Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная деятельность в электроэнергетике

Инвестиционная деятельность в электроэнергетике

В условиях развития конкурентного рынка в сфере электроэнергетики актуальной становится задача организации инвестиционной деятельности энергокомпаний. Государственные программы структурной реформы электроэнергетики не содержат декомпозированные целевые показатели, отсутствует понимание эталонного состояния отрасли, к достижению которого могли бы стремиться работающие в ней организации. В результате проведенной реформы путем разделения монопольных и потенциально конкурентных секторов электроэнергетики для отечественных энергетических компаний к целям обеспечения бесперебойного производства и распределения электроэнергии добавились вопросы повышения операционной и инвестиционной эффективности деятельности компаний. Инвестиционные программы предприятий энергетики направлены на стабилизацию электроснабжения, ликвидацию энергодефицита, обеспечение растущего перспективного потребительского спроса на электроэнергию, повышение конкурентоспособности, снижение эксплуатационных затрат.

При этом одной из наиболее важных проблем является оценка эффективности инвестиционных вложений с учетом специ­фики отрасли электроэнергетики. В современных рыночных условиях компании, заинтересованные, в первую очередь, в сокращении затрат для максимизации выплаты дивидендов акционерам, могут оказаться в ситуации, когда улучшение финансовых показателей компании будет происходить за счет снижения надежности и качества энергоснабжения потребителей. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение технологии сравнительного анализа (бенчмаркинга), нацеленной на оценку эффективности инвестиционной деятельности энергокомпаний, увязанной с финансовыми результатами компании.

Целью проведения бенчмаркинга является оценка эффективности отдельных функций и процессов с целью выявления отклонений и причин неэффективности бизнес-процессов. Данный вид анализа позволяет определить области, в которых исследуемая компания уступает какому-либо конкуренту или рынку в целом, и сконцентрировать основные управленческие усилия на осуществлении тех мероприятий, которые позволят ликвидировать отставание [6]. Для инфраструктурных секторов экономики также необходим бенчмаркинг системы рыночной организации и государственного регулирования. Для этих направлений развития отрасли возможно определение как количественных, так и качественных эталонных показателей, позволяющих говорить об эффективности существующих институтов [1]. Как инструмент анализа бенчмаркинг имеет определенную теоретическую базу и широко применяется зарубежными компаниями в различных отраслях, в т.ч. в энергетике. Однако в российской энергетике бенчмаркинг является сравнительно новым инструментом, а его применение носит фрагментарный характер. Таким образом, необходима разработка методологии энерго-бенчмаркинга, адаптированной под российские условия и новые принципы функционирования отрасли электроэнергетики. Автором предлагается методика сравнительного анализа, позволяющая реализовать основные принципы бенчмаркинга, а именно взаимность, аналогичность, измеримость, достоверность. Выделены следующие этапы проведения исследования:

1. Определение показателей деятельности компаний для энергобенчмаркинга. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности (табл. 1); технико-экономические показатели;

2. Формирование репрезентативной группы (фокус-группа) и определение временного периода энергобенчмаркинга.

3. Уточнение источников информации (открытых, закрытых). К открытым источникам можно отнести: годовые отчеты респондентов, данные аналитических агентств, прочие.

4. Проведение сопоставления и нормализации показателей исследуемой компании и компаний-конкурентов. Каждая компания в энергетике уникальна с точки зрения географического положения, условий ведения бизнеса, состава оборудования. Процесс нормализации подразумевает учет влияния неконтролируемых факторов (например, различия в топологии сетей, плотности населения при анализе электросетевых компаний).

5. Формирование рейтинга компаний по финансовым показателям с целью выявления наиболее эффективных.

6. Анализ нефинансовых показателей деятельности (уровень технического состояния, ремонтно-эксплуатационные затраты, количество аварий и инцидентов и пр.) для определения причин отклонений значений финансовых показателей относительно компаний-конкурентов.

7. Выбор в соответствии со стратегическими приоритетами компании – обеспечение ее эффективности и надежности – важнейших направлений с разработкой мероприятий по совершенствованию ее инвестиционной деятельности. Производится разработка и реализация инициатив в области повышения эффективности данных процессов.

Перечень показателей для бенчмаркинга в области инвестиционной деятельности

Глава 8 . ИНВЕСТИЦИИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

8.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ

Слово ИНВЕСТИЦИИ происходит от латинского “ инвест”, что значит “ вкладывать”. Этот термин широко применяется в рыночной экономике. Основной капитал предприятий (основные фонды), подвергаясь физическому и моральному износу требует постоянного его пополнения в целях простого воспроизводства. Кроме того, в рыночной экономике требуется постоянное внимание к высокому качеству и своевременному обновлению ассортимента выпускаемой продукции под влиянием изменения спроса с целью поддержания или увеличения доходности предприятия.

Таким образом, инвестиции — это вложения финансовых средств в бизнес или хозяйственную деятельность предприятия. Цель инвестирования — доход, прибыль, полезность.

Читать еще:  Инвестировать в бизнес

Инвестирование капитала в основные фонды называется капиталовложением, а инвестиции называются реальными. Причем, если инвестировать капитал в создание новых основных фондов, то инвестиции называются чистыми, в отличие от инвестиций на цели возмещения износа основных фондов. Эти инвестиции в совокупности с чистыми образуют валовые инвестиции.

Предприятия, имея временно свободный излишек финансовых средств, может в целях повышения своей доходности инвестировать его в ценные бумаги других предприятий или организаций, способствуя тем самым их развитию и увеличению доходности. Такие инвестиции в ценные бумаги связаны с формированием портфеля , как совокупности ценных бумаг с различной степенью доходности и риска. Отсюда их название — портфельные инвестиции.

8.2. КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФНАНСИРОВАНИЯ Капиталовложения — это инвестиции , направленные на увеличение основного капитала, расширение, модернизацию, техническое перевооружение производства. Рост инвестиций означает рост потребления в будущем, что создает основу для роста доходов.

На рис.8.1. представлены возможные источники финансирования капиталовложений. По отношению к самому предприятию источники делятся на внутренние и внешние

И С Т О Ч Н И К И

В Н У Т Р Е Н Н И Е В Н Е Ш Н И Е

бюджетные банковский

ассигнования кредит

средства коммерческий

внебюджетных кредит

средства акционерный

Рис.8.1 Источники инвестиций

К внутренним относятся:

— фонд амортизации, создаваемый за счет амортизационных отчислений в течении срока службы основных фондов по нормам, установленным в законодательном порядке;

— фонд накопления, создаваемый из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

К внешним источникам относятся:

1. Бюджетные ассигнования. Без государственного регулирования и поддержки инвестиций экономический рост невозможен. Сегодня государственные централизованные капвложения представляют собой инвестиции, направляемые в приоритетные отрасли, обеспечивающие структурную перестройку экономики и на решение социальных проблем, которые невозможно решить за счет других источников финансирования. Энергетика также относится к числу таких приоритетных отраслей, являясь наиболее капиталоемкой и наукоемкой отраслью.

Бюджетные ассигнования предоставляются в форме кредитов, выдаваемых на возвратной или безвозвратной основе через уполномоченные банки. Как правило, кредиты выделяются на длительный ( 2 года и более) срок под льготный процент. Проценты за пользование средствами бюджета начисляются с даты их предоставления заемщику, а выплаты процентов начинаются с даты начала возврата этих средств.

2. Средства внебюджетных фондов. Включая затраты на формирование фондов инвестиционного назначения в себестоимость продукции, государство содействует накоплению инвестиционных резервов вне бюджета. Сегодня это государственный Инновационных фонд. Для управления этими накоплениями создана сеть государственных инвестиционных фондов и компаний, всецело отвечающих за эффективность выделяемых средств собственным портфелем ценных бумаг. Они устраивают конкурсы инвестиционных проектов, анализируют представляемые бизнес-планы, принимают решения о предоставлении государственных инвестиционных ресурсов и контролируют отдачу вложенных средств.

3. Банковский кредит. Банки и прочие финансовые институты могут предоставлять предприятиям займы или ссуды под определенный процент. Ссуды бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (свыше 1 года).

-Краткосрочные ссуды выдают для финансирования текущих расходов предприятия (закупки материалов, выплаты зарплаты и др. нужд),

-Долгосрочные ссуды выдают для финансирования дорогостоящих капитальных вложений: строительства, закупки дорогостоящего оборудования и т.п.

4. Коммерческий кредит. Обычно предоставляется одним предприятием другому. Предприятие поставщик кредитует предприятие — заказчик, когда соглашается на оплату поставки не сразу по получении, а через определенный срок. При заключении договора в этом случае предприятие — заказчик выписывает долговой документ — вексель, в котором обязуется осуществить оплату к оговоренному сроку. Вексель оформляет сделку купли-продажи. Преимущества его в том, что он позволяет законодательно оформить взаимные обязательства, определить права и меру ответственности, условия, при которых векселедатель может быть объявлен банкротом.

5. Средства иностранных инвесторов. В настоящее время, когда в Украине на макроуровне наблюдается быстрое сокращение объема накоплений, госбюджет не в состоянии финансировать эффективную инвестиционную политику государства, а средств мелких частных инвесторов пока явно недостаточно. Ставка делается на поиск инвесторов за рубежом. На этом пути от государства требуется создание благоприятного инвестиционного климата. Это подразумевает оздоровление финансов, разработку законодательной базы, обеспечение внутренней конвертируемости национальной валюты. Формы участия иностранного капитала оговорены в ст3 Закона Украины “ О режиме иностранного инвестирования” от 19.13.96г.

Читать еще:  Жизненный цикл инвестиционного проекта курсовая

Для привлечения иностранных инвесторов может вводиться льготное налогообложение совместных предприятий, специальные экономические зоны с особым режимом валютного регулирования и другие меры, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности.

6. Акционерный (частный) капитал. В рыночной экономике это один из главных источников развития производственных мощностей в частном секторе экономики. В Украине эта возможность появляется с развитием процессов приватизации государственного имущества. Механизм привлечения капитала в случае его акционирования — это выпуск акционерными предприятиями акций и облигаций, имеющих свободное хождение на рынке ценных бумаг.

8.3. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

Процесс создания основных фондов называется капитальным строительством. Различают следующие виды капитального строительства.

Инвестиции в электроэнергетике

Разработка стратегий привлечения долгосрочных инвестиций в электроэнергетику Российской Федерации. Исследование необходимости создания конкуренции в энергетической отрасли. Привлечение инвестиции, строительство и модернизация существующих мощностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Инвестиции в электроэнергетике

За последние несколько лет в электроэнергетике происходят структурные изменения. Это связано с реформой электроэнергетики и ухода от государственного контроля над отраслью. В 2008 году реформа электроэнергетики была завершена. Главным принципом реформы являлось создания конкуренции в отрасли, привлечение инвестиции, строительство и модернизация существующих мощностей, за счет изменения организационно правовой формы ряда субъектов отрасли. Так, например, на сегодняшний день генерирующие компании, сбытовые и ремонтные компания перешли в частные руки, а электрические сети, атомные и гидроэлектростанции остались в руках государства.

Цель реформы не оправдала своих ожиданий, тарифы на электроэнергию за последние 8 лет увеличились втрое, безопасность электроснабжения находится в критическом состоянии, инвестиции в отрасль упали и т.п.

Рисунок 1 Запланированный и фактический рост инвестиции 2001-2011 [1]

Из рисунка мы видим, что запланированный рост инвестиции не произошел, а наоборот, начиная с 2008 года, инвестиции в отрасль начали стремительно снижаться и в 2011 году достигли показателя 400 млрд. рублей.

Рассмотрим показатели устойчивости ОГК-2 (оптово-генерирующей компании) и ТГК-1 (территориально генерирующая компания). Для анализа устойчивости производственного комплекса электроэнергетики нами были выбраны компании, которые производят электроэнергию на территории Российской Федерации. Показатели устойчивости были рассчитаны на основе коэффициентов, таких как, коэффициент автономии, коэффициент заемного капитала, фондоотдача и др. (Рисунок 2,3).

Рисунок 2 Показатели устойчивости ОГК-2

Рисунок 3 Показатели устойчивости ТГК-1

Из представленных выше рисунков, можно сделать вывод, что генерирующие компании в целом развиваются устойчиво, и следует отметить, что показатели являются достаточно высокими по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Однако показатель технико-технологической устойчивости как у ОГК-2, так и ТГК-1 имеет минимальные значения и не наблюдается существенного роста. В первую очередь это связано, с высоким износом основного фонда электроэнергетики, он составляет от 40% до 70%, и это на 10% больше, чем износ фондов в промышленности. Износ основных фондов в первую очередь связано из-за отсутствия инвестиций, которые оказывают влияние на надежность энергоснабжения. Надежность в электроэнергетике основано на сохранении во времени в установленных пределах значений всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования [2].

В результате реформирования отрасли, из-за отсутствия средств самоликвидировались специализированные ремонтные организации отрасли: Ростовэнергоремонт, Мосэнергоремонт, Уралэнергоремонт, Сибирьэнергоремонт, Дальэнергоремонт. Каждое предприятие курировало примерно 10-20 регионов страны. В их состав входили все службы необходимые для бесперебойного электроснабжения. Данные компании состояли из персонала, который мог быстро реагировать на плановые и аварийные ремонты любой сложности.

Существенно сократилось количество проведенных капитальных и средних ремонтов оборудования. Миллионы кВт мощности ежегодно не проходят должного технического и планового обслуживания. Более половины регионов Европейской части страны и Урала работают в предаварийных режимах, когда выход из работы любого энергообъекта не может быть скомпенсирован без отключений потребителей.

Читать еще:  Инвестиции это вложения денежных средств

Из-за этого в России растет количество катастроф, связанных с энергетикой. В Москве в 2005 году примерно 6,5 млн. человек осталось без электроэнергии, в 5-ти регионах России было полностью остановлено 12 электростанций и сотни электроподстанций напряжением от 35 до 500 кВ. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году стала крупнейшей в новейшее время. В Подмосковье в 2010 году из-за «ледяного дождя» сотни тысяч человек остались без света, а катастрофу ликвидировали больше месяца [3].

Как уже отмечалось ранее, сегодня электростанции принадлежат как государству, так и частным лицам. Например, все АЭС и ГЭС принадлежат государству, которые образованы в компании Росатом и РусГидро, а все остальные электростанции принадлежат частному сектору. Электростанции, принадлежащие государству, еще справляются с проблемой состояния производственных мощностей, так как финансирование получают от государства, а вот частные компании остаются на месте и не могут привлечь в свои активы необходимое финансирование. В этой связи государству стоит особое внимание обратить на налоги, сборы и выплаты, собираемые от электростанций. Государственная поддержка инвестиции в электростанции должно создавать систему гарантий для привлечения частных инвесторов, в том числе и иностранных.

Новых решений требует использование заемных средств, создание приемлемых условий предоставления российских и зарубежных займов, использование облигаций и создание гарантий возврата займов. Это также относится к возможности участия крупных потребителей в модернизации и инвестирования в электростанции, инвестирования в строительство.

Государству необходимо предоставить генерирующим компаниям усиления по всем возможным направления: прямого субсидирования из бюджетных и внебюджетных фондов, оптимизация налогового окружения, гарантирование инвестиций, облегчение условий обслуживания внутренних и внешних займов, освобождение от непрофильных расходов.

Среди механизмов государственного воздействия на развитие производственных комплексов электроэнергетики и привлечение инвестиции являются программно-целевые методы. Одним из вариантов, для повышения устойчивости производственных мощностей электроэнергетики и привлечения инвестиции, может стать программа обновления отрасли рассчитанная до 2020 года. Предлагается предоставить генерирующим компаниям льготную ставку по уплате налогов. В данный налог будут включены, все сборы, которые собирают федеральные, региональные и местные налоговые органы. Данный единый льготный налог заменит все существующие налоги, сборы и обязательные платежи. Объектом налогообложения являются прибыль генерирующей компании. Налоговый период по единому льготному налогу составит календарный год. Налоговую ставку установить в размере 5%. На сегодняшний день у энергетических компании налоги достигают до 30% от прибыли, а средняя прибыль в год около 4 млрд. рублей.

Для повышения устойчивости производственного комплекса ставку налога на добавленную стоимость по приобретаемым ресурсам, генерирующим компаниям необходимо снизить с 18% до 10%. Это обусловлено тем, что производство электрической энергии материалоёмкое производство и запасы оборотных средств велики и достигают несколько сотен миллионов рублей. Взамен налоговых льгот генерирующие компании обязаны обновлять производственные мощности, эксплуатируемые больше 25 лет на 10% в год. В случае если генерирующая компания не исполняет обязанности по обновлению мощностей, то она обязана выплатить штраф в размере 10 млрд. рублей.

При осуществлении долгосрочных инвестиции необходимо учитывать рыночные тенденции, такие как обновления правительства или появление новых технологий. Для этого нужно разрабатывать устойчивые и безопасные инвестиционные стратегические планы, которые будут оставаться надежными даже в период изменений. Для этого правительству необходимо создать такие условия, что бы инвесторы не уходили в другие страны. Стратегия, позволяющая достичь этого, заключается в создании устойчивой, предсказуемой долгосрочной энергетической политики, которая будет осуществлять устойчивое развитие энергетической отрасли.

инвестиция электроэнергетика конкуренция

1.Российский статистический ежегодник, 2010: статистический сборник. — М.; Федеральная служба государственной статистики, 2010, — с. 847;

2.Правила устройства электроустановок. Утверждено Приказом Минэнерго России 8.07.2002 №204;

3. Волков Э.П. Баринов В.А. Маневич А.С. Методология обоснования и перспективы развития электроэнергетики России. — М.; Энергоатомиздат, 2010, — 158 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector