Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психологического анализа процессов управления

Психологический анализ управленческой деятельности;

Тема 4. Социально-психологические аспекты управления персоналом

Любой руководитель повседневно осуществляет деятельность по управлению подчинёнными подразделениями, сотрудниками. Иным словами, он выполняет функцию управления.

В последнее время большое внимание уделяется методам оценки и подбора кандидатов на руководящую работу. Это — собеседование, изучение отзывов и рекомендаций, биографических сведений. Широко практикуются графологический анализ, психологические методы и др.

Психологические методы включают тесты для определения личных качеств и оценки возможностей работника. Практически нет такого вида деятельности, пригодность к которой нельзя было бы определить с их помощью. За рубежом фирмы пользуются услугами оценочных центров, представляющих собой группу арбитров, решающих вопрос о профессиональной пригодности кандидатов на руководящую должность.

Успех в любой сфере деятельности при приблизительной эквивалентности материальных условий зависит именно от способности руководителя наилучшим образом реализовать энергию и способности подчинённых.

Специфика совместной деятельности потребует системы управления коллективом, то есть предполагает разделение сотрудников на ведущих и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать следующие психологические особенности, определяющие процессы межличностных взаимоотношений, групповое поведение.

1. Восприятие подчинёнными внешних воздействий зависит от различий их психологических структур. Разные люди (и даже один человек в разное время) могут реагировать по-разному на одинаковые воздействия. Руководитель, отдавая распоряжения сотруднику, рассчитывает, что оно будет выполнено к определённому сроку и с определённым результатом.

2. Понимание одного человека другим не бывает полным, всецело достоверным. Человек — сверхсложная система. Он включён в иерархию общественных отношений, являясь их выражением и отображением. Он меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности.

3. Содержание управленческой информации (постановления, приказы, распоряжения, инструкции) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по ступеням иерархической лестницы. Причём такое изменение информации прямо зависит от количества людей, через которых она приходит: чем больше сотрудников знакомиться с информацией и передаёт её другим людям, тем больше вероятность отклонения её смысла от первоначального.

Читать еще:  Анализ продуктового портфеля

4. При высоком уровне стимулов к работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешного осуществления конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт работы в ходе проб и ошибок.

Таковы некоторые особенности, определяющие характер межличностных взаимоотношений в процессе управления.

При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя:

— познавательная: изучение человека, группы, коллектива фирмы, организации, учреждения, актуальной ситуации управления;

— проектировочная: определение целей и задач, программирование и планирование деятельности;

— коммуникативно-информационная: обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации;

— мотивационная: обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчинённых, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;

— руководящая: руководитель берёт ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутригруппового соглашения) и результаты деятельности;

— организационная: обеспечение реализации целей и задач управления;

— обучающая: передача знаний, навыков, умений подчинённым;

— воспитательная: обеспечение формирования личности и коллектива в соответствии с целями управления;

— контролирующая: отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления;

— оценивающая: обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников деятельности;

— корректирующая: внесение необходимых изменений в цели и программу управления.

Кроме названных обстоятельств, специфика деятельности по управлению людьми определяется уровнем, на котором она осуществляется.

Можно выделить пять уровней управления.

2. Управление индивидуальными (субъективными, личностными) качествами конкретного человека.

3. Управление психологическими переменными небольшой группы людей.

4. Управление социально-психологическими переменными коллектива.

5. Управление факторами среды и жизнедеятельности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×