Для реализации функции выяв­ления проблем необходимо организовать систематический сбор информации о состоянии системы и внешней среды и проводить анализ степени достижения целей.

Большое значение имеет прогнозирование появления проблем £ будущем. Прогнозирование проблем устраняет неожиданность их появления и, следовательно, увеличивает располагаемое время для подготовки решений.

Во многих случаях анализ проблемной ситуации позволяет выявить целую совокупность взаимосвязанных проблем. При этом возникает необходимость классификации этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные.

При анализе проблемной ситуации необходимо устано­вить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами. Определение таких взаи­мосвязей позволяет более четко и глубоко выявить причин­но-следственную зависимость возникновения анализируемой проблемы и способствует выработке комплексного решения.

Большое значение в анализе имеет определение степени Полноты и достоверности информации о проблемной ситуа­ции. Для осуществления такого анализа необходимо описы­вать проблемную ситуацию по определенной системе, сущ­ностью которой является структура информации и логиче­ская последовательность ее вложения.

Еще философ Древнего Рима Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью описать, руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях. Эти вопросы определяют структуру изложения информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуа­ции.

Основными элементами описания проблемной ситуации должны быть:

— возникновение и развитие проблемной ситуации;

— основные факторы и условия ситуации;

— актуальность и срочность решения проблемы;

— степень полноты и достоверности информации.

В случае полной и достоверной информации нетрудно непо­средственно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Эта информация служит ис­ходной базой для последующей формулировки целей, ограни­чений и альтернативных вариантов решений.

Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две возможные альтернативы. Пер­вая альтернатива — провести комплекс мер по получению недостающей информации. Вторая альтернатива — отказать­ся от попытки получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенно­сти. Выбор той или иной альтернативы определяется воз­можностью получения дополнительной информации, распо­лагаемым временем и ресурсами для принятия решения. Может оказаться, что уменьшение неопределенности требует таких затрат времени и ресурсов, которые совершенно не окупаются увеличением эффективности решения.

Получение необходимой информации рассматривается в научной литературе как проведение эксперимента.

В том случае, если выбрана вторая альтернатива, проблем­ная ситуация описывается неполно и, возможно, недостовер­но. Поэтому возникает необходимость доопределения про­блемной ситуации путем формирования гипотетических си­туаций. Выполнение этой работы составляет предмет второй процедуры процесса принятия решений.

Формирование множества гипотетических ситуаций явля­ется творческим процессом, требующим специальных знании, широкой эрудиции и большого опыта в рассматриваемой об ласти. Поэтому для формулировки возможных альтернатив­ных ситуаций должны привлекаться высококвалифицирован­ные эксперты.

Существуют ли какие-нибудь методы для генерации аль­тернативных ситуаций? К сожалению, таких общих методов нет. Имеются лишь некоторые рекомендации, содержание ко­торых сводится к следующему. Альтернативные гипотетиче­ские ситуации (гипотезы, версии) должны быть независимы и образовывать полную группу, т.е. включать все возможные варианты событий/Ситуации описываются содержательно и могут включать количественные характеристики. Важной ха­рактеристикой достоверности является вероятность ситуации. Сумма вероятностей независимых ситуаций, образующих полную группу, равна единице. Если возникают трудности в определении полной группы, то формируется ситуация «все остальные неизвестные ситуации», которой приписывается определенная вероятность. В дальнейшем эта ситуация может быть уточнена и раскрыта в виде ряда конкретных ситуаций.

Читать еще:  Гармонический анализ это

Формирование множества альтернативных гипотетических ситуаций обеспечивает уменьшение исходной неопределенно­сти, поскольку становится ясным полный перечень ситуаций, появление которых рассматривается как случайное, но с оп­ределенными вероятностями.

Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. Еще на первом шаге этапа формирования решений необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность решения про­блемы, поскольку не имеет смысла заниматься разработкой решения для явно неразрешимой проблемы.

Качественное выполнение анализа проблемной ситуации способствует более эффективной работе ЛПР и экспертов по формированию вариантов решений и выбору оптимального из них, что приводит к уменьшению вероятности ошибоч­ных действий в процессе принятия решений.

Перечислим основные рекомендации по проведению ана­лиза проблемной ситуации:

1. Описание проблемной ситуации должно быть полным, точным, кратким и носить аналитический характер.

2. Дать описание условий: место, время и сущность про­блемы (ответы на вопросы: где? когда? что?).

3. Описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемной ситуации (при каких условиях? почему?).

4. Определить принадлежность проблемы (кто?).

5. Оценить актуальность, срочность и новизну проблемы (с какой целью? когда нужно решать? было ли раньше?).

6. Определить взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?).

7. Оценить степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации (насколько полны и точны данные?).

8. Оценить возможность решения проблемы с учетом су­ществующих условий (можно ли решить?).

9. Дать краткую и емкую формулировку проблемной си­туации.

Анализ проблемной ситуации

Нежелательный эффект — основа проблемной ситуации

Итак, проблемная ситуация заключается в том, что при получении полезного продукта мы получаем ещё и какие-то негативные явления — нежелательные эффекты. Иногда нежелательных эффектов в ситуации бывает много, они могут находиться в сложной взаимосвязи. Начинать работу с проблемой надо с того нежелательного эффекта, который требует устранения прежде всего.

Аналитический этап начинается с того, что мы разбираемся в ситуации, пытаемся понять, почему возникает проблема, и при каких условиях её бы не было. Прежде всего нужно выделить нежелательный эффект. Затем следует переход на уровень технического средства, машины, работа которой имеет отношение к проблемной ситуации. Эта часть работы направлена на сужение поля поиска и выделения конфликтного взаимодействия компонентов системы.

Анализ проблемной ситуации — это пошаговое движение вглубь, от известного к неизвестному. От понимания ситуации в целом к техническим подробностям, от изучения принципа функционирования машины к обнаружению конфликтующих компонентов. Нужно найти проблемное место, и понять, какое именно вредное взаимодействие между компонентами системы там существует. Конфликт — зерно нашей проблемы, негативное взаимодействие между компонентами системы, порождающее проблемную ситуацию.

Последовательность анализа проблемной ситуации

Изучать проблемную ситуацию удобнее всего в следующей последовательности. Сначала мы наблюдаем за некоторым явлением, например, работой проблемного технического средства, накапливаем информацию о его устройстве и работе, разбираемся с проблемой, связанной с этим явлением. Затем проводится собственно анализ, мы стараемся выяснить суть проблемы — в каком месте, при каких условиях и по каким причинам возникает конфликтное взаимодействие. Далее нужно разобраться, какие причины вызывают конфликт, и выдвинуть рабочие гипотезы о том, каким образом можно устранить эти причины. Заключительное действие аналитического этапа — выдвижение гипотез и формулирование задач.

Аналитическая часть работы с проблемной ситуацией выполняется в несколько шагов.

1. Уточнение проблемной ситуации

Сначала необходимо уяснить обстоятельства самой проблемной ситуации, понять, в чём заключается нежелательный эффект, с производством какого полезного продукта связана проблемная ситуация, и какой принцип используется при получении полезного продукта.

2. Определение проблемной машины

На втором шаге мы должны перейти от описания проблемной ситуации к пониманию, где скрывается источник проблемы.

Вначале нужно понять, работа какой машины, какого оборудования связана с появлением нежелательного эффекта, какой именно вредный продукт появляется при её функционировании. Далее мы выясняем всю необходимую информацию о машине: её состав и структуру, подробно разбираемся с технологическим процессом, который выполняет машина.

3. Определение проблемной операции

На основе анализа устройства и работы проблемной машины необходимо определить проблемную операцию.

Затем нужно установить, на какой операции технологического процесса возникает тот вредный продукт, с которого начинается цепочка негативных событий, приводящих к появлению нежелательного эффекта. Это позволит определить проблемную зону машины, место, в котором возникает конфликт.

4. Выявление конфликта

Конфликт — это несовершенство машины, вредное взаимодействие её компонентов, которое приводит к появлению вредного продукта проблемной операции. Чтобы определить конфликт, нужно уточнить, какие именно компоненты машины участвуют в выработке вредного продукта, когда именно возникает конфликт, что именно происходит и где.

5. Изучение причин конфликта

Чтобы устранить конфликт, нужно понять его природу и причины его вызывающие.

Для выявления причин конфликта мы рассуждаем следующим образом. Для выполнения любой операции можно выделить техническую систему, назовем её «полезной». Она производит полезный продукт.

Если же существует конфликт, это означает, что наряду с полезной действует и «вредная» система, которая и производит вредный продукт. Нам нужно выявить компоненты вредной системы и понять, как они взаимодействуют. В дополнение можно исследовать цепочку событий, которые приводят к появлению конфликта, понять условия, при которых он возникает.

6. Выдвижение гипотез о способах устранения конфликта и формулирование задач

В заключение следует выбрать направления устранения конфликта.

Для этого следует выдвинуть гипотезы — предположения о том, при каких условиях конфликт будет устранён. Это могут быть как исключение самих причин конфликта и противодействие во время его возникновения, так и нейтрализация его последствий, изменение режимов работы устройства, изменение окружающей обстановки и т.п.

Формулируя гипотезу, мы строим предположение о том, каким образом намереваемся достичь поставленной цели, намечаем возможный путь решения задачи. Рабочая гипотеза базируется на понимании и объяснении причин конфликта. Она описывает преобразования проблемной ситуации и машины, необходимые для устранения конфликта, и указывает, какие условия нужно создать в определённой зоне машины, чтобы устранить конфликт.

Выдвинутую гипотезу необходимо проверить – внести изменения в проблемное устройство и провести тестовые эксперименты. Если это сложно и дорого, то проверку проводят на моделях – объектных, математических, компьютерных, мысленных и прочих. Но далеко не всегда понятно, как обеспечить условия, описанные в гипотезе. В этом случае возникает изобретательская задача. Нужно её решить и ответить на вопрос: как преобразовать устройство, чтобы создать условия, описанные в гипотезе? На этом этапе могут возникнуть серьёзные противоречия, которые нужно устранить с помощью инструментов ТРИЗ.

О работе с ТРИЗ-тренером

На входе этапа анализа мы имеем описание проблемной ситуации в свободной форме. Выход – это более или менее чёткое условие задачи для решения на втором этапе.

Читать еще:  Анализ марочной политики

Чтобы правильно выделить конфликт в системе и сформулировать условие задачи, необходимо тщательно прорабатывать каждый шаг аналитической части алгоритма. Особое внимание надо обращать на сохранение логической последовательности действий. Выполняя каждое действие, нужно следить, чтобы оно основывалось на информации, известной нам из предыдущих действий.

4.1. Анализ проблемной ситуации

4.1. Анализ проблемной ситуации

В практике управления традиционно считается, что цель почти всегда очевидна и усилия надо сосредоточивать на поисках средств и путей ее достижения.

Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рис. 4.1.

Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рис. 4.2.

Вышеприведенная схема демонстрирует, как по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других) и те, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).

В итоге получаем граф проблем организации, из которого становится ясно, чем ей следует заниматься в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема требует, как правило, стратегических решений.

К достоинствам рассмотренного подхода анализа проблем организации следует отнести относительную простоту и быстроту его реализации, но оценки, лежащие в основе этого подхода, содержат погрешности субъективных суждений экспертов.

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рис. 4.3.

Этап 1. Общее знакомство с проблемой, составление плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например: общий спад производственно-хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2. Установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на ее наличие.

Например: не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3. Сбор факторов, подтверждающих «симптомы»: выявление причин возникновения проблемы.

Например: воровство сырья и полуфабрикатов, нерациональные запасы на складах, рост цен на материальные ресурсы, нерациональная деятельность отдела сбыта и т. п.

Этап 4. Истолкование факторов (анализ всей релевантной[13] информации).

Например: рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его совершенствовать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

• сбор и анализ данных, которые представляют недостатки системы;

• описание и анализ подсистемы, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценку входа в подсистему на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность;

• определение обратной связи, что даст возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы;

• попытка установить зависимость элементов и свойств подсистемы в соответствии с очевидной, логической или причинной связями между ними;

• представление полной системы, в которой данная проблема является только частью;

• попытка связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Этап 5. Формулирование проблемы. Этот этап включает следующие шаги:

• составление исходной формулировки проблемы;

• ее осмысление в отношении различных частей проблемы;

• осмысление факторов, которые ее касаются;

• общее уточнение исходной формулировки проблемы – например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной, или предварительной, постановкой, так как в ходе анализа и на его основании многие первоначальные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами.[14] В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, какую проблему решать в первую очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

Пример построения графа проблем с целью выявления корневой проблемы предприятия приведен на рисунке 4.4.

18 – нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров;

34 – низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты;

36 – система оплаты труда недостаточно мотивирует работников;

37 – отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности;

38 – неравномерна загрузка инженерно-технических работников (ИТР) – есть «случайные» люди;

39 – отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих;

46 – расположение дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ) в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Анализ проблемной ситуации

Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. [c.197]

Результаты, полученные при анализе проблемной ситуации, формируются в [c.124]

Шуйкова И.А. Анализ проблемных ситуаций методами теории приня- [c.135]

Анализ проблемной ситуации [c.181]

Анализ проблемной ситуации включает следующие технологические операции (действия) [c.181]

Выявление взаимосвязи конкретной проблемы с другими проблемами осуществляется на основе ее анализа. Анализ проблемной ситуации позволяет выявить необходимость принятия конкретной совокупности взаимосвязанных решений. Установление взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими, выявление их причинно-следственного характера способствует формированию и принятию комплексных (многоцелевых) решений, снимающих существующую проблему и не позволяющих развиться другим проблемам. [c.182]

При выявлении проблемы и описании проблемной ситуации цель принимаемого решения формулируется только в общем виде. Формирование конкретных целей решения производится на основе анализа,проблемной ситуации в следующей последовательности [c.184]

Опишите последовательность и содержание технологических операций анализа проблемной ситуации. [c.601]

Методы принятия решений, используемые в стратегическом планировании, связаны с анализом проблемных ситуаций, выбором альтернатив, разработкой и планированием стратегических задач и подходов по их выполнению, и основаны, как правило, на оценках экспертов. Процесс экспертных оценок может осуществляться как отдельным специалистом (индивидуальные экспертные оценки), так и коллективом специалистов, например руководством предприятия, группой функциональных руководителей или экспертов (групповые экспертные оценки). [c.202]

Умения и навыки являются производными и зависимыми от соответствующих знаний. Поэтому в первую очередь следует оценивать знания, приобретаемые на уровнях понимания и осмысления. Говоря об уровнях воспроизведения, применения и трансформации, мы имеем в виду умения и навыки применения полученных знаний, для оценки которых необходимо создание специальных условий. Предполагается, что такие условия можно создать в некоторых деловых играх, в процессе анализа проблемных ситуации и т.д. [c.261]

Читать еще:  Анализ материально технической базы предприятия

Незаменима на этапе предварительного анализа проблемной ситуации [c.25]

Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, определяются место и роль анализируемых объектов исследования среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. [c.10]

Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию. Проблема (в переводе с греческого — задача) в широком смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В данной работе под проблемой понимается несоответствие желаемого (нормативного) и фактического уровней достижения целей. Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. [c.21]

Постановка производственной задачи анализ проблемной ситуации, нуждающейся в разрешении, изучение положения дел, целей, диагностика проблемы, предварительная формулировка критериев [c.561]

Научный подход к принятию решений в экономике был в значительной мере обусловлен развитием методов экономико-математического моделирования и применением в управлении фирмами электронно-вычислительной техники. При наличии множества вариантов решений в каждой конкретной ситуации экономико-математические модели позволяют без перебора всех возможных вариантов находить при заданных условиях самый лучший, то есть оптимальный вариант. Компьютеры, в свою очередь, ускоряют вычислительный процесс, быстро производят все необходимые преобразования экономической информации и выполняют такие расчеты, которые вручную произвести невозможно. Широкой мировой и отечественной общественностью признано, что бурное развитие информационных технологий и экономико-математических методов анализа проблемных ситуаций и принятия решений при грамотном их использовании способствуют совершенствованию внутрифирменного управления маркетингом, снабжением, производством, финансами, сбытом товаров и другими управляющими подсистемами фирмы, существенно повышая эффективность управленческой деятельности. [c.7]

Следовательно, около 75% от общего числа проблем, решаемых в сложных проблемных ситуациях, оказываются вполне обоснованными даже при использовании качественных шкал критериев. И лишь примерно в 25% случаев на этапе детальной проработки решений и проектов ЛПР приходилось прибегать к использованию более совершенных, количественных шкал. Подобный опыт, конечно же, важен, поскольку при анализе проблемных ситуаций затраты на получение информации и моделирование составляют до 80% от общего уровня ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. [c.192]

На рис. 1.2.1 представлена схема, отражающая содержание основных шагов процесса обоснования решений. Начинается обоснование решения с анализа проблемной ситуации. В силу существенного превышения числа проблем над реальными возможностями ЛПР по их разрешению сам выбор проблемы для решения уже представляет собой проблемную ситуацию. Другими словами, ЛПР постоянно решает для себя вопрос «Каковы проблемы сегодняшнего дня и с решения какой из них целесообразно начать «. [c.79]

Анализ проблемной ситуации [c.80]

Данный этап еще называется анализом проблемной ситуации. [c.5]

Любой текст решает какую-либо проблему. Обычно под проблемой понимается явно сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в ходе познания. Но конкретный анализ проблемных ситуаций показывает, что далеко не каждая проблема сразу же приобретает вид явного вопроса. Не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и кончается ее решением. Нередко бывает так, что проблема формулируется одновременно с решением. Иногда случается даже, что она осознается только через некоторое время после решения. Зачастую поиск проблемы сам вырастает в отдельную проблему, решение которой требует особого таланта. [c.65]

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой вырабатывается управленческое решение. Характер и источники возникновения У.с. различны, следовательно, существенно различны и сами ситуации. Одни разрешаются относительно легко, по аналогии с уже существующей практикой, тогда как др. требуют совершенно нового подхода. Степень участия руководителя в решении тех или иных проблемных ситуаций неодинакова. Основной задачей руководителя является выявление, оценка и анализ наиболее важных У.с. Руководителю необходимо определить степень своего участия в каждом конкретном случае, которое будет направлено на разрешение имеющей место проблемы наиболее эффективным способом. [c.403]

Анализ финансовых отчетов — это важнейший элемент как для первоначального решения о предоставлении ссуды, так и последующего процесса контроля в течение всего периода до ее погашения. Контроль особенно важен для раннего выявления проблемных ситуаций. В случае раннего выявления проблемной кредитной ситуации инвестор может помочь компании принять быстрые меры для изменения ситуации. [c.179]

Критический анализ. Проявление тенденции к восприятию положительных моментов или «светлых сторон» проблемных ситуаций. Акцент на положительные стороны результатов работы благодаря «комплиментам» позволяет создать в коллективе атмосферу доброжелательности. Руководитель полагает, что люди сами знают свои ошибки и привлекать к ним внимание — значит обострять у них чувство собственной неполноценности. [c.260]

Формирование целей (мотивация) и информационных потребностей Получение информации Анализ информации Выявление проблемной ситуации Построение модели Составление задания на проектирование и запроса на выявление аналога Прием и анализ запроса на выявление аналога. Поиск аналога в базе данных Определение аналога и анализ возможности его использования Формирование стратегии проектирования доработка аналога или проведение оригинального проектирования Выбор и анализ моделей, входящих в состав САПР, из числа существующих или их построение. Пополнение базы моделей САПР Формирование ТЗ на проектирование объекта [c.54]

Мы подходим к большинству проблемных ситуаций уже с готовыми критериями отбора. Такие критерии выводятся на основании нашего образования и опыта, приобретенного в аналогичных ситуациях. Поэтому не удивительно, что при анализе одиой и той же ситуации экономисты склонны больше внимания уделять ее экономическим аспектам, а социологи — социологическим аспектам. Образование, полученное на основе изучения отдельных дисциплин, дает возможность определить некоторые управляемые переменные, но в то же время надевает на наши глаза шоры, мешающие увидеть остальные управляемые переменные. [c.54]

Методы и средства научного подхода при принятии управленческих решений позволяют его применять на различных этапах этого процесса, в том числе для объективной оценки проблемной ситуации, учета имеющихся ресурсов и ограничений, при формировании и анализе вариантов управленческих решений и выборе оптимального решения, а также при прогнозировании и предвидении возможных последствий. При этом важнейшую роль в применении научного подхода играет теория принятия решений. [c.172]

В состав укрупненных типовых процедур принятия решений входят выявление проблемной ситуации анализ проблемной ситуации определение целей формулирование проблем и их ранжирование анализ проблем предварительная постановка задач сбор, обработка, анализ и синтез информации окончательная постановка задач разработка вариантов решений определение критериев для выбора лучших вариантов анализ вариантов решений и прогноз их последствий оценка каждого варианта решения установление предпочтительных вариантов выбср наилучшего варианта — принятие решения реализация решения контроль исполнения. [c.303]

Важной предпосылкой качественных управленческих решений является их профессиональная разраб

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector