Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет соотношения зарплат

О расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников (направлено письмом Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2017 г. № 12-1066)

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.

Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).

Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.

Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.

В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя [проректоров, президента вуза], главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Как рассчитывается заработная плата

Вопрос: «Я владелец бизнеса уже несколько лет, но признаюсь честно, до сих пор не понимаю, как рассчитывается заработная плата в России 🙂 Можете мне попроще объяснить: если в трудовом договоре с моим работником будет указано, что размер его заработной платы составляет 20 000 рублей, то какую сумму он получит на руки и сколько составят налоговые платежи? Куда перечисляются эти платежи?»

Как ни странно, но этот кажущийся поначалу простым вопрос довольно часто звучит из уст руководителей организаций и ИП, у которых уже есть наемные сотрудники.

За прошедшие годы актуальность данной темы постоянно «подогревается» изменениями нашего законодательства в области правил расчета заработной платы и ставок налогов и сборов.

Что такое «расчет заработной платы»?

Расчет заработной платы (ЗП) — это процесс начисления оплаты нанятым работникам согласно условиям трудового договора и удержания налогов и взносов с учетом вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также документальное оформление указанных операций.

Процесс расчета ЗП состоит из следующих этапов:
  • Регистрация фактов приема, перевода и увольнения работников, исполнения ими своих должностных обязанностей, а также фактов отклонения от заданных условий в регламентных документах (приказы о приеме/увольнении/переводе, табели учета рабочего времени, заявления на отпуск, приказы о направлении в служебную командировку, больничные листы и т.п.);
  • Анализ информации, отраженной в регламентных документах по учету труда работников, и ее ввод в автоматизированную учетную систему;
  • Расчет размера оплаты труда сотрудников, а также лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера (ГПХ);
  • Расчет и удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ), с учетом положенных вычетов в соответствии с главой 23 Налогового кодекса;
  • Расчет и начисление страховых взносов в фонды: ПФР, ФСС, ФОМС;
  • Оформление документов на выплату заработной платы;
  • Перечисление рассчитанных налогов и взносов в бюджет;
  • Выплата ЗП работникам.

Регистрация фактов хозяйственной жизни в отношении труда работников осуществляется в течение всего расчетного месяца. Данные операции могут идти параллельно с внесением данных в учетную программу.

Выплата заработной платы работникам производится 2 раза в месяц, в установленные на предприятии сроки. Уплата налогов и взносов в бюджет осуществляется 1 раз месяц (за исключением некоторых случаев, связанных с увольнением работников или выплатой отпускных).

Ограничения по размеру ЗП

Обращаем внимание, что при начислении заработной платы работодатель должен учитывать ограничения, указанные в главе 21 Трудового Кодекса Российской Федерации, например:

Ст.133 ТК РФ:
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ст.138 ТК РФ:
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 % заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 % заработной платы.

То есть при выполнении всех трудовых норм зарплата работника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), сумма МРОТ может различаться от региона к региону. Максимальный размер заработной платы, в отличие от минимального, законодательно не определен.

Расчет налоговых платежей с ЗП

Рассмотрим более подробно этапы расчета и начисления налогов и взносов с заработной платы. Для понимания логики этого процесса необходимо учитывать следующее:

  1. Налог на доходы физических лиц рассчитывается из начисленной ЗП, удерживается из нее и перечисляется в бюджет самим работодателем.
  2. Страховые взносы в государственные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) рассчитываются из той же начисленной ЗП и перечисляются в бюджет сверх этой суммы без удержания их у работника.

1. Расчет НДФЛ

Налог, удерживаемый из заработной платы сотрудников, — налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

П.1 Ст.207 НК РФ:
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Как видим из определения, плательщиками НДФЛ являются физические лица. Работодатель же в данном случае выступает в роли налогового агента, в обязанности которого входит удержание и перечисление НДФЛ в бюджет на основании п.1 ст. 226 НК РФ НК.

Ставка НДФЛ на доходы от трудовой деятельности для резидентов установлена в размере 13 процентов (п.1 ст.224 НК РФ).

Стандартные налоговые вычеты

Налоговую базу при расчете НДФЛ можно уменьшить на сумму так называемых стандартных налоговых вычетов (ст. 218 НК РФ).

Стандартный налоговый вычет в данном случае можно рассматривать как льготу, применяемую при расчете ЗП. Вычет предоставляется на основании письменного заявления сотрудника, имеющего детей (причем вычетом могут воспользоваться как родные, так и приемные родители, а также опекуны и попечители, на обеспечении которых находится ребенок).

Размеры вычетов зафиксированы в 218 статье Налогового Кодекса:

  • 1 400 рублей — на первого ребенка;
  • 1 400 рублей — на второго ребенка;
  • 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
  • 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если он является ребенком-инвалидом.
Читать еще:  Чеки по безналичному расчету

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Стандартный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 350 000 рублей.

2. Расчет страховых взносов

Помимо начисления и уплаты НДФЛ, в обязанности работодателя входит расчет и уплата страховых взносов в различные фонды. Как было отмечено выше, страховые взносы не удерживаются из заработной платы сотрудников, а уплачиваются работодателем дополнительно. Страховые взносы необходимы для того, чтобы государственные органы могли обеспечить реализацию конституционных прав гражданина на охрану здоровья, пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь.

На сегодняшний день работодатель с суммы заработной платы, премий и других вознаграждений сотрудников производит следующие отчисления:

Поскольку с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулирует ФНС, Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.2016 в Налоговый Кодекс введена глава 34, содержащая подробную информацию о данном виде отчислений.

По страховым взносам существуют льготные категории плательщиков. Пониженную ставку страховых взносов могут применять налогоплательщики, соответствующие критериям, поименованным в ст.427 НК РФ.

Помимо перечисленных фондов, работодатель начисляет и уплачивает взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Расчеты уплаты данного вида страховых взносов регламентируются Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. Тариф страховых взносов от несчастных случаев устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности предприятия, в котором задействованы сотрудники, и зависит от класса профессионального риска. Величина тарифа для каждого конкретного работодателя устанавливается Фондом социального страхования в диапазоне 0,2…8,5%.

3. Пример расчета заработной платы

Сотруднику Иванову И.И. установлен месячный оклад в размере 20 000 рублей при пятидневной рабочей неделе. В Январе 2018 года он отработал 17 дней по 8 часов. У сотрудника один ребенок в возрасте 10 лет. Как рассчитать заработную плату, налог на доходы физических лиц, страховые взносы за Январь 2018 года?

Заработная плата по окладу рассчитывается по формуле:

ЗП = Ок мес / Д мес × Д факт , где:
Ок мес — сумма месячного оклада;
Д мес — количество рабочих дней в месяце;
Д факт — фактическое количество отработанных сотрудником дней в месяце.

Сотрудник отработал все дни в месяце, поэтому: ЗП = 20000 / 17 × 17 = 20000 руб. Из этой суммы рассчитаем зарплатные налоги:

НДФЛ = (Д — СВ) × 13 % , где:
Д — сумма доходов по ставке 13 %;
СВ — cумма стандартных налоговых вычетов.

Возраст ребенка Иванова И.И. дает ему право применять стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., поэтому: НДФЛ = (20000 — 1400) × 13% = 2418 руб.

Страховые взносы рассчитываются по формуле:
Страх.взносы = Б × Тариф, где:
Б — база для начисления страховых взносов;
Тариф — действующие тарифы по страховым взносам.

Таким образом,
сумма взносов на обязательное пенсионное страхование = 20000 × 22% = 4400 руб.;
сумма взносов на обязательное медицинское страхование = 20000 × 5,1% = 1020 руб.;
сумма взносов на обязательное социальное страхование и ВНиМ = 20000 × 2,9% = 580 руб;
сумма взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев = 20000 × 0,2% = 40 руб. — так как сотрудник задействован в деятельности с классом профессионального риска I (ставка взносов 0,2%).

Итоги расчета:

С заработной платы Иванова И.И. 20000 руб. за январь 2018 года работодатель удержал НДФЛ в размере 2418 руб.

Начислены страховые взносы за сотрудника на общую сумму:
4400 + 1020 + 580 + 40 = 6040 руб.

Сотруднику Иванову И.И. «на руки» будет выплачена ЗП в размере:
20000 — 2418 = 17582 руб.

Затраты работодателя на выплату ЗП для Иванова И.И. составляют:
20000 + 6040 = 26040 руб.

Сроки выплаты зарплаты, уплаты налогов

Выдача зарплаты персоналу должна производиться с учетом требований Трудового кодекса РФ:

Ч.6 Ст.136 ТК РФ:
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В ч.8 ст.136 говорится о том, что если день выплаты зарплаты совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, выплатить сотрудникам причитающуюся заработную плату необходимо заранее, накануне этого дня.

Удержанный с заработка сотрудников НДФЛ работодателю необходимо перечислить не позднее дня, следующего за днем выплаты сотрудникам дохода (п.6 ст.226 НК РФ).

Страховые взносы, исчисленные для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате работодателем в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п.3 ст.431 НК РФ). Например, за январь нужно успеть заплатить до 15 февраля включительно.

НДФЛ, взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование подлежат уплате в ФНС по месту регистрации компании-работодателя. Туда же работодатель обязан и представить отчетность по сотрудникам. Взносы «на травматизм» (от несчастных случаев) уплачиваются в Фонд Социального Страхования. Это же ведомство принимает отчетность по данному виду страховых взносов.

В заключение

Вот и вся арифметика, хотя… на самом деле это далеко не все! Структура заработной платы может состоять не только из окладной части — она может содержать также компенсационные и стимулирующие выплаты. К основному заработку могут быть начислены отпускные или различные пособия, например, по временной нетрудоспособности. По видам оплаты труда она может быть основной и дополнительной, а по форме оплаты — повременной и сдельной и т.д.

Налоговые вычеты могут быть не только «на детей», но и имущественными, социальными. Многообразие удержаний из заработной платы могут в корне изменить сумму сотрудника к выплате. Мир расчета заработной платы имеет большое количество нюансов, но от этого он не становится менее увлекательным! Побольше Вам квалифицированных специалистов, легкого и успешного ведения бизнеса!

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.
Читать еще:  План счетов расчеты с поставщиками

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ[1], вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень[2]. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ[3] размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

[1] «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Читать еще:  Расчет больничного листа программа

[2] В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

[3] «О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[1] изложена в новой редакции ст. 145 ТК РФ. В нее введены нормы, регулирующие вопросы установления предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников организаций государственного сектора.

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ

По общему правилу максимальный размер заработной платы работника законодательством не ограничен. Исключение — случаи, установленные Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

К числу таких исключений относится, в частности, заработная плата руководителей организаций государственного сектора. В государственных и муниципальных организациях установлена обязанность работодателя определять предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ). Эта обязанность касается:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — ГУП, МУП).

Конкретные соотношения среднемесячной заработной платы руководящих и остальных работников данных организаций должны установить учредители. Однако предельные нормы этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ — нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При определении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководящих работников, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких фондов, учреждений, предприятий не учитывается заработная плата соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

К СВЕДЕНИЮ

В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников в кратности от 1 до 8 установлен для:

• руководителей и работников федеральных государственных учреждений (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред. от 10.12.2016));

• руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016)).

В ч. 3 ст. 145 ТК РФ предусмотрены исключения в отношении отдельных категорий руководителей.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП), государственных учреждений субъектов РФ, ГУП субъектов РФ, муниципальных учреждений, МУП, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Так, без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы по решению учредителя могут быть установлены условия оплаты труда:

  • руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ[2];
  • руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров ФГУП, включенных в перечень ФГУП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 № 2555-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ[3].

ПОРЯДОК РАСЧЕТА СООТНОШЕНИЯ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остальных работников организаций государственного сектора должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с рассмотренными выше изменениями в законодательстве Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» также внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В указанном Положении теперь содержатся нормы, регламентирующие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП.

РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Согласно требованиям новой ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые являются учредителями соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанная информация также может размещаться на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий, если такое решение приняли их учредители.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПРЕДЕЛЬНОГО УРОВНЯ СООТНОШЕНИЯ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В отношении этого вида нарушения применяются общие нормы об ответственности за нарушение требований трудового законодательства.

Так, организация (фонд, учреждение, предприятие) может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностных лиц (например, руководитель организации) — штраф в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников организаций государственного сектора законодательством предусмотрены иные меры ответственности.

В ст. 278 ТК РФ теперь содержится новое дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем организации может быть несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо ГУП или МУП и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия.

Таким образом, работодатель в лице федерального органа государственной власти, органа власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления может уволить руководителя организации, если имеет место несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников.

[1] Вступил в силу 01.01.2017. Далее по тексту — Федеральный закон № 347-ФЗ.

[2] Абзац 8 п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред. от 10.12.2016).

[3] Абзац 3 п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016).

Умяров И. Г., юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2017.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector