Инвестиционная политика россии на современном этапе - Финансовый обозреватель
Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная политика россии на современном этапе

Инвестиционная политика Российской Федерации

Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

Сущность явления

Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

  • сформировать благоприятный деловой климат;
  • стимулировать развитие предпринимательства;
  • усовершенствовать социальную сферу;
  • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
  • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
  • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

Необходимо отметить прочную взаимосвязь инвестиций и важнейших макроэкономических показателей. Прекрасным примером этого является ВВП или внутренний валовой продукт. Подробности вы найдете в статье «Инвестиции и ВВП».

Существующая специфика

Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

  • существенное влияние государства на экономику;
  • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
  • зависимость от мирового экономического кризиса.

Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

Региональный аспект

Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

  • особенности географического положения;
  • имеющиеся природные ресурсы;
  • уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • непосредственное соседство с иностранными государствами;
  • инвестиционную привлекательность;
  • состояние экологии.

В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

Эффективность проводимой политики

В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

  • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
  • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
  • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
  • государственное инвестирование доминирует над частным;
  • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

Инвестиционная политика РФ на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.12.2018 2018-12-25

Статья просмотрена: 2821 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, К. А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе / К. А. Щербакова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54934/ (дата обращения: 10.04.2020).

Все больше уделяется внимания в современных условиях экономики проблемам инвестиционной политики. Опираясь на то, что в Российской Федерации на данный момент осуществляется развитие рыночной экономики, исследование вопросов, которые тесно связаны с ее инвестиционной политикой является весьма значимым. Поэтому можно сказать с уверенностью, что тема исследования актуальна.

Существуют несколько схожих определений инвестиционной политики в современных словарях экономических терминов. Говоря о данном понятии, можно сказать, что подразумевается целая система мероприятий и целей, из-за которых происходит обеспечение нужной структуры и уровня капитальных вложений, которые, в свою очередь, инвестируются в экономику самого государства или в ее отдельные отрасли. Так же туда включаются те меры, из-за которых происходит активизация инвестиционной активности таких инвесторов, как предпринимателей, предприятий, населения и государства [2].

Сама специфика и особенность инвестиционной политики государства заключается в обеспечении следующих целей и условий:

  1. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности иностранных и отечественных инвесторов.
  2. Для обеспечения стабильности в социальном и экономическом развитии- минимизация рисков и увеличение прибыльности.
  3. Улучшение жизненного уровня населения.

В соответствии с действующим законодательством государства, важнейшие принципы регламентирования инвестиционной деятельности, сфокусированы на то, чтобы организовать благоприятные условия для ее развития и обязывают его для принятия участия в процессе.

Инвестиционная политика довольно сложный процесс, который зависит от большого количества различных факторов [5].

Образование инвестиционной политики Российской Федерации формируется при воздействии большого количества факторов. Государство исполняет огромную роль в регулировании экономической системы, и оно же стало инициатором для реализации радикальных экономических преобразований. Рыночная экономическая система предназначена для обеспечения эффективности от той деятельности, которая осуществляется объектами инвестиционной деятельности, что довольно долго.

К государству на данный момент свойственно относить экономическую и политическую нестабильность, кризис финансов мира, отсутствие нормального развития экономического сектора, в связи с эти можно сказать, что экономическая система государства находится в переходном периоде.

При несущественной интенсивности инвестиционных потоков, в современных экономических условиях, важную роль в обеспечении восстановлении и стабильности рынка инвестиционных вложений играет государство [3].

Читать еще:  Вакансии в инвестиционных компаниях

На данном этапе инвестиционная политика государства нуждается в прямом частном инвестировании, и это должны быть не просто капитальные вложения, а грамотные и взвешенные инвестиции. Суть их заключается в том, что совершается передаче непосредственно самих технологий, а не вложение финансовых средств. Так же происходит образование новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут оплачиваться соответствующе.

Следует отметить, что Российская федерация также нуждается в наличии зарубежных инвестиций, и это весьма существенно и важно для развития экономической системы. Это обуславливается тем, что государственное финансирование практически отсутствует практически абсолютно, и нет нужных финансовых средств у предприятий, что влечет за собой экономический и финансовый кризис, и производственные объемы снижаются существенно. Так же влияет на данный процесс износ оборудования, которое установлено на предприятиях [1].

Для развития инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе, должны учитываться следующие благоприятные условия:

  1. Для прибавки уверенности инвесторов в том, что они не лишатся вложенных средств, из-за кризисной ситуации в стране, государству следует усилить свою роль как гаранта тех прав, которые имеют инвесторы.
  2. Важно сформировать равные условия конкурентоспособности для всех инвесторов, которые не находятся в зависимости от форм собственности.
  3. Разобраться со всеми противоречиями в законодательстве государства, что особенно важно для развития инвестиционной политики в Российской Федерации.
  4. Следует существенно упростить процедуру согласования и оформления документов, которые требуется осуществлять во время разработки инвестиционных программ, что по способствует наиболее быстрому введению инвестиционных проектов.
  5. Создать информационно-аналитические центры, которые будут исполнять рейтинговую оценку потенциальных инвесторов.
  6. Создать улучшенную инфраструктуру инвестиционного рынка, которая будет сберегать средства, которые вложили в инвестиционные процессы, в процессах межотраслевых переливов финансов.

В будущем инвестиционная политика России будет осуществляться условиях поддержки со стороны государства.

На данный момент происходит бюрократизация экономической системы, что является упрощением процедуры запуска проектов и исключение всех формальных проверок. В будущем планируется формирование инновационной национальной системы аккредитации, что поспособствует упрощению допуска на рынок новых товаров.

Так же планируется и осуществляется работа над пакетом законопроектов, которые образуют в виде социальных услуг налоговые стимулы с целью инвестирования в высокие инновационные технологии [4].

Так же разрабатывается рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, чтобы минимизировать муниципальную и региональную бюрократию.

Муниципалитетами и регионами для того, чтобы ускорить выбор площадок для осуществления инвестиционной деятельности создается издание публикаций с информацией о перспективных территория, так же ожидается снижение размеров издержек.

Инвестиционная политика государства на данный момент создана на законопроектах, которые предусматривают большое количество внесений изменений в концессионные контракты. Эти законопроекты в какой-то степени защищают государственную приватизацию и конкуренцию.

Приоритетной целью в нынешнее время инвестиционной политики Российской Федерации является развитие отечественного долгосрочного инвестирования. Это связано от части тем, что основное условие для большого количества иностранных инвесторов, которые хотят вступить в долгосрочный проект- участие в проекте капитала страны.

Поэтому и появилась необходимость в привлечении дополнительных инструментов, которыми можно осуществлять сбор инвестиционных ресурсов.

Таким образом, для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации, а также улучшить ее инвестиционную деятельность, важно оказание функционального влияния государства на вышеописанные процессы.

  1. Алиев А. Р. Инвестиционная политика государства и пути ее совершенствования [Текст] // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 6. — С. 305–311.
  2. Елизаренко Т. П. Влияние глобализации на инвестиционные процессы в субнациональных образованиях России [Текст] // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12–8. — С. 1692–1702.
  3. Лашманова Н. А. Инвестиционная составляющая экономической политики государства [Текст] / Н. А. Лашманова, Л. Е. Намятова // Диспут плюс. — 2012. — № 9. — С. 6–11.
  4. Патрикеева В. Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций [Текст] // JSRP. — 2015. — № 1 (21). — С. 55–68.
  5. Тахумова О. В. Иностранные инвестиции в российскую экономику [Текст] / О. В. Тахумова, В. И. Шевелева // МНИЖ. — 2014. — № 1–3 (20). — С. 71–72.

Инвестиционная политика россии на современном этапе

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

РОССИЙСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Лобанов Сергей Николаевич

д-р экон. наук, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «МАТИ-Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», РФ, г. Москва

Штрикунова Марина Михайловна

канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «МАТИ-Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», РФ, г. Москва

RUSSIAN INVESTMENT POLICY IN MODERN ECONOMIC DEVELOPMENT

Sergei Lobanov

doctor of Economics, Professor of «Financial Management» MATI-Russian State Technological University Tsiolkovsky «, Russia Moscow

Shtrikunova Marina

PhD, Associate Professor of «Financial Management» MATI-Russian State Technological University Tsiolkovsky «, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье проводится анализ отечественного и мирового опыта формирования инвестиционного процесса на уровне государства. Обосновывается необходимость целенаправленной инвестиционной политики в современной России. Обозначаются ее основные задачи.

ABSTRACT

The article analyzes the domestic and global experience in forming the investment process at the state level. The necessity of targeted investment policy in modern Russia. Represented by its main objectives.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная политика; государственная политика.

Keywords: investments; investment policy; public policy.

Россия потенциально является одной из ведущих стран по привлечению иностранных инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой, существенная ресурсная база, прежде всего это: земельные, лесные и водные ресурсы, богатые недра и почвы, благоприятные природно-климатические условия, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность практически в любой отрасли экономики.

В настоящее время наблюдается процесс медленного подъема экономики России, темпы роста изменений в российской экономике также возрастают. Следовательно, промышленным предприятиям для сохранения своих позиций на рынке (и тем более для завоевания дополнительной доли рынка) необходимо применять современные инновационные подходы и решения в своём поступательном развитии [7]. В таких условиях страна нуждается в колоссальном количестве инвестиционных ресурсов.

Дальнейший подъем экономики будет зависеть, в основном, от величины привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Экономика нашего государства, к сожалению, не может обеспечить надлежащего уровня инвестиционной активности. Инвестиции внутри страны замедляются за счет таких факторов, как: недостаточная развитость национального фондового рынка, недоверие со стороны отечественных инвесторов, расслоение доходов населения страны. Поэтому часто высказывается мнение о том, что иностранные инвестиции являются единственным спасением для экономики России. Хотя во многом это не совсем так. Для этого достаточно внимательно следует посмотреть на официальный платежный баланс России.

Общеизвестно, что эффективность реформирования экономики любой страны, ее структурные преобразования с качественным обновлением товаропроизводства, рыночной и социальной инфраструктуры; формирование современной конкурентоспособной среды невозможно без соответствующих капиталовложений. В данном контексте не подвергается сомнению тот факт, что обеспечение постоянного экономического развития может быть только при проведении активной инвестиционной политики, при условии учета, как интересов субъектов этого процесса, так и осознание ими ответственности о судьбе государства и его место в мировом сообществе. Определение ключевых принципов инвестиционной политики и ее содержание связано с формированием согласованной системы законодательства об инвестиционной деятельности; четким определением задач для органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере; созданием действенных механизмов и хозяйственно-правовых средств государственного регулирования инвестиционных отношений [6].

Читать еще:  Инвестиции в будущее

Исследуя мировой опыт, можно с уверенностью сказать, что активное привлечение и рациональное использование инвестиций — самый быстрый путь к подъему экономического развития государства на новый уровень, в частности инновационный. Продуманная инвестиционная политика обеспечивает ее участников благоприятными нормативно-правовыми и экономическими условиями для вложения капитала в экономику государства, сосредоточивая их инновационную направленность [3]. Инвестиционная политика — это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления вложений, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию [5]. Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Исходя из этого, рассмотрение вопросов организации и особенностей реализации инвестиционной политики, как на макро-, так и на микроуровне является актуальной задачей для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике.

Инвестиционные ресурсы макро экономики преимущественно аккумулируются и перераспределяются на рынке ценных бумаг — неотъемлемой составляющей самого сектора. Поэтому актуальным становится вопрос привлечения финансовых ресурсов через соответствующие инвестиционные инструменты. И главной проблемой, которая требует прагматического решения выступает усиление инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, ориентация его участников на привлечение (вложение) капитала и обеспечение при этом корпоративных интересов эмитентов и инвесторов (собственников или кредиторов) [1].

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:

· создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

· прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Россия в 2013 году в инвестиционном рейтинге стран поднялась на 8 пунктов, заняв при этом 112 место, это, конечно, можно назвать положительным результатом, однако при этом необходимо отметить, что наша страна уступает Пакистану, Вьетнаму, Замбии, Гане, Таиланду, что в свою очередь уже несколько омрачает первоначальное впечатление от достигнутого и не позволяет назвать данное положение вещей удовлетворительным. Очевидно, движение вперед по намеченному пути с еще большим эффектом и отдачей может обеспечить только обоснованная, основательная и действенная инвестиционная политика.

В данном контексте представляется, что инвестиционная политика России должна России базироваться на современных тенденциях развития экономики государства, в частности, динамике объема ВВП; объеме капитальных вложений и вложений в основной капитал с выделением видовой и региональной структуры инвестиций; структуры источников финансирования инвестиций; инфляционных процессов и т. п., а также прогнозных оценок их изменений. Инвестиционную политику государства следует направлять на совершенствование правового обеспечения инвестиционных процессов; формирование организационного и институционального механизмов управления инвестиционной деятельностью на уровне государства и регионов; повышение эффективности экономических рычагов развития инвестиционных процессов, в частности, налоговой, амортизационной и кредитно-денежной политики. Важной задачей инвестиционной политики России на сегодняшний день является обоснование выбора приоритетных сфер вложения капитала из государственных источников финансирования.

В процессе разработки инвестиционной политике необходимо учитывать опыт экономически развитых стран мира, но при этом обязательным является адаптация зарубежных положений к национальным условиям [2].

Основные задачи инвестиционной политики должны включать в себя:

· выбор и поддержку развития ключевых отраслей народного хозяйства;

· обеспечение конкурентоспособности современной продукции;

· поддержку развития малого и среднего бизнеса;

· обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики страны.

Разработанная и принятая инвестиционная политика подлежит реализации с учетом четкого механизма ее внедрения, включающего в себя:

· выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

· определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиций политики;

· создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Реализация всех указанных функций, направлений и задач предполагает использование специфических механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса с целью достижения максимальной эффективности инвестиционной деятельности, которая при этом может носить как характер совместных государственно-частный инвестиций, так и инвестирования исключительно за счет собственных ресурсов субъектов хозяйствования.

Для создании благоприятного инвестиционного климата государственная политика России, в области инвестиционного сотрудничества, должна соответствовать определенным требованиям:

· создание четкой правовой базы в сфере финансов, в таможенном и налоговом регулировании;

· приемлемый уровень налогов, тарифов и отчислений в соответствии с международными нормами;

· безоговорочное доминирование законов и решений органов высшего государственного управления над частными ведомственными интересами и политикой местных органов власти.

Государственную политику в отношении инвесторов следует наделить селективным характером, т. е. в одних случаях инвестиции можно привлекать на любых условиях, а в других случаях только на определенных условиях, имея в виду жизненно важные отрасли промышленности или регионы. При разработке планов дифференцирования финансовых потоков следует учитывать сложившиеся в стране на данный момент отраслевые и региональные структуры.

Инвестиционная политика должна быть сбалансированной и направленной на гармоничное дополнение внутренних инвестиций внешними, где определяющим фактором будут национальные интересы государства, его инновационное развитие. Дополнительными мерами по привлечению внешних инвестиций, которые будут направляться в приоритетные проекты, являются:

· дополнение существующей законодательной базы и разработка новой, предусматривающий льготы для иностранных инвесторов, которые намерены вкладывать средства именно в развитие наукоемких отраслей;

· обеспечение высокого уровня подготовки инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами;

· активное сотрудничество с международными инвестиционными и финансовыми структурами;

· эффективное информационное обеспечение потенциальных иностранных инвесторов относительно возможностей реализации инвестиционных проектов в России.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, отметим, что именно эффективная инвестиционная политика является залогом улучшения инвестиционного климата страны и инвестиционной привлекательности ее регионов и, как следствие, инструментом стимулирования инвестиционной активности, повышения имиджа России как инвестиционно-привлекательного государства с высоким уровнем доходности и защищенности инвестиций.

Список литературы:

  1. Аванесян М.Г., Черкасов М.Н. Возможность взаимодействия российских и зарубежных корпоративных образований при реализации крупных инновационных проектов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2014. — № 17. — С. 15—19.
  2. Алиев А.Р. Инвестиционная политика государства и пути ее совершенствования // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 6. — С. 305—311.
  3. Гриднев М.С. Системный подход в реализации инвестиционной политики государства // Наука и общество. — 2012. — № 6. — С. 16—20.
  4. Малахова Т.А. Государственная политика стимулирования инвестиционных процессов в условиях модернизации экономики России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2012. — № 5. — С. 109—115.
  5. Намятова Л.Е., Лашманова Н.А. Инвестиционная составляющая экономической политики государства // Диспут плюс. — 2012. — № 9(9). — С. 6—11.
  6. Трубилин А.И., Питерская Л.Ю., Ворошилова И.В., Лысых И.Г. Мировой кризис и инвестиционная политика государства в обеспечении экономической безопасности // Труды Кубанского государственного аграрного университета. — 2012. — Т. 1. — № 35. — С. 7—10.
  7. Черкасов М.Н. Инновационный потенциал российских производственных предприятий на пороге глобального экономического кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 142—146.
Читать еще:  Оценка инвестиционного проекта презентация

Государственная инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе

2.3 Государственная инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе

Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политик, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит: 1) определяет цели; 2) определяет направления; 3) определяет формы государственного управления инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преобладание спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Основные направления инвестиционной политики:

1. определение приоритетов в инвестиционной деятельности. приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.

Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.

3. расширение прав предприятий–инвесторов в инвестировании средств. Отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. В 2001-2010 гг. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных инвестиций.

Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

5. повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Инвестиционная политика на перспективу предусматривает совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Законом “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, предусмотрено:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

¨ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

¨ установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

¨ защиты интересов инвесторов;

¨ предоставления субъектами инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

¨ расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительных объектов социально-культурного назначения;

¨ создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

¨ принятие антимонопольных мер;

¨ расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

¨ развития финансового лизинга в РФ;

¨ проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

¨ создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

¨ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

¨ формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

¨ предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

¨ размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов;

¨ проведения экспертизы инвестиционных проектов;

¨ -защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов;

¨ разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

¨ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

¨ предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ.

Глава 3 Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории какой-либо страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Отношение к иностранным инвестициям в стране зависит от тех целей, которые она при этом ставит. Правительство России до последнего времени считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назначению-финансированию бюджетного дефицита, но и укрепляют престиж России как заемщика на мировых финансовых рынках.

Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств.

Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

— освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

— продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

— содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

— содействие развитию производственной инфраструктуры.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

— инвестиции в форме государственных заимствований Российской Федерации, образующих государственный долг России;

— инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

— инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

— финансовые кредиты российским предприятиям.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector