План факторный анализ себестоимости
Факторный анализ себестоимости продукции
2.4.2 Факторный анализ себестоимости продукции
Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции. Таким образом, факторная модель для анализа общей суммы затрат примет вид [12, стр. 225]:
, (6)
где Зобщ – общая сумма затрат, млн. р.;
VВПобщ – объем выпуска продукции, млн. р.;
В – уровень переменных затрат на единицу продукции, млн. р.;
А – уровень постоянных затрат, млн. р.
Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 2.12 и таблице 2.13.
Таблица 2.12 – Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции в 2007 году, млн. р.
По плану на плановый выпуск продукции
По плановому уровню на фактический выпуск продукции
Фактические при плановом уровне постоянных затрат
Таблица 2.13 Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции в 2008 году, млн. р.
По плану на плановый выпуск продукции
По плановому уровню на фактический выпуск продукции
Фактические при плановом уровне постоянных затрат
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат рост издержек на производство продукции составил 67 570 млн. р. (442 911 – 375 341) в 2007 году и 50 325 млн. р. (531 407 – 481 082) в 2008 году.
Постоянные расходы возросли в 2007 году по сравнению с 2006 на 25 394 млн. р., а в 2008 году по сравнению с 2007 на 21 983 млн. р., что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таким образом, общая сумма затрат в 2007 году выше уровня 2006 на 109 273 млн. р. (468 305 — 359 032), или +30 %, а в 2008, по сравнению с 2007 на 85 085 млн. р.(553 390 — 468 305), или +18 %. За счет увеличения объема производства продукции она возросла в 2007 на 16 309 млн. р. (375 341 — 359 032), в 2008 на 12 777 млн. р. (481 082 — 468 305). За счет роста себестоимости продукции произошло увеличение издержек — на 92 964 млн. р. (464 512 — 428 622), или на 24,77 % в 2007 году. В 2008 году вклад роста себестоимости в рост издержек производства составил 72 308 млн. р., или 15,03 %.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль объема произведенной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением, общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным таблиц 2.12, 2.13 и по данным о выпуске товарной продукции (таблица 2.14).
Таблица 2.14 – Объем произведенной продукции, млн. р.
Вопрос 42 Факторный анализ себестоимости продукции
Факторный анализ себестоимости продукции
Сущность факторного анализа себестоимости продукции сводится к оценке степени положительного и отрицательного воздействия факторов на отклонение от его базового уровня.
Факторный анализ себестоимости конкретного вида товара рекомендуется проводить с учетом деления затрат на постоянные и переменные:
где К – количество произведенной (проданной) продукции; В – условно-переменные издержки на единицу продукции (зависят от объема производства и продаж: сдельная заработная плата, сырье, материалы, электроэнергия, ГСМ и т. д.); А – сумма постоянных затрат (не зависит от объемов производства: амортизация, аренда помещений, налог на имущество, заработная плата руководителей, затраты на содержание охраны, сумма страховых платежей).
Данная факторная модель смешанная, следовательно, будет применен метод цепных подстановок.
1. Рассчитаем условные показатели:
где 1 данные за отчетный период; 0 данные за базисный период.
2. Определим абсолютное отклонение себестоимости:
3. Рассчитаем количественное влияние факторов на изменение себестоимости единицы товара за счет изменения:
• суммы постоянных затрат:
• объема производства (продаж):
• удельных переменных издержек:
4. Проверим правильность расчетов:
Основными причинами перерасхода средств могут быть: инфляционные процессы; неоправданные нормы амортизации (при ускоренном методе начисления); завышенный объем ремонтных работ и их сложность; высокая степень изношенности основных средств; увеличение отработанного времени, стоимости запасных частей и цен на ГСМ и др.
Например, перерасход средств по статье «заработная плата» может быть вызван увеличением объемов выпуска товаров, повышением уровня трудоемкости производства и оплаты труда за 1 чел./ч.
Увеличение материальных затрат может произойти за счет отклонений в нормах расхода конкретного материала, роста цен на покупные материалы (себестоимости материалов собственного производства), замены материалов.
Затраты на производство продукции рассматривают при анализе производственной себестоимости, а при изучении полной себестоимости в исследование дополнительно включают коммерческие расходы:
• расходы по доставке зависят от расстояния перевозки и вида транспортных средств;
• расходы по погрузке-выгрузке зависят от веса отгруженной продукции и расценок за погрузку;
• затраты на рекламу, упаковочный материал и другие расходы.
Если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем продукции реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде произойдет повышение рентабельности продаж. Величина полной себестоимости должна быть больше производственной. Исключением является продажа остатков прошлого года и товаров, купленных для перепродажи.
Динамику изменений полной себестоимости следует сопоставить с темпами роста цен реализации, что позволит установить необходимость дальнейшего снижения издержек производства и реализации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:15, курсовая работа
Описание
Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
3. рассмотреть факторный анализ;
4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости………. 5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…. 5
1.2 Сущность и значение факторного анализа…………………. ……………13
Глава 2. Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» ……………. …21
2.1 Факторный анализ себестоимости……………………. 21
2.2 Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………. …. 27
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список….…………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………. 33
Работа состоит из 1 файл
Федеральное агентство по образованию.doc
З, З1 — суммы затрат базисного и отчетного периода;
Q, Q1 — объем выпуска товаров базисного и отчетного периода.
Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеназванных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.
Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу товара.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.
Во второй главе данной курсовой работы мы рассмотрим факторный анализ на примере ООО «Ставрополь-Опторг».
Глава 2.Факторный анализ себестоимости предприятия ООО «Ставрополь-Опторг»
2.1 Факторный анализ себестоимости
В настоящее время при анализе фактической себестоимости произведенных товаров, выявлении резервов и эконом ического эффекта от ее снижения используется факторный анализ.
Поскольку себестоимость комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности – отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т.п.
Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства — средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Традиционно анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всех товаров, при этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма и структуры выпуска товаров, уровня переменных затрат на единицу товара и суммы постоянных расходов. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
Приведенная схема поясняет порядок оценки влияния факторов на общее изменение затрат при сопоставлении затрат текущего периода с предыдущим (рисунок 2.1).
Рис.2.1 Схема анализа влияния факторов на изменение общей суммы затрат на производство товаров
При этом перерасчет затрат предыдущего периода на объем производства товаров текущего периода целесообразно осуществлять только по переменной части затрат.
Рассмотрим пример факторного анализа затрат в соответствии с рассмотренной выше схемой на основе исходных данных по предприятию ООО «Ставрополь-Опторг» за 2009 год (смотри таблица 2.1).
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг» создано в 1999 году на базе приватизированного предприятия по производству и реализации строительных материалов из дерева, которое на тот момент времени находилось в ситуации краха. ООО «Ставрополь-Опторг» начало стабильно функционировать и постепенно из убыточного предприятия оно превратилось в более или менее платежеспособное предприятие. Продолжая производство и реализацию строительных материалов, ООО «Ставропольопторг» стало понемногу осваивать и другие сферы бизнеса. В частности, был выкуплено здание, находившееся на территории бывшего предприятия и оборудован лесопильный цех.
В 2002 году руководством предприятия было решено начать не только производить и доставлять строительные и сопутствующие материалы на строительные точки города, но и самим выполнять строительные работы. В начале это были просто единичные подрядные работы, а со временем они приобрели систематический характер. Предприятие начало выполнять реставрационные, а так же восстановительные работы не только по городу, но и краю.
В настоящее время ООО « Ставрополь-Опторг» планирует строительство сразу нескольких объектов на территории города Ставрополя. Для этого штат предприятия был укомплектован необходимым количеством прорабов и рабочих. Была приобретена необходимая техника и снаряжение. Необходимо заметить, что данное предприятие использует новый типа строительства при помощи съемной опалубки. Данный тип производства является одним из наиболее распространенных в Европе и США, а также ряде других государств. При использовании данного метода строительства сроки возведения зданий, без потери качества, значительно сокращаются.
В настоящий момент предприятие успешно функционирует на рынке производства оконных, дверных блоков. Планируется открыть цех по производству металлопластиковых изделий, в частности окон.
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг», именуемое в дальнейшем ООО «Ставрополь-Опторг», создано в соответствие с Федеральным законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [1].
По приведенным данным таблицы 2.1 необходимо проанализировать влияние на изменение себестоимости:
1) объема производства товаров;
2) цен и тарифов по затратам;
3) структуры и удельных затрат на производство отдельных видов товаров.
Таблица 2.1 — Исходные данные для факторного анализа затрат