Расчеты по оборонному заказу
«Промсвязьбанк» – опорный банк по гособоронзаказу. Вопросы взаимодействия
Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (№275-ФЗ) в редакции, определяющей порядок работы с отдельными счетами в уполномоченных банках, присвоение идентификатора госконтракта и ряд других правил, функционирует уже четыре года, однако у оборонных предприятий остается много вопросов как об открытии и закрытии таких счетов, так и о проведении платежей по гособоронзаказу. Это обусловлено, в том числе, и вступлением в кооперацию головного исполнителя новых исполнителей.
В процессе проведения крупномасштабной консультационной работы представители «Промсвязьбанка» выезжают в регионы и на местах общаются с представителями организаций ОПК. Обширный опыт общения с представителями ОПК позволяет выделить часто задаваемые вопросы и предоставить ответы.
- В каких случаях необходимо применение идентификатора государственного контракта (ИГК) в контрактах?
ИГК подлежит указанию во всех контрактах, а также в платежных поручениях (распоряжениях) при списании денежных средств с отдельного счета.
Это правило распространяется как на расчеты между заказчиком и поставщиком с использованием отдельных счетов, так и на расчеты с поставщиками без использования последними отдельных счетов.
Кроме того, в соответствии с установленными требованиями присвоенный ИГК сохраняется на весь период действия государственного контракта. Следовательно, до момента поступления в уполномоченный банк уведомления госзаказчика (Минобороны России) о полном исполнении государственного контракта изменение ИГК, присвоенного контракту, не допускается.
В этих обстоятельствах дополнительно обращаем внимание на важность правильного указания ИГК как в контракте, так и в платежном поручении (особенно при переводе сделок из иных уполномоченных банков в ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)).
- Каковы основные правила открытия и закрытия отдельного счета?
В соответствии с нормами Федерального закона №275-ФЗ исполнители обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, а также до заключения контракта уведомлять своих поставщиков об открытии для каждого контракта отдельного счета.
В связи с этим при расчетах по государственному оборонному заказу в обязательном порядке используется отдельный счет, который должен быть открыт в уполномоченном банке по каждой сопровождаемой сделке (ИГК).
Однако законодатель предусмотрел ряд операций, когда заказчик вправе осуществить платеж поставщику на его расчетный счет, а именно следующие:
– приобретение продукции по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, и электроэнергии по ценам, рассчитанным согласно законодательству;
– расходные операции в размере 5 млн руб. в месяц для головного исполнителя и 3 млн руб. в месяц для исполнителя;
– закупка у иностранного поставщика (иностранного исполнителя);
– операции по сервитуту.
При осуществлении заказчиком таких операций у поставщика отсутствует необходимость использования и, соответственно, открытия отдельного счета.
Иных случаев неиспользования отдельного счета при расчетах по гособоронзаказу денежными средствами, выделенными госзаказчиком (Минобороны России), положениями Федерального закона №275-ФЗ не предусмотрено.
При этом стоит отметить, что требования Федерального закона №275-ФЗ распространяются исключительно на платежи с отдельных счетов и не действуют при платежах собственными (заемными) денежными средствами с расчетных счетов исполнителей.
Закрытие отдельного счета возможно в трех случаях:
- при переводной сделке, после перевода остатка денежных средств с отдельного счета в передающем банке на отдельный счет в принимающем банке;
- при получении уполномоченным банком уведомления от госзаказчика (Минобороны России) о полном исполнении государственного контракта. При списании денежных средств с отдельного счета в данном случае не распространяются ограничения, установленные режимом отдельного счета;
- при отсутствии денежных средств на отдельном счете в случае непроведения дальнейших платежей от заказчика по контракту на основании законодательства. В этом случае стоит отметить, что повторное открытие отдельного счета по контракту будет невозможно.
- 3. Каков порядокполучения прибыли и возмещения ранее понесенных расходов на формирование запаса исполнителем?
Возможность проведения таких операций с отдельных счетов прямо предусмотрена Федеральным законом №275-ФЗ, и для того чтобы ею воспользоваться, исполнителю требуется соблюдение трех основных правил:
- Контракт необходимо исполнить полностью как по оплате, так и по поставке продукции, т.е. заказчик должен оплатить 100% цены контракта на отдельный счет поставщика, а поставщик – поставить продукцию в полном объеме. Следовательно, необходимо наличие документа, подтверждающего приемку продукции заказчиком (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг).
- Подписанный обеими сторонами контракт должен содержать условие о возможности получения прибыли, о возмещении расходов исполнителем – поставщиком после исполнения контракта. Размер прибыли и расходов необходимо отразить в абсолютной величине, в рублях.
- Объемы понесенных расходов и размера прибыли должны быть согласованы сторонами при заключении контракта. Необходимо наличие документов, подтверждающих, что расходы на закупку были понесены до даты заключения контракта.
Важно отметить, что согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ и указанию Банка России в случае списания с отдельного счета исполнителя прибыли в размере, превышающем 20% от цены контракта, уполномоченный банк приостанавливает такую операцию на пять рабочих дней, а головного исполнителя уведомляют об этой операции.
В отношении возмещения расходов на формирование запаса таких требований не предусмотрено. Следовательно, законодатель никак не ограничивает размер формирования запаса продукции, необходимого для выполнения гособоронзаказа. В отдельных случаях организации, имеющие большие объемы складских запасов, заключают контракты с заказчиками в рамках гособоронзаказа на условии 100% возмещения расходов от суммы контракта, с учетом прибыли.
В вопросе о возмещении расходов на запас продукции дополнительно стоит обратить внимание, что при отражении в контракте таких расходов заказчик подтверждает действительное наличие у поставщика необходимых товаров до момента заключения контракта, т.е. хеджирует риск срыва своей поставки ввиду отсутствия у поставщика необходимой продукции, по которой допускает вывод денежных средств с отдельного счета.
При отражении в контракте условий о получении прибыли и возмещении расходов целесообразно делать ссылку на соответствующую норму Федерального закона № 275-ФЗ.
- Каковы правила выплаты заработной платы с отдельного счета?
Существенные условия выплаты заработной платы с отдельного счета согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ и указаниям Банка России таковы:
- единовременная (в тот же рабочий день) уплата соответствующих налогов и сборов. При этом необходимо отметить, что в случае уплаты исполнителем налогов и сборов в размере более 50% от цены контракта такая операция будет приостановлена уполномоченным банком;
- Контролирующий орган. Функции уполномоченного банка при сопровождении расчетов по гособоронзаказу
Федеральный закон №275-ФЗ, определяя перечни разрешенных и запрещенных операций, не вменяет в обязанности уполномоченных банков осуществлять контроль целевого назначения расходования денежных средств по контрактам. Контролирующим органом в понимании Федерального закона №275-ФЗ является Федеральная антимонопольная служба. При этом запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой:
- необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта (контракта).
Банковское сопровождение расчетов по гособоронзаказу в настоящее время осуществляется исключительно в отношении госконтрактов (и контрактов, заключенных в целях исполнения этих госконтрактов), государственным заказчиком по которым выступает Минобороны России. О банковском сопровождении госконтрактов иных государственных заказчиков решение принимает Правительство Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону №275-ФЗ к числу основных обязанностей уполномоченного банка отнесены:
- заключение договоров о банковском сопровождении и открытие отдельных счетов;
- осуществление мониторинга расчетов, в том числе, контроля распоряжений по государственному оборонному заказу;
- соблюдение режима использования отдельного счета.
Неисполнение уполномоченным банком установленных обязанностей составляет основание для применения к нему мер ответственности со стороны Банка России и для привлечения должностных лиц уполномоченного банка к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
«Промсвязьбанк» прикладывает максимум усилий по комфортному сопровождению расчетов и безболезненному переходу исполнителей на банковское сопровождение расчетов по гособоронзаказу в рамках исполнения решений Правительства согласно требованиям Федерального закона №275-ФЗ.
Для этих целей в банке ПСБ:
- функционирует федеральная горячая линия: 8 (800) 222-00-05;
- реализована возможность направления запросов и сообщений с использованием системы ДБО «PSB-Corporate»;
- на сайте psbank.ru в разделе «Участникам гособоронзаказа» размещаются актуальные нормативно-консультационные материалы, в том числе содержащие требования ПСБ по каждому типу платежей с отдельного счета;
- централизовано рассмотрение обращений о применении Федерального закона №275-ФЗ.
Будем рады видеть тех, кто уже исполняет оборонный заказ, и тех, кто только планирует «вступить в ряды» исполнителей ГОЗ, на наших встречах в вашем городе!
©»Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 6 (59) 2019 г. , Санкт-Петербург
Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ
К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».
Что такое гособоронзаказ
Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.
Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.
Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.
К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).
Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).
Закон № 275-ФЗ
Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.
Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.
Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.
При запросе заказчика исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, которого привлекает для исполнения контракта. Срок предоставления данной информации ограничен пятью рабочими днями.
Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.
Банковское сопровождение ГОЗ
Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.
Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.
Что такое раздельный учет и как его организовать
Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.
Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.
Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.
Отчетность по гособоронзаказу
Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.
Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:
- Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
- Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
- Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
- Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
- Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.
Как реализовано в программах «1С»
Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.
Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:
1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.
Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.
2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».
3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.
Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.
Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».
Отдельные счета по ГОЗ (спецсчета) : всем ли исполнителям необходимо их открывать?
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) отдельный счет представляет собой счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта.
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель по ГОЗ выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении, а также уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 3 Закона № 275-ФЗ в кооперацию головного исполнителя по ГОЗ входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Пунктом 4 статьи 3 Закона № 275-ФЗ определено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по ГОЗ (именуемый по тексту Закона № 275-ФЗ исполнитель), — лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Обязанность заключать договоры о банковском сопровождении с уполномоченным банком (то есть, открывать отдельные счета) установлена для исполнителей пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ.
Пунктом 7 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ предусмотрено, что головной исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.
Аналогично пунктом 7 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ установлено, что и исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком.
Кроме того, пунктами 3 и 6 части 1, а также пунктами 3 и 6 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ предусмотрены обязанности головного исполнителя и исполнителя соответственно уведомлять (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета, а также определять в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке.
Пунктом 5 части 1 и пунктом 5 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ для головного исполнителя и исполнителя соответственно предусмотрена обязанность соблюдать режим использования отдельного счета, установленный данным Законом.
Соответствующий режим установлен статьей 8.3. Закона № 275-ФЗ.
Обязательным условием для списания денежных средств с отдельного счета согласно пункту 1 части 1 данной статьи является указание в распоряжении идентификатора государственного контракта.
Пункт 2 части 1 статьи 8.3. Закона № 275-ФЗ устанавливает общее правило, что списание денежных средств с отдельного счета возможно только на другой отдельный счет.
В то же время в данной норме перечислены и исключения из данного правила, в том числе подпунктом «з» предусмотрена возможность оплаты с отдельного счета головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Таким образом, головной исполнитель и исполнитель по ГОЗ обязан включить в контракт с другим исполнителем (поставщиком) условие об осуществлении расчетов по контракту с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, а исполнитель обязан заключить соответствующий договор с уполномоченным банком.
При этом использование головными исполнителями и исполнителями отдельных счетов для расчетов по контрактам предусмотрено для случаев, когда у исполнителей – получателей денежных средств имеются договоры о банковском сопровождении, заключенные с уполномоченными банками.
Прямой запрет осуществления расчетов по контрактам без использования отдельных счетов Законом № 275-ФЗ не установлен.
Если соответствующий исполнитель (поставщик) не откроет отдельный счет для осуществления расчетов по контракту, заключенному в рамках исполнения ГОЗ, исполнитель (заказчик) может перечислять денежные средства с отдельного счета, открытого им по ГОЗ, на обычный счет поставщика на сумму не более трех миллионов рублей в месяц (головной исполнитель – на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц).
Кроме того, Закон № 275-ФЗ, а также иные нормативные акты, регулирующие вопросы исполнения ГОЗ, в настоящее время не устанавливают запрета на оплату товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения ГОЗ, с основного расчетного счета исполнителя (головного исполнителя).
Обязанность осуществления таких расчетов только с отдельного счета, отрытого по контракту, заключенному в рамках исполнения ГОЗ, не установлена.
Следовательно, исполнитель (головной исполнитель) по ГОЗ может использовать основной расчетный счет организации для выполнения ГОЗ (оплаты необходимых для выполнения ГОЗ товаров, работ, услуг другим исполнителям).
Ответственность за неиспользование при расчетах по ГОЗ отдельных счетов, предусмотренных Законом № 275-ФЗ, в настоящее время не установлена.
Исходя из вышеизложенного, положения подпункта «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ, с одной стороны, не отменяют обязанности исполнителя (заказчика) включить в договор с исполнителем (поставщиком) условие об открытии исполнителем (поставщиком) отдельного счета, а также обязанности исполнителя (поставщика) открыть отдельный счет.
С другой стороны, если стоимость товаров (работ, услуг) составляет в месяц не более суммы, указанной в подпункте «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ, исполнитель (заказчик) может рассчитаться с исполнителем (поставщиком) и без открытия исполнителем (поставщиком) отдельного счета, не нарушая при этом положений Закона № 275-ФЗ.
Гособоронзаказ: как участвовать в закупках
Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ). Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ. В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.
Что такое гособоронзаказ
Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ. Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Правительственные задания выполняются по цепочке:
Государственными заказчиками по ГОЗ выступают федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Кроме того в рамках гособороназаказа работают Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы.
Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.
Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» в организации госсектора
Исполнителем, участвующим в ГОЗ, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или другим исполнителем. Исполнителем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По сути это субподрядчики, исполнители второго уровня.
Особенности гособоронзаказа
Не надо думать, что в рамках ГОЗ государство закупает только какую-то высокотехнологичную, специфическую продукцию или секретные приборы. Заказчикам по 275-ФЗ как любым другим нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника и расходные материалы. Требования к исполнителям гособоронзаказа также вполне стандартные:
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- отсутствие принадлежности к оффшорным компаниям;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Вместе с тем у ГОЗ есть ряд важных отличий от обычных закупок, проводимых в рамках законов № 44-ФЗ или 223-ФЗ:
- полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-головной испонитель-исполнители»;
- строгое обоснование цены контракта,
- отчетность по первому требованию заказчика или госорганов.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Все расчеты — через уполномоченный банк
Головной исполнитель ведет все расчеты с заказчиком и исполнителями через уполномоченный банк. Он выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. То есть исполнителям второго порядка тоже нужен счет в уполномоченном банке.
СПРАВКА. До недавнего времени список уполномоченных банков был размещен на сайте Центрального банка. Но теперь он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п. 4.3 ст. 3 закона № 275-ФЗ).
Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.
Доходы и расходы будут проверять
В контрактах по ГОЗ головным и «простым» исполнителям придется раскрыть следующую информацию:
- размер прибыли, то есть сколько вы заработаете на его поставке товара, выполнении работ или оказании услуг;
- размер затрат, понесенных за счет собственных средств (без указания этих данных затраты вам не возместят).
Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов
ВНИМАНИЕ. Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию (работы, услуги), если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
Нет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства
Нужно быть готовым в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:
- любые документы в рамках контракта;
- информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.
Как участвовать в закупках по 275-ФЗ
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС. Приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной АСТ ГОЗ.
ВАЖНО. В некоторых закупках по гособоронзаказу требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинской части без такой лицензии.
Если заказ размещен на ЕИС, то для участия в торгах вам следует подать заявку для участия в них привычным способом (см. « Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок »).
Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе « Контур.Закупки » шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Подключиться к «Контур.Закупкам и получать уведомления о торгах по гособоронзаказу
Для участия в торгах на АСТ ГОЗ сначала следует пройти процедуру подключения к этой площадке. Этот процесс занимает примерно 10 дней. После этого вы получите необходимое программное обеспечение и пройдете аккредитацию на площадке.
Как вести учет по гособоронзаказу
Исполнители обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, осуществляемых в рамках гособоронзаказа и в рамках иной предпринимательской деятельности. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.