Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержательные теории мотивации основаны на анализе

Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основаны на определении пот­ребностей человека и их структуры

Содержательные теории мотивации основаны на определении пот­ребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями, т.е. тем, что человек считает для себя ценным. Причем выделяют внешние вознаграждения (заработная плата и премии, продвижение по службе) и внутренние (чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы).

Содержательные теории мотивации предусматривают, в первую очередь, выявление потребностей, побуждающих людей к действию. К числу таких теорий относят теории А.Маслоу, Мак Клелланда и Герцберга.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Согласно которой
ус­пех побуждения работников к производительному труду зависит от того, насколько правильно учтены актуальные потребности человека. Заслуга А. Маслоу состоит в том, что он все потребности человека расположил в виде строгой иерархической структуры (рис. 4.7), к которой относятся:

1) физиологические потребности – еда, вода, жилье, отдых и сексуальные потребности;

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем – это потребность в защите от физических и психологических посягательств со стороны окружающего мира, а также уверенность в том, что в будущем физиологические потребности будут удовлетворены, например, за счет гарантированной и достаточно хорошо оплачиваемой работы;

3) социальные потребности – чувство принадлежности к социальной группе (к семье, родственникам, друзьям, коллегам по работе и увлечениям);

4) потребность в уважении к себе – это потребность в личных достижениях, компетентности, признании и уважении со стороны окружающих;

5) потребность в самоуважении. Это потребность самовыражения, реализаций своих потенциальных возможностей и потребность в росте как личности.

Указанные потребности (рис. 4.7) проявляются в человеке в строгой последовательности. Например, первыми удовлетворяются так называемые базисные потребности. Они связаны с обеспечением выживания. Согласно Маслоу, мы работаем, прежде всего, для удовлетворения наших базисных потребностей.

После того как базисные потребности успешно удовлетворены, приобретают значение потребности следующего уровня, и, прежде всего, потребность в безопасности, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться. Потребность в принадлежности к социальной группе – это потребность объединяться с другими людьми. Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации – это потребность самовыражения и осуществление желаемого. А. Маслоу замечал, что люди – «алчущие существа», стремящиеся удовлетворять неудовлетворенные потребности (Цит. по: [5, с. 111]).

Иерархия потребностей по Маслоу позволяет сделать весьма важное заключение о мотивирующей силе денег. Проведенные исследования об использовании денег в качестве стимулирующего фактора привели к следующим выводам. Стимулирующим фактором деньги могут служить лишь для 10–30 % работников, но они не окажут влияния на оставшиеся 70–90 % трудящихся.

Менеджер, который хочет использовать деньги в качестве побудителя к труду, должен;

1) подбирать на работу соответствующих людей;

2) платить им достаточно крупные премии (от 30 до 100 % основного оклада);

3) создавать «денежный» настрой в рабочей группе.

Деньги и только деньги, как показали исследования, не являются решающим мотиватором производительного и качественного труда. Самым мощным фактором мотивации трудовых процессов является удовлетворенность трудом: радость от работы, личная причастность к ее результатам, уверенность в компетентности, значимость для организации, возможность выразить себя в труде, рост личности, свобода в выборе действий, уважение со стороны руководства.

В тех случаях, когда человек не удовлетворен своей работой, когда она ему в тягость, он испытывает беспокойство, даже если основные потребности его удовлетворены. Вот почему так важно правильно выбрать профессию, найти себя в работе и именно в ней стремиться к самовыражению. Так как потенциальные возможности человека растут и расширяются, то потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому можно с уверенностью сказать, что процесс мотиваций поведения человека через потребности бесконечен.

Отсюда следует весьма важный практический вывод: менеджер должен тщательно изучить своих подчиненных и четко представлять, какие активные потребности движут ими. Учитывая динамический характер потребностей человека, менеджер должен заметить изменение этих потребностей и соответственно изменить методы удовлетворения.

Теория потребностей Мак Клелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации А. Маслоу, где основной упор делается на потребности высших уровней. Мак Клелланд исходил из того, что людям присущи три потребности:

1) потребность власти, которая выражается как стремление воздействовать на других людей;

2) потребность успеха, которая удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения;

3) потребность причастности, которая выражается в стремлении человека принимать участие в решении наиболее важных задач в организации.

Менеджер, располагая данными о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению цели как работника, так и организации. Например, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, то необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развивать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Двухфакторная теория Герцберга, разработанная как модель мотивации, основанная также на потребностях человека, получила название теории двух факторов. К первой группе относятся гигиенические факторы. Они связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включают в себя: политику фирмы, условия труда, заработную плату, межличностные отношения, стиль руководства, гарантии в сохранении работы. По мнению Герцберга, если руководство организации не оказывает должного внимания названным факторам, то у человека возникает неудовлетворенность трудом. Однако достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. Ко второй группе относятся мотивации, связанные с самим характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.

Читать еще:  Анализ результатов моделирования

Отсутствие или неадекватность этих мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Однако обеспеченность их в полной мере вызывает удовлетворенность работой и мотивирует работников на повышение эффективности труда. Практический вывод из теории мотивации Герцберга сводится к следующему. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

Содержательные теории мотивации: краткий обзор

Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации, которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т.п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.

Сущность содержательных теорий мотивации

Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.

Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.

Основные содержательные теории мотивации:

  • теория иерархии потребностей Маслоу;
  • теория Альдерфера;
  • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория иерархии потребностей – одна из самых известных мотивационных теорий, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность».

Наглядной моделью иерархии потребностей в теории А. Маслоу является широко известная пирамида потребностей (пирамида Маслоу). Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать «лестницу» человеческих потребностей именно в виде пирамиды.

Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.

То есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг. И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация.

Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней. Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели:

  1. Физиологические потребности (первичные);
  2. Потребности в безопасности (первичные);
  3. Социальные потребности (вторичные);
  4. Престижные потребности (вторичные);
  5. Духовные потребности (вторичные).

Основа основ, по А. Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации, в терминологии Маслоу) достигает лишь 2% людей.

Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

Теория потребностей Альдерфера

Еще одна очень распространенная и авторитетная содержательная теория мотивации – теория Клейтона Альдерфера, психолога из Йельского университета. Он во многом соглашается с теорией Маслоу и также описывает структуру и содержание человеческих потребностей, а также их связь с мотивацией.

Теория потребностей Альдерфера (ERG-теория) говорит о том, что людьми движут три базовые потребности (соответствующие различным уровням пирамиды Маслоу):
1. Потребность существования (Existence) – физиологические потребности, безопасность и т.д.;
2. Потребность связи (Relatedness) – принадлежность к коллективу, причастность к общему делу и пр.;
3. Потребность роста (Growth) – самовыражение, самореализация, творчество.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Клейтон Альдерфер называет «удовлетворение», движение в обратную сторону – «фрустрация».

Отличие теории Альдерфера от пирамиды Маслоу в том, что здесь движение по уровням потребностей идет в обе стороны. У А. Маслоу только в одну – снизу вверх.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Следующая содержательная теория мотивации – теория потребностей Дэвида МакКлелланда, еще одного американского психолога, разработанная им в 1940-е годы.

Читать еще:  Этапы системного анализа

Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:
1. Потребность в причастности;
2. Потребность во власти;
3. Потребность в успехе.

Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

Поэтому работникам с потребностью в причастности надо дать работу с большими возможностями социального общения. Работникам с потребностью во власти надо предоставить возможность быть лидерами, принимать решения. Работникам с потребность в успехе надо поручать интересные и сложные задачи (но такие с которыми они могут справиться), отмечая и вознаграждая их успехи.

Теория двух факторов Герцберга

В заключении рассмотрим содержательную теорию мотивации американского психолога Фредерика Герцберга, созданную им еще в 1950-х годах.

Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников (поэтому ее часто называют двухфакторной теорией Герцберга):
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, контроль за работой, размер заработной платы, взаимоотношения с коллегами и начальством;
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – достижения работника, возможности карьерного роста, возможность самореализации, признание заслуг, успехи.

Согласно теории Ф. Герцберга гигиенические факторы важны, так как плохие условия труда и низкая зарплата приведут к неудовлетворенности человека своей работой. Но при этом они не могут мотивировать работника.

С другой факторы-мотиваторы могут мотивировать работников, но их отсутствие не вызывает у людей неудовлетворенности своей работой!

Парадоксально, что заработная плата по Герцбергу не является мотивирующим фактором!

В теории Герцберга также прослеживаются параллели с теорией Маслоу (например, к гигиеническим факторам можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности; оставшиеся ступени пирамиды А. Маслоу относятся к факторам-мотиваторам).

Содержательные теории мотивации кратко

Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.

В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:
1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:
1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
3. Потребность роста (самореализация, творчество).
Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:
1. Потребность в причастности;
2. Потребность во власти;
3. Потребность в успехе.

IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.

Скачать памятку шпаргалку по содержательным теориям мотивации:

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Содержательные теории мотивации

Менеджерам важно знать, что заставляет людей качественно выполнять свои должностные обязанности. Возникновение побудительных мотивов деятельности обусловлено множеством факторов, изучению которых посвятили силы авторы различных содержательных теорий мотивации в менеджменте.

Мотивация в менеджменте

Мотивация человека что такое

Мотивация – это совокупное действие внутренних и внешних факторов, которое заставляет человека совершать те или иные действия. Основу мотивации составляют потребности и интересы человека. Мотивация обусловлена психофизиологическими свойствами человека и определяет его стремления.

Важно! К главным характеристикам мотивации относят ее направленность, организованность, устойчивость, целеустремленность. Именно на этих параметрах основываются содержательные теории мотивации.

Побуждающие к действию факторы

К побудительным факторам можно отнести:

  • Стремление к самоутверждению. Это желание связано с потребностью в уважении и стремлением иметь высокий социально-психологический статус.
  • Идентификация. Человек выбирает себе образец для подражания, который стимулирует его личностный рост и активность. В качестве кумира могут выступать родители или знаменитости.
  • Потребность в самовыражении и самоактуализации. Каждому человеку интересна та или иная сфера науки или искусства. Занимаясь каким-то делом, индивид стремится совершенствовать свои навыки. Он интересуется новыми технологиями в этой сфере, оттачивает свое мастерство, потому что хочет быть лучшим.
  • Удовольствие от самого процесса деятельности. Человек занимается тем или иным видом искусства, творчеством, потому что ему интересна эта сфера, он получает удовольствие от создания очередного шедевра.
  • Потребность в общении и установлении контактов с другими людьми.
  • Общественно-значимые мотивы. Чувство долга, ответственность заставляют человека делать то, что требует от него руководство или общество.
  • Желание обладать властью, получить руководящую должность.

  • Материальная выгода. Если предстоящее дело сулит человеку получение денег, он будет заинтересован в его выполнении.

Основные содержательные теории мотивации

Содержательные концепции мотивации базируются на анализе потребностей человека. К содержательным мотивационным теориям относятся теории А. Маслоу, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга, Ф. Тейлора.

Читать еще:  Анализ уровня организации производства

Теория А. Маслоу

В основе мотивационного подхода А. Маслоу лежит разработанная им пирамида потребностей. Человеку свойственно все время испытывать те или иные потребности, которые объединяются автором в группы и встраиваются в краткую иерархическую пирамиду. Физиологические потребности в пище, сексе, сне составляют первый уровень пирамиды. За ними следует потребность в безопасности. Следующий уровень пирамиды – потребности в принадлежности и любви. Четвертый уровень составляет потребность в уважении. За ней следуют познавательные потребности. Предшествует вершине пирамиды уровень эстетических потребностей, который предполагает потребность в созерцании картин и чтении романов. Вершиной пирамиды являются потребности в самоактуализации.

Если тот или иной вид потребностей не удовлетворяется, человек испытывает дискомфорт и предпринимает попытки для его устранения, то есть приступает к активным действиям.

Внимание! Если у человека не реализованы потребности, лежащие в основании пирамиды, он не будет стремиться к удовлетворению потребностей высшего уровня. Для того чтобы испытывать потребность в самоактуализации, человек должен быть сытым, выспавшимся, комфортно чувствовать себя в коллективе и обладать достаточным уровнем знаний в той или иной сфере.

Теория Д. Мак-Грегора

Д. Мак-Грегор разработал теорию побуждения в управленческой деятельности. По сути, это вариант концепции процессуальной мотивации. Эта теория управления основана на контроле менеджера над действиями подчиненных. Автор концепции изучал мотивацию сотрудников предприятия с 2 позиций:

  1. С точки зрения теории «Х», согласно которой сотрудники инертны, лишены амбиций, стремятся снять с себя лишнюю ответственность, ленятся. Работники стремятся к удовлетворению потребности в безопасности. Основными методами мотивации к трудовой деятельности служат давление со стороны руководства, угрозы и жесткий контроль.

Забота о безопасности

  1. С точки зрения теории «У», людям свойственна потребность приносить пользу посредством труда, так как это позволяет им реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Достижение цели мотивируется возможностью получения вознаграждения. При хороших условиях труда у сотрудника формируются ответственность и самоконтроль.

Дополнительная информация. Теория «Х» появилась первой, она похожа на теорию А. Маслоу, которая делает акцент на потребностях человека. Вторая теория дает реальное описание производственного положения дел: если выбрать правильные мотивирующие факторы, люди будут работать лучше.

Теория Ф. Герцберга

Теория этого автора представляет собой краткий путь выявления степени удовлетворенности человека трудом. Сотрудников крупной компании спрашивали, в каком случае у них возникают желание хорошо работать и положительные эмоции, а в каком случае, наоборот, отмечаются неудовлетворенность трудом и отсутствие желания работать. В результате исследования удалось определить гигиенические и мотивирующие факторы трудовой деятельности. Мотивирующие факторы связаны с работой, а гигиенические – с теми условиями, где осуществляется трудовая деятельность.

Основными гигиеническими факторами являются:

  • Соблюдение правил техники безопасности;
  • Оптимальный график смен;
  • Создание комфортных условий труда, соблюдение требований к освещенности, температурному режиму;
  • Официальное оформление работника и предоставление ему полного соц. пакета;
  • Высокий уровень заработной платы;
  • Регулярное обновление оборудования, участие предприятия в перспективных программах;
  • Доброжелательные отношения в коллективе;
  • Заинтересованность начальства в каждом сотруднике.

Внимание! Доказано, что соблюдение гигиенических факторов устраняет неудовлетворенность работой. Однако сами по себе гигиенические факторы без мотивирующих компонентов не могут вызвать полного удовлетворения работой.

Основными мотивирующими факторами являются:

  • Высокий социально-психологический статус сотрудника;
  • Трудовые успехи;
  • Личный интерес сотрудника к сфере труда;
  • Ответственность сотрудников за результат своего труда.

Мотивирующие факторы рождают у сотрудника самоуважение.

Теория Ф. Тэйлора

В своем подходе к пониманию мотивации Ф. Тейлор опирался на человеческий фактор и экономическое принуждение. Главным стимулом к труду он считал материальное вознаграждение. Он полагал, что руководству нужно оценивать не совокупный результат труда бригады, а обращать внимание на каждого сотрудника в отдельности. Стимулируя тех, кто хорошо работает, можно избавиться от лентяев. Это пример ортодоксального подхода к мотивации.

Дополнительная информация. Социология и психология высказали несколько замечаний автору данного подхода, упрекнув его в том, что он не принимает в учет психологические особенности личности и группы, однако Ф. Тейлор продолжал относиться к рабочему в первую очередь как к механизму, а затем уже как к человеку. Политика многих зарубежных предприятий состоит именно в этом.

Практическое использование содержательных теорий

Сегодня руководство большинства предприятий принимает важность человеческого фактора в повышении производительности труда. На практике теории мотивации реализуются через управление персоналом.

Использование в менеджменте

В менеджменте сегодня на первый план выходит создание открытых и доверительных отношений с подчиненными. Грамотные управленцы стараются создать самоорганизующиеся команды, передав часть управленческих функций самим работникам.

Однако в целом российскому менеджменту нужно изучать опыт успешного использования мотивационных теорий в управлении зарубежных компаний и следовать ему.

Справедливости ради нужно отметить, что в России менеджеры частично используют содержательные концепции мотивации, но нет системы их применения. Так, например, есть российские компании, руководству которых импонирует теория Д. Мак-Грегора, однако они используют только положения теории Х, игнорируя пункты теории У. Одностороннее применение теории не дает результата – подчиненные в таких фирмах пассивны. В рефератах психологов такой подход получил название «тюрьма персонала».

Таким образом, содержательные теории мотивации способны повысить производительность труда на предприятии. Для этого руководству нужно правильно выбирать мотивирующие факторы. Материальное стимулирование играет важную роль в формировании желания у сотрудника работать с полной отдачей, но в отсутствии других мотивирующих факторов оно не дает желаемого результата.

Эффективное применение мотивационных теорий

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector