Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический анализ деятельности руководителя

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя

Введение

Дипломная работа : Исследование свойств личности современного руководителя.

Содержание

Введение

В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Проблемой изучения личностных характеристик, обуславливающих эффективность руководства занимались, такие исследователи как: М. Армстронг,л М. Шоу, Г. Кунц, С. О’Доннел, Д. Макклелланд, Т. Ю. Базаров, А. В. Карпов, С. М. Морозов, Р. Л. Кричевский, А. М Бандурка.

В отечественной психологии социально-психологический климат исследовали: Р.Л. Кричевский, В.В. Бойко, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, А. Г. Ковалёв, В. С. Кузьмин, Г. Л. Моченов, М. Н. Ночевник, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, С. К. Рощин, В. Ф. Рубахин, Г. П. Смолян, А. В. Филиппов и др.

В работах этих и ряда других авторов предложены и обоснованы оригинальные подходы и методы исследования роли руководителя в формировании социально-психологического климата в трудовом коллективе с учетом новых взглядов, возникших вследствие становления новых экономических отношении.

Важность подобного рода исследований связана с возрастанием роли личностных качеств руководителя в управлении коллективом, его умением ориентироваться в сложных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе управленческой деятельности. Однако, несмотря на обилие научных трудов, посвященных коллективу, в настоящее время в психологии управления нет еще комплексного научного исследования этой проблемы.

В этой связи на сегодняшний день представляется необходимым соединить в систему недостаточно связанные между собой исследования в области психологии с целью определения влияния личностных характеристик руководителя на формирование и управление социально-психологическим климатом трудового коллектива и формирования на этой основе моделей его социально прогнозируемых действий по осуществлению требуемых изменений в социально-психологическом климате коллектива.

В данной работе рассматривается влияние ряда доминирующих черт личности руководителя на формирование и регулирование оптимального психологического климата в коллективе.

Актуальность исследования обусловлена:

существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере;

теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности;

необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом.

Цель исследования: выявить личностные характеристики руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический климат коллектива.

Объект исследования: личность руководителя.

Предмет исследования: личностные характеристики руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический климат коллектива.

Определить психологический портрет эффективного руководителя.

Выявить критерии благоприятного социально-психологического климата.

Провести теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя, влияющих на психологический климат.

Выявить личностные качества руководителя, которые обусловливают благоприятный социально-психологический климат.

Провести констатирующий эксперимент с целью диагностики особенностей личности руководителя и их влияния на социально-психологический климат.

Определить банк методик для исследования личностных характеристик руководителя, позитивно влияющих на социально-психологический климат коллектива.

Гипотеза исследования: некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

Методологическую основу исследования составляют: психологические теории личности (Д. Кейрси), взгляды различных психологов на роль руководителя в процессе управления (А. М. Бандурка, и др.), теории управления (К. Левин, Р.Р. Блейк, Дж. С. Моутон и др.).

Методы и методики исследования:

В исследовании в качестве основных методов были использованы констатирующий эксперимент, наблюдение и беседа.

В работе использовались следующие методики: опросник Д. Кейрси для определения социального типа личности; проективная методика исследования личности Н. Г. Хитровой «Деловые ситуации», в основе которой оценка эмоционального поведения личности в ситуации принятия решения; тест Томаса, направленный на исследование доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации, тест-опросник Л. Н. Лутошкина, направленный на изучение психологического климата коллектива.

Достоверность результатов исследования обеспечивались статистической обработкой полученных данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных в работе источников и приложений.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается выбор темы диплома, её актуальность, сформулированы: цель, задачи, объект и предмет исследования, указываются методологические основы и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя» дается психологический портрет эффективного руководителя, критерии благоприятного социально-психологического климата, определяются факторы, влияющие на его формирование, среди которых определяющими являются личностные качества руководителя и стиль его управленческой деятельности.

Вторая глава «Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата сотрудников ОАО «» содержит описание эмпирического исследования.

В заключение работы отражены общие результаты исследования, сформулированы выводы и практические рекомендации, подтверждена выдвинутая гипотеза.

Научная значимость исследования состоит в востребованности для современных руководителей информации по повышению эффективности деятельности, развитию личностных качеств, необходимых для успешной управленческой работы, повышению коммуникативной компетентности для улучшения психологического климата в коллективе

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя

Психологическая характеристика деятельности руководителя

Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководитель — это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

  1. управляющим, наделенным властью;
  2. лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
  3. дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
  4. воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
  5. инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;
  6. просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями. Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.

В соответствии с функциями управления руководитель одновременно должен являться:

  • организатором, умеющим работать с людьми (при этом он должен заслужить их уважение);
  • генератором идей, направленных на развитие организации во всех отношениях (как правило, слабое место руководителя — болезненное отношение к критике);
  • энтузиастом, полным энергии и воодушевляющим коллектив (однако часто руководители бывают властолюбивы, лоэтому их раздражают те, кто не идет за ними;
  • контролером, аналитиком, способным оценить сделанное, гарантом качества, исполнительным и надежным (но часто груз проблем, информационные перегрузки делают его угрюмым, стремящимся к минимуму контактов с людьми);
  • бизнесменом, интересующимся внешней стороной дела, представляющим организацию, связанным с общественностью (это вызывает необходимость овладения дополнительными знаниями в области экономики, предпринимательства, маркетинга, создания собственного имиджа, презентабельности);
  • исполнителем, хорошим администратором, способным воплотить идею в жизнь (но часто мелочи, рутина «топят» руководителя, отвлекая от главных задач);
  • обладателем огромной трудоспособности (иногда требуется напряженно работать по 12—16 ч в сутки).
Читать еще:  Анализ кадровой ситуации в регионе

Достаточно трудной задачей является постоянное поддержание своей «формы» (физической, интеллектуальной, внешней и т. п.) в хорошем состоянии.

Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т. д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).

Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.

Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.

Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.

Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; «практический» интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.

Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающиеся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей:
1. Организационная проницательность или «чутье» менеджера, включающее:

  • психологическую избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений);
  • практическую направленность интеллекта (использование психологического состояния коллектива в решении практических задач);
  • психологический такт (т. е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности).

2. Эмоционально-волевая действенность или гипнотизм «внушительности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается из таких факторов, как:

  • энергичность, способность заряжать подчинённых своим энтузиазмом;
  • требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным;
  • критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.

3. Склонность к организаторской деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленностью, а также самочувствие в процессе организационной деятельности, т. е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.

Психология деятельности руководителя

В целях раскрытия особенностей структуры личности руководителя (субъекта управления) обычно используют сложившиеся в общей психологии представления о трех главных компонентах психики – психических процессах, состояниях и свой­ствах.

Среди всех психических процессов наибольшее значение имеют познавательные (когнитивные) процессы, в первую очередь, восприятие, память, мышление. Наи­более общей их особенностью в управленческой деятельности является то, что все они сохраняют свои основные закономерности, но приобретают и дополнительные специфические черты, обусловленные своеобразием данной деятельности. В частно­сти, процесс восприятия представлен в основном в виде «социальной перцепции»: стимулы – «материал» восприятия руководителя предельно специфичны. Ими яв­ляются не столько предметы (объекты внешнего мира), сколько субъекты (личности во всем многообразии и противоречивости их качеств, признаков, свойств, намере­ний), поэтому социальная перцепция неотделима от других, более сложных психи­ческих процессов, вплетена в общий ход межличностного взаимодействия.

Установлена связь точности социальной перцепции с эффективностью дея­тельности руководителя. Процессы межличностного восприятия являются необхо­димым условием любой совместной, в том числе и управленческой, деятельности. В целом показано, что существует довольно сложная нелинейная зависимость между точностью, дифференцированностью социальной перцепции и эффективностью груп­повой деятельности; между этими же параметрами перцепции и успешностью управ­ленческой деятельности. Слишком низкая точность и полнота перцепции, так же как и слишком высокая, сопровождается меньшей эффективностью деятельности. По­следняя максимальна на некотором достаточно высоком, но все же промежуточном значении точности перцепции.

Наиболее изученной и богатой фактическим материалом является та область со­циальной перцепции, которая связана с описанием ее основных феноменов, эффек­тов, проявлений. Все они обладают одной общей чертой: одновременно являются и своеобразными «ошибками» (проявлениями неточности перцепции), и важнейши­ми закономерностями, причины которых коренятся в фундаментальных особенно­стях психики. Отметим некоторые из них.

«Эффект ореола» (галоэффект) является наиболее известным среди всех «оши­бок» межличностной перцепции. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, ко­торые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впе­чатление также ведет к отрицательной оценке тех свойств, которые неизвестны. Этот эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте воспри­ятия; в данном случае он служит своеобразным средством восполнения дефицита информации об объекте [17, с. 567].

«Эффект первичности» состоит в тенденции к сильной переоценке первой информа­ции о человеке (в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем) по отношению к другой информации, поступающей позже. Этот эффект называется также «эффек­том знакомства» или «первого впечатления». В его основе лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценки. Показано также, что в существенной части слу­чаев данный эффект отнюдь не является только ошибкой, поскольку дает хотя и гру­бый, приблизительный, но в целом довольно верный результат [17, с. 567].

«Эффект физиогномической редукции» состоит в том, что составляется поспешное заключение о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика [17, с. 567].

Частным, но важным именно для управленческой деятельности является феномен «технократического восприятия» подчиненных. Руководитель «моделирует» подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности и строит его образ таким, каким он должен быть, а не на основе реальных особенностей личности [17, с. 567].

Выделяют наиболее обобщенное мыслительное свойство – систем­ность мышления. Сочета­ние высокого уровня системного мышления с достаточным развитием его аналити­ческих сторон – одно из важнейших профессиональных требований к руководителю.

Отмеченные выше специфические черты восприятия, памяти, мышления обуслов­ливают (наряду с особенностями других когнитивных процессов) своеобразие ин­теллектуальных качеств руководителя. Так, «социальная перцепция» лежит в основе качества психологической проницательности в межличностных взаимодействиях; отмеченные мнемические свойства лежат в основе селективности памяти; свойства практического мышления обусловливают такие важнейшие интеллектуальные каче­ства, как прогностичность, рефлексивность, систематичность, ори­гинальность, критичность, реалистичность, «устойчивость к неопределенности».

Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с его личным профессио­нальным опытом обусловливают формирование индивидуальной управленческой концепции (ИУК) как наиболее обобщенного регулятора его деятельности. Индиви­дуальная управленческая концепция – это складывающаяся под воздействием дея­тельности и носящая индивидуализированный характер система устойчивых взгля­дов относительно путей, приемов, методов, форм и способов управления, его целей и задач, стиля и условий, требований к подчиненным и отношений с ними [17, с. 568].

Проявления интеллектуального стиля (как еще одного обобщенного качества ин­теллекта) в управленческой деятельности также специфичны. Основные – «чистые» – стили (исполнительский, законодательный, оценочный) не вполне адекватны комп­лексному характеру деятельности руководителя, хотя компоненты каждого из них и предполагаются ею. Оптимальным для этой деятельности является комбинирован­ный интеллектуальный стиль – своеобразный синтез в практическом интеллекте ве­дущих компонентов трех указанных стилей, в особенности – законодательного и оце­ночного.

Читать еще:  Система показателей комплексного экономического анализа

В связи с феноменом рефлексии в психологии управления возникло понятие «реф­лексивное управление». В широком смысле это управление, построенное с учетом и на основе всех закономерностей рефлексии. Это фактически синоним психологи­чески обоснованного, грамотного, гуманистически ориентированного управления. В узком, специальном смысле под рефлексивным управлением понимается особая тактика воздействия на других, в основе которой лежит проекция собственных способов поведения в той или иной ситуации на прогнозируемое поведение других людей [17, с. 569].

Очень специфична для руководителя готов­ность к экстренным действиям (ГЭД) – способность быстрого и действенного реаги­рования на экстренно возникающие непредвиденные ситуации; способность «быст­рого включения» в ситуации, нестандартные обстоятельства, а также произвольного изменения своего состояния в соответствии с их требованиями.

Интегральным эффектом способностей к эмоционально-волевой регуляции состо­яний в деятельности руководителя является свойство эмоциональной резистентности.

Среди большого комплекса вопросов, связанных с процессом взаимодействия ру­ководителя и подчиненных, объективно главными в психологии управления являют­ся две проблемы. Во-первых, изучение так называемых властных отношений, фено­мена власти в целом как наиболее мощного регулятора совместной деятельности. Во-вторых, исследование основных стилей руководства [17, с. 570].

Авторитарный стиль управления стиль, характеризующийся макси­мальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и отстранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управ­ления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуж­дения.

Либеральный (попустительский) стиль управления стиль, характе­ризующийся предоставлением под­чиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля своей работы, слабым использова­нием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высшего порядка.

Партисипативный стиль управления – стиль, характеризу­ющийся привлечением исполните­лей к реализации собственно уп­равленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации.

Новаторско-аналитичесний стиль управления стиль, которому присущи преданность организации, энергичность и новаторство, чут­кость к новой информации и идеям, генерирование большого числа альтернатив и идей, быстрое приня­тие решений, хорошая интеграция коллективных действий, четкость в формулировке целей и установок, готовность учитывать мнение дру­гих, терпимость к неудачам.

Согласно поведенческому подходу, эффективность управленческой деятельности в целом определяется не столько личностными качествами руководи­теля (хотя здесь также признается их значимость), сколько его манерой, стилем пове­дения по отношению к подчиненным. Стиль при этом определяется также и своеоб­разным «балансом властей» – соотношением «власти руководителя» и «власти подчиненных». Несмотря на указанные различия в подходах в психологии управления сложи­лись достаточно устойчивые взгляды на основные стили руководства. При этом за основу их выделения чаще всего берется так назы­ваемый «авторитарно-либеральный континуум» руководства. На одном его полюсе располагается авторитарный стиль, на другом – либеральный (попустительский), средние же значения соотносятся с демократическим стилем [17, с. 571].

К настоящему времени в психологии управления сложился ряд основных методи­ческих подходов. Главными среди них являются следующие: микроанализ управленческой деятельности, эмпирический анализ управленческой деятельности, подход с позиции психологической теории деятельности, ролевой подход к анализу управленческой деятельности, дименсиональный подход, нормативный подход, функциональный анализ управленческой деятельности [17, с. 571].

При реализации указанных подходов используются как общие методы психоло­гического исследования (эксперимент в его различных разновидностях, наблюдение, тесты, анкетирование и др.), так и специальные методы, разработанные в психологии управления. Ко вторым относятся, в частности, метод экспертной оценки эффектив­ности деятельности руководителя, групповая оценка личности (ГОЛ) руководителя, метод обобщения независимых характеристик управленца, адаптированные вариан­ты метода социометрии, методика конфликтометрии, а также ряд иных, заимствованных, прежде всего из социальной психологии методов исследования. В последнее время все большее распространение получают новые методы компьютерного моде­лирования и изучения деятельности руководителя, а также иных проблем психоло­гии управления [17, с. 581].

Психология руководителя

Руководитель — это не должность,
а психология, образ жизни и образ мысли.

Как часто приходится видеть руководителя, который буквально выбивается из сил, но ничего в компании изменить не может, да и не сильно хочет. А еще у таких директоров полностью отсутствует понимание, что же надо делать, какова перспективная цель компании. И главная проблема заключается в том, что они не знают, как надо руководить, и не хотят этого знать. Печально это осознавать, но эта статья адресована тем, кто хочет меняться, кто понимает необходимость образования и саморазвития для руководителей.

С того момента, когда в вашем подчинении оказываются люди, директором вы стали или владельцем собственного индивидуального предприятия, вам надо постоянно совершенствовать свои навыки управления, пойти учиться, записаться на курсы менеджмента и управления персоналом, надо регулярно повышать свой уровень профессионализма.

Руководитель – не только стратег, он – человек, который собирает все маленькие винтики производства в один большой механизм, который при правильной организации начинает работать и приносить прибыль. И никогда не надо забывать, что непосредственно работой и производством занимаются люди, то есть подчиненные. Поэтому одним из главных направлений руководящей деятельности является изучение и применение на практике психологии управления.

Психология управления – глобальная сфера знаний и практических приемов, которая изучает закономерности деятельности руководители и способы воздействия на подчиненных, направленных на повышение эффективности работы предприятия. Если руководитель овладевает основами психологии управления, то он начинает анализировать психологические условия в коллективе и корректировать их, если они не работают на главную цель – по повышение качества работы. Психология управления подразумевает несколько этапов работы: диагностику состояния системы управления, прогноз изменений в данном процессе, формирование поведенческих схем для подчиненных, создание плана выполнения намеченных действий и его реализация.

Задачи, как видите, глобальные. Для этого руководить, как правило, доверяют людям разносторонне развитым, способным анализировать и принимать ответственные решения, людям, которые сочетают в себе опыт, образование, знания, умения, профессиональное чутье и талант психолога. Еще важно руководителю иметь здравый рассудок, оптимизм, способность повести за собой, вдохновить. Как видим, психологических талантов в руководителе должно быть не меньше, чем управленческих и профессиональных.

Директор должен знать основы психологии еще и для того, чтобы вовремя увидеть в человеке его особенные черты, но не просто для того, чтобы их обсудить с соседом, а для того, чтобы использовать их для достижения производственной цели. Если же эти таланты спят или находятся в зачаточном состоянии, то надо их увидеть и создать почву для развития, для того, чтобы ваш подчиненный стал со временем профессионалом, гордостью компании. Кроме того, руководитель должен практически мгновенно замечать и недостатки сотрудника, чтобы еще на стадии принятия его на работу предусмотреть будущие проблемы и оценить все возможные риски для здорового психологического климата формы.

Читать еще:  Анализ состояния запасов

Руководитель также должен постоянно изучать влияние внешних факторов на сотрудников компании. Воздействие «со стороны» всегда присутствует и воздействует на вашу компанию массово. К примеру, повысились цены на КЖХ, ваша фирма стала автоматически платить больше по коммунальным счетам. Но не только вы в числе пострадавших, но и ваши сотрудники! Они тоже начали платить больше, и негатива в их душе прибавилось. Отсюда мысли о том, что все повышается, кроме зарплаты, директор — … (стандартное ругательство), и никто не может помочь. Лояльность к компании снижается. И руководитель, как хороший психолог, должен понять, что происходит, и не допустить снижения производительности, что неизбежно в ситуации недовольства.

Что же можно предпринять? Подумайте, как можно стимулировать работников к труду. Если нет возможности прибавить зарплату, то дайте им другой бонус, товарно-материальный, или измените систему премирования, когда за больший труд сотрудник получит большие деньги. А может, вам достаточно будет переговорить с неформальным лидером, убедить его в том, что нельзя поддаваться панике и если именно в этот момент начать работать лучше, можно вырваться в лидеры рынка. Вариантов масса, и выбор конкретного пути действия зависит от индивидуальных особенностей вашего предприятия.

Еще раз подчеркнем, что руководитель всегда должен стремиться к знаниям, и овладев ими – должен стремиться активно использовать их на практике. И только в этом случае процесс управления в целом будет грамотным, труд на вашем предприятии для сотрудников станет комфортным.

Какими психологическими навыками должен владеть руководитель

Первое и основное умение руководителя – создать из разношерстных сотрудников коллектив. Слаженную и сплоченную команду. Это самое сложное, особенно, если в коллективе есть творческие специальности. Поэтому каждый руководитель подбирает таких сотрудников, в которых он уверен, как в отличных воплотителях его идей. Даже если руководитель приходит в действующее укомплектованное предприятие, кадровые перестановки считаются совершенно логичным явлением. Данные меры тогда лишь оправданы, когда ситуация на рабочем месте развивается и становится лучше, когда увеличивается прибыль и зарплаты работников. Для того, чтобы такой результат стал возможным, руководитель должен обладать определенными навыками.

  1. Руководитель должен видеть будущее, он должен уметь здраво фантазировать, его мышление должно быть разумно творческим, его воображение должно быть реалистичным.
  2. Каждый сотрудник – это набор ценных для производства качеств, надо их разглядеть и развить, негативные черты попытаться блокировать. Причем все это определять необходимо на стадии собеседования при приеме на работу.
  3. При развитии положительных качеств работника необходимо грамотно стимулировать его рост продвижением по службе.
  4. Подбирать сотрудников не только по степени профессиональной подготовки, но и по совместимости друг с другом.
  5. Обладать основами диагностики психологических качеств сотрудников для подбора в структурные подразделения компании.
  6. Видеть психологические проблемы в коллективе, как постоянные, так и временно возникающие. Обладать умениями купировать последствия и причины таких проблем.
  7. Развивать аналитические способности, проводить работу в этом направлении не только в коллективе, но и с собой. Стремиться к развитию, к познанию нового, быть примером во всем для своих подчиненных.
  8. Много читать и на основе чужого опыта выводить свои постулаты и принципы психологической работы. Совершенствование навыков убеждения, что позволит создать эффективную команду.
  9. На собственном примере убеждать сотрудников в ответственности за свои дела. Если вы принимаете решение, то несете полную ответственность за него. Сотрудник принимает решение в размере своей компетенции, и за него он также несет полную и безоговорочную ответственность, эту мысль необходимо доходчиво, но верно вложить в понимание подчиненных.
  10. Научитесь грамотно советоваться с сотрудниками. Если вы заведете такое правило, совместно принимать совещательное решение относительно какого-либо вопроса, то каждый сотрудник будет чувствовать долю ответственности за тот путь, по которому идет предприятие. Заметьте, решение вместе принимается совещательное, а директором лично – окончательное.
  11. Развивайте скорость мышления, умение грамотно излагать свои мысли и быстро анализировать то, что говорят вам. От скорости принятия решения иногда зависит судьба всего бизнеса. И только глядя на деловые качества руководителя, подчиненные смогут понять, куда им идти и к чему стремиться.
  12. Проявляйте свои волевые качества, и подводите подчиненных к их проявлению, но совершенно обдуманному, деловому. Волевыми качествами являются инициативность, самостоятельность, смелость, здравый риск и самостоятельность. Отмечу, что в первую очередь это качества руководителя, и только избранные работники кроме него могут позволить себе проявить их в производственном процессе. Совершенствуйте свои навыки, оттачивайте их ежедневно, показывайте подчиненным, что вы – впереди планеты всей, что вы – трудитесь и на благо компании и над собой. И они пойдут за вами, непременно и бесповоротно.

Важные моменты, на которые должен обращать внимание руководитель

При обсуждении проблем руководитель должен обращать внимание на определенные моменты, при такой работе в коллективе будет складываться правильная конструктивная психологическая атмосфера, способствующая развитию, а не моральному подавлению желания работать. К примеру, сотрудник не выполнил вашего поручения. Можно сказать: как ты мог, ты провалил дело, что тебе вообще можно доверить? А можно еще и так отреагировать: что тебе помешало выполнить поручение, у тебя все нормально, ты ведь способен на много большую работу выполнить, а тут такое прокол, расскажи, в чем дело?

Понятно, что реакция сотрудника будет совершенно разная. Поэтому придерживайтесь основных правил создания позитивного настроя на работу.

  1. Выделяйте в своих беседах с подчиненными не то, чего им не хватило, а то, чего все же удалось достигнуть. И, что называется, «танцуйте от печки», от достигнутого уровня, даже если вы это делаете в восемнадцатый раз. Помните, что неудача сотрудников, это в первую очередь промах руководителя.
  2. Анализируя произошедшее, конечно, надо говорить о негативе, но так стройте беседу, чтобы на первом месте оказалось позитивное будущее, а не негативный предыдущий опыт.
  3. Всегда акцентируйте внимание на том, чем обладает компания, а не на предстоящих трудностях. У вас есть позитивные ресурсы? Вот и отталкивайтесь от них, но не забывая упомянуть об опасностях, и принимая все меры, чтобы их минимизировать. Не программируйте неудачу, не детализируйте предстоящие неприятности, но подробно объясняйте подчиненным о преимуществах компании и их личных, если задача будет отлично выполнена.
  4. В каждом сотруднике замечайте позитивное и все время напоминайте коллективу о том, что в каждом из них есть масса достоинств, которые, если их сложить, станут мощным инструментом к достижению успеха.
  5. Обязательно вспоминайте почаще о том, что когда-то вы вместе уже достигли успеха, анализируйте этот путь, берите из него самое лучшее и совершенствуйте, делайте этот опыт стартовой площадкой для новых свершений.

И в завершении позволю себе процитировать одного из самых находчивых и предприимчивых героев человечества по фамилии Мюнхаузен: «Улыбайтесь господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле, совершаются именно с этим выражением лица». Жаль, что персонаж этот литературный, вот бы с ним поболтать на позитиве о психологии.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector