Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику - Финансовый обозреватель
Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику РФ

экономические науки

  • Кулешова Валентина Павловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Резида Ринатовна Яппарова ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ИНВЕСТИЦИИ
  • ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ
  • КАПИТАЛ

Похожие материалы

Иностранные инвестиции -в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права.

К иностранным инвестициям относятся:

  • денежные средства;
  • недвижимое и движимое имущество;
  • вклады;
  • право на результаты интеллектуальной деятельности;
  • соответствующие имущественные права, включая право залога;
  • финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
  • право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
  • право требования по услугам, имеющим экономическую ценность и др.

Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие — по объектам вложения, а в зависимости от субъекта вывоза — на государственные и частные

Причины привлечения в страну иностранных инвестиций связано с тем, что в нашей стране практически полностью прекратилось финансирование из госбюджета, у предприятий нет средств. Вместе с инвестициями в нашу страну поступает и опыт от мировых лидеров -компаний-инвесторов. Иностранные инвестиции конечно временно облегчают положение в стране, в экономике, но путем внешнего долга приводит в зависимость нашу страну от мировых держав. Рост иностранных инвестиций должен способствовать интеграции страны в мировое хозяйство.

К проблемам по привлечению инвестиций в Россию можно отнести следующие:

  1. недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам;
  2. частые изменения инвестиционного законодательства;
  3. отсутствие практически действенного законодательства;
  4. неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг;
  5. отсутствие международного доверия к России как к заемщику;
  6. экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности;
  7. нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность;
  8. отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате;
  9. неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов;
  10. неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей;
  11. неэффективную систему страхования.

В настоящее время российский рынок остается малопривлекательным для иностранных инвесторов. По расчетам экспертов, примерная ежегодная потребность России в прямых иностранных капиталовложениях составляет около 10-12 млрд.долл., реальные поступления на порядок меньше. Следует признать, что сейчас Россия проигрывает конкуренцию за иностранные капиталы с другими государствами и прежде всего с динамично развивающимися новыми индустриальными странами, особенно азиатскими и латиноамериканскими, рынки которых оказываются более привлекательными для западных инвесторов. Существующая в России система стимулирования и привлечения иностранных инвесторов исходит из тезиса о том, что для инвесторов определяющим является доступ к сырью, материально-техническим ресурсам и обеспечение рынка сбыта готовой продукции (в связи с наличием торговых и иных барьеров). В таком направлении развивается подавляющая часть созданных в России совместных предприятий.

Согласно официальным данным денежного регулятора, в первом квартале 2014г. в России начался масштабный инвестиционный кризис — иностранные капиталы практически полностью перестали притекать в отечественную низкопередельную, сырьевую и деиндустриализированную экономику. Более того, удушающая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика вкупе с спровоцированной ЦБ РФ паникой на валютном рынке и геополитической обстановкой вокруг Крыма привели к тому, что начало и к концу 2014г., с точки зрения инвестиционных потоков, оказалось худшим с 2009г.

Так, по итогам первого и второго квартала текущего года объём прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики (точнее сказать, в то, что от него осталось) не просто сократился на несколько процентов, а обвалился без малого в 3,5 раза — с 37,1 до 11,9 млрд. долл. Это наглядно демонстрирует паралич инвестиционной активности — в российскую экономику не хотят вкладывать капиталы не только иностранные инвесторы, но и российские же олигархи, на долю которых приходится от 60 до 70% суммарного притока иностранного капитала, притекающего в Россию из оффшорных юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские-Виргинские острова и т.д.). Не менее масштабным оказалось привлечение иностранных кредитов и займов — приток прочих инвестиций, подавляющая часть которых приходится на торговые кредиты и займы, упал с 35,8 до 9,2 млрд. долл. В принципе, эту тенденцию можно лишь приветствовать — отечественная экономика избыточно погрязла во внешних долгах и займах, что обостряет проблему оффшоризации экономики, многократно повышает валютные и процентные риски, обеспечивает масштабный отток капитала из страны на обслуживание внешних займов и обостряет утрату контроля за экономикой со стороны государства.[ http://www.gks.ru]

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Для улучшения инвестиционного климата страны, эксперты выделяют меры устойчивого экономического роста России:

  • снижение операционных барьеров;
  • объединение усилий в направлении инновационного развития;
  • повышение привлекательности регионов;
  • совершенствование бизнес-образования.

Реализация этих задач позволит привлечь в страну новый потоки иностранных инвестиций, также необходимо устранить такую острую проблему как коррупция. В скором времени ожидается, что инвестиционный климат России станет более благоприятным, что в последствии повлечет за собой увеличение объемов привлечения иностранного капитала в экономику страны.[ http://rdif.ru/ ]

Таким образом , возникает необходимость в создании эффективной интеграции и привлечения иностранных инвестиций для более эффективного развития.

В данной ситуации одной из важных задач становится формирование благоприятного инвестиционного климата не только для иностранных инвесторов , но и для внутренних. Рекомендациями по урегулированию и контроля за формированием положительного инвестиционного фона в регион может быть кластеризация регионов и выявление в них наиболее сложных отраслей , а так же формирование и кластера сопутствующие производство.

Читать еще:  Pbp инвестиционного проекта

Список литературы

  1. Федеральный режим государственной статистики [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.gks.ru/ / — 15.12.2014.
  2. Российский фонд прямых инвестиции [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://rdif.ru/ / — 17.12.2014.
  3. Кулешова В.П. Регулирование инвестиционной привлекательностью регионов [Текст]/ В.П. Кулешова ,А.В. Рыцева // Перспективы инновационного развития АПК : материалы международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс -2014»,Часть III –Уфа : Башкирский ГАУ,2014-С.175-180

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.12.2016 2016-12-01

Статья просмотрена: 5663 раза

Библиографическое описание:

Колбасникова, А. В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России / А. В. Колбасникова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 315-318. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35869/ (дата обращения: 11.04.2020).

В данной статье раскрывается сущность иностранных инвестиций, рассматривается значимость и необходимость привлечения их в экономику России. Проанализирована динамика поступлений капиталовложений в экономику страны за рассматриваемый период, определены причины изменений.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций

Проблема привлечения инвестиций в экономику страны существует уже многие десятилетия, сохраняя свою актуальность и научную значимость на современном этапе в условиях глобализации. Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта, выступающие также в виде ценных бумаг или имущества, имущественных и иных прав, которые имеют денежную оценку. [5, с. 50]

Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала; реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих подъем экономического благосостояния, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга, а также ноу-хау; все это сопровождается повышением квалификации сотрудников, так как инвестиции имеют направление на определенные конкретные цели и объекты. За счет этого эффективно используются новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. д.

Сегодня Российская Федерация находится в состоянии нестабильного экономического положения, тем самым связывая себя с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающих создание долговременного цивилизованного общества с высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что только одно инвестирование способно так поднять экономику нашей страны. Однако привлечение иностранного капиталовложение способно стимулировать развитие и рост внутреннего инвестирования. Их приток важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине и Ближнем Востоке, введением санкций и резким падением цен на «черное золото».

При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. [2, с. 181] Для решения этой проблемы необходимо определить настоящие российские условия для привлечения иностранных инвестиций, рассмотреть экономическую и законодательную базу, которые обеспечивают и формируют инвестиционный климат в стране.

В первую очередь необходимо уделить внимание именно инвестиционному климату страны, т. к. тут можно наблюдать своеобразный парадокс: с одной стороны он является основным инструментом и фактором, влияющим на привлечение зарубежного капитала, с другой, причиной, сдерживающей инвесторов от крупных вложений.

Инвестирование — это многогранный процесс. По своей сути они являются долгосрочные вложения средств в различные отраслевые структуры хозяйства с целью получения прибыли. Но необходимо учитывать, что инвестирование должно иметь взаимовыгоду, принося прибыть и субъекту (инвестору), и объекту.

В современной мировой экономике выделяются три основные формы иностранных инвестиций:

  1. Прямые (реальные) инвестиции. Чаще размещаются в промышленности, торговле, сфере услуг — непосредственно в предприятии.
  2. Портфельные (финансовые) инвестиции (в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).
  3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и иным финансовым учреждениям.

Прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. [4, с. 196] По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции — это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в которой вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10 % акционерного капитала и дают право контроля над предприятием. [4, с. 197]

Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли или в иных случаях — защита средств от негативного влияния и последствий инфляции. В данном случае инвестор вкладывает свои деньги в ценные бумаги наиболее рентабельные и надежные действующие предприятия.

В настоящее время объем таких инвестиций увеличился, что является следствием роста количества частных инвесторов. Посредниками портфельных инвестиций в большинстве своем выступают инвестиционные банки, финансируя долгосрочные вложения. На их движение оказывает влияние разница в норме процентных ставок, которые выплачиваются по различным ценным бумагам.

Однако связывать инвестиции только с получением прибыли не стоит, так как возможна вероятность присутствия и других экономических целей: освоение определенных рынков, увеличение объема капитала т. д. Следовательно, в настоящее время получение социально эффекта, решение социальных задач становятся не менее важными, чем результат, который можно оценивать в денежном эквиваленте. Значимость данных аспектов можно определить, конкретно рассмотрев некоторые способы привлечения прямого иностранного капиталовложения (Рисунок 1).

Рис. 1. Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Добиться существенного качественного и количественного увеличения прямых иностранных вложений средств в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [1, с. 256]:

Читать еще:  Как сделать инвестиции

‒создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);

‒четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

‒создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

‒снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

‒введение частной собственности на землю;

‒создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России является важной проблемой на пути выхода страны из экономического кризиса, требующей незамедлительного решения, больших организационных и управленческих решений как от федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилий должны быть направлены на:

1) улучшение состояния общего инвестиционного климата страны, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

2) организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.

На рисунке 2 можно увидеть, что в настоящее время происходит спад притока иностранных инвестиций в экономику России, вследствие сложной макроэкономической ситуации, снижения цен на товары сырьевой группы, и соответственно ослабление отечественной валюты.

В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Рис. 2. Динамика объема притока иностранных инвестиций за 2009–2015 гг.

Для возобновления деловой активности необходимо дождаться стабилизации обстановки на Украине и Ближнем Востоке, для снятия санкций. Также необходимо заняться вопросом усовершенствования правоприменительной практики законодательной базы. Так можно повысить имидж Российской Федерации на международной арене, создав условия для эффективного инвестирования отечественных субъектов.

  1. Булатов А. С. Макроэкономика: М.: Юрайт. 2015. 405 с.
  2. Маковецкий М. Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник.-2015. -№ 1 (135).-С. 179–183
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации.
  4. Федорова В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федоров. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.- С.191–197
  5. Юзвович Л. И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48–52.

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ (6-8)

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.

Кесаева Д.М.

Магистрант

Северо-Осетинского государственного университета

им. К.Л. Хетагурова

г. Владикавказ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы ввоза и вывоза капитала и формирование прямых инвестиционных потоков в современных экономических условиях, в частности исследована динамика притока/оттока капитала из РФ. Так же представлены основные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, отечественные инвестиции, отток капитала.

A nnotation: This article discusses the main problems associated with capital and the formation of investment flows in modern economic conditions, explore the dynamics of capital inflows from the Russian Federation. It also presents the main ways to solve this problem.

Keywords: investment, foreign investment, domestic investment, capital outflow

Инвестиции на сегодняшний день являются важной составляющей современной экономики, они представляют собой размещение финансовых и иных средств, приносящих доход, в предпринимательскую деятельность или другие инвестиционные проекты с целью получения дохода или иного положительного эффекта.

Иностранные инвестиции, безусловно, важны не только для экономики, но и для населения страны. Эксперты считают, что эффективное привлечение инвестиций, а так же их разумное использование позитивно воздействует не только на экономический рост, но и обеспечивает участие страны в международном движении капитала, что в свою очередь гарантирует рост количества рабочих мест и благотворно влияет на развитие инновационной деятельности. Однако, современная ситуация показывает, что наша страна сталкивается с такими проблемами как сокращение иностранных вложений в экономику и проблемой оттока отечественных инвестиций за границу. Какими бы утешительными не были прогнозы экономистов, объем вывезенного капитала все чаще продолжает превышать объем ввозимого капитала, в следствии чего это приводит к негативным последствиям для национальной экономики.

Это прежде всего уменьшение поступлений денежных средств в бюджет страны, сокращение налоговых поступлений, а как известно снижение налоговых поступлений приводит к тому, что уменьшается и количество социальных выплат: государству просто негде брать средства на поддержку социально незащищенных слоев населения.ᅟЗначительно ᅟвлияет ᅟуровень ᅟвывоза ᅟкапитала ᅟи ᅟна ᅟкурс ᅟвалют. ᅟПоскольку ᅟрубли ᅟвыводятся ᅟза ᅟрубеж, ᅟони ᅟконвертируются ᅟв ᅟдоллары, ᅟевро ᅟлибо ᅟдругую ᅟликвидную ᅟвалюту. ᅟСледовательно, ᅟна ᅟрынке ᅟсоздается ᅟситуация ᅟ ᅟспроса ᅟна ᅟиностранную ᅟвалюту ᅟи ᅟпредложение ᅟрублей. ᅟИз-за ᅟэтого ᅟкурс ᅟнациональной ᅟвалюты ᅟстановится ᅟкрайне ᅟнестабильным, ᅟа ᅟкурсы ᅟиностранных ᅟвалют, ᅟнапротив, ᅟукрепляются. ᅟ ᅟ

Согласно ᅟинформации, ᅟопубликованной ᅟ ᅟпо ᅟданным ᅟведомства ᅟЭльвиры ᅟНабиуллиной ᅟ(председателя ᅟЦентробанка ᅟРФ) ᅟинвестиции ᅟиз ᅟРоссии ᅟза ᅟграницу ᅟв ᅟ2017 ᅟгоду ᅟвыросли ᅟна ᅟ73%-до ᅟ38,6 ᅟмлрд ᅟдолларов. ᅟДля ᅟсравнения, ᅟв ᅟ2016 ᅟгоду ᅟчистые ᅟвложения ᅟсоставили ᅟ22,3 ᅟмлрд, ᅟа ᅟв ᅟ2015 ᅟгоду- ᅟ22,1 ᅟмлр ᅟдолларов. ᅟ

Эти ᅟпроблемы ᅟявляются ᅟактуальными ᅟна ᅟданный ᅟмомент. ᅟТакое ᅟдвижение ᅟкапитала ᅟнеблагоприятно ᅟвлияет ᅟна ᅟэкономику ᅟРоссии, ᅟкоторая ᅟощущает ᅟпроблему ᅟимпортозамещения, ᅟиз-за ᅟнеразвитости ᅟнекоторых ᅟотраслей ᅟэкономики, ᅟгеополитическую ᅟнапряженность ᅟи ᅟвлияние ᅟэкономических ᅟсанкций. Россия ᅟпродолжает ᅟподвергаться ᅟсанкциям ᅟи ᅟдальнейшей ᅟизоляции. ᅟСоответственно, ᅟтакое ᅟположение ᅟдел ᅟв ᅟравной ᅟстепени ᅟотталкивает ᅟинвесторов, ᅟтак ᅟкак ᅟконсервативные ᅟинвесторы ᅟпредпочитают ᅟстабильно-устойчивую ᅟэкономическую ᅟситуацию, ᅟ ᅟпоэтому ᅟвсе ᅟменьше ᅟи ᅟменьше ᅟрискуют. Нестабильная ᅟэкономическая ᅟситуация, ᅟнеразвитость ᅟзаконодательства, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟдефицит ᅟтехнологий ᅟповлияли ᅟи ᅟна ᅟдоходность ᅟмногих ᅟкомпаний ᅟпривлекающих ᅟпрямые ᅟиностранные ᅟинвестиции, ᅟчто ᅟпослужило ᅟв ᅟконечном ᅟитоге ᅟпричиной ᅟих ᅟсокращения. ᅟТекущая ᅟситуация ᅟпоказала ᅟи ᅟто, ᅟчто ᅟотечественные ᅟинвесторы, ᅟвкладывающие ᅟпрямые ᅟинвестиции, ᅟтак ᅟже ᅟотказываются ᅟот ᅟинвестирования ᅟотечественных ᅟкомпаний ᅟи ᅟвывозят ᅟсвой ᅟкапитал ᅟза границу.

Страна ᅟсталкивается ᅟс ᅟпроблемой ᅟоттока ᅟинвестиций ᅟза ᅟграницу. ᅟДанный ᅟпоказатель ᅟоказывает ᅟнегативное ᅟвлияние ᅟна ᅟэкономику ᅟстраны: ᅟснижается ᅟинвестиционный ᅟклимат, ᅟприостанавливаются ᅟнекоторые ᅟотрасли ᅟпроизводства, ᅟснижается ᅟваловый ᅟвнутренний ᅟпродукт ᅟстраны, ᅟчто ᅟв ᅟпоследствии ᅟприводит ᅟк ᅟдиспропорциям ᅟв ᅟбалансе ᅟстраны ᅟи ᅟк ᅟобразованию ᅟдефицита. ᅟ(Рисунок ᅟ1) ᅟ

Рисунок ᅟ1. ᅟОтток ᅟкапитала ᅟиз ᅟРоссии: ᅟСтатитистика ᅟпо ᅟгодам ᅟ1994-2018гг.

На ᅟосновании ᅟэтих ᅟданных ᅟможно ᅟвыделить ᅟнесколько ᅟосновных ᅟпричин, ᅟкоторые ᅟоказывают ᅟвлияние ᅟна ᅟотток ᅟкапитала. ᅟК ᅟним ᅟможно ᅟотнести:

  1. нестабильная ᅟэкономическая ᅟи ᅟполитическая ᅟситуация ᅟв ᅟстране. ᅟИменно ᅟэто ᅟспровоцировало ᅟогромный ᅟотток ᅟ– ᅟболее ᅟ150 ᅟмиллиардов ᅟдолларов ᅟ– ᅟкапитала ᅟв ᅟ2014 ᅟгоду. ᅟВ ᅟэто ᅟвремя ᅟу ᅟРоссии ᅟуже ᅟнаблюдались ᅟпроблемы ᅟв ᅟотношениях ᅟс ᅟдругими ᅟстранами ᅟв ᅟсвязи ᅟс ᅟпозицией ᅟпрезидента РФ ᅟпо ᅟситуации ᅟна ᅟУкраине. ᅟПозже ᅟиз-за ᅟэтого ᅟбыли ᅟобъявлены ᅟсанкции, ᅟа ᅟв ᅟконце ᅟгода ᅟначался ᅟскачкообразный ᅟрост ᅟключевой ᅟставки ᅟБанка ᅟРоссии, ᅟсоставившей ᅟв ᅟитоге ᅟ17%;
  2. сбережение ᅟкапитала ᅟпутем ᅟвложения ᅟв ᅟэкономически ᅟстабильные ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟотрасли ᅟдругих ᅟстран;
  3. неустойчивость ᅟкурса ᅟрубля, ᅟкоторая ᅟвлияет ᅟна ᅟдоходы ᅟотечественных ᅟпредприятий;
  4. удорожание ᅟкредитов, ᅟкак ᅟследствие ᅟужесточения ᅟденежно-кредитной ᅟполитики.
Читать еще:  Поиск инвестиционных проектов

Одним ᅟиз ᅟфакторов ᅟтак ᅟже ᅟможет ᅟвыступать ᅟи ᅟрост ᅟтеневой ᅟэкономики, ᅟкогда ᅟмногие ᅟпредприниматели, ᅟчтобы ᅟизбежать ᅟналогообложения ᅟсвоих ᅟдоходов ᅟи ᅟпотери ᅟих ᅟзначительной ᅟчасти, ᅟпереводят ᅟкапиталы ᅟв ᅟзарубежные ᅟкомпании. ᅟТо ᅟесть ᅟбизнесменам ᅟпроще ᅟи ᅟдешевле ᅟорганизовать ᅟнелегальный ᅟвывоз ᅟкапитала ᅟиз ᅟРоссии, ᅟк ᅟпримеру, ᅟчерез ᅟофшорные ᅟзоны, ᅟчем ᅟзаплатить ᅟналоги ᅟи ᅟразвивать ᅟбизнес ᅟв ᅟсвоей ᅟстране.

К ᅟслову, ᅟмногие ᅟэкономисты ᅟ ᅟсчитают ᅟРоссию ᅟстраной ᅟс ᅟнепривлекательным ᅟинвестиционным ᅟклиматом, ᅟчто ᅟподтверждают ᅟоттоки ᅟне ᅟтолько ᅟиностранных, ᅟно ᅟи ᅟотечественных ᅟинвестиций.

Основными ᅟпутями ᅟрешения ᅟвыделенных ᅟпроблем ᅟмогут ᅟстать:

1) ᅟУлучшение ᅟинвестиционного ᅟклимата ᅟпутем ᅟсовершенствования ᅟзаконодательства ᅟи ᅟупрощения ᅟнекоторых ᅟадминистративных ᅟпроцедур.

2) ᅟСовершенствование ᅟналогового ᅟзаконодательства ᅟв ᅟчасти ᅟинвестиций ᅟв ᅟсовершенствование ᅟтехнологий ᅟи ᅟподдержка ᅟкомпаний, ᅟкоторые ᅟиспользуют ᅟинтеллектуальный ᅟтруд.

3) ᅟНеобходимо ᅟразвивать ᅟи ᅟинвестировать ᅟсферу ᅟтехнологий ᅟи ᅟинноваций, ᅟкоторые ᅟповысят ᅟне ᅟтолько ᅟстатус ᅟстраны ᅟв ᅟмировом ᅟрейтинге, ᅟно ᅟи ᅟснизят ᅟзависимость ᅟРоссии ᅟот ᅟцен ᅟна ᅟсырье. ᅟПривлечение ᅟновейших ᅟтехнологий ᅟи ᅟвысококвалифицированного ᅟтруда ᅟпоможет ᅟснизить ᅟиздержки ᅟпроизводства, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟповысить ᅟконкурентоспособность ᅟпродукции ᅟна ᅟмировом ᅟрынке.

4) ᅟНеобходимо ᅟстимулировать ᅟпривлечение ᅟотечественных ᅟинвестиций, ᅟдля ᅟэтого ᅟнеобходимо ᅟснизить ᅟналоговое ᅟбремя, ᅟусовершенствовать ᅟденежно-кредитную ᅟполитику, ᅟориентироваться ᅟна ᅟподдержку ᅟвнутреннего ᅟрынка. ᅟВдобавок ᅟнеобходимо ᅟввести ᅟмеры ᅟпо ᅟборьбе ᅟс ᅟнелегальным ᅟоттоком ᅟкапитала ᅟиз ᅟстраны. ᅟРоссия ᅟв ᅟсвою ᅟочередь ᅟможет ᅟпересмотреть ᅟинвестиционные ᅟотношения ᅟс ᅟАзиатскими ᅟинвесторами. ᅟТак, ᅟмногие ᅟинвесторы ᅟиз ᅟКитая ᅟи ᅟЯпонии, ᅟвложив ᅟсвои ᅟресурсы ᅟв ᅟсовершенствование ᅟтехнологий ᅟнекоторых ᅟроссийских ᅟкомпаний, ᅟмогут ᅟобеспечить ᅟне ᅟтолько ᅟсобственную ᅟприбыль, ᅟно ᅟи ᅟпровести ᅟтранзитные ᅟинвестиции ᅟв ᅟстраны ᅟЕС, ᅟиз ᅟкоторых ᅟРоссия ᅟопять ᅟже ᅟможет ᅟполучить ᅟпроценты ᅟза ᅟперевод.

Подводя ᅟитог, ᅟможно ᅟсказать, ᅟчто, ᅟнесмотря ᅟна ᅟнегативную ᅟситуацию ᅟв ᅟинвестиционном ᅟклимате, ᅟРоссия ᅟпутем ᅟсовершенствования ᅟзаконодательства ᅟи ᅟсглаживания ᅟмировых ᅟполитических ᅟконфликтов ᅟможет ᅟдобиться ᅟстабильности ᅟв ᅟинвестициях. ᅟА ᅟповысив ᅟдолю ᅟинновационных ᅟтехнологий, ᅟпривлечь ᅟинвестиции ᅟразных ᅟмировых ᅟдержав, ᅟтак ᅟкак ᅟРоссия ᅟобладает ᅟне ᅟтолько ᅟбольшим ᅟколичеством ᅟприродных ᅟресурсов, ᅟно ᅟи ᅟквалифицированным, ᅟспособным ᅟк ᅟобучению ᅟтрудовым ᅟпотенциалом.

1. Беспалов М.В. Анализ эффективности инвестиционно-инновационной деятельности организаций: критерии оценки, основные показатели, алгоритм расчета / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 104-110.

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в российскую экономику

Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права интеллектуальные ценности, имущественные права.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна не выдерживает конкуренцию со многими государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Перед российским государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественно полезных целей.

Вместе с тем национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия народа своему правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны.

Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Целью любого инвестиционного решения выступает получение прибыли. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику он будет прежде всего в зависимости от экономической, а не политической целесообразности.

Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства.

Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, а следовательно и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название «глобализация экономики».

Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Если их почти не было (по сравнению с Китаем, Таиландом и другими странами) до вступления в ВТО, то почему они возрастут после этого вступления? Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др.

Вывод: привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек. Для этого потребуется:

— намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;

— ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector