Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет расходов на содержание автотранспорта

Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН. Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки не применяет ККТ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

Расходы на услуги платной стоянки

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН. Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Читать еще:  Концепция бухгалтерского учета

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Учет расходов на содержание автотранспорта

Наличие автомобиля подразумевает осуществление собственником дополнительных расходов, которые связаны с оформлением страховки по ОСАГО, прохождением технического обслуживания, приобретением ГСМ и запасных частей. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ специальные виды автомобилей должны быть оснащены дополнительным оборудованием (например, тахографами и системами спутниковой навигации). Об этих и других видах расходов пойдет речь в статье.

Оформление страховки по ОСАГО

Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным. В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ; ст. 1, 5, п. 1, 2 ст. 8, ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что согласно п. 302 Инструкции № 157н [1] для учета таких расходов предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов». В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции № 157н).

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н [2] :

15.3. РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

15.3. РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

Закрытый перечень расходов, установленных ст. 346.16 НК РФ, позволяет учесть при расчете единого налога при упрощенной системе налогообложения затраты на содержание служебного автотранспорта – как собственного, так и арендованного (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НКРФ).

Конкретные виды таких расходов в Налоговом кодексе РФ не указаны. В каждом отдельном случае организация должна самостоятельно определить, какие расходы можно учесть по этой статье.

При этом расходы на содержание служебного автотранспорта должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

При наличии оформленных согласно законодательству РФ документов, подтверждающих использование в производственных (служебных) целях данных автомобилей и их пробег до места назначения и обратно (договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением ГСМ для этих автомобилей, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 18-11/3/25186).

Читать еще:  Учет расходов у застройщика

Следует учитывать, что нельзя признать обоснованными расходы на содержание автомобиля, который не используется организацией в предпринимательской деятельности (см. письмо Минфина России от 22.06.2004 № 03-02-05/2/40).

В этом же письме приводятся два вида затрат на содержание автотранспорта, которые организация может учесть в составе расходов:

1) расходы на приобретение ГСМ, которые учитываются в целях налогообложения в пределах норм, установленных в технической документации к транспортному средству;

2) расходы на оплату услуг автостоянки. Уменьшать доходы на сумму подобных расходов можно только в том случае, если с автостоянкой заключен договор об оказании услуги.

Кроме перечисленных видов расходов организации несут расходы, связанные с техническим осмотром транспортных средств.

Технический осмотр транспортные средства проходят по месту их постоянной или временной регистрации. На первый техосмотр автомобиль нужно представить в течение 30 суток после его государственной регистрации в ГИБДД.

Последующие техосмотры придется проходить в тот месяц и год, которые установит инспекция в соответствии с периодичностью, описанной ниже.

Каждые 6 месяцев должны проходить технический осмотр:

• легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе;

• автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя);

• специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

Каждые 12 месяцев необходимо подтверждать техническое состояние:

• грузовых автомобилей, а также прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны;

• транспортных средств, на которые разрешена установка специальных сигналов;

• автомобилей, предназначенных для обучения вождению.

Периодичность прохождения техосмотров владельцами легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, а также владельцами мототранспортных средств зависит от возраста транспортного средства.

Новые автомобили, которые прошли свой первый техосмотр в течение года, следующего за годом изготовления, работники ГИБДД будут осматривать в следующий раз только через три года, т.е. через 36 месяцев.

Владельцам транспортных средств, которым еще не исполнилось семи лет с момента выпуска, разрешено проходить осмотр один раз в два года, т.е. есть каждые 24 месяца.

Если с года выпуска машины, прицепа или мотоцикла прошло более семи лет, то проходить техосмотр придется каждые 12 месяцев.

За выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства организация должна уплатить госпошлину в размере 100 руб. (подп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Эта сумма может быть включена в состав расходов на основании подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы на содержание арендованного автомобиля можно учесть при расчете единого налога только в том случае, если договором аренды предусмотрено, что все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор (см. письмо Минфина России от 01.02.2006 № 03-11-04/2/24).

Если организация использует в производственных (служебных) целях личный транспорт своих работников, то она вправе уменьшить полученные доходы также на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Вышеназванные нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и составляют: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см – 1200 руб., свыше 2000 куб. см – 1500 руб.

Таким образом, сумму компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля в размере 1200 руб. или 1500 руб. организация вправе учесть в составе расходов при определении налоговой базы по единому налогу при условии, что эти расходы экономически оправданы и документально подтверждены.

Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 08.08.2005 № 03-11-04/2/40.

При этом выплата компенсаций производится работнику в случаях, когда его личный автомобиль используется в процессе производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными инструкциями.

В размерах компенсации, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов.

Компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце.

За время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировки, больничный лист и т.д.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Основанием для осуществления компенсационных выплат является приказ руководителя предприятия, в котором указаны размеры компенсации, а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта автомобиля (если работник управляет по доверенности – соответствующие документы). Об этом говорится в письме Управления ФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 18-11/3/25186.

Вместо выплаты компенсации организация может заключить со своим работником договор аренды автомобиля.

Договор аренды предусматривает уплату арендатором арендной платы. Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, будут учитываться в зависимости от вида и условий договора аренды.

В соответствии со ст. 632 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем предполагает предоставление арендодателем автомобиля в аренду и оказание им услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации. В этом случае (если иное не предусмотрено договором аренды) арендатор несет лишь расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 636 ГК РФ).

Поддержание надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ), а также его страхование (ст. 637 ГК РФ) являются обязанностью арендодателя.

При заключении договора аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Осуществление текущего и капитального ремонта транспортного средства в этом случае является обязанностью арендатора (ст. 644 НК РФ).

Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет также расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование (включая страхование своей ответственности), а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Читать еще:  Продать машину учет

Таким образом, затраты на содержание и эксплуатацию транспортного средства по договору аренды без экипажа учитываются в составе расходов в следующем порядке:

– расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием автомобиля, в частности расходы на стоянку, мойку, технический осмотр и т.д., уменьшают доходы отчетного периода в качестве прочих расходов на содержание служебного автотранспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

– расходы на текущий и капитальный ремонт автомобиля уменьшают доходы отчетного периода в размере фактических затрат (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

– расходы на приобретение ГСМ в полном размере уменьшают доходы отчетного периода в качестве материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Специалисты Управления ФНС России по г. Москве в письме от 31.03.2006 № 18-11/3/25186 делают вывод, что при наличии оформленных согласно законодательству Российской Федерации документов, подтверждающих использование в производственных (служебных) целях данных автомобилей и их пробег до места назначения и обратно (договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевые листы, акты о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов для этих автомобилей, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Учет расходов на автотранспорт

Организация приобретает для хозяйственных нужд автотранспорт. Расскажите, пожалуйста, как правильно вести бухгалтерский и налоговый учет, какие необходимы документы для списания ГСМ, бензина, расходов на ремонт (чеки, путевые листы)? Можно ли составлять путевой лист с периодичностью 1 раз в неделю? Нужно ли производить ежедневный медицинский осмотр?Опубликовано в журнале «Бухгалтерские вести» №37 от 11 октября 2011

Отвечает Ирина Сидорова, финансовый консультант юридической компании «Налоговик»

Основные расходы организации на содержание служебного автотранспорта:

• материальные (топливо, смазочные материалы);

Для целей бухгалтерского учета расходы на приобретение топлива и смазочных материалов для служебного автотранспорта относятся к расходам по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Оплата поставщикам топлива может производиться наличным и безналичным путем. Приобретение топлива водителями за счет подотчетных средств требует оформления авансового отчета.

Топливо и смазочные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости по дебету счета 10 «Материалы» (субсчет 10–3 «Топливо») в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.).

Топливо и смазочные материалы списываются на производственные и управленческие нужды на основании первичных расходных документов (ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, накладных, путевых листов и т. д.) и отражается по кредиту счета 10 «Материалы» (субсчет 3) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44).

Приведем типовые бухгалтерские проводки по операциям на содержание служебного автотранспорта:

Дт10-3 — Кт60 — Отражена стоимость приобретенных ГСМ согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)

Дт19-3 — Кт60 — Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком ГСМ

Дт60 — Кт51 — Произведена оплата поставщику

Дт68-1- Кт19.3 — Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому к учету топливу

Дт20, 26, 44 — Кт10-3 — Списано топливо на производственные или управленческие нужды согласно данным путевых листов

Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Об этом говорится в Приказе Минтранса РФ от 24.06.03 №153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте». Нормы расхода топлива установлены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.08 №АМ-23-р.

Контроль за расходованием топлива следует вести в путевых листах, унифицированные формы которых установлены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78 (форма №3 «Путевой лист легкового автомобиля», форма №4-С «Путевой лист грузового автомобиля», форма №6 «Путевой лист автобуса» и т. д.). Этот же документ является основанием для списания использованного топлива в расходы. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа Минтранса РФ от 18.09.08 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»). Минфин РФ признает, что путевой лист может выписываться не ежедневно, а «с такой регулярностью, чтобы на его основании возможно было судить об обоснованности произведённого расхода» (Письмо от 16.03.06 №03-03-04/ 2/77). В Письме Минфина РФ от 25.08.09 №03-03-06/2/161 чиновники разрешили организациям самостоятельно разрабатывать путевые листы, являющиеся документами, подтверждающими расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Главное условие — наличие в документе обязательных реквизитов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.08 №152.

Для целей налогового учета затраты на ГСМ могут учитываться при условии, что они экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение прибыли (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Для целей налогообложения налогом на прибыль затраты на приобретение ГСМ и содержание служебного автотранспорта учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом хотя Налоговым кодеком не определено нормирование указанных расходов, финансисты требуют включать состав расходов сумма затрат на топливо для служебных поездок в пределах норм расхода, установленных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.08 №АМ-23-р. Если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе – методике (Письмо Минфина РФ от 10.06.11 №03-03-06/4/67).

Начисление компенсаций за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок отражается в учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Что касается медицинского осмотра водителей, то его следует организовывать всем предприятиям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспортные средства.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» работодатели обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Осмотр проводится на основе Методических рекомендаций по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей, определенных Письме Минздрава России от 21.08.03 №2510/9468-03-32.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector