Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отразить пожертвования в бюджетном учете

Как отразить пожертвования в бюджетном учете

Дата публикации 04.07.2019

Из положений пп. 37, 40 СГС «Доходы» следует, что при поступлении основных средств и материалов в качестве пожертвования (если договором установлены условия при передаче активов) в учете отражаются доходы будущих периодов. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода.

Инструкция № 174н не содержит корреспонденций по отражению пожертвований имущества (основных средств и материалов) от физических лиц на счете 401 40. Какими проводками бюджетное учреждение должно отражать пожертвования основных средств с амортизацией и материалов при передаче актива на условиях и без условий? Какой аналитический код доходов применять к счетам 2 401 Х0 191 — 2 401 Х0 199?

В соответствии с п. 6 СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее — СГС «Доходы»), условия при передаче активов — это условия, которые устанавливаются передающей стороной. Будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов. При невыполнении условий активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Таким образом, имущество, полученное в результате пожертвования с условиями при передаче активов, должно быть использовано учреждением в соответствии с назначением, указанным жертвователем. В свою очередь, имущество, предоставляемое без условий при передаче активов, используется учреждением в соответствии с назначением этого имущества.

В силу п. 7 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, получение имущества по договору пожертвования относится к необменным операциям. Порядок признания доходов от необменных операций (кроме перечисленных в пп. 13, 19, 25, 32 СГС «Доходы») урегулирован пп. 36 — 43 СГС «Доходы».

При безвозмездном получении имущества (кроме денежных средств), переданных без условий, прочие доходы от необменных операций признаются в учете доходами текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 СГС «Доходы»).

Доходы от безвозмездно полученных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений (п. 40 СГС «Доходы»).

Таким образом, при передаче актива без условий в бухгалтерском учете отражаются доходы текущего года. В случае передачи активов с условием в бухгалтерском учете отражаются доходы будущих периодов.

В соответствии с п. 150 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), объекты имущества (кроме денежных средств), полученные учреждением в виде дара, пожертвования, принимаются к учету по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 100, 2 401 40 100 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 2 100 00 000, 2 200 00 000. Основанием служат договор, акт приема-передачи (акт дарения), подтверждающие безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов.

При этом в пп. 9, 34 Инструкции № 174н не предусмотрено принятие к учету объектов нефинансовых активов в корреспонденции со счетом 401 40 (кроме объектов учета операционной аренды). Безвозмездное получение имущества отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».

В вопросе учета поступления имущества по договору пожертвования с установленными условиями при передаче актива есть неопределенность. В связи с этим рекомендуем согласовать вариант отражения в бухгалтерском учете поступления активов при таких условиях с применением доходов будущих периодов или доходов текущего года в соответствии с п. 4 Инструкции № 174н. В случае принятия решения о применении счета 401 40 необходимо также согласовать дальнейший порядок (условия) отнесения доходов будущих периодов на доходы текущего года.

По нашему мнению, в общем случае поступление нефинансовых активов в результате пожертвования может отражаться в корреспонденции со счетом 0 401 10 190. Такой порядок допустим, если имущество будет использоваться в общеполезных целях в соответствии с назначением имущества, т.е. жертвователь не устанавливает целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь. Если такие показатели установлены, следует применять счет 0 401 40 190.

Согласно п. 9.9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от отправителя.

При этом под расходами для целей капитальных вложений подразумеваются расходы, предназначенные для формирования или увеличения стоимости объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов (п. 7 Порядка № 209н).

Поскольку в рассматриваемой ситуации объекты пожертвования поступают от физических лиц, в разрядах 24 — 26 номера счета бухгалтерского учета 401 10 применяются:

    • подстатья 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц» КОСГУ — для отражения поступления объектов основных средств (п. 9.9.7 Порядка № 209н);
    • подстатья 193 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от физических лиц» КОСГУ — для отражения поступления материальных запасов (п. 9.9.3 Порядка № 209н).

Пунктами 21.1, 21.2 Инструкции № 157н, п. 2.1 Инструкции № 174н предусмотрено, что в разрядах 1 — 17 номера счета бюджетные учреждения отражают:

    • в разрядах 1 — 4 — коды раздела, подраздела расходов бюджета;
    • в разрядах 5 — 14 — нули, если иное не установлено учетной политикой;
    • в разрядах 15 — 17 — аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений или аналитический код вида выбытий — расходов, иных выплат, в т.ч. по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

Счет 401 10 не входит в число исключений, перечисленных в п. 2.1 Инструкции № 174н, поэтому его номер формируется в общем порядке.

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации утвержден приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н). Однако положениями Порядка № 132н не предусмотрено соответствующей аналитической статьи подвида доходов бюджета для статьи 190 КОСГУ. Порядок № 132н применяется только в части кассовых операций. В рассматриваемой ситуации осуществляется движение нефинансовых активов (основных средств либо материальных запасов). Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 1 — 17 номера счета к счету 0 401 10 190.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации при формировании разрядов 1 — 17 номера счета 401 10 может быть использован подход, содержащийся в подп. «е» п. 3.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932:

    • в разрядах 1 — 4 указываются коды раздела, подраздела;
    • в разрядах 5 — 17 — нули.

Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц без условий при передаче активов может быть отражено записями:

Читать еще:  Недопустимости злоупотребления правом сторонами трудового правоотношения

Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 197 — получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 9 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 193 — получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 34 Инструкции № 174н).

Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц с условиями при передаче активов (если установлены целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь), может быть отражено записями:

Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 197 — получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 193 — получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 40 197 Кредит КДБ 2 401 10 197 — списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части основных средств (п. 158 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 40 193 Кредит КДБ 2 401 10 193 — списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части материальных запасов (п. 158 Инструкции № 174н).

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в т.ч. по договору пожертвования), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (справедливая стоимость), увеличенная на стоимость услуг по доставке, регистрации и приведению их в состояние, пригодное для использования. Это установлено п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), п. 22 СГС «Основные средства». Оценка справедливой стоимости должна быть документально подтверждена.

Методом определения справедливой стоимости в рассматриваемом случае будет метод рыночных цен (п. 54 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, далее — СГС «Концептуальные основы», п. 25 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

Данные о действующей цене на безвозмездно полученные нефинансовые активы должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Согласно п. 59 СГС «Концептуальные основы» при определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов могут быть использованы:

    • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
    • сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации;
    • экспертные заключения (в т.ч. экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).

Таким образом, нефинансовые активы, полученные по договору пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости. Порядок определения справедливой стоимости и его документальное оформление следует закрепить в учетной политике.

Учет пожертвований, поступивших в бюджет, осуществляет администрация, наделенная соответствующими полномочиями администратора доходов. По какому коду вида доходов и статье КОСГУ отражать пожертвования от физических лиц, которые поступили в доход муниципального бюджета в 2019 году? По какому коду вида доходов и статье КОСГУ отражать пожертвования физических лиц, которые поступили в доход бюджетного учреждения в 2019 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление пожертвований от физического лица бюджетному учреждению и бюджету городского поселения отражаются по подстатье 155 КОСГУ.
При этом номер счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения в 1-17 разрядах будет иметь вид ХХХХ0000000000150.
В учете администрации пожертвование бюджету может быть отражено с применением КБК 00020705020130000150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских поселений».

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ, в частности городским поселениям.
С 1 января 2019 г. при отражении доходов учреждения применяют положения:
— приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н);
— приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н).
Доходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).
Согласно п. 9.5 Порядка N 209н безвозмездные поступления текущего характера в денежной форме группируются по статье 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера». В частности, текущие пожертвования от частных лиц, не относящихся к госсектору и сектору госуправления*(1), учитываются с применением подстатьи 155.
Согласно п.п. 21.1, 21.2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и п. 2.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, формирование бюджетными учреждениями номера счета бухгалтерского учета при отражении доходных операций осуществляется в следующем порядке:
— в 1-4 разрядах номера счета отражается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
— в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
— в 15-17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
— в 24-26 разрядах номера счета — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В свою очередь, казенное учреждение в данной ситуации при формировании 1-17 разрядов номера счета указывает 4-20 разряды кода доходов бюджета: код вида, подвида доходов бюджета (п. 2 и Приложение к Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Согласно п. 12.1.5 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления в форме пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических лиц относятся на статью 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации в учете бюджетного учреждения доходы в виде денежного пожертвования от физического лица могут быть отражены с указанием:
— в 1-17 разрядах номера счета — ХХХХ0000000000150;
— в 24-26 разрядах номера счета — кода КОСГУ 155.
Казенным учреждением (администрацией) поступление пожертвования в муниципальный бюджет средств от физического лица может быть отражено с применением КБК 000 2 07 05020 13 0000 150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских поселений» и кода КОСГУ 155.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В целях применения КОСГУ в сектор государственного управления входят:
— органы госвласти: федеральные и региональные;
— органы местного самоуправления;
— органы управления государственными внебюджетными фондами;
— государственные и муниципальные учреждения всех типов;
— иные юрлица, осуществляющие полномочия ПБС.
В свою очередь, к организациям государственного сектора относятся:
— ГУП и МУП;
— государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
— корпоративные юрлица, владельцем более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования, бюджетные или автономные учреждения.

Читать еще:  Учет объектов интеллектуальной собственности

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Учет средств добровольных пожертвований

Бюджетное учреждение получает пожертвования от физических лиц в кассу учреждения, которые потом тратит на покупку основных средств, материальных запасов. Как отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» эти операции?

Как отмечается в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р, благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов.

Статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены источники формирования имущества бюджетных учреждений. В том числе ими являются добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Согласно статье 582 ГК РФ «Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. «

Таким образом, Гражданским кодексом установлено требование ведения раздельного учета операций по использованию пожертвований.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 150 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкции № 174н,

«начисление доходов в сумме денежных средств, полученных бюджетным учреждением в виде пожертвований, грантов и иных аналогичных поступлений, отражается на основании договора и документа благотворителя, подтверждающих безвозмездность передачи денежных средств, по кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» и дебету счета 2 205 80 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Таким образом, пожертвование, полученное от организации или физического лица, следует отражать в рамках приносящей доход деятельности.

Согласно пункту 180 Инструкции № 174н сумма доходов, поступивших бюджетному учреждению, отражается также по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» (050800100, 050800600, 050800700) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения».

Кроме того, сумма добровольного пожертвования должна быть отражена в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, как в доходной, так и в расходной части:

Д-т 2 507 10 180, К-т 2 504 11 180 плановые назначения по доходам текущего года;

Д-т 2 504 12 000, К-т 2 506 10 000 плановые назначения по расходам текущего года.

Бухгалтерские записи по получению добровольного пожертвования от физического лица в соответствии с Инструкцией № 174н и документы, которыми их можно отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», приведены в таблице.

Начисление доходов в сумме денежных средств, полученных бюджетным учреждением в виде пожертвований, грантов и иных аналогичных поступлений

Операция (бухгалтерская)

Зачисление денежных средств по договору пожертвования на лицевой счет бюджетного учреждения (20)

Кассовое поступление, операция «Поступление доходов от реализации (205 20, 30, 70, 80)»

Поступление в кассу учреждения денежных средств по договору пожертвования

Приходный кассовый ордер, операция «Поступление доходов от покупателей (205 20-30,70-80)»

Выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на счет № 40116

Расходный кассовый ордер, операция «Сдача наличных д/с на счет № 40116 (210 03)»

Зачисление денежных средств по договору пожертвования на лицевой счет бюджетного учреждения (20) со счета № 40116

Кассовое поступление, операция «Поступление наличных в счет доходов от реализации (210 03)»

Исполнение финансового обеспечения

Плановые назначения по доходам

Плановые назначения по расходам

Расходование средств осуществляется в обычном порядке.

Для обособления в учете операций с пожертвованиями и другими целевыми средствами рекомендуем применять соответствующие КПС или ИФО.

Как правило, в бюджетных и автономных учреждениях используются КПС вида «Произвольный«. Для каждого вида целевых средств можно предусмотреть свой код КПС.

Применение КПС позволяет отражать операции с пожертвованиями на соответствующих рабочих счетах. В отчетности можно отобрать операции по определенному виду целевых средств с помощью отбора данных по КПС.

Если по определенному виду целевых средств надо формировать отдельный баланс, аналитический учет можно организовать с применением разделителя учета «ИФО» (справочник «Источники финансового обеспечения (ИФО)«).

Налоговый учет

В целях налогообложения прибыли учет безвозмездно полученного учреждением имущества осуществляется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Из данной главы следует, что прибылью для российских организаций (в том числе для бюджетных учреждений) признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Так, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ безвозмездно полученное учреждением имущество или имущественные права признаются внереализационным доходом.

Вместе с этим согласно пп. 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Пунктом 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в частности:

1) пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;

2) имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

4) средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Следовательно, в случае если учреждение безвозмездно получает имущество по договору пожертвования, которым установлено его использование по определенному назначению в общественно полезных целях, и ведет обособленный учет всех операций по использованию такого имущества, оно не учитывается при исчислении налога на прибыль.

На основании пункта 14 статьи 250 НК РФ использованное не по целевому назначению имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

В остальных случаях стоимость безвозмездно полученного имущества (в том числе полученного по договору дарения) включается в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. В этих целях стоимость данного имущества должна соответствовать уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Читать еще:  Учет спецодежды в бухгалтерском учете

Следует отметить, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются такие доходы, как:

  • имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан».

Порядок и учет пожертвований некоммерческой организации

Пожертвования могут приниматься организациями, перечень которых утвержден в ГК РФ в ст. 582. В их числе значатся медицинские организации, учреждения образовательного профиля, предприятия, специализирующиеся на социальном обслуживании, благотворительности, развитии науки, культуры, религиозные структуры и прочие виды НКО (некоммерческие организации). НКО отличаются от других субъектов хозяйствования тем, что для них получение прибыли не является целью и причиной для создания предприятия, их предназначение заключается в реализации общественно полезных задач.

Порядок пожертвования некоммерческой организации

Для совершения операции по дарению некоммерческой организации определенных ресурсов необходимо составить договор. В соглашении жертвователем указывается, для каких целей передаются имущественные блага в пользу НКО. Прописанные договорной документацией цели должны соотноситься со специализацией некоммерческой организации. Одаряемый обязуется использовать полученные активы только по предписанному назначению.

Гражданское право (ст. 582 ГК РФ) в качестве пожертвования разрешает передавать НКО такие ресурсы:

  • вещественные активы (движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, денежные ресурсы);
  • имущественные права.

При решении сделать пожертвование в пользу НКО получать согласие или разрешительную документацию третьих лиц или государственных структур не требуется.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласия третьих лиц на передачу и получение пожертвования не требуется, но необходимо заручиться готовностью принять подарок самой НКО. Некоммерческая организация вправе отказаться от пожертвования, если для использования его по прямому предназначению учреждению придется столкнуться с рядом трудноразрешимых проблем.

Договор на передачу пожертвования может составляться в устной или письменной форме. Письменный вариант оформления операции дарения обязателен для таких ситуаций:

  • если предметом жертвования является объект недвижимости, для регистрации прав на который нужны документальные основания;
  • если оформляется не само пожертвование, а только дается обещание его реализовать в ближайшем будущем, то в соглашении о намерениях прописывают объект, подлежащий передаче;
  • при операциях, связанных с пожертвованиями, заверяемыми нотариусами.

Если в одной из перечисленных ситуаций не будет составлено письменное соглашение, то договор будет признан контролирующими органами недействительным. В договоре в обязательном порядке прописываются все существенные условия, дополнительно можно вносить конкретизирующие сделку условия, любые элементы, которые не противоречат действующим законодательным нормам.

СПРАВОЧНО! Сделки, связанные с пожертвованиями в пользу НКО, могут подвергаться двойному контролю: с одной стороны, проверку операции по получению подарка и его последующему использованию осуществят налоговые органы, с другой стороны, даритель может затребовать отчет о фактическом применении предмета договора.

Договор пожертвования подписывается обеими сторонами сделки. Некоммерческая организация обязательно заверяет соглашение своей печатью.

Денежные средства, используемые в качестве пожертвования, могут быть переданы в разных формах:

  1. Наличностью. В этой ситуации деньги могут быть переданы в момент подписания соглашения или в срок, оговоренный договором.
  2. Безналичным переводом. Деньги переводятся на отдельный банковский счет некоммерческой структуры. Такой вариант не требует официального подтверждения сделки договорной документации. Жертвователь может выступать в качестве анонимного дарителя.

Если предметом дарения становятся денежные ресурсы, в договоре между сторонами надо указать цели, на которые передаваемые средства могут быть потрачены, сумму сделки. Отчетную информацию НКО может публиковать на своем официальном интернет-ресурсе или направлять отдельно каждому жертвователю.

Налогообложение, проводки НКО

Доходы, получаемые НКО в качестве пожертвования, имеют признаки целевых поступлений. Этот тип доходных поступлений не подлежит отражению в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НУ РФ). Правило распространяется на пожертвования, которые предназначены для использования в основной деятельности некоммерческой организации в соответствии с направлениями работы компании, указанными в ее Уставе.

Для исключения подарка из налоговой базы надо соблюсти такие условия:

  • в договоре передаваемые ценности охарактеризованы как пожертвование;
  • средства имеют целевое предназначение;
  • бухгалтерия НКО ведет обособленный учет пожертвований (в отношении операций по их поступлению и расходованию).

Целевое предназначение приходуемых пожертвований можно подтвердить договорной документацией или платежными документами, в которых прописано назначение денег. По итогам каждого налогового периода некоммерческие организации составляют отчеты о целевом использовании полученных пожертвований. Заполненный бланк отчета передается в ФНС.

КСТАТИ, для деятельности НКО характерно, что от 80% ее поступлений внереализационного типа направляются на благотворительность.

В бухгалтерских отчетных формах жертвователя расходы по благотворительным мероприятиям включаются в статью прочих расходов. Признание затрат осуществляется по нормам ПБУ 10/99. Отражение в учетных данных произведенных трат должно осуществляться с привязкой к периоду, в котором они фактически имели место. Для отражения этого типа издержек применяется счет 91. Типовые корреспонденции имеют такой вид:

  • Д91 – К10 – в качестве благотворительной помощи переданы материальные ценности;
  • Д19 – К68/НДС – выделен восстанавливаемый НДС по передаваемым материалам;
  • Д91 – К19 – величина входного НДС засчитана в прочих расходах;
  • Д91 – К01 – списана остаточная величина стоимости объекта основных средств, который передается НКО в качестве пожертвования;
  • Д91 – К76 – отражение затрат, предназначенных для благотворительных целей;
  • Д76 – К51 – осуществлен банковский перевод денег в некоммерческую благотворительную организацию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При отражении расходных операций по благотворительности в бухгалтерском учете они признаются затратами отчетного периода, а в налоговом учете их величина исключается из налогооблагаемой базы.

Возникающие в результате несоответствия в порядке признания операций, связанных с благотворительностью, постоянные налоговые обязательства надо учитывать проводкой Д99 – К68.

В числе типовых корреспонденций счетов некоммерческих организаций при отражении операций с получением и использованием пожертвований применяют такие записи:

  • Д76 – К86 – произведено начисление целевых поступлений по заключенному договору пожертвования;
  • Д50 – К76 – пожертвования в форме денежных средств были получены наличными и проведены по кассе НКО;
  • Д51 – К76 – на расчетный счет некоммерческой организации поступили денежные пожертвования;
  • Д86 – К10 – материалы были использованы по прямому предназначению в соответствии с обозначенным Уставом организации направлению деятельности.

СПРАВОЧНО! Для благотворительных НКО характерен отказ от использования синтетических счетов финансовых результатов. Они заменяются в учете счетом 86, обозначающим расчеты по целевому финансированию.

К 86 счету рекомендуется открывать аналитические счета. Это делается для разделения данных об источниках поступления средств. Если предметом договора пожертвования выступают объекты основных средств, то в учете НКО делаются такие записи:

  • Д08 – К76 – в качестве добровольного пожертвования было получено основное средство;
  • Д01 – К08 – пожертвованное некоммерческой структуре основное средство начало эксплуатироваться;
  • Д76 – К86 – было фактически использовано целевое финансирование.

При получении в качестве пожертвования материалов или сырьевых ресурсов по дебету проходит 76 счет, а по кредиту — 86. Второй проводкой проводится расшифровка предмета сделки – Д10 и К76. Затраты, относящиеся к некоммерческой деятельности, предусмотренной уставной документацией, обозначаются в учете через дебетование счета 20 или 26 и кредитовые обороты по счету 10 (или 60, 69,70). Погашение затрат за счет выделенного целевого финансирования осуществляется корреспонденцией Д86 – К20 или 26.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector