Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет договоров аренды земельных участков

Приложение N 4. Положение о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности

Приложение N 4
к постановлению
Администрации Смоленской области
от 30 декабря 2005 г. N 394

Положение
о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков,
находящихся в государственной собственности

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения учета заключаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности на территории Смоленской области (далее — договоры аренды).

2. Договоры аренды подлежат учету органами местного самоуправления, а также Департаментом.

3. Сведения о договорах аренды вносятся в индивидуальную карту учета земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее — карта учета).

4. Учет договоров аренды осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы учета, содержащей сведения о заключенных договорах аренды, а также данные, характеризующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, которые являются предметом договоров аренды.

5. Ведение учета договоров аренды осуществляется на магнитных носителях.

6. Органы местного самоуправления:

— осуществляют учет договоров аренды, заключенных в пределах своей компетенции и расторгнутых в установленном законодательством порядке;

— обеспечивают ведение автоматизированной информационной системы учета;

— организуют защиту информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе учета;

— ежемесячно представляют в Департамент информацию о заключенных и расторгнутых договорах аренды, а также информацию об исполнении условий договоров аренды.

— осуществляет методическое и информационное обеспечение деятельности по ведению учета договоров аренды;

— осуществляет ведение единой базы данных договоров аренды, заключенных и расторгнутых органами местного самоуправления;

— обеспечивает формирование автоматизированной информационной системы учета в целом по Смоленской области;

— организует защиту информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе учета;

— предоставляет в установленном порядке сведения, содержащиеся в базе данных автоматизированной информационной системы учета.

8. В карту учета вносятся следующие сведения:

— порядковый номер записи;

— наименование арендодателя (юридический адрес и банковские реквизиты);

— наименование арендатора (ИНН, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты — для организации; паспортные данные, адрес и регистрация по месту жительства — для гражданина; ИНН и место государственной регистрации — для индивидуального предпринимателя);

— номер договора аренды;

— дата проведения конкурса, номер договора продажи права аренды (в случае проведения торгов по продаже права аренды);

— дата заключения договора аренды;

— срок действия договора аренды;

— дата регистрации договора аренды в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (для договоров, заключенных на срок более одного года);

— кадастровый номер земельного участка;

— местоположение земельного участка;

— основание предоставления земельного участка;

— площадь земельного участка (в квадратных метрах);

— вид разрешенного использования земельного участка;

— сведения об ограничениях в пользовании земельным участком и об установленных сервитутах;

— размер ставки земельного налога (в рублях за кв. метр);

— размер ежеквартальной арендной платы (в рублях за кв. метр);

— сведения о платежах по договору аренды (с периодичностью согласно условиям договора аренды);

— сумма задолженности по арендной плате за земельный участок.

9. Внесение данных об объектах учета в базу данных информационной системы учета осуществляется на основании договоров аренды.

10. Исключение из базы данных автоматизированной информационной системы учета сведений об объектах учета осуществляется в случае прекращения действия соответствующего договора аренды по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

11. Органы местного самоуправления не реже одного раза в месяц направляют по электронной почте в Департамент информацию, необходимую для внесения в базу данных автоматизированной информационной системы учета. Информация представляется в формате, определяемом Департаментом.

12. Органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность и полноту сведений, вносимых в базу данных автоматизированной информационной системы учета.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку права аренды земли?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Николаевны (г. Челябинск)

Подскажите, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку права аренды земли (стоимость с НДС) до гос.регистрации и после гос.регистрации. Когда НДС можно принять к вычету? ( Передается право аренды замли от одного арендатора — другому — за деньги). И надо ли платить налог на землю после регистрации, если документа на собственность нет?

Согласно п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

В результате перенайма происходит замена арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, поэтому перенаем должен осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга. В соответствии со ст. 389, 391 ГК РФ такая сделка совершается по волеизъявлению прежнего и нового должников и кредитора с соблюдением требований к форме, предъявляемой к основной сделке.

В соответствии с п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация перехода права аренды проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ). Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 154-О, следует, что право лица на аренду имущества возникает в силу гражданского договора. Государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права.

Государственная регистрация договора аренды имущества, равно как и государственная регистрация права его аренды, не могут подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права аренды. Она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

Читать еще:  Учетная политика по ндс образец

Следовательно, возникновение гражданских прав и обязанностей у сторон по договору связывается с заключением договора, а не с моментом его государственной регистрации. Таким образом, в данном случае права и обязанности у нового арендатора возникают с момента заключения им договора о передаче прав аренды, а не с момента регистрации этого права.

Затраты на приобретение права аренды земельного участка в бухгалтерском учете организация может отразить по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и ежемесячно списывать с указанного счета в течение оставшегося срока аренды земельного участка в порядке, установленном учетной политикой организации (например, равными долями).

Что касается учета затрат на приобретение права аренды земельного участка в целях налогообложения прибыли, то в данном случае организация не приобретает право на заключение договора аренды земельного участка у его собственника, а приобретает права и обязанности по договору аренды земельного участка у предыдущего арендатора в соответствии с п. 5 ст. 22 ЗК РФ. При этом, как указывалось выше, заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Поэтому в данном случае расходы на приобретение арендных прав не могут учитываться по специальным правилам, установленным ст. 264.1 НК РФ.

В то же время расходы, связанные с приобретением права аренды земельного участка, не указаны в перечне расходов, приведенном в ст. 270 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в частности, расходы, связанные с приобретением имущественных прав.

Следовательно, в целях налогообложения прибыли стоимость приобретенного права аренды организация может учесть в составе расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия критериям ст. 252 НК РФ.
Аналогичную позицию по данному вопросу занимают налоговые органы (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 27.01.2004 N 26-12/5331), а также Минфин России (см. Письма Минфина России от 03.10.2005 N 03-03-04/1/238, от 19.07.2006 N 03-03-04/1/585).

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).

На основании вышеуказанных норм расходы по оплате приобретенного права аренды подлежат отражению в составе прочих расходов равными долями в течение срока действия договора аренды (с момента заключения договора о передаче права аренды).
Следует отметить, что если право аренды земельного участка приобретается с целью строительства на нем объектов, используемых в дальнейшем для ведения организацией хозяйственной деятельности, то такие расходы носят капитальный характер. Указанные расходы (в доле, приходящейся на момент окончания строительства исходя из срока действия договора права долгосрочной аренды) будут увеличивать первоначальную стоимость объекта.

При передаче арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ (п. 5 ст. 155 НК РФ), то есть исходя из договорной стоимости уступленного права (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 167 НК РФ при передаче имущественных прав моментом определения налоговой базы по НДС является день их передачи.
Таким образом, обязанность исчислить НДС возникает у бывшего арендатора в том налоговом периоде, в котором эта передача состоялась.

Соответственно, сумму НДС, предъявленную предыдущим арендатором, организация имеет право принять к вычету в общеустановленном порядке на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ после принятия к учету приобретенного права при наличии счета-фактуры и соответствующих первичных документов (в данном случае таким документом является договор о передаче прав аренды) (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Арендатор не является плательщиком земельного налога в отношении полученного в аренду земельного участка (п.2 ст. 388 НК РФ).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Покупаем и переуступаем права на аренду земли

Как учесть в налоговых расходах плату за право заключения договора аренды земельного участка и кто платит с нее НДС

Многие компании берут в аренду земельные участки — под строительство, размещение других объектов и т. д. Но иногда еще до заключения договора за само право его заключить приходится уплачивать отдельный платеж. Может ли арендатор учесть подобный платеж в расходах? Платится ли тут НДС и что с его вычетом? И что отразить в учете, если вы не покупаете, а, наоборот, перепродаете право аренды другому лицу.

Как учесть приобретенное право на заключение договора аренды земли

Плату за приобретение права на заключение договора аренды земельных участков можно учитывать в расходах независимо от того, какой участок будет в дальнейшем арендован — находящийся в государственной (муниципальной) собственности или частной — у компании или даже у гражданина. Никаких ограничений на этот счет в НК РФ нет. Единственное условие — в итоге должен быть заключен договор аренды. Если такого договора не будет (вы сами отказались его заключить, получили отказ в его госрегистрации), то учесть расходы на приобретение права аренды будет нельз я ст. 264.1 НК РФ; Письмо Минфина от 29.04.2008 № 03-03-06/1/298 .

Если вы намерены заключить не договор аренды, а договор субаренды и платите за это право арендатору, то расход тоже можно учест ь Письмо Минфина от 11.11.2011 № 03-03-06/1/749 .

Порядок списания стоимости права зависит от срока действия договора аренды (субаренды ) пп. 3, 4 ст. 264.1 НК РФ :

  • он будет заключен на срок менее 1 года (то есть не подлежит госрегистрации), то такие расходы списываются равномерно в течение срока действия договора. Соответственно, начинать списывать расходы вы можете в месяце подписания договора;
  • договор заключен на срок 1 год и более, то он подлежит обязательной госрегистраци и п. 2 ст. 609 ГК РФ; п. 2 ст. 26 ЗК РФ . И начинать списывать стоимость права на заключение договора вы можете с месяца, в котором были поданы документы на госрегистрацию договора (у вас должна быть расписка Росреестра в получении документов ) подп. 2 п. 3, п. 4 ст. 264.1 НК РФ . Списывать стоимость права на прочие расходы можно:
  • равномерно в течение не менее 5 лет (точный срок пропишите в учетной политике);
  • ежегодно в размере не свыше 30% налоговой базы предыдущего года, до полного признания всей суммы платы.

Соответственно, если ваша компания убыточная, то предпочтителен второй вариант, дабы еще больше не увеличивать убыток и не привлекать лишнее внимание налоговиков. А если компания прибыльная, то лучше посчитать, какой именно вариант даст вам оптимальный размер налоговой базы на выходе.

Читать еще:  Налоговый учет гсм

Если вы арендуете земельный участок под строительство объекта, то можете списывать расходы на приобретение права на заключение такого договора точно в таком же порядке. Но можете и включить стоимость права в первоначальную стоимость строящегося объекта по аналогии с собственно арендной платой. Напомним, что арендную плату за период строительства налоговики и Минфин как раз требуют учитывать в составе первоначальной стоимост и Письма Минфина от 11.11.2011 № 03-03-06/1/749; УФНС по г. Москве от 10.07.2008 № 20-12/065288 .

А что с НДС при покупке таких прав? По мнению Минфина, продажа права на заключение договора аренды облагается НДС в общем порядке — налоговой базой тут является стоимость права без учета налог а ст. 154, п. 5 ст. 155 НК РФ; Письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-07-11/21 . Поэтому если счет-фактура был вам выставлен и вы арендуете землю для совершения облагаемых операций, то вы можете принять налог к вычет у п. 1 ст. 172 НК РФ; Письмо Минфина от 04.03.2009 № 03-07-11/51 .

Обратите внимание, что если за право заключения договора вы платите органу власти, то именно он и должен платить НДС.

Вы в данной ситуации налоговым агентом не являетесь. Если же орган власти указал в договоре, что вы должны удержать и уплатить НДС, то принять к вычету этот НДС будет проблематичн о Постановление ФАС ЗСО от 09.11.2011 № А70-218/2011 .

Перекупаем право аренды у арендатора

Если нужный вам участок уже находится в аренде, то договариваться о выкупе права на него нужно с арендатором. То есть вы можете заключить с ним соглашение о перенайме и заплатить за такой перенаем.

По мнению Минфина, плату за перенаем учитывать в расходах нельзя, так как право на заключение договора аренды вы не приобретаете: он уже заключен между собственником участка и бывшим арендаторо м Письмо Минфина от 12.11.2010 № 03-03-06/1/710 . Однако такую плату можно учесть по другому основанию — в качестве прочего обоснованного расход а подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ . Ведь для другой стороны этой сделки — бывшего арендодателя — Минфин признает перепродажу права аренды реализацией имущественного права. И требует платить налог и Письма Минфина от 01.02.2011 № 03-07-11/21, от 22.02.2011 № 03-11-11/41 . А значит, для вас это будет именно расход на приобретение имущественного права. Хотя специалисты Минфина видят тут риски в возможности экономического обоснования такого расхода.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем ) п. 2 ст. 615 ГК РФ . При этом к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, а следовательно, учитываемым при исчислении налога на прибыль, относятся арендные платежи за арендуемое имуществ о подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ . И расходы на приобретение права аренды имущества в указанном пункте не поименованы. Плата за приобретение права аренды НК РФ предусмотрена только в отношении земельных участков и только при условии заключения договора аренды.

Если организация примет решение включить в состав расходов суммы оплаты за право аренды имущества при его перенайме (в том числе и земельных участков), прежде всего ей необходимо будет доказать экономическую обоснованность таких расходов. При этом утверждать с уверенностью, что в рассматриваемой ситуации у налоговых органов не возникнет претензий к налогоплательщику, невозможн о ” .

Так что вам нужно запастись очень убедительными аргументами в пользу перенайма именно этого участка, а не аренды свободного. И тогда, возможно, налоговики плату за перенаем из расходов исключать не будут.

Что касается НДС, то кратко повторим наши выводы: бывший арендатор должен начислить НДС на стоимость переуступаемого права аренды, а вы вправе на основании его счета-фактуры принять налог к вычет у п. 1 ст. 172 НК РФ; Письма Минфина от 01.02.2011 № 03-07-11/21, от 04.03.2009 № 03-07-11/51 .

Сами перепродаем право аренды

С НДС в такой ситуации мы уже разобрались — его обязательно нужно будет начислить исходя из стоимости реализуемого права на заключение договора. А вот с налогом на прибыль ситуация такова:

  • вы включаете в доходы стоимость реализованного имущественного прав а Письма УФНС по г. Москве от 30.11.2009 № 20-14/2/125274@; Минфина от 22.02.2011 № 03-11-11/41 ;
  • при этом вы можете учесть в расходах еще не списанную стоимость права, уплаченную вашему арендодател ю подп. 2.1 п. 1 ст. 268, п. 5 ст. 252 НК РФ . Оснований продолжать ее списание в особом порядке уже нет, так как из арендных правоотношений вы выбыли. Кстати, так же думает и Минфи н Письмо Минфина от 05.07.2012 № 03-03-06/2/75 . И еще, если у вас в итоге образуется налоговый убыток по этой сделке, вы вправе учесть его в целях налогообложени я п. 2 ст. 268 НК РФ .

Как учесть аренду имущества у государства?

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС при аренде офиса

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.
Читать еще:  Налоговая учетная политика ндс

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль при аренде офиса

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и декларация по НДС

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

НДС при аренде участка

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций при аренде участка

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector