Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объекты инвестиционной деятельности в рб

Объекты инвестиционной деятельности в рб

2. Инвестиционная деятельность предприятий

Инвестиционная деятельность представляет собой часть хозяйственной деятельности предприятия по целевому формированию и распоряжению собственными и заемными источниками финансовых ресурсов, а также амортизацией, которые обеспечивают его расширенное воспроизводство. Инвестиционная деятельность предприятия есть объект финансового управления, связанный с упорядоченным вложением финансовых ресурсов в развитие производства и социальную инфраструктуру (капитальные вложения в собственные и совместные производства, инфраструктуру или прямые инвестиции) и в ценные бумаги эмитентов (косвенные инвестиции). Инвестиционная деятельность предприятия носит долгосрочный характер и связана не только с вложениями финансовых ресурсов по определенным направлениям, но и с эмиссией собственных ценных бумаг и с целевым привлечением других долгосрочных заемных источников финансирования прямых производственных и непроизводственных инвестиций.

Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и местные органы власти, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

– вновь создаваемые и модернизированные основные фонды во всех отраслях экономики;

– ценные бумаги (акции, облигации);

– целевые денежные вклады;

– научно–техническая продукция и другие объекты собственности;

– имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Аналогичные объекты включают и иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству Республики Беларусь. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Республики Беларусь посредством:

– долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами Республики Беларусь;

– создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

– приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по законодательству Республики Беларусь может принадлежать иностранным инвесторам;

– приобретение прав пользования землей и другими природными ресурсами;

– предоставление займов, кредитов, имущества и других имущественных прав.

Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно–гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории Республики Беларусь, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация финансовых вложений. В состав инвестиционной сферы включается:

– сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций основные фонды производственного назначения;

– сфера обращения финансового капитала и финансовых обязательств в различных формах.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объем, направления, размеры и эффективность инвестиций. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией или сертификатом на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий и сертификатов установлен Правительством Республики Беларусь. Основным правовым документом, регулирующим производственно – хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств и любые другие условия хозяйственных взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции на территории Республики Беларусь в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранности.

Организация инвестиционной деятельности предприятия должна учитывать не только достижение главной цели, но и конкретные задачи, которые ставит перед собой каждый субъект. К важнейшим задачам формирования результативной системы инвестиционной деятельности на предприятии относятся:

– формулирование долгосрочной стратегии развития предприятия;

– определение рациональных направлений инвестиций;

– контроль за выполнением намечаемых решений и оценка последствий реализации инвестиционных проектов.

Читать еще:  Инвестиции как бизнес

Реализация инвестиций (применение инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятием с учетом таких факторов, как инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь

Сельское хозяйство Беларуси — динамично развивающаяся отрасль, на его долю приходится около 15 % всех инвестиций в основной капитал. Республика Беларусь заинтересована в дальнейшей модернизации предприятий отрасли, в том числе и за счет иностранных инвестиций. Министерство сельского хозяйства в пределах своей компетенции проводит государственную политику, направленную на привлечение иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс, разрабатывает и реализует стратегии, программы развития экспорта товаров и услуг, инвестиционные проекты с участием иностранного капитала в сельскохозяйственном производстве и отраслях промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья.

Инвестиционная политика Республики Беларусь

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Государство гарантирует инвестору:

  • право собственности и иные вещные и имущественные права;
  • равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;
  • стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
  • право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;
  • компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;
  • возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Основные преференциальные правовые режимы инвестирования

Средние, малые городские поселения, сельская местность

Особый режим распространяется на коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (далее – сельская местность) и осуществляющих на данных территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Особенности налогообложения и льгот – освобождение на 7 лет от:

  • налога на прибыль, подоходного налога в части реализации продукции собственного производства;
  • уплаты государственной пошлины за выдачу лицензий;
  • остальных налогов и сборов отчислений в инновационные фонды.
  • обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами Беларуси от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

Особенности налогообложения и льгот для коммерческих организаций, обособленные подразделения которых находятся на территории сельской местности – освобождение на 7 лет от:

  • налога на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории сельской местности;
  • отчислений в инновационные фонды, исчисляемые от себестоимости товаров (работ, услуг), произведенных обособленным подразделением;
  • обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных обособленным подразделением.

Дополнительным преимуществом является освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС некоторых товаров, ввозимых коммерческими организациями в качестве вклада в уставный фонд.

Малый и средний бизнес

В республике стимулируется развитие малого и среднего бизнеса, в том числе предоставляется право на применение упрощенной системы налогообложения.

Сфера ее применения – это деятельность субъектов малого предпринимательства с уровнем дохода, не превышающим законодательно установленный размер.

Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет не более 9 млрд. бел. руб.

При превышении в течение календарного года валовой выручки нарастающим итогом 12 млрд. бел. руб. и (или) численности работников более 100 организация обязана перейти на общеустановленную систему налогообложения.

Налоговой базой налога при упрощенной системе налогообложения является выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Субъекты хозяйствования с численностью до 15 человек и валовой выручкой до 4,1 млрд. бел.руб., уплачивающие налог по упрощенной системе налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и могут вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему.

Инвестиционный договор с Республикой Беларусь

Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь (далее — Инвестиционный договор) в порядке и на условиях, определяемых Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, настоящим Декретом и иными актами законодательства (Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 (ред. от 06.06.2011) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).

Читать еще:  Режимы иностранных инвестиций в мчп

Механизм Инвестиционных договоров позволяет минимизировать затраты инвесторов на первоначальном этапе реализации проектов, создать комфортные условия работы вне зависимости от территории, на которой осуществляется проект, позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.

Предусмотрено два уровня заключения инвестиционного договора:

1. Инвестиционный договор заключается на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, областного исполнительного комитета, если таким инвестиционным договором не предусматривается дополнительных льгот и преференций, кроме установленных настоящим Декретом;

2. Инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление Инвестору, льгот и преференций, не установленных законодательными актами.

Преференции:

Инвестор после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта имеют право на:

  • строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
  • предоставление в аренду земельного участка требуемого размера без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
  • строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира;
  • вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость;
  • определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации.
  • внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка;
  • земельного налога или арендной платы за земельные участки;
  • возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка;
  • отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора;
  • ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта;
  • уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства — за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь;
  • налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность.

Инвестор несет риски, связанные с вложением инвестиций. Инвестор имеет право: самостоятельно определять объемы, направления и эффективность вложений; контролировать целевое использование инвестиционных вложений; самостоятельно привлекать к инвестиционному проекту других субъектов хозяйственной деятельности; для эффективного использования инвестиций и привлечения других субъектов организовывать тендеры; осуществлять реинвестирование в объект инвестирования
(ст.ст. 9, 10, 11 ИК). В обязанности инвестора входят: соблюдение установленные нормы и стандарты, а также выполнение требования государственных органов; наличие лицензии на осуществление своей деятельности.

Инвесторы в зависимости от правового статуса и особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальныелибоиностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

· иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

· иностранные юридические лица;

· иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствие с законодательством иностранных государств;

· физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Заказчиками в инвестиционном процессе являются субъекты, которые уполномочены инвесторами, осуществлять реализацию инвестиционного проекта. Заказчиками могут быть любые физические или юридические лица.

Исполнители– это лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта.

Исполнитель отличается от заказчика тем, что заказчик наделяется правом пользования и распоряжения имуществом, переданным ему инвестором, а исполнитель, только осуществляет исполнение поставленной перед ним в договоре задачи заказчиком.

Пользователи– субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Ими могут быть физические, юридические лица, государство, административно-территориальные образования.

Объекты инвестиционной деятельности перечислены в ст.4 Инвестиционного кодекса, таковыми являются:

· недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

Читать еще:  Договор инвестирования строительства дома

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает возможности инвестиционной деятельности в отношении этих объектов, однако, законодательством, может устанавливаться перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением национальных инвесторов.

Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах: обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь; изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 5 августа 2004г. «О внесении изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь» определил источники инвестиций, которые включают:

· собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

· заемные и привлеченные, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

Инвестиционная деятельность

Понятие инвестиционной деятельности можно кратко описать как вложение средств (активов) в какой-либо коммерческий проект (предприятие) с целью получения прибыли или другого полезного эффекта, а также анализ и контроль результата. Под инвестициями принято понимать: денежные средства, материальные и нематериальные активы (разрешения, права собственности и.т.п.), интеллектуальные ресурсы (специальные знания, ноу-хау и др.) которые становятся объектом вложения в некий конкретный проект предполагающий определенный полезный итог. Без понимания ожидаемого эффекта никакое вложение инвестицией называться не может.

Сущность и предпосылки инвестиционной деятельности базируются на сознании следующей экономической закономерности: произведенные материальные и нематериальные активы могут быть использованы для потребления, накопления и инвестирования. Весь объем продукта произведенного сверх минимума, достаточного для жизнедеятельности человека, может быть сохранен в запасах или инвестирован. Любой действующий проект – результат прошлых инвестиций, и всякое начинание требует предварительных вложений.

Для отдельно взятого предприятия инвестиции представляют примерно тоже, что топливо для автомобиля. Успех лидеров мировой индустрии основан не только на эффективном управлении имеющимися активами, но в постоянном привлечении новых ресурсов в виде инвестиций.

Экономическая наука дает несколько классификаций всех аспектов инвестиционной деятельности исходя из применяемых форм и методов. Чтобы не усложнять описание приведем наиболее часто встречающиеся варианты и их основные особенности:

  • Реальные или прямые инвестиции – вложение средств в конкретное производство товаров или услуг, а также торговлю ими с целью получения прибыли. Как правило, предполагается значительный срок инвестиционного проекта (обычно не менее года), приобретение в собственность всего предприятия или его доли, дающей право на участие в процессе управления;
  • Финансовые или портфельные инвестиции – покупка ценных бумаг, например – акций предприятия, для получения дивидендов и других подобных доходов без вмешательства в управление объектом инвестирования;
  • Спекулятивные инвестиции – вложение средств в активы, чаще всего ценные бумаги, с намерением выгодно продать их при повышении цены.
  • Интеллектуальные инвестиции — финансирование научных разработок, ноу-хау, подготовки специалистов. Такого рода деятельность редко обещает конкретный размер прибыли в назначенный срок, но может быть источником сверхприбылей в перспективе, как результат внедрения научных открытий.

Еще инвестиции принято делить по типу инвесторов на внутренние (отечественные) и внешние (иностранные), а также на государственные и частные. Как правило, возможный объем внешних инвестиций больше внутренних ввиду большего числа потенциальных инвесторов. Соотношение частных и государственных инвестиций может сильно отличаться в зависимости от страны. Обычно в экономически развитых государствах народ оказывается богаче власти.

Большинству рядовых граждан обычно интересны и доступны только финансовые и спекулятивные инвестиции, а также в некоторой степени интеллектуальные, как вложение в образование для себя и своих детей.

На практике настоящие инвестпроекты представляют собой свободное смешение нескольких типов и подлежат классификации разве что для проверки их соответствия инвестиционному законодательству. Оно существует в большинстве стран и служит, в первую очередь, гарантией государственной защиты внутренних и внешних инвестиций.

Описывая инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, чаще всего используют эпитет «недостаточные». Доступны большей частью государственные инвестиции для государственных предприятий. Некоторые организации оказываются способны вкладывать средства в собственное развитие, однако таких становится все меньше. Крупные внешние и внутренние частные инвестиции чрезвычайно редки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector