Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности правового регулирования капитальных инвестиций

Особенности правового регулирования капитальных инвестиций

Название работы: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций. Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии. Капитальные вложения — это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и .

Дата добавления: 2013-03-06

Размер файла: 38 KB

Работу скачали: 0 чел.

Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций.

Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии.

Капитальные вложения – это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и непроизводственного характера).

В объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение производства в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли, жилищное и культурно-бытовое строительство.

Воронова: капитальные вложения – это затраты на создание новых, восстановление, реконструкцию и расширение действующих основных фондов:

  • Производственного назначения (завод)
  • Непроизводственного назначения (школы, больницы, театры).

Правовую основу регулирования капитальных инвестиций составляет ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ и осуществляемой в форме….»

Законодатель определил капитальные вложения как инвестиции в основной капитал или основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования и инвентаря, научно-изыскательские работы и другие.

Кроме того, ФЗ о бюджете на текущий год может быть предусмотрено предоставление субсидий нижестоящему бюджету на условиях софинансирования и инвестирования объектов капитальных вложений. Каких-либо особенностей в субъектном составе участников данных инвестиционных отношений законодатель не предусматривает: заказчики, инвесторы, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения в РФ с помощью своих и привлеченных денежных средств.

Инвесторами могут быть ФЛ, ЮЛ, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, не имеющие статуса ЮЛ объединения юридических лиц, органы государственной власти и местного самоуправления.

Объектом капитальных инвестиций является основной капитал, т.е. находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности различные виды вновь создаваемого и модернизированного имущества.

Отдельные особенности характерны бюджетным инвестициям, касающимся капитальных вложений.

Согласно ст.6 БК РФ, под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней и направляемые на создание и увеличение стоимости государственного и муниципального имущества.

Ст. 79 БК РФ устанавливает детальный порядок выделения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и связывает их ас объектами капитального строительства.

К объектам капитального строительства законодатель относит: объекты государственной собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Кроме того, в отдельную группу обособляет государственные и муниципальные предприятия.

Бюджетное инвестирование осуществляется на основе долгосрочных целевых программ, а также в соответствии с актами правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов и муниципальных образований.

С 1.01.2008 года изменился порядок предоставления бюджетных инвестиций организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии со ст. 80 БК РФ, предоставление подобных инвестиций влечет возникновение права собственности на эквивалентную часть уставного капитала организации у государства либо муниципального образования.

Права и обязанности инвесторов

  • Право на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений за исключением изъятий, установленных законодательством.
  • Право самостоятельно определять объем и направление капитальных вложений
  • Право на заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности
  • Право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и их результат
  • Право на передачу по договору или государственному контракту своих правомочий другому субъекту
  • Осуществление контроля за целевым расходованием средств
  • Право на соинвестирование с другими инвесторами
  • И другие
  • Соблюдать требования международных договоров и законодательство РФ
  • Соблюдать государственные нормативы и стандарты
  • Исполнять не противоречащие закону требования органов государственной власти и местного самоуправления

Государство выступая регулятором инвестиционных отношений предоставляет их участникам определенную защиту и гарантии.

Читать еще:  Управление инвестиционным проектом 2020 pdf

Среди гарантий можно выделить:

  1. равное осуществление прав инвесторов
  2. гласность в обсуждении инвестиционных проектов
  3. право на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления
  4. нераспространение на инвесторов изменений законодательства, ухудшающих их положение – данная гарантия распространяется исключительно на приоритетные направления инвестиций. Нераспространение изменения законодательства означает, что если возникает в силу новые ФЗ, НПА:
    1. изменение размера ввозимых таможенных пошлин и ставки налогов ( кроме НДС и акцизов) ;
    2. приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвесторов, то такие изменения не применяются в течении срока окупаемости инвестиционного проекта. Срок окупаемости инвестиционного проекта – это срок со дня начала финансирования до дня, когда разность между накопленной суммой прибыли и затратами инвестора приобретает положительное значение (но не более 7 лет)

Меры по защите капитальных вложений:

  1. защита от национализации – объекты капитальных вложений могут быть национализированы при условии предварительного и равноценного возмещения убытков инвестора
  2. защита от реквизиции – объекты капитальных вложений могут быть реквизированы только по решению государственных органов и в случаях, предусмотренных ГК РФ.
  3. страхование – является добровольным, кроме отдельных видов обязательного страхования ответственности в сфере недропользования.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
  • инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.
Читать еще:  Агентство инвестиций и развития

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Глава 17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Цель изучения темы: изучить правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Задачи изучения темы:

— определить понятие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

— определить основы государственного регулирования инвестиций;

— изучить гарантии инвестиционной деятельности.

Общие положения об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ. Под инвестиционной деятельностью в Законе понимается вложение средств и осуществление практических действий с целью получить прибыль и (или) достичь иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Читать еще:  Оценка инвестиционной привлекательности предприятия курсовая

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Законом № 39-ФЗ даны определения каждого из этих субъектов, установлены их права и обязанности. Субъект этой деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контакта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком. Инвесторами могут быть:

— физические и юридические лица;

— объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

Заказчиками являются уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.

Заказчик-застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:

— с проектно-изыскательскими организациями — договоры подряда на проектирование строительства;

— с подрядными строительно-монтажными организациями — договоры подряда на строительство объекта;

— с организациями-поставщиками и посредническими организациями — договоры поставки, купли-продажи оборудования для строительства.

При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком — договор строительного подряда.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.

Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×