Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ теоретических решений

Задачи и методы теоретических исследований;

Тема 1.4.Теоретические и экспериментальные исследования

Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.

Теоретическое исследование завершается формированием теории, не обязательно связанной с построением ее математического аппарата. Теория проходит в своем развитии различные стадии от качественного объяснения и количественного измерения процессов до их формализации и в зависимости от стадии может быть представлена как в виде качественных правил, так и в, виде математических уравнений (соотношений) [5, 6].

Задачами теоретического исследования являются: обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований; изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений). При проведении теоретических исследований, основанных на общенаучных методах анализа и синтеза, широко используются расчленение и объединение элементов исследуемой системы (объекта, явления).

Метод расчленения предложен французским философом и естествоиспытателем Р. Декартом. В своей работе «Правила для руководства ума» он пишет: «Освободите вопрос от всех излишних представлений и сведите его к простейшим элементам» процесса расчленения выделяются существенные и несущественные параметры, основные элементы и связи между ними. Следует, однако, отметить, что каждый объект можно расчленить разными способами и это существенно влияет на проведение теоретических исследований, так как в зависимости от способа расчленения процесс изучения объекта может упроститься или при неправильном расчленении, наоборот, усложниться. После расчленения объекта изучается вид взаимосвязи элементов и осуществляется моделирование этих элементов. Наконец, элементы объединяются в сложную модель объекта.

На всех этапах построения модели объекта производится его упрощение, и вводятся определенные допущения. Последние должны быть осознанными и обоснованными. Неверные допущения могут приводить к серьезным ошибкам при формулировании теоретических выводов. При построении моделей объекта исследования должны использоваться наиболее общие принципы и закономерности. Это позволяет учесть все допущения, принятые при получении формализованных теорий, и точно определять область их применения.

Противоположным расчленению является метод объединения и связанный с ним комплексный подход к изучению объекта, которые чаще всего объединяются под названием «общая теория систем» или «системология».

Общая теория систем (ОТС) возникла на основе изучения некоторых биологических объектов и явлений и впервые была сформулирована Л. Берталанфи.

Со временем в структуре общей теории систем выделились два направления. Цель первого направления — развитие ОТС как некоторой философской концепции, включающей в себя такие понятия, как принцип системности, системный подход, системный анализ и т. д.

В другом направлении общая теория систем представляет собой некоторый математический аппарат, претендующий на строгое описание закономерностей формирования и развития любых систем.

ОТС базируется на трех постулатах. Первый постулат утверждает, что функционирование систем любой природы может быть описано на основе рассмотрения формальных структурно-функциональных связей между отдельными элементами систем. Влияние материала, из которого состоят элементы систем, проявляется в формальных характеристиках системы (ее структуре, динамике и т.д.). Второй постулат состоит в том, что организация системы может быть определена на основе наблюдений, проведенных извне посредством фиксирования состояний только тех элементов системы, которые непосредственно взаимодействуют с ее окружением. Третий постулат заключается в том, что организация системы полностью определяет ее функционирование и характер взаимодействия с окружающей средой. Эти постулаты дают возможность определить организацию системы, исходя из характеристик взаимодействия с внешней средой, и характеристики взаимодействия, исходя из организации системы.

Диалектическое требование изучать объект во всех его связях получило в общей теории систем свое дальнейшее развитие в форме ряда принципов: системности (целостное представление объектов); релятивности системы (любое множество предметов можно рассматривать как систему и как не систему); универсальности системы. Этот принцип направлен против абсолютизации отдельных систем и способов их образования, т. е. любое множество можно рассматривать как систему и как не систему в определенных аспектах и фиксированных условиях.

Теоретические исследования включают: анализ физической сущности процессов, явлений; формулирование гипотезы исследования; построение (разработка) физической модели; проведение математического исследования; анализ теоретических решений; формулирование выводов. Если не удается выполнить математическое исследование, то формулируется рабочая гипотеза в словесной форме с привлечением графиков, таблиц и т. д. В технических науках необходимо стремиться к применению математической формализации выдвинутых гипотез и выводов.

В процессе теоретических исследований приходится непрерывно ставить и решать разнообразные по типам и сложности задачи в форме противоречий теоретических моделей, требующих разрешения.

В логико-психологическом аспекте задача — это несогласованные или противоречивые информационные процессы (системы), соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании. В процессе решения задачи противоречия между указанными информационными процессами или системами устраняются. Структурно любая задача включает условия и требования. Условия — это определение информационной системы, из которой следует исходить при решении задачи. Требования — это цель, к которой нужно стремиться в результате решения. Условия и требования могут быть исходными, привлеченными и искомыми. Исходные условия даются в первоначальной формулировке задачи (исходные данные). Если их оказывается недостаточно для решения задачи, то исследователь вынужден привлекать новые данные, называемые привлеченными. Искомые данные или искомые условия — это привлеченные условия, которые требуется отыскать в процессе решения задачи.

Условия и требования задачи находятся в противоречии, они неоднократно сталкиваются, сопоставляются, сближаются между собой. Такое преобразование структурных компонентов задачи продолжается до тех пор, пока не будет решена сама задача.

Процесс проведения теоретических исследований состоит обычно из нескольких стадий. Оперативная стадия включает проверку возможности устранения технического противоречия, оценку возможных изменений в среде, окружающей объект, анализ возможности переноса решения задачи из других отраслей знания (ответить на вопрос: «Как решаются в других отраслях знаний задачи, подобные данной?»), применение «обратного» решения (ответить на вопрос: «Как решаются задачи, обратные данной, и нельзя ли использовать эти решения, взяв их со знаком минус?») или использования «прообразов» природы (ответить на вопрос: «Как решаются в природе более или менее сходные задачи?»). Вторая стадия исследования является синтетической, в процессе которой определяется влияние изменения одной части объекта на построение других его частей, определяются необходимые изменения других объектов, работающих совместно с данным, оценивается возможность применения измененного объекта по новому, и найденной технической идеи при решении других задач.

Выполнение названных предварительных стадий дает возможность приступить к стадии постановки задачи, в процессе которой определяется конечная цель решения задачи, проверяется возможность достижения той же цели решения задачи «обходными» (может быть, более простыми) средствами, выбирается наиболее эффективный путь решения задачи и определяются требуемые количественные показатели. В связи с этим при необходимости уточняются требования применительно к конкретным условиям практической реализации полученного решения задачи.

Аналитическая стадия включает определение идеального конечного результата (ответить на вопрос: «Что желательно получить в самом идеальном случае?»), выявляются помехи, мешающие получению идеального результата, и их причины, определяются условия, обеспечивающие получение идеального результата с целью найти, при каких условиях исчезнет «помеха».

Читать еще:  Анализ структуры продукции это

Постановка задачи является наиболее трудной частью ее решения. Умение увидеть скрытое основное отношение задачи в самом начале решения, а следовательно, умение поставить задачу, выделить ее из огромной массы окружающих, привходящих обстоятельств и, наконец, добраться до ее завуалированной сущности — залог успеха в достижении поставленной цели. Чем быстрее задача ставится, тем быстрее она приходит в состояние предрешения. Все это указывает на то, что четкая формулировка основного отношения задачи — важнейший этап ее решения. Следует при этом иметь в виду, что преобразование в начале расплывчатой формулировки задачи в четкую, определенную (переформулировка) часто облегчает решение задач.

Решение, теоретических задач должно носить творческий характер. Творческие решения часто не укладываются в заранее намеченные планы. Иногда оригинальные решения появляются «внезапно», после, казалось бы, длительных и бесплодных попыток. Часто удачные решения возникают у специалистов смежных областей знания, на которых не давит груз известных решений. Творческие решения представляют по существу разрыв привычных представлений и взгляд на явления с другой точки зрения. Следует особо подчеркнуть, что собственные творческие мысли (оригинальные решения) возникают тем чаще, чем больше сил, труда, времени затрачивается на постоянное обдумывание путей решения теоретической задачи, чем глубже научный работник увлечен исследовательской работой.

Теоретические исследования

Теоретические исследования являются функцией мышления и играют большую роль в процессе познания объективной действительности. Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация. Теоретические исследования завершаются формированием теории.

Задачами теоретических исследований являются:

– обобщение результатов исследования;

– нахождение общих закономерностей путем обработки опытных данных;

– расширение результатов исследований на ряд других объектов;

– изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;

– повышение надежности экспериментального исследования объекта.

При проведении теоретических исследований используют методы анализа и синтеза, расчленения и объединения элементов системы.

В процессе расчленения выделяются существенные и несущественные параметры, основные элементы и связи между ними, изучается вид взаимосвязи элементов, осуществляется моделирование этих элементов. Затем элементы объединяются в сложную модель объекта.

Метод объединения позволяет изучать объект во всех его связях с окружающей средой путем фиксирования состояния тех элементов системы, которые взаимодействуют с окружением.

Теоретические исследования включают:

– анализ физической сущности процессов, явлений;

– формулирование гипотезы исследования;

– разработку физической модели;

– проведение математического исследования, либо формулирование рабочей гипотезы с графиками, таблицами и т. д.;

– анализ теоретических решений;

Задачи, которые приходится непрерывно решать при теоретических исследованиях, включают условия и требования. Условие – это определение информационной системы, из которой следует исходить при решении задачи. Требование– это цель, к которой нужно стремиться при решении. Исходные условия и требования даются в первоначальной формулировке задачи. Если их оказывается недостаточно для решения, то используют новые, привлеченные данные. Если в процессе решения задачи требуется отыскать новые условия и требования, то их называют искомыми.

Процесс проведения теоретических исследований состоит из стадий:

оперативная стадия, включающая проверку возможности устранения технического противоречия разными методами, оценку возможных изменений в среде, окружающей объект, применение «обратного решения» или использование «прообразов природы»;

синтетическая стадия, в процессе которой определяется влияние изменения одной части объекта на построение других его частей, изменение других объектов, работающих совместно с данным;

стадия постановки задачи, в которой определяется конечная цель решения задачи, выбирается наиболее эффективный путь решения, определяются требуемые количественные показатели;

аналитическая стадия включает определение идеального конечного результата, выявляются помехи, мешающие получению идеального конечного результата, и их причины, определяются условия, при которых можно устранить «помеху» и получить идеальный конечный результат.

Определение идеального конечного результата и технического противоречия при формулировке задачи, умение увидеть скрытое основное отношение элементов системы часто значительно облегчает решение задачи.

Решение теоретических задач носит творческий характер. Собственные творческие мысли (оригинальные решения) возникают у исследователя тем чаще, чем больше сил, труда, времени затрачивается на постоянное обдумывание путей решения. Применение эвристических примеров, методов теории решения задач позволяет стимулировать работу воображения, гасить психологическую инерцию и значительно снизить затраты труда и времени научного работника.

При решении теоретических задач применяют также математический, аналитический и вероятностно-статистический методы.

При использовании математических методов в исследовании разрабатывают математическую модель, представляющую собой систему математических соотношений – формул, функций, уравнений, систем уравнений, описывающих те или иные стороны изучаемого объекта (явления, процесса).

Этапами математического моделирования являются:

– постановка задачи, определение объекта и целей исследования, задание критериев изучения объекта, управление ими, установление границ области влияния изучаемого объекта;

– выбор типа математической модели, с установлением его линейности или нелинейности, динамичности или статичности, стационарности или нестационарности.

При выборе типа математической модели важным является определение схемы взаимодействия объекта с внешней средой по соотношению входных и выходных величин.

В принципе возможно установление четырех схем взаимодействия.

1. Одномерно-одномерная схема (рис. 2) – на объект воздействует только один фактор, а его поведение рассматривается по одному показателю (выходному сигналу). Например: сила удара молотком – глубина вбивания гвоздя.

Рис. 2. Одномерно-одномерная схема

2. Одномерно-многомерная схема (рис. 3) – на объект воздействует один фактор, а его поведение оценивается по нескольким показателям. Например: скорость попутного ветра при движении автомобиля – скорость автомобиля, расход топлива, сопротивление движению и т. д.

Рис. 3. Одномерно-многомерная схема

3. Многомерно-одномерная схема (рис. 4) – на объект действует несколько факторов, а его поведение оценивается по одному показателю. Например: сила тока, скорость сварки, диаметр проволоки, скорость подачи проволоки – прочность шва или глубина проплавления.

Рис. 4.Многомерно-одномерная схема

4. Многомерно-многомерная схема (рис. 5) – на объект воздействует множество факторов и его поведение оценивается по множеству показателей. Например: сила тока, скорость сварки, диаметр проволоки, скорость подачи проволоки – прочность соединения, глубина проплавления, ширина шва, величина деформации и т. д.

Рис. 5. Многомерно-многомерная схема

Одномерно-одномерные схемы описываются функциями y = kx, если постоянное входное воздействие связано с постоянным выходным сигналом, и функцией y = f(x), если объект является нестационарным.

Многомерно-одномерная схема описывается моделями и другими полиномами в зависимости от сложности объекта.

При одномерно-многомерной схеме объект описывается аналогично одномерно-одномерной схеме отдельно для каждого выходного сигнала, принимая их независимыми друг от друга.

Многомерно-многомерная схема сводится к многомерно-одномерной. Нестационарные взаимодействия могут быть описаны дифференциальным уравнением.

Геометрические и физические задачи обычно приводят к одному из трех видов уравнений:

– дифференциальные уравнения в дифференциалах;

– дифференциальные уравнения в производных;

– простейшие интегральные уравнения с последующим преобразованием их в дифференциальные уравнения.

Процесс выбора математической модели объекта заканчивается её предварительным контролем. Различают следующие виды контроля:

– размерностей (складываться и приравниваться могут величины одинаковой размерности);

Читать еще:  Методологии анализа бизнес процессов

– порядков (малозначительные слагаемые отбрасываются);

– характера зависимостей (проверка направления и скорости изменения одних величин при изменении других, они должны соответствовать физическому смыслу задачи);

– экстремальных ситуаций (проверка наглядного смысла решения при приближении параметров модели к нулю или бесконечности);

– граничных условий (проверка соответствия математической модели граничным условиям задачи);

– математической замкнутости (что математическая модель дает однозначное решение);

– физического смысла (проверка физического содержания промежуточных соотношений);

– устойчивости модели (что варьирование исходных данных не приведет к существенному изменению решения).

Моделирование в теоретических исследованиях

В целом этап теоретических разработок научного исследования включает:

· изучение сущности процесса или явления;

· формулирование гипотезы исследования;

· выбор, обоснование и разработку модели;

· анализ теоретических решений, формулирование выводов.

Модель – искусственная система (аналог), которая отображает основные свойства исследуемого объекта – оригинала.

Модель – изображение в удобной форме многочисленной информации об исследуемом объекте. Она находится в определенном соответствий с последним, может заменить его при исследовании и позволяет увеличить объем информации о нем и удешевляет ее получение и обработку.

· предметное (модель воспроизводит геометрические, физические или
функциональные характеристики объекта);

· аналоговое (модель и оригинал описываются единым математическим соотношением);

· знаковое (в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы);

· мысленное (модели имеют мысленно наглядный характер).

С моделированием органически связана идеализация – мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.

При построении модели свойства и сам объект, как правило, упрощают и обобщают. Чем ближе модель к оригиналу, тем более эффективно она описывает объект, тем рациональнее теоретическое исследование и тем ближе полученные результаты к принятой гипотезе исследования и объективным предпосылкам.

Модель должна быть рациональной по своей сложности, наглядной, достаточно адекватной, т.е. она должна описывать закономерности исследуемого явления с необходимой точностью.

Разнообразные экономические модели исследуемых процессов исследуются на базе применения математических методов, которые могут быть разделены на такие основные группы:

· аналитические исследовательские приемы (элементарная математика, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление, методы функционального анализа (ФТА, ФСА) и др.), используемые для изучения непрерывных взаимосвязанных процессов. С помощью аналитических исследовательских приемов устанавливаются математические зависимости между параметрами модели. Эти методы позволяют глубоко и всесторонне изучить исследуемые процессы, установить точные количественные связи между аргументами и функциями, проанализировать исследуемые явления;

· методы математического анализа (методы кластерного, факторного анализа, теория подобия, метод размерностей и др.).

Аналитические зависимости позволяют на основе функционального анализа изучить процессы в общем виде, при этом они могут быть представлены в виде функции, уравнения, в виде системы дифференциальных или интегральных уравнений.

Использование математического аппарата позволяет формализовать исследуемую проблему и получить новую информацию о функциональных связях и свойствах моделей. Но необходимо правильно установить граничные условия, обосновать количество переменных, входящих в модель.

2.3. Поиск информации. Подбор научной литературы. Работа с каталогами, библиографическими указателями.

Информационно-образовательный портал Финуниверситета.

Вход с домашней страницы Финуниверситета. Необходимо иметь логин и пароль для входа на портал.

Разделы: библиотека, документарная база, антиплагиат и др.

Урок 4. Оценка эффективности принятых решений

Как мы и сказали в заключение прошлого урока, принять решение – это лишь половина дела. Вторая половина – оценить, насколько оно было правильным, верным и эффективным. Важно это по той причине, что оценка позволяет понять, насколько грамотными были предпринятые действия, приведут ли они к успеху в будущем, и вообще, стоит ли на них рассчитывать. Оценка принятых решений – это своеобразная лакмусовая бумажка, проверяющая их на результативность. Однако очень важно понимать, что обычные решения в жизни и управленческие решения оцениваются по разным алгоритмам.

Содержание:

Оценка повседневных решений

Для начала немного повторимся: если перед вами встала необходимость принять какое-то сложное решение, последствия которого вас беспокоят, в первую очередь стоит несколько раз обдумать все ЗА и ПРОТИВ, оценить ситуацию и возможные варианты ее разрешения. Четкая постановка цели принятия решения – это первый шаг на пути к его эффективности.

Конечным продуктом анализа принятого решения всегда будет выступать результат. На основе его можно будет судить, достигнута ли цель, какие были задействованы для ее достижения ресурсы, сколько было потрачено сил и времени, что получилось в итоге, и стоила ли игра свеч.

Итак, если принятое решение связано с какими-либо исчисляемыми величинами, его эффективность вполне поддается вычислению в относительных или абсолютных единицах. Например, если вы решили сменить место работы, рассчитывая выйти на новый уровень дохода, оценить эффективность своего решения вы можете уже по истечении месяца или полугодия. Если вы решили запустить новую рекламу своего продукта, понять, насколько было эффективно это решение, вы сможете, установив прирост клиентов, увеличение процента продаж и чистую прибыль.

В случае, когда решение связано с величинами неисчисляемыми, его оценка происходит иначе. Нужно понять, достигли ли вы поставленного изначально результата. К примеру, поставив перед собой задачу повысить свою личную продуктивность и начать больше успевать, вы решили изменить свой распорядок дня. Подвести итоги можно будет уже через неделю, проставив галочки рядом с выполненными делами в своем списке.

Аналогичным образом производится оценка принятых решений и в любой другой сфере жизни. Схема предельно проста: цель либо достигается, либо нет. Если она достигнута, вы все сделали правильно, если же нет – нужно что-то менять. Кроме того, оценка эффективности может осуществляться и с оглядкой на затраченные ресурсы: чем меньше сил, времени, денег и других средств вы израсходовали на реализацию своего решения, тем оно эффективнее. Все просто.

Как мы видим, в обычной каждодневной жизни делать анализ принятых решений достаточно легко. Но есть другая категория решений – управленческие, и их анализировать намного сложнее. На эту тему пишутся целые книги и пособия, и рассмотреть все детали в одном уроке, к сожалению, не получится. Однако указать на основы этого процесса вполне реально. Этим мы и займемся.

Основы оценки управленческих решений

Принятие любого управленческого решения можно назвать промежуточным этапом между управленческим решением и управленческим воздействием. Это в свою очередь говорит о том, что эффективность такого решения проявляется в совокупности эффективности его разработки и реализации.

Всего существует более шести десятков всевозможных частных показателей эффективности деятельности организации. К ним относятся оборачиваемость оборотных средств, рентабельность, окупаемость вложений, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы и т.д.

Оценка эффективности управленческих решений предполагает использование понятия совокупного экономического эффекта, т.к. в полученные результаты в обязательном порядке включается трудовой вклад людей.

Следует сказать также, что для организаций очень важно удовлетворять требования потребителей и в то же время улучшать эконмические показатели своей деятельности. Исходя из этого, при оценке эффективности решений появляется необходимость брать в расчет два аспекта результативности – социальный и экономический.

Читать еще:  Гальчина теория экономического анализа

Проиллюстрировать алгоритм оценки эффективности управленческих решений можно, взяв для примера торговую организацию. Так, чтобы понять, результативным было решение или нет, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов касаемо разных товарных групп. Учитывая, что на практике делать это весьма сложно, в процессе анализа распространено использование так называемых удельных качественных показателей. Здесь таковыми являются прибыль из расчета на 1 млн. рублей товарооборота и издержки обращения из расчета на 1 млн. товарных запасов.

Эффективность управленческих решений в торговых организациях выражается совокупно в количественной форме – это прирост объемов товарооборота, повышение скорости оборачиваемости продукта и снижение суммы товарных резервов.

Если же нужно понять итоговый финансово-экономический результат реализации управленческих решений, следует установить, насколько увеличиваются доходы конкретной организации и насколько сокращаются ее расходы.

Определить экономическую эффективность решения, повлиявшего на рост товарооборота и увеличение прибыли, можно при помощи формулы:

Эф П*Т П * (Тф — Тпл), где:

  • Эф – показатель экономической эффективности
  • П – показатель прибыли из расчета на 1 млн. рублей товарооборота
  • Т – показатель прироста объема товарооборота
  • Тф – показатель фактического товарооборота, наблюдающийся после реализации управленческого решения
  • Тпл – показатель планового товарооборота (либо товарооборота за сопоставимый отрезок до реализации управленческого решения)

В данном примере экономическую эффективность отражает снижение показателей издержек обращения (коммерческих затрат, затрат на продажу), которые приходятся на остаток товаров. Отсюда и повышение показателей прибыли. Эффективность здесь определяется по формуле:

Эф =ИО*З ИО*(З2 — З1), где:

  • Эф – показатель экономической эффективности конкретного управленческого решения
  • ИО – показатель объемов издержек обращения из расчета на 1 млн. рублей товарных запасов
  • З – показатель величины изменений (уменьшений) товарных запасов
  • 31 – показатель объемов товарных запасов до реализации управленческого решения
  • 32 – показатель объемов товарных запасов после реализации управленческого решения

В нашем случае экономическая эффективность управленческого решения отразилась и на увеличении темпов оборачиваемости товаров. Ее показатель можно рассчитать по формуле:

Эф Ио*Об Ио (Об ф — Об пл), где:

  • Эф – показатель экономической эффективности управленческого решения
  • Ио – показатель одновременного объема издержек обращения
  • Об – показатель повышения темпов оборачиваемости товаров
  • Об пл – показатель оборачиваемости товаров до принятия управленческого решения
  • Об ф – показатель оборачиваемости товаров после принятия управленческого решения

В дополнение ко всему для анализа эффективности управленческих решений принято использовать несколько специализированных методов, упрощающих процедуру и приводящих к более точным результатам.

Методы оценки управленческих решений

В процессе оценки эффективности управленческих решений применяется семь основных методов:

  • Индексный метод. Его применяют для анализа наиболее сложных явлений с элементами, не поддающимися измерениям. Индексы здесь играют роль относительных показателей. Они помогают оценить, как выполняются плановые задания, и определить динамику разных процессов и явлений. Индексный метод призван помочь разложить обобщающий показатель на факторы относительных и абсолютных отклонений.
  • Балансовый метод. Его суть состоит в том, что сопоставляются взаимосвязанные показатели работы организации. Цель – определить влияние отдельных факторов и найти резервы для повышения эффективности компании. Взаимосвязь отдельных показателей представляется равенством итогов, которые получены после определенных сопоставлений.
  • Метод элиминирования. Он обобщает два первых метода и предлагает возможность для определения воздействия какого-то одного фактора на общий показатель деятельности компании. При этом предполагается, что все другие факторы функционировали в одной среде – согласно плану.
  • Графический метод. Является способом наглядного представления работы организации, определения комплекса показателей и оформления результатов произведенных аналитических мероприятий.
  • Метод сравнения. Предлагает возможность оценки работы компании, выявления отклонений фактических показателей от базисных величин, установления их причин и поиска резервов последующего улучшения деятельности.
  • Функционально-стоимостный анализ. Его можно назвать методом системного исследования, применяющегося, исходя из назначения объекта изучения. Его задача – повысить полезный эффект (отдачу) совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Отличительной особенностью является то, что метод позволяет установить целесообразность ряда функций, которые будут выполняться проектируемым объектом в конкретной среде, а также проверить необходимость каких-то функций объекта, который уже существует.
  • Экономико-математические методы. Применяются, когда требуется выбрать оптимальные варианты, определяющие специфику управленческих решений в текущих или предполагаемых экономических условиях. Задач, которые решают экономико-математические методы, множество. Среди них установление наилучшего ассортимента производимого продукта, оценка плана производства, сравнительный анализ экономической эффективности применения ресурсов, оптимизация производственной программы и другие.

На то, насколько будет эффективна работа организации, самым серьезным образом влияют управленческие решения. Это причина, по которой важно максимально овладеть управленческим аппаратом, теорией и практикой разработки и реализации решений. Это значит, что нужно обладать навыком выбора лучшей альтернативы среди нескольких вариантов.

Любые управленческие решения обусловлены достоверностью и полнотой имеющихся данных. Поэтому они могут приниматься как в условиях определенности, так и в условиях неопределенности.

Принятие управленческих решений как процесс представляет собой циклическую последовательность действий ответственного лица по разрешению актуальных проблем. Эти действия заключаются в анализе ситуации, разработке возможных путей решения, выборе и осуществлении лучшего из них.

Практика показывает, что на принятие решений на любом уровне подвержено погрешностям. На это влияют многие причины, т.к. экономическое развитие включает в себя большое количество самых разных ситуаций, которые нужно разрешать.

Особое место среди причин того, почему управленческие решения оказываются малоэффективными, занимает несоблюдение или банальное незнание технологии их генерации и последующего выполнения. А для этого принято использовать теоретическую информацию, методы и техники, о которых мы говорили в предыдущих уроках.

Все, сказанное выше, безусловно, описывает лишь базовые предпосылки оценки эффективности управленческих решений. Чтобы правильно применять их на практике, необходимо либо иметь соответствующее образование, либо погрузиться в изучение специализированной литературы, т.к. есть огромное количество тонкостей, нюансов, методик и чисто технических данных, которые нужно изучить, усвоить и освоить. Этот урок может служить отправной точкой для последующего углубления в специфику оценки эффективности управленческих решений.

В заключение же нашего курса хотелось бы осветить еще одну тему, знания в которой просто необходимы для принятия правильных решений в жизни, обучении и на работе. Это тема психологии принятия решений. И рассмотрим мы ее с позиции Даниэля Канемана – психолога и одного из основоположников поведенческих финансов и психологической экономической теории. В своих объяснениях иррационального отношения людей к риску в управлении своим поведениям и принятии решений он объединяет когнитивистику и экономику. Идеи Канемана окажут вам существенную поддержку в повышении своей эффективности.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector