Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет платы за пользование водным объектом

Примеры расчетов по платежам за пользование водными объектами


Примеры расчетов по платежам за пользование водными объектами

А.В. Петелин,
советник налоговой службы I ранга

Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Исходя из этих ставок, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утверждают конкретные ставки платы по категориям плательщиков, в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.

Ниже приводятся примеры расчета платы по видам пользования водными ресурсами исходя из конкретных объемов забора воды и других показателей, относящихся к платежной базе. Ставки, применяемые в расчетах, взяты в пределах их минимальных и максимальных значений, определенных указанным выше постановлением Правительства РФ.

Расчет платы для предприятий теплоэнергетики

Предприятие теплоэнергетики произвело в отчетном периоде забор воды в объеме 30 тыс. м3, в том числе для технологических нужд — 25 тыс. м3, для нетехнологических нужд — 5 тыс. м3, а сброс сточных вод составил 16 тыс. м3.

Предполагается, что в регионе установленные законодательным органом ставки платы составляют: за забор воды в пределах лимита для технологических нужд промышленных предприятий — 50 руб. за тыс. м3, для нетехнологических нужд — 100 руб. за тыс. м3; за сброс сточных вод — 13 руб. за тыс.м3.

В соответствии с п. 10 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами” (далее по тексту — Инструкция N 46) размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, должен составлять 30 % ставок платы, устанавливаемых законодательными органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.

Таким образом, размеры ставок платы для данного предприятия составят:

по забору воды для технологических нужд — 15 руб. за тыс. м3;

по забору воды для нетехнологических нужд — 30 руб. за тыс. м3;

за сброс сточных вод — 3,9 руб. за тыс. м3.

Сумма платы будет равна:

(25 * 15 + 5 * 30 + 16 * 3,9) = 587,4 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для лесосплава

1. Организация произвела сплав 7000 м3 леса на расстояние 600 км по реке Лена. Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе в размере 595 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (макс. размер), то сумма платы составит:

7 * 595 * 600 : 100 = 24 990 руб.

2. Организация произвела сплав 5000 м3 леса первоначально на расстояние 300 км по реке Обь с последующим сплавом по рекам этого бассейна на расстояние 200 км.

Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе реки Обь в размере 596 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (макс. размер), а для других рек этого бассейна 339 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (мин. размер), сумма платы составит:

5 * 596 * 300 : 100 + 5 * 339 * 200 : 100 = = 12 330 руб.

Расчет платы для плательщиков, использующих водные объекты для целей гидроэнергетики

Организация имеет на балансе 2 гидроэлектростанции.

Гидроэлектростанция на реке Кубань выработала за отчетный период 10 млн кВт.-час электроэнергии. Предположим, что ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Кубань, установлена в максимальном размере и составляет 4,6 руб. за одну тыс. кВт.-час вырабатываемой электроэнергии.

Сумма платы составит:

10 000 * 4,6 = 46 000 руб.

Гидроэлектростанция на реке Волга выработала за отчетный период 20 млн кВт.-час электроэнергии. Установленная ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Волга, составляет 4,0 руб. за одну тыс. кВт.-час вырабатываемой электроэнергии.

Сумма платы составит:

20 000 * 4,0 = 80 000 руб.

Общая сумма платы будет равна:

46 000 + 80 000 = 126 000 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых и других целей

1. Предприятие при осуществлении добычи полезных ископаемых занимает площадь акватории водного объекта 4 км2. По такому пользованию водными объектами в регионе установлена ставка платы в размере 5 тыс. руб. в год за один км2 площади.

Кроме того, предприятие осуществляет поисково-съемочные работы на площади 10 км2*.

——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)

Сумма платы за пользование водными объектами составит:

4 * 5000 * 0,25* = 5000 руб.

——
* В соответствии с подпунктом 14.1. Инструкции № 46 сумма платы за данный вид пользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25

2. Предприятие осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:

а) размещение объектов организованной рекреации — 3 км2. За этот вид пользования в регионе установлена ставка платы в размере 4000 руб. в год за км2 площади;

б) плавательные средства — 0,4 км2. Ставка платы в размере 2500 руб.;

в) размещение коммуникаций — 0,2 км2. Ставка платы в размере 2000 руб.;

г) размещение оборудования по охране вод — 0,1 км2*.

——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)

Сумма платы составит:

(3 * 4000 + 0,4 * 2500 + 0,2 * 2000) * 0,25** = 3350 руб.

——
** В соответствии с подпунктом 14.1. Инструкции № 46 сумма платы за данный вид пользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25

3. Предприятие в Центральном экономическом районе осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:

а) размещение зданий, сооружений — 1 км2. Ставка платы — 5600 руб.;

б) размещение установок и оборудования — 0,5 км2. Ставка платы — 5000 руб.;

в) проведение буровых и строительных работ — 0,4 км2. Ставка платы — 2600 руб.;

г) проведение дноуглубительных работ для эксплуатации гидротехнических сооружений — 0,3 км2*.

——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)

Сумма платы составит:

(1 * 5600 + 0,5 * 5000 + 0,4 * 2600) * 0,25 = 2285 руб.

Расчет платы при осуществлении пользования водными объектами при заборе воды и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов

Промышленной организации на отчетный период установлены лимиты:

— по забору воды для производственных нужд — 20 тыс. м3;

— по сбросу сточных вод — 15 тыс. м3.

Фактический забор воды в отчетном периоде был равен 34 тыс. м3, в том числе сверхлимитный — 14 тыс. м3 . Сброс сточных вод составил 25 тыс.м3, в том числе сверх лимита — 10 тыс. м3.

Установленные ставки платы в регионе:

— для производственных нужд — 100 руб./тыс.м3;

— за сброс сточных вод в пределах лимита — 16 руб./тыс.м3.

Учитывая, что данное предприятие превысило лимиты по забору воды и сбросу сточных вод в расчете платы применяются повышенные в пять раз ставки на соответствующие объемы этого превышения (см. п. 5 ст. 4 Федерального закона N 71-ФЗ и п. 11 Инструкции N 46).

Таким образом, за объем забора воды сверх лимита применяется ставка 500 руб./тыс. м3 (100 * 5) и за объем сброса сверх лимита — 80 руб./тыс. м3 (16 * 5).

Читать еще:  Бланк расчета 6 ндфл

Сумма платы составит:

20 * 100 + 14 * 500 + 15 * 16 + 10 * 80 = 10 040 руб
забор сброс

Расчет платы для плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд

Организации на отчетный период установлены лимиты:

— забора воды для водоснабжения населения в размере 50 тыс.м3. Ставка платы — 30 руб./тыс. м3;

— забора воды для других нужд 10 тыс. м3. Ставка платы — 90 руб./тыс. м3;

— сброса сточных вод — 15 тыс. м3. Ставка платы — 13 руб./тыс. м3.

Фактический забор воды в отчетном периоде составил 70 тыс. м3, то есть сверхлимитный составил 10 тыс. м3. Однако весь забор воды был использован только для водоснабжения населения.

В этом случае ставка за сверхлимитный объем забора не повышается и применяется в размере 30 руб./тыс.м3 (см. п. 9 Инструкции N 46).

Фактический объем сброса сточных вод составил 17 тыс. м3, то есть сверх лимита — 2 тыс. м3. В этом случае льготы не предусмотрены и применяется повышенная в пять раз ставка на соответствующий объем этого превышения (см. п. 11 Инструкции N 46), которая составит 65 руб./тыс. м3 (13 * 5).

Сумма платы составит:

70 * 30 + 15 * 13 + 2 * 65 = 2425 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих безлицензионное пользование водными объектами

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии или разрешения (см. п. 11 Инструкции N 46).

В связи с этим, в случае выявления фактов безлицензионного пользования отдельными предприятиями, расчет платы должен производиться по ставкам, установленным законодательным органом субъекта Российской Федерации для соответствующей категории пользователей водными объектами.

Например, у такого предприятия фактический забор воды для промышленных нужд составил 35 тыс. м3, а сброс сточных вод — 30 тыс. м3.

Установленные ставки платы в регионе по данному виду пользования:

— для производственных нужд — 100 руб./тыс. м3;

— за сброс сточных вод в пределах лимита — 15 руб./тыс. м3;

Сумма платы составит:

35 * 100 * 5 + 30 * 15 * 5 = 19 750 руб.

Расчет платы при сбросе сточных и других вод в водные объекты

Предприятие осуществляет сброс дренажных и сточных вод.

Лимит за сброс сточных вод установлен в объеме — 50 тыс. м3

Лимит за сброс дренажных вод, концентрация вредных веществ в которых не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, предприятию не установлен, так как этот вид сброса не относится к объекту платы (см. п. 6 инструкции N 46)

Ставка платы за сброс сточных вод — 15 руб. /тыс. м3.

Фактический сброс составил 90 тыс. м3, в том числе:

сброс сточных вод в пределах лимита — 50 тыс. м3;

сброс сточных вод сверх лимита — 30 тыс. м3;

сброс дренажных вод всего — 10 тыс.м3,

из него в т.ч. с превышением концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником — 5 тыс. м3.

Платежной базой являются:

а) объем сброса сточных вод, включая сверхлимитный (50 + 30);

б) объем сброса дренажных вод с превышением концентрации вредных веществ (5).

Сумма платы составит:

(50 * 15 ) + (30 * 15 * 5*) + (5 * 15 * 5**) = 3375 руб.

——
* Применяется повышенная ставка за сверхлимитный сброс.
** Применяется повышенная ставка, так как в данном случае был сброс с превышением концентрации вредных веществ, который по аналогии считается уже как сверхлимитный

Ставки платы за пользование водными объектами 2020

stavki_platy_za_polzovanie_vodnymi_obektami_2020.jpg

Похожие публикации

Взимание платы за пользование водными объектами регулируется Водным кодексом РФ. Согласно ст. 20 ВК РФ, ставки такой платы устанавливаются Правительством РФ (в отношении федеральных объектов), властями субъектов РФ, а также органами местного самоуправления (по объектам, принадлежащим, соответственно, субъектам и муниципальным образованиям). Рассмотрим, какими будут ставки платы за пользование водными объектами 2020 года.

Плательщики и объекты обложения

Право на использование поверхностных водных объектов приобретается как организациями, так и физлицами на основании договоров водопользования. Такие договоры могут заключаться максимум на 20 лет в целях (п. 2 ст. 11 ВК РФ):

  • забора воды из водного объекта (при условии последующего возврата воды обратно или без такового);
  • производства электроэнергии без забора воды из объекта;
  • использования акваторий водных объектов.

Согласно договору, заключенному с органом исполнительной власти или местного самоуправления, водопользователь получает право использовать водный объект за соответствующую плату. Договор регистрируется в Государственном водном реестре.

Правила расчета платы утверждены Постановлением Правительства № 764 от 14.12.2006. Плата определяется как произведение ставки на платежную базу за соответствующий платежный период. В зависимости от цели водопользования, платежной базой считается:

  • объем допустимого водозабора, установленный в договоре (включая объем забора для передачи абонентам);
  • количество производимой электроэнергии;
  • площадь предоставленной по договору акватории.

Платежный период определен как квартал, а внести плату в федеральный бюджет (по месту водопользования) необходимо не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Ставки платы за водопользование 2020

Федеральные ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются правительственными Постановлениями № 876 от 30.12.2006 (ред. от 29.12.2017) и № 1509 от 26.12.2014 (ред. от 18.09.2019).

Тарифы сгруппированы следующим образом (постановление № 876):

  • за забор воды из поверхностных объектов (кроме морей) в пределах допустимого договором объема (ставки определены за 1 тыс. куб. м воды в разбивке по бассейнам рек и регионам) – раздел I;
  • за забор воды из иных водных объектов в пределах допустимых договором (за 1 тыс. куб. м воды в разбивке по морям) — раздел II;
  • за использование водных объектов для производства электроэнергии без забора воды (ставки за 1 тыс. кВт ч выработанной электроэнергии приводятся по речным бассейнам) – раздел III;
  • за использование акватории поверхностных водных объектов (за 1 кв. км используемой акватории в год по акваториям рек, озер, морей и Тихого океана) – раздел IV.

Плата за пользование водными объектами в 2020 году рассчитывается по ставкам, установленным Постановлением № 876 (приведены ниже в таблице 1). Причем к указанным ставкам ежегодно применяется повышающий коэффициент. Постановлением № 1509 (пп. «а» п. 1) такие коэффициенты утверждены на период до 2026 года. В 2020 г. ставки умножают на 2,31 (в 2019 значение коэффициента было 2,01).

Кроме этого, отдельно устанавливаются:

  • ставка за забор поверхностных вод для обеспечения населения питьевой водой и для хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. «б» п. 1 постановления № 1509). Данная ставка одинакова для всех объектов и составляет в 2020 году 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (ставка в 2019 г. – 141 руб.);
  • ставка платы за забор вод из поверхностных объектов (кроме морей) для производства тепло- и электроэнергии с использованием прямоточных систем водоснабжения (пп. «в» п. 1 постановления № 1509). В 2020 году ставка платы при таком водозаборе из озера Байкал и рек его бассейна равна 636 руб. за 1 тыс. куб. м, а для остальных федеральных водных объектов применяются ставки из раздела I Постановления № 876, умноженные на коэффициент 2,01.

Еще один дополнительный коэффициент в размере 1,1 необходимо применять при расчете водопользователям, не имеющим водоизмерительных приборов.

При расчете размера платы ставка перемножается с необходимыми коэффициентами (с округлением до полного рубля) и умножается на соответствующий показатель платежной базы – объем забранной воды, площадь акватории или объем произведенной энергии за платежный период.

Читать еще:  Расчет среднедневного заработка для центра занятости

Пример

Компания производит водозабор из акватории Балтийского моря. Его допустимый объем — 115,2 тыс. куб.м. При этом у предприятия отсутствуют водоизмерительные приборы. Рассчитаем размер платы:

Ставка платы за забор вод Балтики составляет – 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м. Повышающий коэффициент в 2020 г. – 2,31. При отсутствии приборов измерения применяется коэффициент 1,1.

Расчет тарифа: 8,28 х 2,31 х 1,1 = 21,04 руб. Округляем до полных рублей – 21 руб. за 1 тыс. куб. м воды.

Платежная база – 115,2 тыс. куб.м, значит за 1 квартал 2020 г. компания должна заплатить:

Расчет платы за пользование водным объектом

Постановление Правительства Московской области от 17 мая 2007 г. № 370/17

«О плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности Московской области»

В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Московской области № 5/2007-ОЗ «О регулировании водных отношений на территории Московской области» Правительство Московской области постановляет:

1. Установить ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Московской области, в зависимости от вида пользования водными объектами в следующих размерах:

288,0 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов — для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования;

30480,0 рубля за один квадратный километр используемой акватории водных объектов или их частей в год — для плательщиков, осуществляющих пользование водными объектами без забора (изъятия) водных ресурсов, том числе для рекреационных целей.

2. Утвердить прилагаемые Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Московской области.

3. Министерству по делам печати и информации Московской области (Моисеев С.Н.) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области — министра финансов Правительства Московской области Кузнецова А.В.

Губернатор Московской области

Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Московской области

(утв. постановлением Правительства Московской области от 17 мая 2007 г. № 370/17)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в собственности Московской области (далее — плата), предоставляемыми на основании договоров водопользования для:

а) осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей;

б) использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

2. Плата устанавливается на основе следующих принципов:

а) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

б) равномерность поступления платы в течение финансового года.

3. Платежным периодом признается квартал.

4. Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (далее — плательщики).

Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

5. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

6. Платежной базой является:

а) для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;

б) для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

7. В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.

Перерасчет производится по окончании соответствующего платежного периода.

Для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей, расчет платы производится пропорционально времени использования водных объектов.

8. При перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования.

9. Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

10. Плата подлежит зачислению в бюджет Московской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 20 ВК РФ. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Комментарии к ст. 20 ВК РФ

Платность водопользования — один из основных принципов водного законодательства. В Водном кодексе РФ 2006 г. предусмотрены две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.

В комментируемой статье речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. Несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение «договорных» объемов забора или изъятия воды — штраф.

Однако функционирует и водный налог. В специальной главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.

Толкуя Водный кодекс РФ, можно поставить вопрос о соотношении водного налога или предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Кодекса. Названные хозяйствующие субъекты платят за свое водопользование. Таким образом, законодатель стремится избежать «двойного обложения» водопользования: налогом и платежом.

Читать еще:  Валовая прибыль формула расчета

В ходе подготовки проекта нового Водного кодекса РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась, предлагались следующие решения:

— неналоговый водный платеж целевого характера;

— водный налог при своеобразной «специальной строке» бюджета.

Основанием для последнего из предложений служит уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Звучали и другие предложения. Например, сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС) предлагали конкретизировать финансовые аспекты проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий на восстановление и охрану водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться «водные деньги» (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод.

Эти предложения не были поддержаны, однако Водный кодекс РФ 2006 г. создал условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Подобная практика уже имела место во время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.

Законодателем предусматривается стимулирование экономного водопользования и охраны вод. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Таким способом стремятся повысить заинтересованность природопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности.

В комментируемой статье предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т.е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или под бассейн. Названные положения являются формой выражения некоторых основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ).

В комментируемой статье указывается, что ставки, порядок расчета и взимания платы определяются исходя из права собственности на водный объект, находящийся в пользовании. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта Федерации, — региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности — органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ВК РФ 2006 г. названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат. В настоящее время МПР России предлагает увеличить ставки платы за пользование водными объектами в среднем на 15 — 20%. За забор воды для водоснабжения населения нужно будет платить не 70, а 90 руб. Соответственно, увеличится и оплата этой жилищно-коммунальной услуги .

Шкель Т. Контролер для каждой речки // Российская газета. 2006. N 246. С. 3.

По мнению руководства Росводресурсов, средства, полученные от водопользования, должны вкладываться в водное хозяйство. В 2006 г. на каждый вложенный в водное хозяйство рубль была получена отдача в виде предотвращения ущерба на 4 руб. Но вкладывать нужно гораздо больше, благо область для инвестиций обширнейшая. Например, на российских реках около 120 крупных шлюзов требуют ремонта. Наводить порядок нужно даже с плотинками противопожарных прудов, которые «не держат» воду. Таким образом, для стабилизации положения в отрасли требуется не менее 50 млрд. руб. ежегодно .

Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. N 251. С. 4.

Между тем в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного «договорного» платежа. Например, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь сельского и лесного хозяйства.

Согласно статье 58 ЗК РФ 2001 г. при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства согласно статье 58 ЗК РФ вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов.

Названный инструмент возмещения потерь может быть заимствован и водным хозяйством и отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (например, в земли населенных пунктов, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям целесообразно законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства.

Названное возмещение следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (например, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Этот вопрос может быть решен в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, принимаемых в реализацию Водного кодекса РФ 2006 г.

Предложения по компенсационности платежей за водопользование, а также возмещению потерь водного хозяйства во многом созвучны с соображениями экономистов. Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от «проедания» природного потенциала. В составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты — физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода — государство — собственник водного фонда .

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996. С. 312; Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 97, 98; Шевчук А.В., Петрунина В.В., Селиверстова М.В. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Библиотечка Российской газеты. 2006.

В свою очередь, по мнению этих экспертов, нынешняя шкала ставок платы не учитывает затраты на очистку загрязненной воды.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector