Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методология анализа это

Методология — что это, ее назначение и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.

Кому-то это присуще в меньшей степени, кому-то – в большей, но это не важно.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизведанного открывается перед ним.

Чтобы не упустить чего-то важного, процессы исследования каких-либо объектов люди стали проводить по определенным схемам, правилам, методам (чтобы «не заблудиться»), создали особое учение, которое назвали методологией.

Сегодня немного подробней разберемся, что такое методология, на чем она основывается, и в деталях рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

«Методология» в переводе с греческого языка (μεθοδολογία) означает «учение о способах».

Если трактовать понятие немного шире, то методология – это учение о способах, методах, алгоритмах проведения исследования какого-либо объекта.

Методологию можно рассматривать с двух позиций:

  1. методология, как система определенных способов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая вышеуказанную систему.

В качестве объекта методологии могут выступать все виды деятельности человека.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь изучению подлежит абсолютно все, что нас окружает, а процесс изучения должен совершаться по определенному алгоритму.

Структура методологии

На схеме ниже – наглядное изображение того, из чего состоит методология, т.е. ее структура (это как?):

Методология – это фундамент проведения любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации процесса исследования, т.е. определяются принципы и способы теоретической деятельности относительно анализируемого объекта.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет осуществляться анализ (это как?) исходя из первоначальных теоретических представлений об объекте исследования.

Завершающий уровень методологии – методики проведения исследования. Это практическое выражение разработанных методов изучения объекта.

Таким образом, при исследовании какого-либо объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методика

Именно эта последовательность имеет право на существование.

Проще говоря, методология – это разработка стратегии, а методы и методики – это тактика претворения стратегии в жизнь.

Как правило, далекие от исследовательской деятельности люди считают, что приведенные термины являются синонимами. Но это не так, и теперь вы, глядя на схему выше, можете увидеть разницу.

В качестве наглядного примера того, как с помощью методологии осуществляется дифференцированный подход к изучению какого-либо объекта, приведу схему методологии изучения истории:

Вывод: методология – организация деятельности по изучению какого-либо объекта. Организация деятельности подразумевает ее упорядочивание в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс осуществления.

Методология научного исследования

Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.

Цель любой научной деятельности – получение нового результата, новых знаний. Подобная деятельность должна быть организована, т.е. должна быть создана определенная методология получения этого нового результата (разработана стратегия).

Тактика достижения поставленной цели (проведение какого-либо научного исследования) подразумевает использование различных методов (вспомним цепочку: «Методология → Методы → Методика»).

При проведении научных (и других) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).

Рассмотрим их немного подробней. Примечание: перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других сфер деятельности человека.

  1. Анализ. Суть этого метода – анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие элементы. Затем каждый из элементов подвергается анализу. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно формулу соли разделить на две составляющие: натрий и хлор, а затем анализировать свойства этих элементов по отдельности.
  2. Синтез. Суть: составляющие элементы исследуемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и подвергаются исследованию уже в таком виде (в синтезе). Например, показатель себестоимости продукции (это что?) рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Следовательно, данный показатель является суммой частностей, а изучается как единое целое.

Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.

  • Индукция. Суть метода: есть факт (допустим, бабочки слетелись на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные с помощью индукции, не всегда бывают верными. Возьмем наш пример: а, может, бабочки любят не вкус сиропа, а его цвет. Следовательно, мы сделали неправильное общее заключение из частного случая.
  • Дедукция. Это процесс, обратный индукции, т.е. общее представление переносится на частности. Пример применения дедуктивного метода: известно, что ласточки перед дождем летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, следовательно, скоро пойдет дождь.

    Методы дедукции и индукции также применяются в совокупности. Если в поиске истины (это как?) методами индукции и дедукции мы пришли к одинаковому заключению, значит, наше суждение о чем-либо является истинным.

  • Аналогия. Метод заключается в том, что на основании знания о каком-то объекте, мы переносим это знание на другой объект, имеющий сходные свойства (признаки, черты) с исходным. Как пример: русская поговорка, основанная на методе аналогии: «Кто как ест, тот так и работает».
  • Моделирование. Суть метода: замена исследуемого объекта созданной моделью и проведение исследования применительно к этой модели. Например, вращением глобуса вокруг своей оси можно смоделировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
  • Абстрагирование. Суть: при изучении объекта исследования не учитываются его малозначимые признаки и характеристики. Это позволяет более масштабно провести его изучение. Например, при изучении роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не подвергаем изучению какую-то определенную газету или журнал, а рассматриваем абстрактное СМИ.
  • Конкретизация. Суть метода: изучение объекта исследования при условии максимального наделения его конкретными характеристиками и свойствами при определенных условиях окружающей среды. Является противоположностью абстрагирования. Например, при применении метода абстрагирования мы рассматриваем стол как мебель, а при конкретизации мы наделяем рассматриваемый объект характеризующими его свойствами и признаками и изучаем уже не просто «стол», а, допустим, «письменный стол».
  • Объяснение. Метод заключается в том, чтобы дать изучаемому объекту объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, преподаватель объясняет студентам конкретную тему своего предмета, основываясь на достоверной информации, на достоверных фактах.
  • Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик исследуемого объекта в искусственной среде знаков, формул и т.д. Например, изучение физических явлений с помощью описания их в формате математических формул и графиков.
  • Наблюдение. Метод предполагает проведение последовательного наблюдения за исследуемым объектом и фиксацией качественных или количественных изменений, которые в нем происходят. Например, преподаватель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
  • Эксперимент. Данный метод заключается в проведении над исследуемым объектом ряда опытов с задаваемыми экспериментатором параметров и наблюдение за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а целенаправленно задает определенные параметры.
  • Измерение. Суть метода – в фиксации численного значения характеристик изучаемого объекта. Например, при испытании нового двигателя для автомобиля проводятся измерение всех его характеристик (скорости срабатывания системы зажигания, быстрота и температурный режим нагрева и т.д.).
  • Краткое резюме

    Методология – это наука. Чем четче и детальней разработана методология какого-либо направления деятельности человека, тем полней отдача проводимых исследований.

    Читайте наш блог, это добавит полезных сведений в копилку ваших знаний!

    Классификация методов научного исследования с примерами

    Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

    Читать еще:  Анализ структуры экономики региона

    Что такое методы научного исследования

    Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

    • четко сформулированная цель;
    • желание выявить неизвестное;
    • систематизация процесса и результатов;
    • пояснение и верификация выводов.

    Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

    Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

    Метод, методика, методология – в чем разница

    Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

    1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
    2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
    3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

    Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

    Классификация методов научного исследования с примерами

    В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

    Методы эмпирического уровня

    Методы экспериментально-теоретического уровня

    Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.

    · предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;

    · знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;

    · мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.

    Методы теоретического уровня

    Какие ещё методы исследования бывают

    Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

    Философские методы

    Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

    • феноменологический,
    • герменевтический,
    • интуитивный,
    • аналитический,
    • эклектический,
    • догматический,
    • софистический и другие.

    Общенаучные методы

    В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

    • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
    • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
    • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
    • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
    • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

    Конкретно-научные (специальные) методы

    Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

    1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
    • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
    • генеалогический – определение наследственности и родословных;
    • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
    1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
    • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
    • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
    • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
    1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
    • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
    • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
    • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
    1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
    • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
    • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
    • биографический;
    • сравнительно-генетический метод и др.
    1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
    • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
    • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
    • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
    • расчетно-конструктивный,
    • экономическое моделирование и др.

    Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

    X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

    АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

    Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

    Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

    · Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

    · Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

    · Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

    · Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.

    · Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

    · Определяются требуемые виды ресурсов.

    · Определяется количество и качество наличных ресурсов.

    · Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

    · Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.

    · Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.

    · Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

    · Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

    · Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

    Читать еще:  Этапы метода анализа иерархий

    Сущность закона анализа и синтеза

    Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

    Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.

    Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

    В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:

    1) разделение целого на части;

    2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

    Синтез также состоит из двух процедур:

    1) согласование характеристик выделенных частей;

    2) объединение их в единое целое.

    И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

    а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

    б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

    в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

    г) сокращение затрат на производство продукции;

    е) использовать информационные технологии управления.

    Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

    — не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

    — выступает в роли катализатора общественного прогресса;

    — играет возрастающую роль в развитии общества.

    Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

    В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

    На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

    Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.

    2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.

    3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.

    4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

    Сергей Минюров

    Программирование — Консалтинг — Обучение

    Методология анализа данных

    Каждый из нас постоянно занимается анализом данных на работе и в личной жизни. Очевидно, что помимо входных данных, которые обрушиваются на нас постоянным и изменчивым потоком информации, нам требуется знание, чтобы мы могли принимать решения на основе этих данных.

    Для аналитика данных, безусловно, важны технические компетенции: уметь выполнить запрос к базе данных, построить отчет или получить и обработать данных. Но его главной задачей и областью ответственности является анализ предметной области и требований.

    Соответственно, аналитики данных имеют специализацию по предметным областям, определяющую их карьеру и выбор места работы: аналитик из банковской сферы не может просто так перейти на производство и наоборот.

    На этапе анализа предметной области мы изучаем виды деятельности и описываем деятельность предприятия в виде модели (например, в нотации IDEF, UML или BPMN). Здесь важен опыт работы в соответствующих областях. Результатом должно быть знание производственных и организационных процессов, общих практик в управлении, типичные задачи и проблемы.

    Это нам поможет затем при анализе требований понять специфику конкретного предприятия. Также важно понять какие имеются ограничения и конкурентные преимущества заказчика. Поскольку это определяет актуальность и полезность данных.

    На этапе анализа требований нам важно сформировать набор показателей (на основе макетов отчетов) и разработать сценарии принятия решений, в которых эти показатели используются. Это нам поможет сделать визуализацию данных полной и понятной для пользователей, сделать акценты на важной информации, что необходимо для оперативного обнаружения отклонений и проблем и своевременного принятия решений.

    Если предметная область и специфика заказчика недостаточно проанализированы, то при анализе показателей возникнут расхождения между данными и реальным положением дел: показатели могут не показывать наличие серьезных проблем. Либо же наоборот, диагностировать отклонение для нормального рабочего процесса.

    Важным требованием является полнота набора показателей и возможность верификации их значений. Иначе возникает возможность манипулирования ими в интересах отдельного сотрудника или подразделения, но в ущерб предприятию.

    На этапе системного анализа мы изучаем источники и состав данных, ИТ инфраструктуру предприятия, чтобы спроектировать алгоритмы формирования показателей и определить способы автоматизации сбора данных.

    Системный аналитик объединяет знания о предметной области и требования с технологиями и решениями, является переводчиком с предметного языка на технологический, или переговорщиком между бизнесом и ИТ.

    Читать еще:  Для чего нужен факторный анализ

    Аналитик данных может выполнять данную роль, но важно, чтобы он обеспечил для разработчиков понимание предметной области и задач. И не увлекался сам технической работой, поскольку разработчик это сделает лучше и быстрее, обеспечит более высокий уровень автоматизации.

    Существуют разные подходы к разработке BI-решений (см. Зрелость BI-решений). Но для опытных заказчиков уже очевидно, что сами по себе технологии не дают реальный результат для компании, если нет четкого понимания, как компания работает и развивается, в чем ее ключевые возможности и основные проблемы.

    Компетентный заказчик прежде всего эффективно организует собственную деятельность и активно участвует в ИТ проекте, ставит четкие и конкретные задачи.

    Также опытный разработчик не выполняет буквально каждое требование, а старается понимать проект в целом, поскольку это помогает находить простые решения и получать полезный результат для Заказчика. Соответственно, разработчик задает аналитику вопросы, помогающие углубить совместное понимание предметной области и требования.

    Аналитик данных, по роду своей деятельности постоянно работает с большими объемами разнообразных данных. Но важно видеть лес за деревьями, т.е. понимать, зачем и почему делается каждая конкретная работа.

    Для этого важно, прежде всего понимать цели и ограничения, в которых работает компания. С одной стороны это зависит от видов деятельности компании, но также влияет и выбранная руководством компании стратегия.

    Изучение организационной структуры может показаться простой задачей, но нужно учитывать, что могут быть матричная структура или проектные группы, где штатная позиция сотрудника уже не полностью описывает его функционал.

    На основе целей определяются процессы, которые их реализуют. Пересечение подразделений и процессов позволяет разработать функциональную матрицу, описывающую роль каждого подразделения или сотрудника.

    Но самое главное понять динамику работы предприятия, основанную на циклах (связанных и замкнутых процессах, обеспечивающих существование предприятия) и балансах. Например, с точки зрения продавца лучше когда больше закупается товар, поскольку можно быстрее выполнить заказы и легче конкурировать с другими поставщиками. А с точки зрения финансиста требуется минимизировать объем средств, вложенных в товар или «зависших» из-за задержек по оплате.

    Для торгового предприятия полный цикл его деятельности может состоять из процессов закупки, транспортировки и хранения, а также реализации товаров.

    На основании функциональной матрицы разрабатываются целевые показатели, привязанные к процессам, и показатели эффективности, привязанные к функциям подразделений и сотрудников.

    Затем разрабатывается структура хранилища данных, в которой процессы описываются в виде таблицы фактов, связанной со справочниками (схема данных «звезда»). А справочники (например, территории, контрагенты, сотрудники или товары) описывают измерения, по которым можно делать детализацию значений этих показателей. При детальном анализе и сложной предметной области также могут быть связи между справочниками и таблицами фактов (схема данных «снежинка»).

    На основании этих данных разрабатываются управленческие показатели, которые позволяют находить оптимум в различных балансах деятельности компании. Это делается на основании прогнозирования и обратной связи по оценке точности прогнозов, правильности принятых решений и эффективности их реализации.

    Для оценки оптимальности принятых решений по балансам, отражаемых в управленческих показателей нужно дополнительно определить контрольные показатели, которые будут показывать последствия принятых решений и позволять их корректировать на основе обратной связи.

    Пример из логистики

    Для примера возьмем пример из логистики (Supply Chains).

    Задача. Определить, сколько нужно заказывать товара у поставщика с учетом продаж и текущих остатков на складе. Требуется минимизировать расход финансовых средств и количество неликвидного товара.

    В самом простом виде эту задачу можно решить методом экстраполяции продаж и определить норму остатка на складе для каждого товара. Алгоритмически такая задача решается за день-два. Такое решение отлично работает на стабильном небольшом рынке и в случае определенного избытка финансовых средств.

    Если же мы хотим минимизировать вкладываемые финансовые средства, учесть конкуренцию и изменения на рынке, то такое решение из простого алгоритма превращается в сложную аналитическую систему с большим количеством источников данных, математической статистикой и обратной связью с операционной системой (ERP/CRM).

    На рисунке показан набор факторов, влияющих на решение «Сколько заказать товара у поставщика?» как из области самой логистики, так и из финансовой и маркетинговой областях.

    С точки зрения продавца решение «Увеличить объем продаж» позволяет обеспечить наличие товара на складе и ускорить выполнение заказов покупателей. Это также является важным фактором конкурентоспособности.

    А с финансовой точки зрения такое решение приводит к увеличению бюджета и увеличению рисков, что денежные средства будут заморожены в товарных остатках или при просрочке платежей клиентов.

    Очевидно, что здесь нужно найти оптимальный баланс, поскольку решение «Уменьшить объем заказа поставщику», правильное с точки зрения финансиста в долгосрочной перспективе приводит к снижению объемов продаж, и может привести к потере доли рынка и снижению конкурентоспособности.

    Для поиска оптимального баланса в наших решениях также важны внешние показатели, которые позволяют оценивать состояние рынка и прогнозировать его динамику.

    На следующем рисунке показан пример как можно выстроить иерархию показателей и определить связи между ними. По каждому показателю может быть еще набор измерений (справочников), позволяющие детализировать его значения в разных аспектах.

    На этом примере видно, что одним из центральных показателей является бюджет по складу. Поскольку он определяет объемы закупки товаров, которые формируют остатки на складе. Которые, в свою очередь, обеспечивают продажи товаров. И, соответственно, главной задачей будет нахождение оптимального баланса по объемам и номенклатуре закупки товаров, позволяющие обеспечить наличие востребованного товара и минимизацию средств, вложенных в неликвидный или мало ликвидный товар.

    Таким образом. показатель «Бюджет по складу» является управленческим, поскольку он связан с принятием решений и обеспечивает баланс между продажами, складом и финансовыми ресурсами.

    Остальные показатели являются целевыми, т.е. связаны с процессами. При дальнейшей детализации мы опишем показатели эффективности исполнения функций.

    Для принятия решения по бюджету склада нам потребуются аналитически данные в разных аспектах: маркетинговый, финансовый, продажи, логистика.

    Для обратной связи нам потребуется разработать новые или использовать существующие как контрольные показатели:

    • Количество заказов, невыполненных из-за отсутствия товаров на складе — позволяет оценить спрос и увеличить закупки соответствующих товаров;
    • Просрочка (Количество неликвидных товаров) — замороженные финансовые средства из-за отсутствия спроса.

    Органайзер аналитика

    Извлечение, обработка и представление знаний по предметной области и требованиям это постоянная командная работа и если иметь инструмент для этих задач, то будет легче формализовать эти знания и интегрировать их в управление задачами.

    Для задач в разных областях деятельности необходимо найти экспертов (опытных сотрудников) и получить от него предметные знания, а также информацию о проблемах и вариантах их решений.

    В виде текста с этими знаниями работать очень трудоемко, сложно их актуализировать и интегрировать со знаниями из других источников. Поэтому требуется разработать информационную матрицу (онтологию), которая упорядочит знания и выстроит многомерные связи.

    Аналитик разрабатывает требования на основе этих знаний также в формализованном формате (методология формализации требований). Это обеспечивает высокое качество требований и трассировку изменений.

    Для руководителя проекта важно увязать проектные задачи с этими знаниями и требованиями. Соответственно, для этого также требуется разработать шаблоны задач в базе знаний.

    Разработчик использует базу знаний прежде всего как источник информации о требованиях и предметной области. Это помогает ему разрабатывать более простую архитектуру и более качественные решения. Также важно накапливать и обмениваться опытом по решению технических задач.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector