Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Один из основоположников теории макроанализа

Тема 1. Введение в макроэкономику

1. Дж.М.Кейнс как основатель макроэкономики. Работа Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”.

Макроэкономика, как следует из самого названия (от греч. макрос – большой), изучает структуру, состояние и функционирование наиболее крупных элементов и явлений, входящих в состав национальных и глобальных хозяйственных систем. Рынки труда и капитала, инфляция и безработица, государственный бюджет и торговый баланс – эти и другие феномены, о которых мы подробнее поговорим ниже, являются предметом исследования макроэкономики.

Считается, что впервые термин «макроэкономика» ввел в научный оборот норвежский экономист Рагнар Фриш в 1934 г., а основателем макроэкономической теории является Дж.М.Кейнс, после того, как в 1936 г. он опубликовал свой фундаментальный труд «Общая теория занятости, процента и денег».

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) является одним из наиболее значительных экономистов ХХ столетия. Его первые экономические работы были посвящены проблеме денег. В 1913 г., после посещения Индии, он опубликовал книгу «Современная Индия и финансы», где изложил принципы золотодевизного стандарта, а его «Трактат о деньгах» стал известен как выдающееся произведение.

Притягательной является и сама личность Кейнса. Он был любителем и покровителем искусств, женился на русской балерине Лидии Лопуховой, работавшей под руководством С.Дягилева. Следует также отметить талант Кейнса в области портфельных инвестиций; он был удачливым биржевым игроком, влиятельным научным и общественным деятелем. Кейнс неоднократно бывал в СССР, интересовался строительством новой, социалистической экономики, критиковал некоторые пороки рыночной системы. Особенно эта критика обострилась с наступлением Великой депрессии, и, в конечном счете, послужила основой для создания новой макроэкономической теории, получившей впоследствии название кейнсианства.

После 1930 г., когда Англия вошла в полосу кризиса и безработица приняла застойный характер, Кейнс дал объяснение, почему полная занятость не наступает автоматически. Это и явилось предметом исследования его работы «Общая теория занятости, процента и денег», которая вышла в 1936 г. В этой книге дана кейнсовская интерпретация рыночной экономики в целом, в ней содержится значительное обновление экономической теории и методов ее анализа. Кейнс недаром назвал работу общая теория, акцентируя внимание читателя на том, что классические представления о автоматическом регулировании рынка труда являются лишь частным случаем его новой доктрины.

Представители классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо) всегда считали безработицу «добровольной», в том числе даже структурную и циклическую. По их мнению, эти формы безработицы обязаны своим происхождением тому, что рабочие, потерявшие свои прежние места, отказываются идти на нижеоплачиваемую работу. Другими словами, масштабы занятости зависят от уровня реальной заработной платы и от спроса на рабочую силу. Представители классической школы считали, что безработица является проявлением кратковременного и случайного нарушения экономического равновесия и по истечении некоторого периода рыночные силы восстанавливают тенденции использования всех трудовых ресурсов.

Для Кейнса, наоборот, циклическая и структурная безработица не является «добровольной», она вытекает не из желания безработного работать на неблагоприятных условиях, а из характера самой современной экономики, и она не может быть устранена путем изменения заработной платы. Безработица обусловлена недостаточностью эффективного спроса, который объясняется ограниченностью капиталовложений, а вместе с этим устанавливается и низкий уровень занятости.

Но чтобы обосновать это положение, Кейнс должен был пересмотреть на новой основе всю теорию экономического развития. По Кейнсу, восстановление экономического равновесия не обязательно должно сопровождаться использованием всех свободных ресурсов. Таким образом, возникает новая проблема, которая полностью игнорировалась представителями классической школы: как определить те силы, которые оказывают влияние на объем производства и занятости в их совокупности? Только после исследования этой основной проблемы Кейнс обратился к изучению современной ему экономики и на основании созданной им модели заключил, что действие сил, управляющих экономикой, имеет тенденцию к сохранению неполной занятости.

Кейнс, в отличие от классиков, придавал большое значение деньгам. Он утверждал, что деньги не только средство измерения экономической деятельности, но и движущая сила тех явлений, которые они призваны измерить (в то время как А.Смит писал, что «деньги – это лишь вуаль над сделками. Убрав ее, мы увидим истинные отношения обмена»).

Положение о том, что деньги имеют существенное значение, позволило свести сложные представления об экономической системе к нескольким агрегатным категориям: доходу, сбережениям, инвестициям и потреблению.

2. Система анализа Кейнса

В основу своих построений Кейнс положил следующие рассуждения. С одной стороны, полученный субъектами экономики доход расходуется как на потребление, так и вложение во что-либо (т. е. инвестиции). С другой стороны, сбережения составляют собой разницу между полученным доходом и потреблением. В соответствии со сказанным, можно записать:

доход = потребление + инвестиции;

сбережения = доход — потребление.

Делая соответствующие подстановки, получаем:

сбережения (S) = инвестициям (I).

Величина расходов на потребление зависит от психологического фактора, который действует в качестве независимой переменной. Кейнс называет этот фактор основным психологическим законом или склонностью к потреблению и рассматривает его с двух точек зрения. Во-первых, как функциональную зависимость:

Читать еще:  Анализ как процесс подготовки информации

т.е. зависимость уровня расходов на потребление С при данном уровне дохода R , выраженного в единицах заработной платы.

Во-вторых, Кейнс вводит понятие предельная склонность к потреблению, которое представляет собой соотношение между ростом дохода и соответствующим увеличением потребления, где обе величины измеряются в единицах заработной платы. Это соотношение представлено Кейнсом в виде формулы:

Предельная склонность к потреблению подчинена следующему основному закону: люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход, т.е.

Основоположники теории макроэкономики

Вопросы к зачету «Введение в макроэкономику»

  1. Макроэкономика: понятие, предмет, место в экономической науке.
  2. Основоположники теории макроэкономики.
  3. Макроэкономические цели.
  4. «Кейнсианская революция» и ее вклад в развитие макроэкономики.
  5. Основные параметры в макроэкономической теории.
  6. Макроэкономические рынки.
  7. Макроэкономические агенты.
  8. Понятие макроэкономического метода.
  9. Особенности макроэкономического анализа.
  10. Понятие и виды макроэкономических моделей.
  11. Виды переменных в макроэкономических моделях.
  12. Назначение макроэкономических моделей. Модель AD – AS.
  13. Назначение макроэкономических моделей. Модель IS – LM.
  14. Назначение макроэкономических моделей. Модель круговых потоков.
  15. Макроэкономические индикаторы и показатели.
  16. ВВП: понятие и применение.
  17. Особенности формирования ВВП.
  18. Способы измерения ВВП.
  19. Расчет ВВП по расходам.
  20. Расчет ВВП по доходам.
  21. Номинальный и реальный ВВП.
  22. Система национальных счетов: понятие и функции.
  23. Показатели СНС.
  24. История Системы национальных счетов.
  25. Виды сводных счетов СНС.
  26. Экономический рост: понятие и значение для экономики.
  27. Значение теории экономического роста.
  28. Основоположники концепции экономического роста.
  29. Типы экономического роста.
  30. Производственная функция и ее связь с экономическим ростом.
  31. Источники экономического роста.
  32. Экономический рост и экономическая политика государства.

Ответы

Макроэкономика: понятие, предмет, место в экономической науке.

Макроэкономика — учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы).

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х гг. XX в.,

Основоположники теории макроэкономики.

Макроэкономическая наука прошла значительный исторический путь развития. Первой макроэкономической теорией считается учение представителя французской школы физиократов Ф. Кене (1694 — 1774). Он в своей «Экономической таблице» проанализировал движение общественного совокупного продукта с позиций определенной системы натуральных и стоимостных пропорций общественного воссоздания.

В XIX ст. К. Маркс (1818 — 1883) разработал схемы простого и расширенного воссоздания, а Л. Вальрас (1834 — 1910) исследовал теорию общего равновесия. Весомый вклад в развитие макроэкономической науки сделал английский экономист Дж. М. Кейнс (1883 — 1946). Его учение направлено против идей классической экономической школы, что обосновало модели свободного рыночного хозяйства как равновесной саморегулирующей системы. Макроэкономика является одной из самых молодых экономических наук. Своей зрелости она достигла в 30-ые годы ХХ ст. в период мирового экономического кризиса, когда приобрела способность влиять на экономическую практику. Свое начало макроэкономическая наука берет в ХІV ст. В 1576 году француз Жан Боден обосновал инфляцию результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров. Такая теория стала основой современной монетарной теории.

Макроэкономическую направленность имели также исследования английского экономиста В. Петти, который впервые осуществил расчет и дал оценку национальному доходу Англии и Франции. В. Петти исследовал вопрос о влиянии на экономику и деление доходов, связанных с усовершенствованием системы налогообложения в стране.

Последующее развитие макроэкономический анализ приобрел в ХVІІІ ст. в трудах физиократов. Франсуа Кене разработал макроэкономическую модель хозяйственного кругооборота — “Економическую таблицу” (в 1758 г.). Эта таблица отображала общую картину кругооборотов товаров и услуг для основных секторов экономики и классов общества и давала представление о механизме функционирования экономики в целом. Но в ней были свои недостатки.

3. Макроэкономические цели.

К общепризнанным целям макроэкономики можно отнести следующие:
1. Экономический рост, что дает возможность обеспечить производство большего количества товаров и услуг, улучшения их качества, а в конечном результате — высокий уровень жизни населения.
2. Повышение экономической эффективности производства на базе научно-технического прогресса, что способствует минимизации затрат ограниченных производственных ресурсов для производства определенного объема товаров и услуг.
3. Экономическая свобода, обеспечивающая создание для предпринимателей, работников и потребителей условий свободного и рационального выбора.
4. Полная занятость населения, позволяющая каждому индивиду реализовать свои профессиональные способности и получить доходы в зависимости от количества и качества затраченного труда.
5. Справедливое распределение доходов, чтобы предотвратить как неоправданную дифференциацию уровня жизни различных групп населения, так и уравнительности в оплате труда.
6. Социальная защита, что гарантирует надлежащее существование безработным, нетрудоспособным, престарелым и детям.
7. Оптимальный платежный баланс, что облегчает достижения равновесия в международной торговле, внешнеэкономических связях, поддержание стабильного курса национальной валюты.
8. Равновесие во взаимодействии с природной средой для поддержания надлежащего уровня жизни современного и следующих поколений людей.

Читать еще:  Анализ деятельности организации это

4. «Кейнсианская революция» и ее вклад в развитие макроэкономики.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

В 70 годах произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику .Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег.

5 Вопрос: Основные параметры в макроэкономической теории.

В макроэкономической теории рассматриваются следующие основные параметры:

Потребительские расходы (обозн. С) — расходы домохозяйств на товары и услуги.

Сбережения домохозяйств (обозн. S) — часть дохода, которую домохозяйства сберегают в банках с целью получения дополнительного дохода с депозитов.

Инвестиции (обозн. I) —- фирмы закупают капитал с целью увеличения производства товаров и, следовательно, максимизации прибыли

Государственные закупки товаров и услуг (обозн. G) —- инвестиции государства, зарплата государственным служащим и т. п.

Чистые налоги (обозн. T) —- разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Чистый экспорт (обозн. Xn или NX) —- разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт — экспорт, то дефицит торгового баланса, соответственно.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Тестовые задания всероссийской олимпиады по обществознанию 11 класс. Школьный уровень

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. Максимальный балл —79 Задания

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.

6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».

7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.

8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.

9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

10 баллов: по 1 баллу за каждую позицию.

2.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

2.1. Характеристики чувственного познания:

а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

в) установление взаимосвязи различных понятий

Читать еще:  Экономический анализ показателей по труду

г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

д) получение новых суждений на основе уже имеющихся

е) сохранение в памяти целостного образа предмета

2.2. Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:

а) консервативная идеология

б) голосование по партийным спискам

в) общенациональный избирательный округ

г) допускается выдвижение независимых кандидатов

д) возможны два тура голосования

е) одномандатные избирательные округа

ж) в день голосования запрещается ведение агитации

з) избирательный барьер

2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:

а) инициатива работника

б) сдельная заработная плата

в) нарушение трудового законодательства

д) смена собственника

е) экономический спад

2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:

а) организация семейного отдыха

б) социализация человека

в) планирование семейного бюджета

г) первичный социальный контроль

д) ведение домашнего хозяйства

е) распределение домашнего труда

2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё

б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга

в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе

г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству

д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде

е) общество и природа никак не связаны между собой

10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.

3. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 8 баллов.

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. 1) Событие абсолютное, событие относительное, правомерное действие, неправомерное действие, правоотношения. ________________________________________.

2) Единая территория, единая конституция, единая система законодательных, исполнительных и судебных органов, управление административными единицами из центра государственной власти. _________________________________________.

3) Требования группы, несоответствие их ожиданиям, ощущение внутреннего напряжения у индивидов. ___________________________________________

По 3 балла за каждую верную позицию, всего – 9 баллов

5.Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.

5.1. Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право.

5.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.

5.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством .

9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение.

6. Решите логическую задачу .

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый – седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом во лос Белова» – вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

До 8 баллов за решение задачи с обоснованием.

7.Определите обществоведческий термин на основе предложенного текста:

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

За каждый правильный ответ 2 балла .Всего 4 балла

8. Реши кроссворд.

4. Сокращение производства реального ввп, продолжающееся 6 или более месяцев

6. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

9. Ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли

10. Автор книги Исследование о природе и причинах богатства народов

15. Выраженные в денежной форме затраты организации на производство и реализацию продукции

18. Искусство управлять домашним хозяйством

21. Совокупность научно обоснованных правил, методов и принципов управления

1. Полезная деятельность, выполненная за деньги

2. Один из основоположников теории макроанализа

3. Продолжительный либо глубокий и резкий экономический спад

5. Подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар

7. Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей

8. Группа предприятий, производящих одинаковые продукты, использующих сходную технологию или одинаковое сырье

11. Ситуация на рынке, когда одна компания выступает монополистом в области купли-продажи товаров и услуг

12. Любой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов

13. Самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке

14. Продукт труда, произведенный для купли-продажи

16. Отрасль экономической науки, изучающая такие экономические явления, как экономический рост, инфляция, безработица, конкуренция

17. Организация, обеспечивающая регулярное функционирование рынка товаров, валюты, ценных бумаг, рабочей силы и т.д

19. Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности

20. Вложение в реальные объекты предпринимательской деятельности, приносящие эффект и доход

По 1 баллу за правильную позицию. Всего 21 балл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector