Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Институты совершенствования инвестиционного климата

Институты совершенствования инвестиционного климата

· Российский фонд прямых инвестиций

В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов.

В настоящее время сформирована профессиональная инвестиционная команда фонда, включающая российских и иностранных специалистов со значительным успешным опытом осуществления инвестиций. Генеральный директор РФПИ – Кирилл Дмитриев. В международный экспертный совет РФПИ вошли такие известные представители мирового инвестиционного сообщества как:

• Лу Цзивей — глава суверенного фонда Китая ($410 млрд.);

• Янг Вук-Чин — глава суверенного фонда Кореи ($40 млрд.);

• Бадер Ал-Саад — глава суверенного фонда Кувейта ($290 млрд.);

• Леон Блэк — глава фонда Apollo ($100 млрд.);

• Стивен Шварцман — глава фонда Blackstone ($100 млрд.);

• Дэвид Бондерман — глава фонда TPG ($50 млрд.);

• Мартин Хелуза — глава фонда Apax ($40 млрд.) и другие.

В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию:

• вложив $ 50 млн, РФПИ привлек более $260 млн от ЕБРР в объединённую биржу ММВБ-РТС;

• вложив $ 140 млн., РФПИ привлек более $480 млн от Macqurie Renaissance и других фондов в покупку блокирующего пакета ОАО «Энел ОГК-5» у ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», предоставляя средства ОАО «ИнтерРАО ЕЭС» на реализацию инвестиционной программы;

• подписал соглашение об инвестировании $ 80 млн., при привлечении $100 млн. от крупнейшего и наиболее опытного иностранного инвестора в области медицины Apax в покупку миноритарной доли в объединенной компании частной клиники МЕДСИ и государственной клиники ММЦ.

Кроме того, Китайская инвестиционная корпорация подписала меморандум об инвестициях в 1 млрд. долл. в проекты РФПИ.

· Инвестиционный омбудсмен

В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.

С учетом успешного опыта рассмотрения жалоб инвесторов на федеральном уровне, в регионах функции инвестиционных омбудсменов возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

К марту 2012 г. региональным уполномоченным поступила 181 проблема, 96 (53 %) из них решены.

В Минэкономразвития России подготовлены предложения по созданию института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне и разрабатывается необходимая нормативная правовая база. Основные функции уполномоченного:

· принятие мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей;

· приостановление действий чиновников до решения суда;

· ходатайство о возбуждении административного или уголовного дела в отношении должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· инициирование проведение служебных проверок в государственных органах с обязательным предоставлением уполномоченному их результатов;

· внесение предложений в органы государственной власти по совершенствованию условий ведения бизнеса;

· направление действующих нормативных правовых актов (как федеральных, так и региональных), нарушающих права предпринимателей или затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, на оценку регулирующего воздействия;

· представление интересов предпринимателей в судебных заседаниях;

· Агентство стратегических инициатив

Агентство создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».

Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.

Также, в рамках «Национальной предпринимательской инициативы» осуществляется разработка дорожных карт по 22 сферам государственного регулирования, которыми предусматривается совершенствование законодательства и реализация мероприятий, направленных на достижение эффектов предусмотренных законодательными инициативами.

В настоящее время завершается формирование дорожных карт по 4 направлениям, имеющим наиболее важное значение для бизнеса: упрощение процедур получения разрешения на строительство, повышение доступности энергетической инфраструктуры, таможенное администрирование и поддержка доступа на рынки зарубежных стран.

· Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций

Агентство создано в 2011 году для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги). Директором агентства назначен Петр Фрадков.

По данным Министерства, работа Агентства позволит обеспечить страховой поддержкой порядка 17,6% все­­го российского экспорта машин, обору­до­вания и транспортных средств, строи­тельных и инженерных услуг, а с 2015 г. – довести этот показатель до 30%.

В абсолютных цифрах, в 2012-2014 годах бу­дет заст­раховано экспорт­ных кре­дитов на общую сумму более 14 млрд. долларов.

· Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый формат

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата.

За 17-летнюю историю в составе Совета побывало 58 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 42 иностранные компании.

В 2010 году для повышения эффективности деятельности Консультативного совета изменены его принципы деятельности и структура (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. №1141). Деятельность Совета переориентирована на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов в России, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

Для подготовки предложений по улучшению инвестиционного климата сформированы 9 постоянно действующих рабочих групп по ключевым направлениям, определяемым ежегодно. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитии Дальнего Востока и Сибири.

Результаты работы Совета в новом формате:

· эффективное решение возникающих проблем при реализации инвестиционных проектов;

· качественная подготовка рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России.

Улучшение инвестиционного климата: советы

Инвестиционный климат играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Понятие инвестиционный климат очень многогранное, включающее в себя огромное количество объективных и субъективных показателей. Улучшение инвестиционного климата состоит в создании таких условий для бизнеса, при которых он будет функционировать максимально комфортно.

Читать еще:  Куда начать инвестировать

Одним из критериев оценки инвестиционного климата является рейтинг Doing Business. Инвестиционные рейтинги так же составляют известные рейтинговые агентства, такие как, например, Standard & Poor’s. Из российских агентств выделяется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, рассчитываемый рейтинговым агентством Эксперт РА.

Институты содействия инвестиционному процессу

В целях совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации созданы следующие институты:

  • Российский фонд прямых инвестиций;
  • Институт федерального инвестиционного уполномоченного (инвестиционный омбудсмен);
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций
  • Консультативный совет по иностранным инвестициям

Практически в каждом регионе России создан совет по улучшению инвестиционного климата.

Совет! Инвесторам не стоит бояться обращаться за помощью в государственные институты поддержки инвестиционной деятельности, так как именно там могут посоветовать правильные алгоритмы действий.

Мероприятия по улучшению инвестклимата

Пути улучшения инвестиционного климата хорошо известны во всем мире. В России разработана система мер по улучшению инвестиционного климата территорий.

При этом необходимо заметить, что инвестиционное пространство России неоднородно. Российские регионы существенно различаются по уровню социально-экономического развития, что обуславливает дифференциацию подходов к улучшению инвестиционного климата в каждом из них.

Требования к институтам содействия инвестиционному процессу

Улучшению инвестиционного климата в регионе способствуют выполнение разработанного Агентством стратегических инициатив стандарта деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного климата в регионе.

Этот стандарт предполагает осуществление в субъектах РФ следующего комплекса мер:

  • наличие в каждом субъекте необходимой нормативно правовой базы по защите прав инвесторов;
  • нормативно-правовое обеспечение реальных механизмов поддержки инвестиционной деятельности;
  • функционирование на регулярной основе Совета по улучшению инвестиционного климата;
  • работа на регулярной основе специально созданных организаций. основной задачей которых является привлечение инвестиций и работа с инвесторами;
  • формирование эффективной и доступной инфраструктуры необходимой для размещения производственных и иных объектов инвесторов;
  • создание системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, которые прописаны в инвестиционной стратегии региона, с учетом потребностей инвесторов;
  • создание специализированного интернет- портала на двух языках, помогающего инвесторам ориентироваться в системе поддержки инвестиций в регионе;
  • принятие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

В каждом регионе обязательно должна быть создана, на выбор, в соответствии с принятой стратегией, площадка для инвесторов:

  • промышленная площадка;
  • промышленный парк;
  • технологический парк;
  • бизнес-инкубатор;
  • центр кластерного развития.

Площадки должны иметь необходимую транспортную, энергетическую, инженерную и иную необходимую инвесторам инфраструктуру.

Совет! В случае принятия инвестиционного решения необходимо рассмотреть получение площадки в одном из технопарков или бизнес-инкубаторе. Финансовые затраты и организации оные издержки в этом случае будут значительно ниже.

Инициативы, способствующие улучшению инвестклимата

Улучшению инвестиционного климата в стране будет способствовать реализация не на бумаге, а на деле следующих основных для инвесторов инициатив:

  • упрощение процедур ведения бизнеса;
  • развитие необходимой инвесторам инвестиционной инфраструктуры;
  • привлечение прямых и портфельных инвестиций в регионы России;
  • тиражирование лучших и наиболее эффективных инвестиционных практик, испытанных в нескольких регионах;
  • оценка качества работы управленческих команд, работающих в сфере содействия инвестиционной деятельности.

Совет! Важно оценить насколько фактически удобно вести бизнес в том или ином территориальном образовании. Для этого стоит самостоятельно попробовать получить консультацию по открытию предприятия или инвестиционному проекту. В этом случае очень быстро станет понятно насколько региональные власти ориентированы на потребности инвестора.

Основные направления улучшения инвестиционного климата, определяемые международным сообществом оцениваются в рейтинге Doing Business, который включает в себя следующие категории:

  • регистрация предприятий;
  • получение разрешений на строительство;
  • использование трудовых ресурсов;
  • регистрация собственности;
  • кредитование;
  • защита инвесторов;
  • налогообложение;
  • международная торговля;
  • обеспечение исполнения контрактов;
  • разрешение проблем неплатежеспособности;
  • подключение к электросетям.

Улучшения инвестиционного климата в регионе возможны только при использовании комплексного подхода.

Инвестиционный климат в регионе может быть комфортным только в том случае, когда регион имеет хорошее социально-экономическое развитие в целом, включающее такие условия:

  • экономическое развитие региона;
  • эффективность организационной структуры управления;
  • социальные условия;
  • нормативно-правовая база;
  • культурные условия;
  • экологическая ситуация;
  • природно-климатические условия.

Совет! Перед тем как принять решение об инвестировании в какой-либо регион необходимо оценить внутреннюю ситуацию в регионе, проанализировать насколько динамично развивается экономика региона.

Общий комплекс мер по улучшению инвестклимата

Механизм улучшения инвестиционного климата представляет собой инструмент, посредством которого, государство регулирует инвестиционный процесс.

В общем виде он включает в себя:

  • принципы и приоритетные направления организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
  • экономические методы и инструменты, позволяющие оказывать воздействие на инвестиционный климат в регионе;
  • регламентацию государством взаимоотношений и взаимосвязей участников инвестиционного процесса, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий на инвестиционный климат.

Совет! Не стоит вкладывать финансовые средства в регион, если в нем слабо проработаны механизмы поддержки инвестиционной деятельности. Стоит пересмотреть географическую основу принятого решения.

Меры по улучшению инвестиционного климата обязательно должны включать в себя мониторинг изменений в инвестиционной сфере по следующим индикаторам:

  • поддержка инвесторов;
  • поддержка реципиентов инвестиций;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры;
  • динамика инвестиционных рисков;
  • изменение инвестиционного законодательства;
  • снижения административных барьеров;
  • динамика инвестиционной активности в регионе;
  • состояние инвестиционного климата в регионе.

Мониторинг необходимо проводить на постоянной основе несколько раз в год, анализируя полученные показатели с точки зрения динамики процесса.

Методы улучшения инвестиционного климата предполагают создание экономической системы, позволяющей инвестору не опасаться за свой бизнес и вложенные финансовые ресурсы. Актуальным направлением является создание территорий опережающего развития, где применяется прогрессивный метод стимулирования инвестиционной активности. Важной задачей является сокращение транзакционных издержек.

План мероприятий по улучшению инвестиционного климата должен включать в себя:

  • проведение структурной реформы;
  • налоговой реформы, направленной на учет интересов бизнеса;
  • реформирование судебной системы;
  • усиление прозрачности бизнеса;
  • снижение барьеров для предпринимателей на всех бюрократических уровнях.

Совет! Вести бизнес в России сложно, но, прилагать усилия, для получения доходов, инвестор должен всегда, невзирая на имеющиеся трудности. В конечном счете, лучше открывать бизнес и инвестировать в те территории, где власти ориентированы на взаимовыгодное и эффективное сотрудничество с бизнесом.

Что такое инвестиционный климат

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами – без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Субъекты инвестиционного процесса, прежде чем реализовать инвестицию, оценивают все возможные риски операции и её целесообразность. Если инвестор желает вложить деньги в развитие определённого предприятия или проекта, он анализирует всю совокупность экономических, гуманитарных, политических демографических, юридических экологических и геополитических факторов, которые характеризуют конкретную страну или её отдельный регион.

Читать еще:  План инвестиций пример

Понятие инвестиционного климата объединяет в себе целую систему факторов, которые определяют деловую привлекательность отдельной страны или её территории. Без учёта особенностей инвестиционного климата невозможно рассчитать возможные риски и ожидаемую прибыльность проекта.

Благоприятный инвестиционный климат – понятие относительное, так как оно оценивается потенциальными инвесторами субъективно. К примеру, для одного высокоразвитого государства, инвестиционная среда менее прогрессивного, будет оцениваться как малопривлекательная и рискованная.

При оценке делового климата государства получателя инвестиций, инвестор будет обращать внимание на целесообразность реализации конкретного проекта. К примеру, в стране с развитым аграрным сектором будет оправданным финансирование фермерских хозяйств.

Основными характеристиками благоприятного инвестиционного климата можно считать:

  • прозрачную и обоснованную законодательную базу в сфере инвестирования;
  • гарантии, предоставленные государством инвесторам-нерезидентам;
  • налоговые льготы;
  • стабильную работу финансовых и кредитных учреждений;
  • стабильную политическую ситуацию;
  • отсутствие коррупции и бюрократии.

Оценка

Инвестиционный климат можно классифицировать исходя из сфер его существования и статуса инвесторов. Существуют такие виды делового климата как:

  • мировой,
  • государственный,
  • региональный,
  • отраслевой.

В зависимости от статуса инвестора можно выделить инвестиционный климат с точки зрения прямых и портфельных инвесторов, а также кредиторов.

Деловой климат может быть оценён в количественном выражении, которое называется рейтингом. Существуют такие показатели климата:

  1. Корпоративный – привлекательность объекта с точки зрения его кредиторов, покупающих ценные бумаги.
  2. Привлекательность отрасли экономики.
  3. Региональный деловой климат, который оценивается как соотношение риска и экономического потенциала.
  4. Инвестиционный климат страны, оцениваемый лидирующими рейтинговыми агентствами мира.
  5. Мировой деловой климат.

Инвестиционный климат России

Каждой государство мира имеет свой уникальный инвестиционный климат, который определяет привлекательность его экономики для потенциальных инвесторов. Инвестиционный климат в России имеет ряд характерных качеств. Формирование деловой среды страны пришлось на период после распада СССР. В экономике России в то время прошли существенные изменения, которые и определили качество развития деловой среды.

Инвестиционный климат России нельзя оценить однозначно, ведь он имеет как положительные, так и негативные характеристики. Страна находится на этапе перехода от экономики административного типа к рыночному. Кроме того, перед Россией стоит крайне важная задача выхода из кризисной ситуации. Также существуют некоторые противоречия в законодательной базе, сформированной с целью регулирования инвестиционной деятельности.

Несомненным плюсом ситуации, связанной с инвестированием в России, является стремление к имплементации новых производственных технологий и инноваций. Также стоит отметить попытки государства в создании стимула для развития малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что инвестиционный климат России из года в год демонстрирует качественное развитие. Подтверждением этому является перемещение России ближе к лидирующим позициям в международных рейтинговых списках инвестиционной привлекательности, которые составляются мировыми организациями.

При выведении общей оценки инвестиционного климата страны зачастую берутся в учёт такие показатели как:

  • простота регистрации предприятий внутри страны;
  • беспрепятственность в оформлении прав собственности;
  • степень развития кредитования;
  • фискальная политика;
  • участие в мировых торговых операциях;
  • беспрепятственность в ликвидации экономических объектов;
  • простора получения разрешений на возведение промышленных и жилых объектов;
  • беспрепятственное подключение к коммуникациям.

Формирование благоприятного инвестиционного климата должно стать стратегической задачей для страны.

На протяжении последних десяти лет зарубежные инвесторы проявляют активность во вкладывании капитала в такие отрасли экономики России как:

  • пищевая промышленность;
  • торговое посредничество;
  • финансовое посредничество;
  • производство машин и оборудования;
  • нефтяная и химическая промышленность;
  • производство нефтепродуктов и химических продуктов;
  • туризм;
  • металлургия.

Положительным качеством инвестиционного климата России можно считать сформированный средний класс, являющийся залогом стабильного функционирования экономики страны.

Важно отметить богатую ресурсную базу России. Страна занимает одну из лидирующих позиций в мире по запасам нефти, что является базой для развития нефтяной промышленности.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Функции агентства по привлечению инвестиций.

Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.

Принципы работы инвестиционного фонда.

Как и зачем обращаться в комитет по инвестициям.

Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России (стр. 1 )

Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России

1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. приложение)

Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности.

Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 2 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое.

Только за счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

Читать еще:  Инвестиции как бизнес

По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.

Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.

России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны.

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.

При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.

2. Институты совершенствования инвестиционного климата

    Российский фонд прямых инвестиций

В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций. РФПИ создан для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Капитализация фонда в 2011 году – 2 млрд. долларов, в 2012-2016 годах – 8 млрд. долларов.

В настоящее время сформирована профессиональная инвестиционная команда фонда, включающая российских и иностранных специалистов со значительным успешным опытом осуществления инвестиций. Генеральный директор РФПИ – Кирилл Дмитриев. В международный экспертный совет РФПИ вошли такие известные представители мирового инвестиционного сообщества как:

• Лу Цзивей — глава суверенного фонда Китая ($410 млрд.);

• Янг Вук-Чин — глава суверенного фонда Кореи ($40 млрд.);

• Бадер Ал-Саад — глава суверенного фонда Кувейта ($290 млрд.);

• Леон Блэк — глава фонда Apollo ($100 млрд.);

• Стивен Шварцман — глава фонда Blackstone ($100 млрд.);

• Дэвид Бондерман — глава фонда TPG ($50 млрд.);

• Мартин Хелуза — глава фонда Apax ($40 млрд.) и другие.

В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию:

• вложив $ 50 млн, РФПИ привлек более $260 млн от ЕБРР в объединённую биржу ММВБ-РТС;

• вложив $ 140 млн., РФПИ привлек более $480 млн от Macqurie Renaissance и других фондов в покупку блокирующего пакета ОГК-5» у ЕЭС», предоставляя средства ЕЭС» на реализацию инвестиционной программы;

• подписал соглашение об инвестировании $ 80 млн., при привлечении $100 млн. от крупнейшего и наиболее опытного иностранного инвестора в области медицины Apax в покупку миноритарной доли в объединенной компании частной клиники МЕДСИ и государственной клиники ММЦ.

Кроме того, Китайская инвестиционная корпорация подписала меморандум об инвестициях в 1 млрд. долл. в проекты РФПИ.

В 2010 году был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66 %) из 87 проблем касались регионального уровня.

С учетом успешного опыта рассмотрения жалоб инвесторов на федеральном уровне, в регионах функции инвестиционных омбудсменов возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

К марту 2012 г. региональным уполномоченным поступила 181 проблема, 96 (53 %) из них решены.

В Минэкономразвития России подготовлены предложения по созданию института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне и разрабатывается необходимая нормативная правовая база. Основные функции уполномоченного:

    принятие мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей; приостановление действий чиновников до решения суда; ходатайство о возбуждении административного или уголовного дела в отношении должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации; инициирование проведение служебных проверок в государственных органах с обязательным предоставлением уполномоченному их результатов; внесение предложений в органы государственной власти по совершенствованию условий ведения бизнеса; направление действующих нормативных правовых актов (как федеральных, так и региональных), нарушающих права предпринимателей или затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, на оценку регулирующего воздействия; представление интересов предпринимателей в судебных заседаниях;

    Агентство стратегических инициатив

Агентство создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».

Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.

Также, в рамках «Национальной предпринимательской инициативы» осуществляется разработка дорожных карт по 22 сферам государственного регулирования, которыми предусматривается совершенствование законодательства и реализация мероприятий, направленных на достижение эффектов предусмотренных законодательными инициативами.

В настоящее время завершается формирование дорожных карт по 4 направлениям, имеющим наиболее важное значение для бизнеса: упрощение процедур получения разрешения на строительство, повышение доступности энергетической инфраструктуры, таможенное администрирование и поддержка доступа на рынки зарубежных стран.

    Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций

Агентство создано в 2011 году для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги). Директором агентства назначен Петр Фрадков.

По данным Министерства, работа Агентства позволит обеспечить страховой поддержкой порядка 17,6% все­­го российского экспорта машин, обору­до­вания и транспортных средств, строи­тельных и инженерных услуг, а с 2015 г. – довести этот показатель до 30%.

В абсолютных цифрах, в 2012-2014 годах бу­дет заст­раховано экспорт­ных кре­дитов на общую сумму более 14 млрд. долларов.

    Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Новый формат

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector