Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы регулирования инвестиционной деятельности

Проблемы инвестиционной деятельности

Сегодня мы с вами поговорим об инвестиционной деятельности, а в частности о проблемах, встречающихся на каждом из этапов реализации инвестиционного проекта.

Не забывайте что инвестиционная деятельность это набор связанных между собой мер и действий по достижению инвестиционных целей.

Любая инвестиционная идея реализуется благодаря инвестиционному проекту, который за время своего существования проходит жизненный цикл от идеи до получения запланированных результатов. На каждом из этих этапов инвесторы сталкиваются с проблемами.

В данной статье, для большей наглядности, мы попробуем с вами выделить основные проблемы инвестиционной деятельности на каждом из этапов жизни проекта.

  • Прединвестиционный этап.
  • Здесь организация разрабатывает инвестиционную идею, проводит её технико-экономическое обоснование, ищет источники для вложений, определяет сроки и инструменты, благодаря которым поставленные инвестиционные цели будут достигнуты.

Главной проблемой инвестиционной деятельности на этапе формирования и запуска идеи в жизнь это поиск необходимых инвестиций и инвесторов. Выбрать за счет каких средств будет реализовываться инвестиционный проект, за счет собственных либо привлеченных, очень важный вопрос для инвестора. Определение баланса собственных и привлеченных средств, определение направлений их расходования, все это приходится решать инвесторам.

Во время инвестиционного этапа происходит процесс непосредственного вложения средств в проект. В случае прекращения финансирования, проекту грозит банкротство, которое в свою очередь способно наступить при возникновении следующих проблем:

  • увеличение транспортных расходов
  • увеличение расходов на сырье, материалы (незапланированный рост тарифов)
  • увеличение сроков воплощения инвестиционной идеи в жизнь, что приводит к росту расходов на проект
  • неверный расчет стоимости инвестиционного проекта
  • незапланированный рост инфляции.
  • Эксплуатационный этап.

На протяжении эксплуатационной фазы проект работает на полную мощность и добивается тех результатов, которые в него закладывались на этапе планирования. В результате производства возникают следующие инвестиционные проблемы:

  • поддержание проекта на стабильно уровне функционирования
  • отсутствие строгого контроля над структурой инвестиционных расходов
  • вывод проекта на рентабельность/реализация финансовой составляющей инвестиционного проекта.

Проблемы инвестиционной деятельности в России

Многие эксперты сходятся во мнении о том, что проблематичность осуществления инвестиций на территории Российской Федерации во многом кроется в нерешённости базисных моментов, формирующих инвестиционные отношения, а также незавершённости законодательной базы в части инвестирования.

Проблемными участками экономики выступает её реальный сектор, его слабое развитие и конкурентоспособность, плохая структура отраслей народного хозяйства, а также огромная необходимость в замене и ремонте морально и материально устаревших производственных фондов.

Всё это является причинами нестабильных инвестиций в нашу страну. Однако в течении последних лет сложилась ситуация, что некоторые отрасли начали показывать положительную динамику привлечения инвестиций, которая превосходит даже уровень оживления в самой отрасли. Примером может быть развитие сельского хозяйства.

Решением всех существующих проблем, связанных с инвестиционной деятельностью – возможно! Для этого государству, при разработке его инвестиционной политики, необходимо поддерживать баланс между состоянием экономики страны в моменте «здесь и сейчас» и достижением её ключевых экономических показателей (ВВП, уровень инфляции, снижение уровня безработицы и т.д.).

В России существует достаточно много проблем, связанных с ведением инвестиционной деятельности на территории нашей страны. Происходит это по причине того, что Россия, не так давно, и не так активно, начала переход к полноценной рыночной экономики. В связи с небольшим периодом развития рыночных отношений в нашей стране, сфера инвестиций развита также не достаточно хорошо.

Основные проблемы инвестиционной деятельности в Российской федерации:

  • отсутствие единой стандартизированной утвержденной формы оценки стоимости инвестиционного проекта
  • отсутствие единого стандартизированного утвержденного регламента по управлению инвестиционной деятельностью
  • отсутствие сфер ответственности между участниками одного инвестиционного проекта
  • слабый уровень контроля в рамках одного проекта
  • нежелание правительства вести социально ориентированную инвестиционную деятельность (обеспечение социальных и культурных интересов граждан страны)
  • слабое развитие институтов негосударственного инвестирования
  • отсутствие системы бюджетирования
  • отсутствие центров финансовой ответственности.

Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Киселёв Игорь Васильевич
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» г.Омск

Для игрока вложение капитала – это игра шанса.
Для инвестора вложение капитала – это игра навыка.
Роберт Т. Киосаки [1, Ро́берт То́ру Кийоса́ки — американский предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель. Наиболее известен по своей книге «Богатый папа, бедный папа». Он является автором 15 книг, которые разошлись в количестве более 26 млн экземпляров. Разработал обучающую настольную игру «Денежный поток 101», предназначенную для освоения финансовых стратегий, и её продолжение «Денежный поток 202».]

Действительно, ни один инвестор в мире не будет вкладывать финансовые средства «на удачу», не имея под своими действиями прагматичного смысла. Данное высказывание знаменитого инвестора как нельзя правильно определяет весь смысл инвестиционной деятельности.

Международный инвестиционный капитал – это движение денежных потоков частных и публичных корпораций, государственных и не государственных фондов, частных лиц, организаций и т.д. [2, также инвестором может быть любое заинтересованное лицо] из одного государства в другое, направленное на извлечение прибыли либо достижение иного полезного эффекта. В нашей стране под инвестиционной деятельностью понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3, ст. 1 N 39-ФЗ РФ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»// www.pravo.gov.ru.] В России существует острая потребность вливания в частный бизнес и крупные государственные проекты иностранных инвестиций. По данным Государственного комитета по статистике, объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов? составил: в 2003г. – 29699 млн. долл., 2004 – 40509 млн. долл., 2005 – 53651 млн. долл., 2006 – 55109 млн. долл., 2007 – 120941 млн. долл., 2008 – 103769 млн. долл., 2009 – 81927 млн. долл., 2010 – 114746 млн. долл., 2011 – 190643 млн. долл. [4, Государственный комитет статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/#.]

Активность инвестиционного климата зависит от политических и экономических условий. Развитие инвестиционной деятельности также тесно связано с её правовым регулированием. Наиболее значимыми нормативными правовыми актами в этой сфере можно назвать следующие:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — закон об инвестиционной деятельности);
  • Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах»; и другие.

Давая оценку законодательства «об инвестициях», следует отметить ряд проблемных вопросов.
На сегодняшний день нет единого подхода к определению соглашения о разделе продукции. Закон регламентирует правовые основы инвестиционных отношений, направленных на поиски, разведку и добычу минерального сырья. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвестору принадлежит исключительное право на поиск, разведку, добычу минерального сырья. Между Российской Федерацией (государством) и предпринимателем (инвестором) заключается договор, в котором установлены предмет, сроки, права, обязанности и т.д. На определённом участке суши инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Отдельные авторы называют этот договор публичным, так как в роли коммерческой организации (в данном случае государство) субъект не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, либо вообще отказывать в его заключении. Другие считают его гражданско-правовым. На наш взгляд, этот договор стоит относить к последнему виду договоров, т.е. гражданско – правовому. Так как, исходя из смысла самого договора, инвестор — это предприниматель, а предпринимательская деятельность всегда основана на риске. Государство в данном случае не приравнивается к коммерческой организации с точки зрения гражданского права. Государство не должно оказывать услуги каждому, кто хотел бы заключить с ним договор. Государство вправе выбирать инвесторов.
Неоднозначно решается вопрос о том, как регистрировать участников инвестиционной деятельности, каков объём их прав и обязанностей. Стоит отметить, что инвестиции — это относительно молодой инструмент экономики, а следовательно, и инвестиционная деятельность регулируется множеством нормативных правовых актов. На данном этапе ни в одной стране мира не выработан единый кодифицированный акт, который бы регулировал импорт и экспорт денежных средств (инвестиций) полностью. Поэтому даже высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции, а также должностные лица не могут точно ответить на вопрос: «Каким документом регулировать те или иные отношения?» Многочисленные примеры судебной практики показывают, что государственные органы очень часто при регулировании инвестиционной деятельности применяют нормы гражданского права. При этом остро встаёт вопрос о финансировании данной деятельности. Стоит помнить, что уже на стадии конкурса, где определяются будущие инвесторы, государственные органы должны руководствоваться соответствующими нормами, регулирующими инвестиционную деятельность.

Читать еще:  Куда выгоднее инвестировать небольшую сумму денег

Проблемы международных частноправовых отношений (к каким относятся инвестиционные отношения), всегда характеризуются присутствием иностранного элемента. На практике почти не удаётся избежать коллизионных столкновений двух или более национальных правовых систем. «Благодаря коллизионным нормам международное частное право выделилось в самостоятельную область права, находящуюся в национальной системе права отдельного государства»[5, «Agradeciendo a las normas de colisiуn el derecho internacional privado se ha separado en la esfera independiente del derecho que se encuentra en el sistema nacional derecho del estado separado», — Adolfo Miaho de la Muelo. Las Normas Materiales de Derecho Internacional Privado // Revista Espanola de Derecho Internacional. V. XVI, N 3. 2010г. Адольфо Миахо де ла Муэло — профессор кафедры международного права в Университете Валенсии, Провинция Леванте, Испания.] Однако коллизионные нормы ограничиваются лишь указанием на тот правопорядок, в котором следует искать ответы применительно к возникшим отношениям. В то же время, как подчеркивает Адольфо Миахо де ла Муэло, право каждого государства, как и система международного публичного права, состоит из норм материальных, т.е. норм, в которых содержится ответ на вопрос, какие правовые последствия возникают в связи с тем или иным юридическим фактом [6, http://www.juristlib.ru/book_5866.html Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г., Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.]

Существуют проблемы и в сфере разрешения коллизионных споров. Наиболее удачный пример, на наш взгляд, приведён в статье Р. Н. Салиевой [7, Салиева Роза Наильевна, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Академии наук Республики Татарстан, член-корр. РАЕН, профессор, доктор юридических наук.] о том, что при возникновении данного спора арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения в случае наличия во внешнеэкономическом контракте арбитражной оговорки о том, что споры по контракту разрешаются в международном коммерческом арбитраже «ad hoc». Вызывают определенные вопросы механизмы разрешения споров по соглашениям о разделе продукции, заключенным в сфере недропользования. В целом соглашения о разделе продукции наряду с другими сделками считаются средствами привлечения инвестиций в экономику страны как иностранных, так и российских, особенно в сферу хозяйственной деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса. Если в международной практике соглашения о разделе продукции применяются достаточно давно и эффективно, то в России пока не сложилась широкая практика заключения таких соглашений. На сегодняшний день заключено лишь несколько соглашений с иностранными инвесторами, в частности, это соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По своим условиям эти соглашения в достаточной мере обеспечивают интересы инвестора. В частности, об этом свидетельствуют установленные в соглашениях механизмы арбитража. В соглашении о разделе продукции «Сахалин-2» определено, что соглашение регламентируется и толкуется в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк, США, без учета соответствующих норм коллизионного права. Любые споры, возникающие в связи с соглашением, разрешаются путем взаимных консультаций сторон. В случае невозможности разрешения спора путем взаимных консультаций в течение 60 (шестидесяти) дней после направления одной стороной другой стороне уведомления о существовании спорного вопроса и при отсутствии договоренности об ином, спор передается на разрешение в арбитраж в Стокгольме, Швеция, в соответствии с арбитражным регламентом Юнситрал [8, http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=319 Статья «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России: состояние и перспективы развития» Р.Н. Салиева.] (UNCITRAL) [9, UNCITRAL — Комиссия ООН по праву международной торговли.]

На наш взгляд, в законодательстве неправильно определён субъектный состав инвестиционной деятельности. В законе об инвестиционной деятельности сказано, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица [10, ст. 4 N 39-ФЗ РФ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».] Пользователи объектов инвестиционной деятельности не могут быть признаны субъектами инвестиционной деятельности. Иначе это противоречит определению «инвестиционная деятельность», данному в том же законе в статье 1, и противоречит общему смыслу инвестиционной деятельности с точки зрения экономики. Субъектами могут быть признаны только те, кто инвестирует (к примеру, денежные средства), либо кто осуществляет практическую деятельность. Но ни в коем случае инвестором не может быть признан потребитель этого товара, т.е. пользователь.

Изложенные выше проблемы — это далеко не полный список тех проблем, которые нуждаются в серьёзной проработке. Правовое регулирование инвестиционной деятельности по содержанию является комплексным. Эти правовые нормы образуют межотраслевой институт права. Например, можно было бы попробовать объединить все нормы, касающиеся инвестиций, в один кодифицированный акт, либо попытаться упростить действующее законодательство в этой сфере путём слияния нескольких нормативных правовых актов. Существующая законодательная база не однозначно определяет терминологию. Отсутствует единое понятие предмета инвестиционной деятельности. Так как внешнеэкономическая деятельность РФ в последнее время характеризуется значительными успехами (вступление в ВТО, увеличение товара – оборота с другими странами и т.д.), представляется, что в ближайшее время имеющаяся законодательная база будет существенно скорректирована.

1. Las Normas Materiales de Derecho Internacional Privado // Revista Espanola de Derecho Internacional. V. XVI, N 3. 2010г. Стр. 54-67

2. Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г., Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.

Читать еще:  Инвестиции до 500000 рублей

3. http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=319 Статья «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России: состояние и перспективы развития». Р. Н. Салиева.

4. http://www.juristlib.ru/book_5866.html Статья «Актуальные проблемы международного частного права». Доронина Н.Г., Журнал российского права, 2010 Стр. 114 – 127.

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

6. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
  • инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов. Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

Читать еще:  Куда инвестировать без риска

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

— контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации. Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

— экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

— установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Таким образом, в настоящее время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает. Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере. Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector