Этапы системного анализа - Финансовый обозреватель
Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы системного анализа

Этапы системного анализа

Системный анализ и его этапы

Обобщённо системный анализ можно разбить на следующие этапы:

  1. Формулировка задачи.
  2. Построение структуры объекта его проблематики.
  3. Моделирование, изучение построенной модели для дальнейшей разработки методов совершенствования системы.

Надо заметить, что различные учёные не одинаково определяют основные этапы системного анализа при их более детальной расшифровке. Например, есть такая трактовка:

  1. выявление конфигурации;
  2. выявление проблемных вопросов;
  3. определение цели;
  4. формулирование критериев;
  5. нахождение альтернативных методов;
  6. разработка и изучение модели;
  7. поиск оптимальных решений;
  8. выполнение декомпозиции;
  9. выполнение агрегатирования.

Другие учёные предлагают следующую формулировку очерёдности:

  1. определение объекта анализа;
  2. структурирование системы;
  3. определение функциональных особенностей системы управления;
  4. исследование информационных характеристик системы;
  5. определение количественных и качественных показателей системы управления;
  6. оценивание и оценка эффективности системы управления;

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Но очевидно, что основные этапы, перечисленные в начале статьи, всё равно прослеживаются у всех учёных.

Формулировка или постановка задачи

Формулировка или постановка задачи –это самый важный этап выполнения работ, поскольку он определяет все дальнейшие процедуры по исследованию и проектированию. В качестве первого этапа системного анализа, этот этап не совпадает полностью с математическим смыслом, который подразумевает формальное описание её сути. Хотя в дальнейшем при постановке задач для отдельных элементов системы применяется именно математический смысл формулирования задачи. Но на первом этапе системного анализа задача ставится именно в расширенном смысле. И в первую очередь необходимо определить для чего собственно проводится исследование данной системы управления, так как это определяет структуру и смысл следующих этапов. То есть надо выяснить причину решения о проведении именно этого исследования. Было ли это вызвано неудовлетворённостью, не правильной работой действующей системы или её составных частей? Чем конкретно вызвана эта неудовлетворённость, кто её обнаружил и как сформулировал? Как предполагается решать проблему, радикальными решениями, которые приведут к очень существенной реконструкции, в принципе поменяют основы существующей системы, или имеется ввиду просто улучшение её работы исходя из уже имеющихся возможностей? По какой причине реконструкция так уж необходима? Какой конечный итог желательно получить в финале? Какие причины не позволяют поменять работу системы в необходимом направлении без выполнения этих исследований? Каким образом может быть оценена эффективность внесённых изменений, если их выполнить?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Развёрнутые ответы на все возникающие вопросы могут дать специалисты рассматриваемой, а также вышестоящей системы. Они имеют долголетний опыт работы с системой где они выполняют работы и, следовательно, лучше всех знают трудности, помехи, ограничения и конечно к какой цели надо стремиться. Но с другой стороны часто получается, что сформулированные ими проблемы, выражены в весьма обобщённых, не конкретизированных выражениях, или же напротив, они ставят очень ограниченные, конкретные проблемы, которые не отражают всю глубину общих проблем. Это можно объяснить психологией человека, он почти всегда считает свои решения верными, даже если кому-то видна их ошибочность. Если решения были приняты в очень сложных ситуациях, то они далеко не всегда оптимальны. Таким образом очень часто специалисты, которые работают в исследуемой системе, при формулировании задачи не могут учесть всё разнообразие разных факторов и связей в системе и окружающей её среде. Поэтому часто случается, формулировки задач этих специалистов, уже на начальном, первом этапе системного анализа подвергаются существенным изменениям.

Постановка задачи, как мы выяснили, очень важный этап для дальнейшей работы, но при этом он фактически не может быть формализован. Успешность этапа полностью зависит от опыта и возможностей специалиста по системному анализу, того, насколько глубоко он понимает систему, которую исследует, умеет работать в контакте с участниками исследуемой системы. Наиболее эффективно формирование совместной группы, в которую входят и системный аналитик и специалисты(участники) системы.

Построение структуры объекта

Формирование структуры –это второй этап системного анализа. Сначала необходимо определить чёткие границы проблем и системы, а также вычленить в какой внешней среде они находятся. Это требует определение набора связанных с поставленной на предыдущем этапе задачей, элементов и выполнить подразделение их на два класса:

  • система, которую исследуют;
  • окружающую(внешнюю) среду;

Это подразделение очень сильно зависимо от сформулированной задачи. Если она меняется, то изменяются и границы как проблем, так и системы, а также окружающая среда. Бывает, что изменяется и изначальный набор элементов. Основным признаком деления разных проблем на классы, обычно бывает уровень допустимой возможности их познания. По этому критерию все проблемы можно разделить на три класса:

  1. С хорошей структурой.
  2. Без структуры.
  3. Со слабой структурой.

К первой группе относятся проблемы с чётко определёнными зависимостями, которые могут представляться численно или с помощью символов (количественно выраженные). Вторая группа объединяет проблемы, описанные качественными признаками и характеристиками. Они не могут быть выражены в числовой форме. И наконец к проблемам со слабой структурой (третья группа) можно отнести те из них, которые имеют в своём составе и качественные и количественные составляющие.

Моделирование

Изготовление модели, или моделирование, это третий из этапов системного анализа, который используется для исследования и анализа различных сложных систем, явлений и объектов. Модель — это примерное, упрощенное представление процесса или объекта. Собственно, исследование модели заключается в том, что имеется возможность увидеть и понять работу системы, её характеристики и различные особенности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные этапы системного анализа и их характеристика

Система – совокупность объектов, свойства которых определяются отношением между этими объектами.

Свойства системы:

— обособленность от среды;

— эмерджентность (система обладает свойствами, которые не владеют составляющие системы).

Структура системы – относительно устойчивый порядок внутренних связей между элементами системы и их взаимодействие с внешней средой.

Читать еще:  К формализованным методам анализа относятся

Системный анализ (СА) – комплексная методология исследования и решения сложных проблем на основе системного подхода.

Основные этапы СА:

1. Формулирование проблемы.Поставленную проблему разбирают и получают совокупность взаимосвязанных проблем. С таким подходом проще проводить дальнейший анализ и осуществлять поиск решения, потому что легче найти решение для небольшой проблемы, чем для включающей в себя множество задач.

2. Постановка целей.После определения проблем, которые необходимо решить необходимо определить, что нужно сделать. Для этого строится дерево целей. При построении дерева целей в него стараются включить максимально возможное количество целей, указать плюсы и минусы цели. Рекомендуется включать двойственные цели, например максимальная прибыль, минимальные затраты.

Нельзя путать средства и цели в зависимости от контекста.

3. Относительно нижележащего уровня – цель, а вышележащего – методы (средства).Определение критериев соответствующих целей.Каждой цели может принадлежать несколько критериев. Критерий есть тот показатель, который характеризует (оценивает) эффективность решений с точки зрения достижения цели, а следовательно, позволяет выбрать среди них наилучшее. Таким образом, решение может быть оптимальным только в смысле конкретного критерия в пределах адекватности используемой модели.

К критерию предъявляются определенные требования

— Критерий должен быть количественной и неслучайной величиной.

— Критерий должен правильно и полно отражать поставленную цель. Его можно рассматривать как количественную модель качественной цели.

— Критерий должен иметь простой и понятный ЛПР физический смысл.

— Критерий должен быть чувствителен к управляемым (искомым) переменным.

При исследовании действующих систем к критерию могут предъявляться дополнительные требования, такие как измеримость, статистическая однозначность, статистическая эффективность и др. Множество показателей, которые в ИСО используются в качестве критериев, можно условно разделить на ряд групп: социальные (среднедушевой доход, обеспеченность жильем и т.п.), экономические (прибыль, рентабельность, себестоимость и др.), технико-экономические (производительность, урожайность и др.), технико-технологические (прочность, чистота материала, другие физические или химические показатели), прочие. Однако во многих случаях не удается полностью отразить поставленную цель одним критерием и тем более это невозможно, когда в операции преследуется более одной цели. В таких ситуациях вводится несколько показателей, характеризующих достижение цели. Задачи, в которых приходится определять наилучшее решение по нескольким критериям, называются многокритериальными или задачами векторной оптимизации.

4. Генерирование альтернатив или решений.Определить все возможные решения данной проблематики. Для этого существует ряд методов:

— Сенектика – ассоциативное мышление

5. Морфологический анализ.Выделяем по определенным признакам части системы, затем по каждой составляющей определяем все возможные варианты реализации решений, получаем морфологическую таблицу, все элементы которой составляют морфологическое множество.

6. Построение моделей.Существует множество моделей, которые позволяют определенным образом рассмотреть решение. На моделях легче определить наилучшее решение проблемы. Математические модели исследования операций отличаются своей направленностью, которая отражается в структуре модели. Математическая модель в ИСО включает:

— зависимость критерия от управляемых и неуправляемых переменных;

— уравнения, отражающие связи между переменными, например, уравнения на основе материально-энергетических балансов;

— ограничения, обусловленные реальными условиями и требованиями к показателям и переменным (неотрицательность, целочисленность, комплектность, допустимые и/или директивные значения и т.п.). В конкретных задачах могут отсутствовать отдельные составляющие модели полностью или частично за исключением критериальной функции, которая должна быть в модели обязательно. Модель представляет собой формализованную гипотезу исследователя о реальных взаимосвязях и поведении системы. Поэтому прежде чем использовать модель для прогнозирования последствий и выбора решений, необходимо убедиться в ее адекватности системе или операции с точки зрения поставленной цели исследования. При обнаружении неадекватности модель корректируется: при качественном совпадении повысить количественную адекватность можно путем уточнения коэффициентов модели, при более серьезных расхождениях может потребоваться изменение и/или добавление ограничений и уравнений или даже построение другого вида модели.

7. Реализация.Здесь главное требование состоит в необходимости непосредственного участия разработчиков на всех стадиях реализации предлагаемых решений.

Основные этапы системного анализа

Вследствие того же разнообразия задач, решаемых методами системного анализа, и широкой области их применения не существует единого перечня и последовательности этапов исследования, пригодных для всех случаев. В зависимости от класса решаемых проблем, от стадии исследования и сферы их приложения используются различные по содержанию и последовательности этапы исследований.

Но существует некоторый перечень этапов системного анализа, состав и последовательность применения которых почти не зависит от решаемой задачи. Они чаще других применяются на различных этапах системного анализа.

1 этап. Анализ проблемы: Задачи этапа: правильное и точное формулирование проблемы, анализ логической структуры и развития проблемы во времени, определение внешних связей проблемы и оценка принципиальной ее разрешимости.

2 этап. Определение системы, анализ ее структуры. Задачи этапа: выявление специфики задачи; определение позиций наблюдателя и объекта исследования; выделение элементов системы; определение границ декомпозиции системы; определение подсистем и сферы их функционирования.

Кроме того, в зависимости от типа системы, решаются задачи: определение уровня иерархии (в больших системах); определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в кибернетических системах) и т.д.

Произвол в выделении подсистем и реализуемых в них процессов обрекает системное исследование на неудачу. Если в технических системах, структура подсистем ясно просматривается, то в системах экономического управления все структурные соотношения весьма сильно скрыты за отношениями административной подчиненности.

При решении текущих задач экономического управления рутинные процедуры заслоняют цели и процессы развития. Выявление целей и процессов развития и отделение их от рутинных требуют от исследователя не только строгости логического мышления, но и умения найти необходимые контакты с работниками управления.

3 этап. Формулирование общей цели и критерия системы, где задачами являются: формулирование целей верхнего уровня; формулирование общих целей исследуемой системы, увязанных с целями системы более верхнего уровня; определение критерия системы; декомпозиция целей по подсистемам; формулирование критериев подсистем и композиция общего критерия системы из критериев подсистем; выявление потребностей в ресурсах и т.д.

Читать еще:  Факторный анализ таблица

В системном анализе ряд социальных, политических, этических и других факторов не поддаются количественной формализации, но они должны учитываться. Для учета этих факторов прибегают к субъективным оценкам экспертов.

4 этап. Выявление ресурсов и процессов, анализ факторов будущего развития, композиция целей. Задачи этапа: оценка существующих технологий и мощностей; оценка современного состояния ресурсов; оценка возможностей взаимодействия с другими системами в части обеспечения ресурсами; анализ ресурсов будущего; комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.

Т.к. системный анализ имеет дело с перспективой развития, необходимо учесть возможные изменения в перспективе технологий, мощностей, возможные открытия и изобретения, возможную трансформацию целей и критериев.

5 этап. Отбор целей и вариантов решения, где задачами являются: анализ целей на совместимость; проверка целей на полноту и отсечение избыточных целей; планирование альтернативных вариантов достижения целей; оценка и сравнение вариантов по выбранным критериям; совмещение комплексов взаимосвязанных вариантов.

Одним из центральных моментов данного этапа является анализ целей на полноту (все ли цели учтены?) и усечение целей – отсечение малозначащих целей и целей, не имеющих средств для достижения тех, а также отбор конкретных вариантов достижения взаимосвязанного комплекса важнейших целей.

Проблемы, решаемые методами системного анализа, чаще всего возникают не на пустом месте, а в реально существующих системах. Задачей системного анализа в связи с этим является не создание новой системы или органа управления, а усовершенствование работы существующих, ориентация их на решение новой проблемы. В этих случаях возникает необходимость в диагностическом анализе элементов системы, направленном на выявление их возможностей, недостатков, переработке информации и в принятии решений с целью устранения этих недостатков и модернизации системы.

6 этап. Выбор метода решения. Первоначально рассматриваются известные методы решения задачи; если эти методы оказываются неадекватными поставленной задаче, то отыскиваются или разрабатываются новые методы решения, или пересматривается сама задача.

С точки зрениятехники решения все методы можно разделить на 3 класса:

стандартные: методы, в основе которых лежит использование стандартных или заданных инструкциями приемов и процедур; основу этих методов составляет процедурная сторона процесса;

аналитические: методы решения, в основе которых лежит использование математических моделей; используются для решения широкого класса структурированных проблем; однако применение этих методов затрудняется из-за невозможности формализации ряда факторов, влияющих на решение задачи; наличия неопределенностей в условиях функционирования системы; наличия многокритериальностей; наличия противоречия интересов лиц, участвующих в принятии решений;

имитационные: методы, в основе которых лежит искусственное воспроизведение исследуемых процессов с применением диалога ЭВМ-человек; применяется в случаях, когда исследуемую задачу нельзя целиком решить одним методом; процесс решения разбивается на этапы, результаты которых анализируются и корректируются человеком, и запускаются в качестве исходного плана следующего этапа.

В зависимостиот принципов отыскания решения методы делятся на 2 класса:

методы последовательных улучшений решений: задача решается для первоначального набора условий; проводится анализ возможности достижения оптимального решения; выбирается фактор, в наибольшей степени препятствующий развитию системы, т.е. находится проблемное, критическое место в системе, находятся пути решения данной проблемы, затем выбирается другое критическое место и т.д.; Недостаток метода заключается в том, что не учитываются взаимозависимости факторов;

методы поиска идеала: первоначально рассматриваются предельные (идеальные) уровни по каждому фактору, обеспечивающие наилучший вариант системы вне зависимости от их реализуемости, т.е. разрабатывается идеальное решение; затем по каждому фактору устанавливается достижимый предел с учетом реальных возможностей, т.е. начинается отступление от идеального решения; процесс идет до тех пор, пока не будет найдено такое распределение усилий, при котором отступление от идеала будет минимальным или не будут израсходованы все резервы улучшения данного фактора.

Выбор метода неразрывно связан с постановкой задачи и с условиями принятия решений. При решении задач в условиях определенности могут применяться классические методы оптимизации или методы математического программирования. При решении задач в условиях риска – методы теории вероятностей и математической статистики; в условиях неопределенностей – методы теории игр.

7 этап. Построение комплексной программы развития. Задачи этапа: формулирование мероприятий, проектов и программ; определение очередностей целей и мероприятий по их достижению; разработка комплексных и плановых мероприятий по ресурсам и времени; распределение мероприятий по ответственным организациям и исполнителям.

Результаты предыдущих этапов системного анализа, полученные в рамках системных и математических понятий, нужно перевести на язык технических, социальных, экономических и т.д. категорий, в которых рассматривается исследуемая система. Затем создаются комплексные программы по реализации этих решений с распределением по времени и ответственным исполнителям.

8 этап. Принятие решения: при анализе слабоструктурированных проблем количество вариантов решения может быть неограниченным, и может оказаться, что все возможные альтернативы не могут быть рассмотрены, а оптимальное решение может оказаться недостижимым. В этих случаях выбирается несколько равноценных альтернатив, среди которых отыскивается по возможности лучшее решение и получаются квазиоптимальные решения, т.е. приходим к некоему компромиссу; такая же ситуация возникает в задачах, связанных с многокритериальностью и неопределенностями разного рода.

На этом процесс принятия решения завершается и начинается процесс их реализации, качественно отличающийся от первого тем, что в первом случае основным предметом труда является информация, во втором – материальные, энергетические и финансовые ресурсы.

Рассмотренные этапы являются наиболее распространенными и часто применяемыми этапами системного анализа. Реализация всех этапов в полном объеме чрезвычайно затруднена, поэтому на практике применяется часть этапов, последовательность их применения, глубина анализа, объем задач на каждом этапе зависят от конкретной решаемой задачи, от цели исследования и характера исследуемой проблемы.

Необходимо иметь в виду, что объекты исследования, условия их функционирования, цели и задачи системы в процессе их развития могут изменяться (и в процессе жизненного цикла системы), поэтому системный анализ является итеративным процессом, то есть, часть этапов или весь цикл анализа может циклически повторяться.

Читать еще:  Анализ динамики доходов и расходов организации

Этапы проведения системного анализа

На первом этапе определяют цели и условия функци­онирования объект исследования как системы.

На втором этапе производят отбор показателей, характеризующих производствен­ную деятельность предприятия.

На третьем этапе классифицируются отобранные факторы и показатели, исследуются и формализуются связи между ними.

На четвертом этапе определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики влияния факторов на конечный результат деятельности.

На пятом этапе строится модель системы на основе ин­формации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе какого-либо предприятия и полу­чают параметры модели в числовом выражении.

Шестой этап — работа с моделью, т.е. объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление резервов для повышения эффективности производства.

Т.о., комплексный экономический анализ представляет собой совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с заданной целевой функцией.

Вопрос 3. Значение КЭА в управлении предприятием.

ЭА является одной из важнейших функций управления, которая является основополагающим фактором повышения эффективности производства.

В системе управления выделяются управляющая и управляемая системы:

Ø под управляющей системой понимается совокупность органов, средств, инструментов и методов управления;

Ø под управляемой системой чаще всего понимают производственный процесс.

Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления (рис.1):

Рис. 1. Место и роль экономический анализ в системе управления предприятием

Система управления состоит из основных функций (планирование, организация, контроль, регулирование) и обеспечивающих функций: учет и экономический анализ.

Экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами.

Экономический анализ выполняет функцию исследования управляемой системы. Без качественного осуществления обратной связи в процессе управления, которая достигается путем проведения экономического анализа, нельзя добиться полной эффективности системы управления предприятием.

Таким образом, экономический анализ является инструментом подготовки и обоснования управленческого решения.

Вопрос 4. Формирование системы обобщающих экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существую­щих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Систематизация предполагает учет взаимосвязи и соподчиненности показателей, увязку их между собой в единой комплексной системе (рис.2).

Рис. 2. Система показателей КЭА.

В основе всех экономи­ческих показателей хозяйственной деятельности предприятий лежат показатели 1 блока, характеризующие технико-организационный уровень производства и управления.

Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в обобщающих показателях подсистем 2, 3, 4.

Эффективность использования производственных ресурсов характеризуют показатели 6, 7, 9, 10 блоков, среди которых выделяются Ф, ОС, Фо, Ко, S, Rпр, Rпф и др.

Результаты хозяйственной деятельности характеризуют показатели 5 и 8 блоков (ТП, РП, ВП, Пп, Rп и .др.).

К последней подсистеме (блок 11) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств.

Вопрос 5. Последовательность КЭА ХД предприятия.

Все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном экономическом анализе. Последовательность проведения КЭА (рис. 3) соответствует последовательности формирования экономических показателей.

Рис. 3. Последовательность проведения КЭА.

Обобщающие показатели каждого блока называются син­тетическими. Например, объем реализованной продукции — синтетический показатель для блока 6, полная себестоимость этой продукции — для блока 7. Синтетический показатель одного блока, являющийся выходом для этого блока подси­стемы, для другого, соподчиненного с ним, будет играть роль входа. Иначе говоря, посредством этих обобщающих показа­телей осуществляется связь между отдельными блоками в си­стеме комплексного экономического анализа.

Комплексный экономический анализ не исключает и обратной последовательности анализа – от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой.

Вопрос 6. Методика экономического анализа.

Под методикой понимается совокупность способов и правил для наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Методикаанализа представляет собой методологические советы по исполнению аналитического исследования и содержит:

· задачи и формулировки целей проводимого анализа;

· систему показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

· описание технических приемов и способов исследования изучаемых объектов;

· последовательность выполнения аналитической работы;

· источники информации, на основании которых производится анализ.

В последовательности выполнения аналитической работы выделяют этапы:

1. Уточнения объектов, целей и задач анализа, составление плана анализа;

2. Определение системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих объект анализа;

3. Сбор и подготовка к анализу необходимой информации;

4. Сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана, фактическими показателями прошлых лет, с показателями ведущих предприятий, среднестатистическими показателями по отраслями в целом и т.д.;

5. Выполнение факторного анализа (выделение факторов и определение их влияния на конечный результат);

6. Выявление неиспользованных резервов повышения эффективности производства;

7. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В качестве другого важнейшего элемента методики ЭА выступают различные аналитические показатели, связанные между собой определенным образом. Все объекты ЭА предприятия находят свое отражение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источников информации. Поэтому ЭА невозможен без классификации показателейанализа и разработки системы взаимосвязанных аналитических показателей.

Классификация экономических показателей.

· По внутреннему содержанию

— количественные (ВР, РП, ТП, Т, t, Ф, tСМ)

· По аналитическому содержанию

— абсолютные (натуральные (q), условно-натуральные, денежные (Q,Ф,ОС, П))

· По уровню применения

— специфические (калорийность угля)

· По способу формирования

· По степени обобщения

— вспомогательные (раб. вр. на отд. опер.)

· По причинно-следственным связям

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector