Особенности правового регулирования капитальных инвестиций
Особенности правового регулирования капитальных инвестиций
Название работы: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций
Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Описание: Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций. Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии. Капитальные вложения — это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и .
Дата добавления: 2013-03-06
Размер файла: 38 KB
Работу скачали: 0 чел.
Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций.
Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии.
Капитальные вложения это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и непроизводственного характера).
В объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение производства в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли, жилищное и культурно-бытовое строительство.
Воронова: капитальные вложения это затраты на создание новых, восстановление, реконструкцию и расширение действующих основных фондов:
- Производственного назначения (завод)
- Непроизводственного назначения (школы, больницы, театры).
Правовую основу регулирования капитальных инвестиций составляет ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ и осуществляемой в форме….»
Законодатель определил капитальные вложения как инвестиции в основной капитал или основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования и инвентаря, научно-изыскательские работы и другие.
Кроме того, ФЗ о бюджете на текущий год может быть предусмотрено предоставление субсидий нижестоящему бюджету на условиях софинансирования и инвестирования объектов капитальных вложений. Каких-либо особенностей в субъектном составе участников данных инвестиционных отношений законодатель не предусматривает: заказчики, инвесторы, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения в РФ с помощью своих и привлеченных денежных средств.
Инвесторами могут быть ФЛ, ЮЛ, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, не имеющие статуса ЮЛ объединения юридических лиц, органы государственной власти и местного самоуправления.
Объектом капитальных инвестиций является основной капитал, т.е. находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности различные виды вновь создаваемого и модернизированного имущества.
Отдельные особенности характерны бюджетным инвестициям, касающимся капитальных вложений.
Согласно ст.6 БК РФ, под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней и направляемые на создание и увеличение стоимости государственного и муниципального имущества.
Ст. 79 БК РФ устанавливает детальный порядок выделения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и связывает их ас объектами капитального строительства.
К объектам капитального строительства законодатель относит: объекты государственной собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Кроме того, в отдельную группу обособляет государственные и муниципальные предприятия.
Бюджетное инвестирование осуществляется на основе долгосрочных целевых программ, а также в соответствии с актами правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов и муниципальных образований.
С 1.01.2008 года изменился порядок предоставления бюджетных инвестиций организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
В соответствии со ст. 80 БК РФ, предоставление подобных инвестиций влечет возникновение права собственности на эквивалентную часть уставного капитала организации у государства либо муниципального образования.
Права и обязанности инвесторов
- Право на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений за исключением изъятий, установленных законодательством.
- Право самостоятельно определять объем и направление капитальных вложений
- Право на заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности
- Право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и их результат
- Право на передачу по договору или государственному контракту своих правомочий другому субъекту
- Осуществление контроля за целевым расходованием средств
- Право на соинвестирование с другими инвесторами
- И другие
- Соблюдать требования международных договоров и законодательство РФ
- Соблюдать государственные нормативы и стандарты
- Исполнять не противоречащие закону требования органов государственной власти и местного самоуправления
Государство выступая регулятором инвестиционных отношений предоставляет их участникам определенную защиту и гарантии.
Среди гарантий можно выделить:
- равное осуществление прав инвесторов
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов
- право на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления
- нераспространение на инвесторов изменений законодательства, ухудшающих их положение данная гарантия распространяется исключительно на приоритетные направления инвестиций. Нераспространение изменения законодательства означает, что если возникает в силу новые ФЗ, НПА:
- изменение размера ввозимых таможенных пошлин и ставки налогов ( кроме НДС и акцизов) ;
- приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвесторов, то такие изменения не применяются в течении срока окупаемости инвестиционного проекта. Срок окупаемости инвестиционного проекта это срок со дня начала финансирования до дня, когда разность между накопленной суммой прибыли и затратами инвестора приобретает положительное значение (но не более 7 лет)
Меры по защите капитальных вложений:
- защита от национализации объекты капитальных вложений могут быть национализированы при условии предварительного и равноценного возмещения убытков инвестора
- защита от реквизиции объекты капитальных вложений могут быть реквизированы только по решению государственных органов и в случаях, предусмотренных ГК РФ.
- страхование является добровольным, кроме отдельных видов обязательного страхования ответственности в сфере недропользования.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.
Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.
Механизм инвестиционного регулирования
Направления регулирования инвестиционной деятельности
Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.
Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:
- инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
- инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .
Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.
Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:
- инвестирования в капитальное строительство;
- покупки ценных бумаг;
- создание совместного предприятия и др.
Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.
Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.
К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.
Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.
Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:
- порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
- движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
- порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
- нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.
Методы государственного регулирования инвестиций
Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:
- регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
- регулирование объектов инвестирования;
- экспертизу инвестиционных проектов;
- государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
- контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
- регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
- оценку законности амортизационной политики;
- систему льготного кредитования;
- налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
- контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
- предоставление необходимой финансовой помощи.
В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:
- формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
- разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
- обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
- стимулирование лизинговых операций;
- создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.
Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.
Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.
Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов
Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.
Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:
- вкладывать финансовые средства в новое строительство;
- осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
- приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
- проводить проектно-изыскательские работы и др.
Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.
Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.
Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.
Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.
В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.
В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.
Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.
Глава 17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Цель изучения темы: изучить правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Задачи изучения темы:
— определить понятие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
— определить основы государственного регулирования инвестиций;
— изучить гарантии инвестиционной деятельности.
Общие положения об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ. Под инвестиционной деятельностью в Законе понимается вложение средств и осуществление практических действий с целью получить прибыль и (или) достичь иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Законом № 39-ФЗ даны определения каждого из этих субъектов, установлены их права и обязанности. Субъект этой деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контакта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком. Инвесторами могут быть:
— физические и юридические лица;
— объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;
Заказчиками являются уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.
Заказчик-застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:
— с проектно-изыскательскими организациями — договоры подряда на проектирование строительства;
— с подрядными строительно-монтажными организациями — договоры подряда на строительство объекта;
— с организациями-поставщиками и посредническими организациями — договоры поставки, купли-продажи оборудования для строительства.
При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком — договор строительного подряда.
Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.
Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.