Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инновации и инвестиции в россии

Инвестиции в инновации

Инвестиции в инновации это финансирование проектов, целью которых стоит создание нового, либо усовершенствование уже существующего продукта.

Результатом инновационной деятельности может быть не только товар или услуга, это и разработка новых производственных методов и технологий, современное программное обеспечение, новые методы в области организации труда, деловых отношений. Рейтинг инновационных инвестиций

Без инноваций не будет экономического роста и развития. Инновация — это комплекс новшеств, технологий, интеллектуальных и материальных вложений, которые приводят к улучшениям в определенной сфере экономики. Если результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке, то инновация способна приносить постоянную прибыль. А значит, в нее можно вкладывать деньги с целью извлечения прибыли в дальнейшем.

Под инновациями можно понимать и старт-апы, направления бизнеса, которым в настоящее время нет аналогов на рынке услуг и товаров, это товары, технологии, услуги, носящие оригинальный и современный характер. Это результаты труда, не встречающиеся нигде ранее.

Также инновационными товарами считаются усовершенствованные варианты ранее производимых продуктов или оказываемых услуг.

Как определить инновацию?

Существуют общие принципы определения результатов инновационной деятельности, которые, например, в Евростате регламентируются руководством OSLO MANUAL. Согласно руководству, инновацией считается введенный в употребление или улучшенный продукт, услуга или метод в деловой практике.

Бывают инновации организационные, маркетинговые, управленческие, технологические, экологические и эстетические. Все они могут относиться к трем типам инноваций: базовым, улучшающим и псевдоинновациям (тем, которые продлевают время действия базовых инноваций).

Чтобы оценить эффективность инвестирования в инновации, используется термин КПЭ (ключевые показатели эффективности). Оценивается размер платежей в сферу инноваций, число патентов и инноваций, затраты по регионам в разрезе компаний, сфер и направлений, уровень инновационной активности регионов.

Развитие инновационной деятельности идет рука об руку с инвестиционной деятельностью.

Для создания нового продукта необходимо реализовать целый комплекс мер, таких как: маркетинговые исследования рынка, проектирование и строительство, запуск и поддержание производства. На все это нужны средства. Именно поэтому инвестиции в инновации так актуальны сегодня.

Инновационная инвестиционная деятельность способна обеспечить реализацию одной из основных целей инвестирования — получение прибыли. Однако кроме прибыли инновации дают конкурентные преимущества, а также новые технологии.

Финансируя проекты, инвесторы стремятся удовлетворять собственные инвестиционные цели.

Инновации в инвестиционных проектах всегда улучшают и совершенствуют объект инвестирования. Чем лучше проект, тем потенциально большую прибыль он способен принести.

В этом и прелесть финансирования инноваций, они непременно ведут проект к повышению его стоимости и лидирующим позициям на рынке.

Инвестируя в инновации, мы финансируем процесс научной и творческой деятельности, которая направлена на усовершенствование существующих методов производства и оказания услуг, путем воплощения в жизнь идей в виде производства новейших продуктов.

Источниками для финансирования инновационно-инвестиционной деятельности являются:

  • государственная поддержка, бюджетные средства
  • собственные средства организаций или частных лиц
  • привлеченные средства инвесторов, спонсорские пожертвования
  • займы, кредиты и т.п.
  • иностранные инвестиции.

Собственные средства, расходуемые на финансирование инноваций складываются из:

  • амортизационных отчислений
  • прибыли предприятия
  • средств, привлеченных путем выпуска акций компании на фондовых рынках.

Показателями, оценивающими эффективность инвестиционной деятельности в области инноваций, считаются:

  • инвестиционная активность в части инноваций отдельно по регионам, отраслям, предприятиям
  • кол-во зарегистрированных новых патентов на территории страны
  • объём денежных потоков за пользование инновационными технологиями (платежи)
  • объём инвестиций в инновации.

Инвестиции в инновации в России, существующие проблемы

Сегодня объём инвестиций в Российские инновации недостаточен. Источником финансирования выступают собственные средства компаний, что для полноценного развития инновационной деятельности ни в коем случае не достаточно. Инновации требуют существенных и гораздо больших средств.

К сожалению, в России есть ряд объективных факторов, которые влияют на медленное внедрение инноваций. В стране очень пассивная инновационная политика, неповоротливый бюрократический аппарат, низкая инновационная активность у частного бизнеса и отсутствие интереса со стороны государства в поддержке небольших инновационных проектов.

Также имеет место коррупция и противостояние лобби сырьевых интересов политике инноваций. Проблемой является отсутствие координации между исполнительными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства в процессе внедрения инноваций. Отстает уровень образования и отсутствует достаточная материально-техническая база в регионах, которая могла бы способствовать появлению и развитию проектов.

Слабое развитие инновационной деятельности объясняется как отсутствием источников финансирования, так и отсутствием областей, носящих инновационный характер. Однако президент и правительство нашей страны всячески пытаются изменить этот негативный тренд и создать предпосылки для начала развития полноценной инновационной деятельности в Российской федерации.

На текущий момент приоритетными инвестиционными проекта в части развития инновационного производства в нашей стране выступают:

  • ядерная отрасль
  • информационные технологии и разработка программного обеспечения
  • экономия энергии и ресурсов в производстве
  • космос и телекоммуникации
  • сферы ресурсосбережения
  • медицина и фармацевтика.

В чем проблема внедрения инноваций в нашей стране и какие вызовы встают перед предпринимателями, пытающимися запустить инновационные проекты?

Проблема в наших головах, а именно в неверном представлении портрета новатора, то есть того человека, который способен вывести на рынок принципиально новый продукт либо услугу.

Читать еще:  На каких условиях инвестируют в бизнес

Сложилось ошибочное мнение, что придумать новое могут лишь молодые ученые с горящими глазами, а на практике это не так.

Согласно статистике больше половины инновационных продуктов создаются учеными старшего поколения, а именно в возрасте от 50 и выше. Нам необходимо изменить ошибочное представление о новаторах и тогда это поспособствует развитию инноваций в нашей стране.

Одним из наиболее существенных вызовов для получения средств на инвестирование инновационного проекта является отсутствие понятного и отлаженного пути/способа в привлечении инвестиций. Отсутствие технологий способных довести новые идеи до конечного потребителя, отсутствие команды способной реализовать данную задачу, отсутствие людей способных научить этому.

Следующая проблема это слабая образованность, а зачастую полное отсутствие навыков презентации собственной идеи.

Авторы идеи не обладают необходимыми знаниями и навыками, чтобы грамотно рассказать о своем товаре и этим заинтересовать инвестора.

Очень часто складывается такая ситуация когда заведомо интересная идея остается на уровне идеи лишь потому что её автор неспособен составить грамотный бизнес план и заинтересовать им инвестора.

Существует тренд, который необходимо переломить.

Это тренд в ориентации на государственные деньги. Авторам инновационных проектов необходимо прекратить «просить» деньги у государства, а начать ориентироваться на частных инвесторов, бизнес ангелов, венчурные инвестиции и другое.

В наиболее общем виде проблемы, связанные с развитием инвестиций в инновации в России:

  • слишком высокая доля государственного участия, необходимо развитие частных инноваций
  • слабая поддержка ученых в стране, отсутствие связи между высшими учебными заведениями и научно исследовательскими центрами
  • высокая степень монополизации экономики
  • слабый контроль со стороны государства над ответственными органами, реализующими инновационную деятельность в стране
  • бюрократия
  • несоблюдение действующих законов, как со стороны населения, так и со стороны предпринимателей.

Направления инновационных инвестиций

Да, инновации это всё новое, оригинальное, эксклюзивное. Но в каком направлении двигаться? Какая сфера деятельности требует улучшения и выхода на следующий уровень? Какие области инновационной деятельности наиболее динамично развиваются?

Основными направлениями инвестиций в инновации выступают:

  • сфера управления и организации труда
  • совершенствование технологических и технических процессов в производстве
  • повышение экологической безопасности производства
  • улучшение эстетических качеств выпускаемых товаров
  • разработка принципиально новых маркетинговых и стратегических решений.

Некоторые специалисты выделяют немного отличные виды инвестирования в инновации и предлагают развивать следующее:

  • использование принципиально новых материалов для создания товаров (в первую очередь это направлено на снижение себестоимости производства, предания товару новых качеств, что ведёт к повышению её стоимости)
  • создание новых рынков и способов применения существующих товаров и услуг (данная мера открывает двери для технологических инноваций)
  • создание принципиально новых продуктов.

Инновационные продукты, услуги, сервисы, рынки по большому счету решают лишь две задачи:

  • создание эксклюзивного продукта способного существенно повлиять на экономику тем, что провоцирует и стимулирует создание целого нового рынка под инновационный продукт. Новые рынки это новые инвестиции, новые рабочие месте, одним словом это развитие
  • глубокая переработка существующего продукта. Это тоже считается инновацией и несёт некоторые экономические выгоды, как в производстве, так и в сбыте.

Инновации и инвестиции в россии

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Читать еще:  Выгодные инвестиционные проекты

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

Инновации и инвестиции в россии

Привлечение инвестиций в инновационный сектор является важным вопросом, однако основным барьером для развития перспективных проектов на ранних стадиях является отсутствие доступного финансирования.

Для устранения таких барьеров Правительство Российской Федерации проводит комплексную работу, направленную на совершенствование условий для привлечения инвестиций в инновационный сектор экономики.

Важную роль в стимулировании привлечения финансирования в инновационный сектор экономики играет сформированная система институтов инновационного развития, которая включает в себя в том числе АО «РОСНАНО», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, АО «РВК», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям), Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»). Институты развития выступают в качестве катализаторов частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающий доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

Более того, институты развития задействованы в качестве участников и ответственных исполнителей в реализации большинства национальных проектов Российской Федерации (например, в национальных проектах «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Экология»).

Основные результаты за 2019 год

  • Разработаны проект Стратегии развития венчурного рынка и план по ее реализации, которые в настоящее время дорабатываются совместно с участниками рынка.
  • Формирование законодательных условий для создания фондов прямых и венчурных инвестиций за счет средств бюджетных инвестиций.
  • Принят федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование краудфандинговой деятельности и поддержку ее развития.
  • Проведена актуализация стратегических документов институтов развития с целью переориентации их деятельности на достижение целей и задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Создание совместных венчурных фондов с иностранными государствами, направленных на развитие двустороннего сотрудничества в сфере инноваций.
Читать еще:  Куда инвестировать деньги в интернете

Основные задачи на 2020 год

  • Утверждение Стратегии развития венчурного рынка и план по ее реализации.
  • Разработка предложений по изменению законодательства, направленных на либерализацию венчурного рынка в соответствии с порочением Президента Российской Федерации от 18 сентября 2019 г по итогам заседания наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», встречи с лидерами технологических проектов и компаний НТИ и посещения выставки «Конструкторское бюро АСИ».
  • Разработка единого похода координации деятельности и оптимизации функций институтов развития.

Инновации и инвестиции в россии

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector