Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный инвестиционный контракт

Инвестиционный контракт

Правовые отношения в инвестиционной сфере появляются в результате обоюдного желания о сотрудничестве между собственником и инвестором. Такие отношения регулируют соответствующие документы.

Инвестиционный контракт это гражданско-правовой договор, которым регулируются условия вложения материальных ценностей в основные средства. В качестве материальных ценностей можно рассматривать ценные бумаги, деньги, имущественные права аренды или собственности.

Все инвестиционные контракты составляется в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 39-ФЗ.

В случае если собственник бизнеса провел успешные переговоры с инвестором, договорился обо всех условиях осуществления совместной инвестиционной деятельности и обеим сторонам необходимо закрепить их договоренности юридически, тогда и составляется инвестиционный контракт.

Согласно Российскому законодательству, совместной инвестиционной деятельностью признается деятельность, в результате которой происходит количественное изменение таких показателей, как основные средства предприятия, её нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Исходя из этого следует вывод, что в результате заключения инвестиционного контракта происходит изменение внеоборотных средств организации. Именно поэтому данное понятие относится больше к экономической среде, нежели гражданско-правовой.

Типовой и специальный контракт

Объектами инвестиционного контракта выступает любое имущество (в том числе здания и сооружения), которое либо создается с нуля, либо модернизируется. Инвестиции идут на строительство и реконструкцию объектов, закупку техники, оборудования, расходных материалов, на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и НМА (нематериальные активы) и так далее.

Далее мы поговорим о новой инициативе/новом инструменте, который вводит правительство Российской федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идёт о специальном инвестиционном контракте.

Под специальным инвестиционным контрактом (СПИК) подразумевается договор, заключенный между государством или муниципальным образованием и вкладчиком.

Со стороны государства гарантируется всесторонняя поддержка и налоговые льготы, инвестор же обязуется выполнять специальные условия. В большинстве случаев СПИК позволяют инвестору стать монополистом в своей деятельности.

Направления СПИК принято подразделять на три вида:

  1. Освоение инновационного производства, не имеющего аналогов на территории страны
  2. Производство или модернизация производства промышленных товаров
  3. Разработка инновационных технологий, а также внедрение уже имеющихся в существующее производство

В чем суть? Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса, при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.

Какие преимущества несёт заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора?

Преимущества государства:

  • общий рост промышленного производства/сопутствующей промышленной инфраструктуры
  • развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности
  • создание инновационных производств/производство высокотехнологичных товаров
  • локализация промышленного производства на территории страны
  • внедрение и освоение новых технологий.

Преференции и льготы, которые получают инвесторы:

  • налоговые и таможенные льготы
  • гарантии на наличие стабильных условий для ведения бизнеса/защита от неблагоприятных изменений в законодательстве страны
  • льготные условия аренды государственного имущества/сниженная арендная плата
  • иные льготы и преференции, прописанные в законодательстве.

Содержание специального инвестиционного контракта:

  • объем инвестиций со стороны инвестора
  • срок действия контракта
  • перечень и характеристики производимой продукции
  • перечень шагов по созданию производства либо модернизации действующего
  • список предусмотренных льгот и преференций для инвесторов
  • порядок контроля над исполнением инвестором взятых на себя обязательств/порядок предоставления отчетности и т.п.

Что необходимо инвестору для заключения специального инвестиционного контракта с государством или его региональным субъектом?

  • описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализаций (инвестиционный проект
  • обязательства, которые инвестор может на себя взять
  • льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством
  • документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении правительств РФ.

Порядок заключения

Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).

При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта. Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.

Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направления и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несёт за это полную ответственность.

Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.

Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Что это значит? К примеру, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика текущий, другими словами он будет выполнять обычный для него вид деятельности.

Расторжение

Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.

Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.

Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.

Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован статьей 15 Гражданского Кодекса. Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.

Инвестиционный контракт по 44-ФЗ: что это и когда заключают

Договоры инвестирования — это различные виды договоров, на основании которых одна сторона финансирует проект другой стороны с целью получить выгоду.

Природа договора инвестирования

В юридическом смысле это письменная сделка, на основании которой инвестор осуществляет финансирование бизнес-проекта, а получатель инвестиций реализует этот проект. Законодательно такой вид контракта, как инвестиционный, не закреплен, но широко применяется.

Договор является смешанным, то есть содержит элементы различных обязательств. Анализ судебной практики свидетельствует, что суды принимают такой контракт в качестве надлежащего доказательства заключения сделки, оперируют понятием «договор инвестирования», а в мотивировочной части решений ссылаются на статьи 420 – 423 ГК и применяют общие положения об обязательствах (ст. 307 – 419 ГК РФ).

Существенной проблемой является то, что законодатель не закрепил существенные условия контракта инвестирования, в результате появляются судебные иски о признании соглашений не заключенными. Анализируя сложившуюся практику, выделим признаки договора инвестирования:

  1. Стороной по договору выступают муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Российская Федерация, физическое, юридическое лицо. Заключают и инвестиционный договор между физическим и юридическим лицом.
  2. Инвесторы (вкладчики) вкладывают собственные материальные ресурсы в реализуемый проект.
  3. Заказчик (получатель инвестиций) на определенных условиях и с целью получения прибыли реализуют проект.
  4. В качестве сторон в контракт дополнительно включают подрядчиков, субподрядчиков, соинвесторов.
  5. Объект договора — развитие малого бизнеса («стартап»), строительство, модернизация, реставрация, переоборудование, вновь создаваемые имущественные комплексы и предприятия.
  6. Инвестиции — вкладываемые в бизнес-проект инвестором материальные блага (деньги, недвижимое имущество, ценные бумаги), чтобы получить прибыль или достичь другой полезный эффект.
Читать еще:  Виды портфелей инвестиций

Чаще всего применяют инвестиционный контракт в строительстве. Заключаются договоры инвестиционного товарищества, беспроцентного инвестиционного займа. Обеспечение инвестиций зависит от рисков проекта и требований привлеченного инвестора, часто в качестве обеспечения возврата займа используется залог объектов интеллектуальной собственности (ноу–хау, изобретений, программ) и долей в ООО.

В целях оптимизации налогов инвестиционное соглашение между юридическими лицами должно содержать и положения, соответствующие требованиям налогового законодательства РФ.

Виды договоров инвестирования

Классифицируем договоры в зависимости от целей инвестирования и других условий соглашения, выделяемых сторонами как существенные.

Основные — договоры инвестирования по ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

От договоров инвестирования, в которых с обеих сторон выступают частные лица, следует отличать государственные контракты, подписываемые на основании указанного Федерального закона. Такие контракты заключают в целях строительства или реконструкции государственных объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации бизнес-проектов.

Заключение контрактов осуществляется на основании ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Их отличительной чертой являются инвестиции в форме капитальных вложений.

Капитальные вложения — это те же инвестиции, но направленные исключительно в основной капитал (основные средства предприятия). Речь идет о проектно-изыскательских работах, модернизации уже действующих предприятий, обновлении машин, вводе современного технологичного оборудования, обновлении инструмента и инвентаря.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Самостоятельное заключение СПИК субъектом Российской Федерации регулируется правовыми актами самого субъекта Российской Федерации.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Таким образом, выделяются сразу четыре отличительные черты СПИК:

  1. Специальный предмет контракта.
  2. Особый порядок заключения контракта.
  3. Одной стороной в контракте всегда является Российская Федерация (субъект Российской Федерации, муниципальное образование), второй стороной — частная компания.
  4. Инвестор в результате инвестиционной деятельности получает определенные преференции и поддержку со стороны государства (меры стимулирования). Такая конструкция позволяет модернизировать промышленность благодаря предоставлению льгот заинтересованным инвесторам, создавать рабочие места, повышать инвестиционную привлекательность конкретных отраслей промышленности.

Участниками СПИК предполагаются российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства, не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участниками СПИК выступают и третьи лица, привлекаемые инвестором для реализации инвестиционного проекта (множественность лиц со стороны инвестора).

Сводный отчет о реализации инвестиционных контрактов ежегодно предоставляется в Правительство РФ. Отчет является важным инструментом контроля за ходом выполнения работ по СПИК для заинтересованных органов, на его основании оформляется заключение о выполнении (невыполнении) инвесторами своих обязательств.

Особенности заключения СПИК

На первом этапе инвестор оформляет пакет документов, в который входят:

  • заявление по установленной форме;
  • проект СПИК, пример: специальный инвестиционный контракт между муниципальным образованием и частным инвестором;
  • бизнес-план и финансовая модель проекта с указанием результативной цели инвестирования, основой проекта. В нем описываются доходная и расходная части, конечный результат, запланированные страховые взносы, налоги, сборы, пошлины;
  • подтверждение легальности происхождения вложений, подтверждение их размера;
  • информация о планируемой конечной продукции: планы-графики финансирования и реализации проекта.

Пакет документов предоставляется на рассмотрение в Минпромторг (либо исполнительный орган власти субъекта), затем вместе с предварительным заключением специальный инвестиционный контракт Минпромторг передает в Межведомственную комиссию (МВК). Комиссия проводит анализ внесенного на рассмотрение проекта и принимает положительное либо отрицательное решение о возможности подписания договора. Срок рассмотрения проекта комиссией — 30 рабочих дней. Срок рассмотрения замечаний комиссии инвестором — 10 рабочих дней.

Порядок расторжения СПИК закреплен в соответствующем разделе. Расторжение по инициативе инвестора подразумевает, что в случае невыполнения своих обязательств его привлекают к материальной ответственности. Инвестор обязан возместить ущерб, нанесенный государству (субъекту).

Меры стимулирования для участников СПИК

Законодательством предусматриваются следующие гарантии, льготы и преференции:

  • льготные налоговые условия на весь срок СПИК;
  • облегченное приобретение статуса единственного поставщика для госзаказа;
  • льготы по уплате налогов;
  • различные субсидии;
  • упрощенное получение земельных участков для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;
  • ускоренное получение статуса российского производителя.

При этом меры государственной поддержки прекращаются, если расходы бюджетов всех уровней достигают 50% от осуществленных инвестиций, с даты такого превышения.

Использование СПИК как механизма развития экономики показало их эффективность, в связи с чем законодательная и исполнительная базы, регулирующие СПИК, постоянно совершенствуются.

Применение СПИК началось в 2015 году, в 2018 году временно вводился мораторий. Отмена моратория в ноябре 2018 года и новая редакция закона получила название СПИК 2.0.

Публикации

Специальные инвестиционные контракты в Российской Федерации

Григорьев_эж-Юрист_СПИК в РФ_11.2017

Григорьев eng_эж-Юрист_СПИК в РФ_11.2017

СПИК: понятие, регулирование, стороны

К настоящему времени Российской Федерацией в лице Минпромторга России заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них – с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов. Еще столько же заявок крупных бизнес-групп на заключение СПИК находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше. Что же такое СПИК?

СПИК – это инструмент промышленной политики РФ, представляющий собой соглашение между частной стороной (инвестором и, при необходимости, промышленным предприятием) и публичной стороной (Российский Федерацией и/или ее регионом, а также в отдельных случаях и муниципалитетом), в котором фиксируются:

1) обязательства частной стороны в определенный срок создать на территории РФ, континентальном шельфе РФ или в особой экономической зоне РФ новое производство промышленной продукции, модернизировать уже существующее ее производство либо освоить производство такой продукции, которое еще не имеет аналогов в России (далее – целевая продукция);

2) обязательства публичной стороны гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий в отношении целевой продукции, а также предоставить частной стороне специальные меры стимулирования и государственной поддержки, предусмотренные законодательством для участников СПИК.

Читать еще:  Оценка эффективности инвестиций на предприятии

На данный момент Правительством РФ утверждена форма типового контракта лишь по некоторым отраслям промышленности – для машиностроения (в том числе автомобилестроения), станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности средств связи (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»; далее – Постановление Правительства РФ № 708). Соответственно, к другим отраслям промышленности рассматриваемый инвестиционный механизм не применим до тех пор, пока не утверждена новая или расширенная типовая форма СПИК для иных отраслей. Вместе с тем в ближайшем будущем ожидается серьезное расширение перечня отраслей промышленности, в которых можно будет полноценно использовать СПИК в инвестиционных целях.

Помимо упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 708, основное правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством:

– Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»;

– Налогового кодекса РФ;

– Земельного кодекса РФ;

– Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта»,

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами».

Кроме того, принято множество специализированных общих и отраслевых нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и Минпромторга России, регламентирующих виды мер стимулирования и государственной поддержки в отношении частной стороны СПИК, а также основания и порядок их получения.

К СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и не противоречит существу такого контракта. Кроме того, при структурировании и формировании условий СПИК стороны активно используют правовой инструментарий, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.

Инвесторами по СПИК могут быть российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства и не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участником СПИК может быть и третье лицо, которое инвестор привлек для фактической реализации инвестиционного проекта (промышленное предприятие). Причем таких привлеченных лиц может быть несколько. Российские власти планируют расширить состав частной стороны: опционально включить в число участников СПИК кредитные организации, субъекты естественных монополий, корпорации (институты) развития и др.

Срок, на который заключается СПИК, рассчитывается как срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Но максимальный срок СПИК сейчас не может превышать 10 лет. Вместе с тем по поручению Президента РФ подготовлены изменения в действующее регулирование, предполагающие увеличение данного срока не менее чем до 20 лет.

Преимущества СПИК для частной стороны

Меры стимулирования и государственной поддержки инвестор может выбрать самостоятельно (в том числе совместно с промышленным предприятием) при подаче заявления о заключении СПИК. Решение о предоставлении частной стороне выбранных ею мер поддержки принимается специально созданной Правительством РФ Межведомственной комиссией по оценке возможности заключения СПИК (далее – Межведомственная комиссия) с учетом:

– предварительного заключения Минпромторга России;

– задач и/или целевых показателей и индикаторов государственных долгосрочных и среднесрочных программ РФ в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.

В настоящее время законодательство РФ предусматривает следующие гарантии, льготы и/или преференции для участников СПИК (соответствующий список постоянно расширяется, в том числе для отдельных отраслей промышленности):

– стабильность налоговых условий на срок действия СПИК (гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и/или промышленного предприятия по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на их доходы в момент заключения СПИК);

– стабильность регуляторных условий (гарантии стабильности режима запретов, ограничений в отношении выполнения СПИК и обязательных требований в отношении жизненного цикла целевой продукции, то есть стадий изыскания, проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

– предоставление в отношении целевой продукции исключительной возможности реализовывать на территории РФ отдельные виды товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ установлен жесткий запрет на их допуск в Россию;

– льготы по уплате налогов (на федеральном уровне – по налогу на прибыль, на региональном – как по налогу на прибыль, так и в отношении налога на имущество и транспортного налога, на муниципальном – по земельному налогу при наличии соответствующей нормативной базы);

– упрощенное получение публичных земельных участков в пользование для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;

– упрощенное приобретение статуса российского производителя в отношении целевой продукции;

– возможность приобретения в специальном порядке статуса единственного поставщика для государственных нужд (при принятии на себя обязательства по СПИК осуществить инвестиции на сумму более 3 млрд руб.);

– упрощенное приобретение статуса крупнейшего производителя промышленной продукции в целях льготного порядка администрирования и уплаты некоторых публичных платежей (в настоящее время актуально только в отношении утилизационного сбора для производителей специальной техники);

– отраслевые субсидии (например, на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов при производстве целевой продукции, на содержание рабочих мест, на транспортировку этой продукции, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности, а также части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении такой продукции).

В части такой преференции, как отраслевые субсидии, следует отметить, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость предоставления в ближайшее время частной стороне СПИК субсидий, направленных на стимулирование экспорта российской продукции за рубеж.

Кроме того, целевая продукция, произведенная в рамках СПИК, может быть дополнительно интересна для ее приобретателей тем, что на нее распространяется ускоренная амортизация.

Следует отметить, что по СПИК частная сторона не получает от государства (его регионов, муниципалитетов) в собственность какое-либо имущество либо бюджетные инвестиции. В свою очередь, и публичная сторона также не получает по СПИК какое-либо имущество, в том числе интеллектуальную собственность и денежные средства.

Как правило, указание в СПИК на применение соответствующих льгот и преференций означает особый (приоритетный) порядок их получения частной стороной в силу статуса участника СПИК как такового. Однако сам СПИК не является источником мер стимулирования и государственной поддержки. Такие меры должны быть на момент заключения СПИК предусмотрены законодательством.

Ключевые обязательства инвестора по СПИК

Минимальный объем инвестиций по СПИК в создание или модернизацию либо освоение производства целевой продукции составляет не менее 750 млн руб. (без учета НДС). При этом следует учитывать, что согласно действующему правовому регулированию суммы инвестиций, вложенный в реализацию проекта до заключения СПИК пока не учитываются. Контракт может предусматривать поэтапное инвестирование. Активно обсуждается деловыми кругами возможность уменьшения «входного порога» для заключения СПИК. Вместе с тем Минфин России, напротив, предлагает увеличить этот порог до 1 млрд руб., не учитывая при этом в их составе заемные средства и средства, полученные от реализации инвестиционного проекта по СПИК.

Читать еще:  Дам инвестиции в бизнес

Частная сторона СПИК должна взять на себя обязательства по достижению в конкретные сроки определенных целевых параметров инвестиционного проекта, на что обращают внимание Минпромторг России и Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления инвестора.

Такими параметрами являются:

– перечень мероприятий инвестиционного проекта (например, приобретение земельного участка, подготовка проектной и рабочей документации для строительства, шефмонтаж необходимого оборудования, осуществление строительства/монтажа и др.);

– объем инвестиций в проект (согласно практике заключения СПИК необходимо указать их объем не только за весь срок действия СПИК, но и по годам);

– объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной целевой продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем налогов (федеральных, региональных, местных), планируемых к уплате по окончании срока СПИК;

– доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене целевой продукции, выпускаемой к окончанию срока СПИК;

– количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем экспорта (этот параметр не предусмотрен нормативно-правовыми актами, однако на практике ему придается весьма большое значение со стороны как Минпромторга России, так и Межведомственной комиссии);

– иные дополнительные нормативно не предусмотренные обязательства инвестора, которые он готов на себя принять и которые могут быть интересы публичной стороне СПИК (например, создание инновационных центров, центров по подготовке высококвалифицированных специалистов и др.).

2.5 Инвестиционный контракт

Процесс реализации инвестиционных проектов по строительству объектов начинается с заключения договора (контракта) между инвестором и застройщиком (заказчиком). Договор является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности (п.1 ст.7 Закона об инвестиционной деятельности).

Правовой основой для заключения договора на реализацию инвестиционных проектов является (ст. 421 ГК РФ часть 2), согласно которой стороны могут заключать контракты (договоры) как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Деятельность заказчиков-застройщиков по организации строительства объектов осуществляется на основании договоров строительного подряда, заключаемых между заказчиками-застройщиками и подрядными строительно-монтажными организациями.

При заключении договоров подряда стороны руководствуются действую­щим гражданским законодательством, в частности, гл. 37 «Подряд», и ст. пара­графа 3 «Строительный подряд» ГК РФ (часть вторая), а также Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации.

В соответствии с установленным порядком инвестор самостоятельно опреде­ляет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему ус­мотрению привлекает на договорной основе юридических и физических лиц, не­обходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор по договору передает за­стройщику (заказчику) право распоряжаться выделенными инвестициями.

Инвестиционный договор (контракт) является наиболее распространенной формой соглашения о строительстве объектов недвижимости, которое заключает инвестор с органами местного самоуправления, в том числе предусматривая обя­занность органов местного самоуправления по предоставлению земельных участ­ков инвесторам (застройщикам.) при условии передачи в муниципальную собст­венность по окончании строительства части построенного жилья либо других объ­ектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства.

Если осуществляется строительство объектов промышленной инфраструк­туры, условием предоставления земельного участка и выдачи разрешения на строительство согласно нормативным актам органа местного самоуправления может быть предусмотрена обязанность инвестора перечислить средства доле­вого участия на развитие объектов административно-коммерческого, производ­ственного, инженерного назначения соответствующей территории.

Любой инвестиционный контракт является комплексным документом. С одной стороны, при передаче земельного участка в собственность либо во вре­менное пользование инвестору (застройщику) между муниципальными органами и инвестором возникают гражданско-правовые отношения, в которых обе сторо­ны участвуют равноправно, что подразумевает заключение соответствующего гражданско-правового, как правило, возмездного договора, которым будут опо­средованы имущественные отношения по передаче земельного участка в собст­венность либо во временное владение и пользование (ст. ст. 124, 125 ГК РФ). При передаче земельного участка в собственность оформляется договор купли­-продажи, предусматривающий перечисление покупателем (застройщиком) в ме­стный бюджет денежной суммы, эквивалентной стоимости земельного участка, указанной в договоре. При оформлении договора аренды застройщик (аренда­тор) получает землю во временное владение и пользование и уплачивает в мест­ный бюджет арендную Шiату в порядке, установленном договором.

Орган местного самоуправления не исполняет никаких встречных гражданских обязательств в пользу инвестора — не передает имущество, не перечисляет денежные средства из местного бюджета, не производит зачет встречных обязательств.

При заключении инвестиционных контрактов с органами местного само­управления инвестор должен оговаривать взаимные гражданско-правовые обя­зательства сторон, в том числе и наличие имущественного возмещения за пере­даваемые муниципалитету площади и объекты в любой возможной форме.

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и стои­мости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты работ, о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для госу­дарственных нужд, условия государственного контракта определяются в соот­ветствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведение подрядных торгов.

Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, удостоверяющих его победу на конкурсе (торгах).

Государственные заказчики при заключении контрактов на передачу части своих функций другим хозяйствующим субъектам должны предусматривать в них обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному ис­пользованию выделяемых средств, а также ответственность сторон за наруше­ние принятых обязательств.

Государственные контракты заключаются с подрядной организацией, по­бедившей на конкурсе (торгах), на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами).

Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строи­тельства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьше­ния размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывно­сти финансирования стороны уточняют срок окончания строительства.

Государственный заказчик выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строитель­ства. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ либо платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в течение одного месяца после при­нятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, есШ1 иной срок расчетов в контракте не предусмотрен.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечисления аван­са, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

В случае же не обеспечения установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов по вине подрядчика он уплачивает штраф в разме­ре, как правило, 0,001 % договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Контрактом могут предусматриваться и другие меры имущественной ответственности, а также взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

› Содержание › 2.5 Инвестиционный контракт

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector