Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как привлечь инвестиции в страну

Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом сле­дует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.

Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследо­вания показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают сорев­новаться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагруз­ке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрас­ли снижение может составлять от 0% до 5%.

Более того, недавние исследования показы­вают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мо­бильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода ис­следования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секто­ров или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основ­ным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.

К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.

Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком на­логе на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.

Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по при­влечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления ино­странным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в опреде­ленных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее при­влекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относи­тельно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться факто­ром, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в ино­странной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной яв­ляется политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об ин­вестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.

Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.

За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с

Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.

С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.

Привлечение инвестиций: опыт малых стран с развивающейся экономикой

Для успешного развития экономики, требуется привлечение инвестиций. У стран СНГ опыт в этом намного меньший, чем у зарубежных стран. Поэтому ценен опыт стран с развивающейся экономикой, которые смогли выработать эффективную политику привлечения в страну иностранного капитала.

Опыт малых стран

В целом в мире насчитывается 67 малых стран с развивающейся или переходной экономикой. К малым странам относятся страны, население которых менее 3 миллионов человек. Лидерами по объемам привлеченных иностранных инвестиций среди них являются Эстония и Ямайка.

При этом Эстония придерживает рыночной стратегии развития, а Ямайка – государственного планирования. Тем не менее, обе страны, обеспечив привлечение инвестиций в экономику своих стран, получили целый ряд экономических выгод. Тем самым они продемонстрировали, что экономики с разными способами хозяйствования могут быть одинаково эффективными. Проанализировав успешный опыт этих стран, выделим факторы, повлиявшие на приток прямых иностранных инвестиций в страну:

Читать еще:  Куда начать инвестировать

1. Выход на внешние рынки

Малые страны имеют небольшой внутренний рынок и, соответственно, ограниченную покупательную способность. Эти страны не представляют особого интереса для инвестиций в бизнес, удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынке, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.

Ямайка признала это официально, заявив, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Первым шагом на пути к этому послужили заключение торговых региональных соглашений со странами соседями и членство в ВТО.

Эти страны выстроили приоритеты на заключении торговых соглашений и привлечении прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. Результатом этого стало то, что за период с 1995 по 2008 год, рынок стран Евросоюза (не учитывая северные страны и страны Балтии), потребили 20% эстонского экспорта. А за тот же период две трети ямайского экспорта пришлось на рынки США и Евросоюза.

Кроме этого, Эстонией была выработана политика на то, что страны, с которыми заключены торговые соглашения, являются источниками прямых инвестиций. В результате, направляя половину своего экспорта в северные страны, оттуда она импортирует три четверти прямых иностранных инвестиций. А присоединение Эстонии к Евросоюзу дало толчок росту объема прямых иностранных инвестиций из других стран блока и росту экспорта в эти же страны.

2. Ориентированность на привлечение инвестиций в определенную область

Налоговые и финансовые стимулы позволяют привлекать инвестиции в какие-то определенные отрасли экономики. Так, например, Ямайка, используя свободные экономические зоны, льготное финансирование и налоговые льготы, привлекала иностранный капитал в самые важные секторы своей экономики – горнодобывающую промышленность и туризм.

А вот Эстония отказалась от привлечения прямых инвестиций в отдельные отрасли экономики, и наоборот, проводит политику, благоприятную для инвестиций в разные отрасли экономики. Для создания инвестиционного климата, стимулирования экономического роста и динамичного развития страны, правительство Эстонии предоставляет всем инвесторам гарантию того, что национальный режим не будет дискриминационным.

Положительный эффект сыграло привлечение инвестиций в программы приватизации. Это помогло сформировать здоровый инвестиционный климат в стране и увеличить инвестиции еще больше.

3. Решение проблем с недостатком квалифицированных кадров и соответствующей инфраструктуры

Как правило, приток иностранного капитала и реализация крупных инвестиционных проектов, могут оказать значительное давление на имеющиеся в стране ресурсы. При этом моментально вырастает спрос на квалифицированные кадры и на инфраструктуру страны, которая включает морские порты и аэропорты, энергетические и водные системы, которые не всегда могут соответствовать возникшим потребностям.

Ямайка и Эстония значительно улучшили и расширили инфраструктуру своих стран. Но испытали огромные трудности с предоставлением необходимого числа квалифицированной рабочей силы. Главной проблемой для Эстонии, по оценкам иностранных инвесторов, стал недостаток квалифицированных рабочих. При этом в стране были ограничены возможности по профессиональной подготовке кадров и непрерывного обучения, и она не могла в полной мере удовлетворить возникший спрос.

Для преодоления сложившейся ситуации, эксперты из ЮНКТАД рекомендовали Эстонии смягчить иммиграционную политику для квалифицированных рабочих и тем самым, способствовать притоку необходимых высококвалифицированных кадров из других стран. При этом наиболее доступным решением могло стать привлечение бывших эмигрантов из Эстонии.

4. Наряду с поощрением притока иностранных инвестиций, защищать интересы внутреннего капитала страны

Ямайка и Эстония получили выгоды от притока иностранных инвестиций. Так, на Ямайке были созданы рабочие места в туристической отрасли. Это стимулировало бурный рост сектора услуг, который в настоящий момент превышает экспорт товаров.

Но страны должны знать о потенциальных негативных последствиях, которые могут возникнуть вследствие притока инвестиций из-за границы и предпринимать меры, чтобы их избежать. Так, например, очень часто возникают проблемы с концентрацией внутреннего рынка, и происходит вытеснение местных компаний и предприятий. Для того, чтобы избежать определенных перекосов, приоритетной задачей для страны должно стать создание конкурентной среды.

Экономики стран, зависящих от иностранных инвестиций, уязвимы от внешних потрясений. Следовательно, странам нужно применять эффективное макроэкономическое управление – проводить компенсационную политику и тщательный мониторинг рынка.

5. Получение и развитие косвенных выгод

Для страны, в которую поступают инвестиции, необходимо сделать все возможное, чтобы национальная экономика и местные организации удовлетворяли все возникающие потребности инвесторов. Правительство может помочь малому и среднему бизнесу стать поставщиками товаров и услуг для иностранных компаний. Для повышения квалификации рабочих могут использоваться местные вузы и научно-исследовательские институты.

Общие выводы

Анализируя опыт малых стран, можно сказать о том, что привлечение инвестиций из-за границы способствует улучшению экономического состояния страны, повышению деловой активности в разных сферах бизнеса и делает позитивным имидж страны на международном рынке.

Однако, внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инвесторов, не способны компенсировать эти факторы.

Мосты

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

Опыт малых стран в привлечении инвестиций для развития

Из года в год правительства разных стран думают над тем, как привлечь прямые иностранные инвестиции. Успехи Эстонии и Ямайки в этом вопросе свидетельствуют о том, что малые страны способны достичь больших результатов.

Государства с населением менее 3 млн человек (малые страны) сталкиваются с особыми трудностями в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В своем исследовании «Как привлечь прямые иностранные инвестиции в малые страны и получить выгоды: уроки Эстонии и Ямайки» эксперты ЮНКТАД рассмотрели опыт двух малых стран, которые используют различные подходы к экономическим реформам. Если Эстония придерживается про-рыночной стратегии, то Ямайка — государственного планирования.

В рамках этого исследования эксперты проанализировали подходы двух стран к установлению целей, связанных с привлечением ПИИ, используемые методы для достижения этих задач, а также полученные результаты и влияние инвестиций на экономическое развитие.

С 1990 г. Эстония и Ямайка превосходят многие другие малые страны в привлечении иностранных инвестиций. В конце 2008 г. объем ПИИ в процентах от ВВП составлял почти 70% в Эстонии и 72% в Ямайке, что значительно выше других малых развитых стран, с которыми сравнивается Эстония, и малых развивающихся стран, с которыми сравнивается Ямайка. В обеих странах большой приток ПИИ обеспечил получение прямых и косвенных экономических выгод.

Проблемы малых стран

В мире 67 малых развивающихся стран и государств с переходной экономикой, население которых составляет менее 3 млн человек. Такие страны сталкиваются с тремя главными трудностями в привлечении иностранных инвестиций и получении связанных с ними выгод:

— небольшой внутренний рынок и ограниченная покупательная способность;

— давление на внутренние ресурсы (рынок труда, инфраструктуру), связанное со значительным притоком иностранных инвестиций;

Читать еще:  Инвестиционный бизнес что это такое

— разработка политики, которая обеспечит максимальный вклад иностранных инвестиций в экономический рост.

Рекомендации ЮНКТАД

Правительства должны признавать существующие проблемы спроса и предложения в привлечении иностранных инвестиций и формулировать инвестиционную политику своих стран таким образом, чтобы максимально увеличить экономические выгоды, которые имеют важное значение для долгосрочного развития.

По результатам исследования эксперты ЮНКТАД сделали следующие выводы:

— необходимо проводить политику, направленную на устранение трансграничных барьеров для движения капитала и увеличения доступа на внешние рынки;

— первоначальный успех в привлечении ПИИ может столкнуться с ограниченным предложением в малых странах, особенно в отношении инфраструктуры и профессиональной рабочей силы. Это приведет к ограниченным экономическим выгодам и будет препятствовать дальнему привлечению инвестиций, если правительства заблаговременно не примут необходимых действий;

— успешное привлечение ПИИ в малые страны обеспечивает наиболее заметные прямые выгоды в том, что касается накопления капитала, экспорта и занятости.

— инвестиционная политика, способствующая получению косвенных выгод через новые связи, модернизацию и внешние эффекты, может помочь развитию национальных компаний, а также созданию новых потоков инвестиций.

1. Улучшение доступа на внешние рынки

Как правило, приток значительной доли инвестиций связан с бизнесом, который нацелен на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Если малые страны хотят увеличить приток инвестиций, то важно признать, что небольшой объем внутреннего рынка является ограничением, которое необходимо преодолеть. Ямайка официально признает это в своем плане развития: «учитывая малый размер внутреннего рынка, нет никакой другой альтернативы для устойчивого роста, кроме как через экспорт». Заключение региональных торговых соглашений с соседними странами и членство в ВТО также предоставляют возможность для расширения рынка посредством политики либерализации.

Изучая возможности для заключения торговых соглашений, малым странам следует выстраивать приоритеты и стремиться к тем договоренностям, которые позволят увеличить рынок для экспортно ориентированных ПИИ. Например, в период с 1995 по 2008 гг. рынок ЕС (без учета стран Балтии и северных стран) поглотил 20% эстонского экспорта, и эта доля продолжает расти. В период с 1991 по 2008 гг. почти две трети экспорта Ямайки пришлось на США и ЕС, с которыми эта страна заключила двусторонние соглашения.

Кроме того, эксперты ЮНКТАД рекомендуют малым странам сосредоточиться на торговых соглашениях с теми государствами, которые экспортируют капитал, а также избегать чрезмерной зависимости от региональных экономических связей. Так, ключевая особенность региональных торговых соглашений Эстонии заключается в том, что ее первоначальные партнеры были наиболее вероятным источником для притока ПИИ. Эстония привлекает три четверти ПИИ из северных стран и направляет половину своего экспорта в страны Балтии. После присоединения Эстонии к Евросоюзу другие страны блока также все чаще становятся источниками ПИИ для эстонской экономики и экспортерами эстонских товаров.

2. Содействие привлечению инвестиций в определенную область

У малых стран есть различные варианты для преодоления трудностей, связанных с небольшим размером внутреннего рынка. В частности, с помощью налоговых и финансовых стимулов можно привлечь инвестиции в определенную область. Ямайка использовала свободные экономические зоны, налоговые льготы и льготное финансирование для привлечения инвестиций в ключевые сектора своей экономики, в том числе туризм и горнодобывающую промышленность. В отличие от Ямайки, Эстония решила не использовать целевое привлечение ПИИ в конкретные сектора. Вместо этого Правительство проводит политику «открытых дверей» и предоставляет гарантии недискриминационного национального режима, чтобы создать инвестиционный климат, который позволит привлечь инвестиции для дальнейшего стимулирования экономического роста и развития страны.

Эксперты ЮНКТАД рекомендуют малым странам принимать активные меры для привлечения ПИИ в программы приватизации. Например, проведение последовательной инфраструктурной приватизации, предоставление налоговых и финансовых стимулов и решение сохранить государственную собственность на определенные объекты (с целью последующего инвестирования в эти объекты до их приватизации) могут существенно помочь сформировать инвестиционный климат в стране.

3. Преодоление трудностей, связанных с ограниченным предложением

Опыт малых стран показывает, что значительный приток ПИИ и очень крупные инвестиционные проекты могут оказать давление на местные ресурсы. Причем возросший спрос на трудовые ресурсы и инфраструктуру, включая порты, аэропорты, водные и энергетические системы может возникнуть гораздо быстрее, чем ожидалось. Хотя Эстония и Ямайка смогли значительно расширить инфраструктурный потенциал, они испытывали трудности в поддержании адекватного предложения квалифицированной рабочей силы.

По оценкам иностранных инвесторов, основная проблема Эстонии — недостаток квалифицированной рабочей силы и ограниченные возможности для профессиональной подготовки и непрерывного образования с целью удовлетворения спроса, который возник в связи с привлечением ПИИ. Смягчение иммиграционной политики для квалифицированных рабочих может способствовать притоку профессиональных кадров из других стран, а привлечение бывших эмигрантов может оказаться более доступным решением.

4. Поощрение ПИИ одновременно с мониторингом возможных негативных последствий

Малым странам необходимо использовать системный подход для измерения ПИИ и разработки политики в целях их максимализации.

Эстония и Ямайка выиграли от иностранных инвестиций, направленных на развитие экспорта и диверсификацию экономики. Так, на Ямайке иностранные филиалы способствовали созданию рабочих мест, в частности, путем привлечения трудоемких инвестиций в туризм и создание call-центров. Это стимулировало развитие сектора услуг, который сейчас превышает экспорт товаров. Следующим шагом может стать поощрение перехода к разработке программного обеспечения.

Политика максимализации прямых вкладов предполагает сбор данных о значении и преимуществах привлечения ПИИ в экономику принимающей страны. ЮНКТАД измеряет значение инвестиций для принимающей страны с помощью транснационального индекса. В 2005 г. Эстония заняла третье место среди 33 развитых стран, включенных в этот индекс, а Ямайка — пятое место среди развивающихся стран.

Вместе с тем страны должны быть бдительны в отношении потенциальных негативных последствий. Например, могут возникнуть проблемы в связи с концентрацией рынка и «вытеснением» местных предприятий. В этом контексте приоритетной задачей становится создание конкурентной среды. Столкнувшись с проблемами конкуренции на внутреннем рынке, Правительство Эстонии пошло на дальнейшее открытие секторов и увеличение трансграничной интеграции. Либерализация доступа на рынок может повысить уязвимость экономики к внешним потрясениям, поэтому странам необходимо использовать эффективное макроэкономическое управление, в том числе вести тщательный мониторинг рисков и применять компенсационную политику.

5. Развитие долгосрочных косвенных выгод

Для принимающей страны важно повысить способность национальной экономики и местных организаций удовлетворять потребности инвесторов, если иностранные инвесторы планируют увеличить связи с местными поставщиками и если местные компании хотят извлечь выгоды из передачи технологий. При правительственной поддержке отечественные малые и средние предприятия могут улучшить свои возможности, чтобы стать поставщиками для иностранных фирм. Неоценимую помощь в улучшении профессиональных навыков могут оказать также механизмы взаимодействия с местными университетами и научно-исследовательскими организациями.

Читать еще:  Управление инвестиционным портфелем бывает

Например, Ямайка использовала кластерный подход для развития связей между ПИИ и местными компаниями, чтобы привлечь инвестиции в те сектора, в которых, по мнению Правительства, предприятия смогут достичь достаточного масштаба, чтобы в дальнейшем конкурировать на эспортных рынках.

Источник: «How to Attract and Benefit from FDI in Small Countries: Lessons from Estonia and Jamaica», UNCTAD, 2011 http://www.unctad.org/en/docs/diaepcb2010d4_en.pdf

Подпишитесь на рассылку!

Чем Россия притягивает зарубежных инвесторов

Недоброжелатели всегда найдут повод для негатива. Но негативное отношение к России как инвестиционному рынку в этом году может оказаться таким же контрпродуктивным, как в 2016-м, когда индекс компаний с малой и средней капитализацией вырос более чем на 95%.

Сейчас, когда Россия стала ведущим производителем углеводородов в мире, опередив Саудовскую Аравию, а новая администрация Дональда Трампа подает сигналы о вероятном снятии антироссийских санкций, инвесторы выстраиваются в очередь.

Согласно отчетности среди развивающихся стран Россия может похвастаться самым высоким притоком иностранных портфельных инвестиций. В нее вкладывают больше, чем в Китай, Индию, Бразилию или Мексику.

С начала этого года чистый приток капитала на российский рынок составил $472 млн. За весь прошлый год этот показатель составил $837 млн.

В настоящее время Россия — самый привлекательный из развивающихся рынков с точки зрения притока иностранных инвестиций в процентном отношении к рыночной капитализации. За прошлый год приток инвестиций составил 1,6% от капитализации российского фондового рынка после трехлетнего падения. Единственным государством, где показатель инвестиций к капитализации выше, стала Колумбия — инвесторы в свое время делали ставку на мировое соглашение правительства страны с Революционными вооруженными силами Колумбии.

На фоне продолжающегося притока денег в страну те, кто держали акции в 2016-м, сейчас их продают. Новички, только входящие на российский рынок, теряют деньги, делая ставку на улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном и вероятное снятие экономических санкций с России в течение года.

Биржевой инвестиционный фонд Market Vectors Russia (RSX), основной инструмент покупки российских акций, в этом году снизился на 0,5% — при этом индекс развивающихся рынков MSCI вырос на 4,9%. Инвесторы, которых устраивает низкая ликвидность, переключаются на фонд Russia Small Cap (RSXJ) ETF. У этого фонда дела все еще идут неплохо, только в этом месяце рост составил 6,96%, а за последние 12 месяцев — 137,5%. Это самый успешный фонд среди всех, обслуживающих развивающиеся рынки.

«Смена вектора» со стороны США вызывает у некоторых инвесторов тревогу. Одновременно с этим многие аналитики опасаются, что в этом году на Францию может перекинуться «зараза Brexit». Это создало бы кумулятивный эффект политических потрясений. Выборы президента во Франции состоятся 23 апреля этого года.

Как и другие развивающиеся страны, Россия может выиграть от изменений в монетарной политике ключевых экономических игроков.

На Уолл-стрит сложилось общее мнение, что ФРС и другие ключевые центробанки достигли практического предела в своей монетарной политике. Япония завершила свой эксперимент с отрицательными ставками. Европа последует ее примеру. Инвесторы выражают осторожный оптимизм в отношении фискальной и регуляторной политики США и чуть менее радужно настроены по поводу торговой политики, хотя готовы приспосабливаться к новой реальности.

Кроме того, последствия изменений демократических режимов будут в ближайшие месяцы также ощущаться в таких областях, как цены активов, ликвидность рынка и движения капиталов на развивающихся рынках. Приток капитала на российский рынок в этом году будет отличаться скорее флуктуациями, чем стабильностью.

Благодаря восстановлению цен на нефть и низким ставкам рецессия в России подошла к концу. Рынок демонстрировал неплохие показатели, поэтому многие из тех, кто удачно вложился в 2016-м, сейчас пожинают плоды. На прошлой неделе банк «Ренессанс Капитал» в Москве подтвердил рекомендацию инвесторам ставить на российский фондовый рынок, присвоив ему рейтинг overweight (ожидания повышенного потенциала).

Реальные доходы населения вернулись к росту, а в текущем году ожидается сокращение ставки еще на 200 базисных пунктов.

Рынок, который продемонстрировал за 12 месяцев рост на 57% в долларовом измерении (что фиксирует в отношении России Market Vectors Russia fund), по определению становится объектом фиксирования прибыли. Инвесторам не стоит воспринимать это как негативный сигнал.

«Мы до сих пор встречаемся с инвесторами, в частности, американскими, которые недооценивают Россию. Мы убеждены, что на российский рынок все еще не пришли мировые деньги», — говорит Дэниел Солтер, глава отдела глобальных инвестиционных стратегий «Ренессанс Капитал» в Лондоне.

«В нашем нестабильном мире, где происходят Brexit, избрание Трампа, выборы в Италии, Франции и Германии, мы считаем Россию одним из самых привлекательных развивающихся рынков», — добавляет Солтер, уточняя при этом, что условием этой привлекательности является сохранение цен на нефть на текущих уровнях.

Россия продемонстрировала удивительную стойкость. Западные санкции и шквал негативных заголовков в СМИ не оттолкнули инвесторов. В случае, если избиратели Франции и Италии в этом году проголосуют за оппозиционных кандидатов, можно ожидать ослабления антироссийских санкций.

Вашингтон останется источником проблем, так как многие республиканцы, не попавшие под влияние Дональда Трампа, попытаются ужесточить санкции против России в связи с предполагаемыми хакерскими атаками со стороны России в отношении Национального комитета Демократической партии и руководителя избирательного штаба Хиллари Клинтон Джона Подесты. Россия продолжает отрицать свою причастность к атакам, однако американские разведслужбы утверждают обратное. Этот клинч играет на руку антипутинским лидерам Конгресса, таким как Джон Маккейн и Линдси Грэм, которые готовят законопроект о новых санкциях против России за вмешательство в ход президентских выборов в США.

За рамками этих политических мыльных опер на экономическом фронте наблюдается прогресс. Именно он сделал Россию магнитом для привлечения денег в этом месяце.

Особенно впечатляет снижение инфляции. По прогнозам, в марте ожидается снижение ключевой ставки на 50 базисных пунктов.

Рубль остается стабильным, а отток капитала заметно снижается.

Кроме того, Россия демонстрирует устойчивость к изменениям ставок ФРС, учитывая активное сальдо текущего баланса, а также тот факт, что большинство российских компаний и так отключены от американских и европейских кредитных рынков с низкими ставками из-за санкций. Повышение ставок не будет иметь принципиального значения. Российские компании в последнее время пытаются фокусироваться на местных источниках финансирования, и ставки по ним составляют двузначные цифры и снижаются.

Российские инвестиционные банки в один голос повышают прогнозы прибыли. Россию по-прежнему можно смело считать бенефициаром победы Трампа, во всяком случае, на уровне восприятия.

«Ренессанс» рекомендует инвесторам обратить внимание, в частности, на акции таких компаний, как Сбербанк, «Аэрофлот», «Газпром», «Лукойл» и «Фосагро».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector