Развитие инвестиционного права
Инвестиционное право: понятие, место в системе финансового права
Инвестиционное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм.и доп.) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Связь финансового права с инвестиционным правом заключаетсяв государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которая осуществляетсяорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
— совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
— установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
— защиты интересов инвесторов;
— предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
— создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
— принятия антимонопольных мер;
— расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
— развития финансового лизинга в Российской Федерации;
— проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
— предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
— размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаютсяорганами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
— в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.
Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.
Правовые основы инвестиционной деятельности
В начале, необходимо определиться с понятием того, что такое правовая основа?
В широком смысле слова, правовая основа это обязательные нормы, установленные государством в области социальных, экономических, юридических и других видов отношений. То есть это свод правил обязательных для исполнения всеми, кто находится на территории конкретной страны.
Область права является инструментом регулирования и, по своей сути, оставляет значительный отпечаток на той сфере, к которой относится. От степени её развития во многом зависит успешность деятельности участников этой сферы.
Правовые основы инвестиционной деятельность это перечень правил и ограничений в сфере инвестирования, которые должны соблюдать все его участники.
Развитие правовых основ инвестиционной деятельности в России бурно началось с момента перехода нашей страны к условиям рыночной экономики. Это дало большой импульс для развития цивилизованных и правовых отношений. Также это послужило толчком для создания новых инвестиционных проектов и идей. А самое главное позволило изменить правовой статус участников данного процесса, включая вид и структуру инвестиционных отношений между ними.
Основным задачами правовой системы в сфере инвестиций являются:
- повышение инвестиционной активности в стране и улучшение инвестиционного климата
- гарантия стабильности и роста экономики
- изменение структуры доходов государственного бюджета
- обеспечение стратегии социально-экономического развития.
Приведённые выше тезисы работают в совокупности с общими правами участников инвестиционных процессов, как в нашей, так и в других странах по всему миру:
- свободная и здоровая конкуренция на рынках
- запрет на образование монополий
- свобода движения капитала и информации
- перед законом все равны
- возможность обратиться в суд и отстаивать собственные интересы в случае несогласия с решением органов власти.
При переходе на рыночную экономику, правительству Российской Федерации потребовалось внести изменения в следующие пункты правовых основ инвестиционной деятельности в России:
- изменение структуры инвестиций. Ведущая роль отдается собственным средствам организации. Средства государственной поддержки уходят на второй план и все реже носят безвозвратный характер
- создание в больших количествах совместных инвестиционных проектов (совместные частные и государственные проекты)
- создание новой амортизационной политики
- создание стимулов для самофинансирования компаний
- усиление контроля над государственными вложениями.
Правовые документы
Стоит понимать, что документы, регулирующие инвестиции могут быть разных уровней, однако, независимо от этого, обязательны для исполнения в полном объёме.
В отдельно взятом государстве могут действовать международные, государственные, региональные и местные акты. Применительно к нам, в России успешно функционируют международные соглашения и конвенции, в которые вступила, и которые ратифицировало наше правительство.
Самыми незначительными в части влияния на права участников инвестиционной деятельности являются региональные и местные акты и постановления. Действия таких документов распространяется не на всё территории страны, а на отдельно взятые округа, региона, города.
Также нельзя упускать из виду тот факт, что существуют отрасли хозяйства, которые обладают определенной спецификой и имеют собственные особенности регулирования. Для таких отраслей разработаны соответствующие документы:
- постановление Правительства № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 18.09.2004г., которое направлено, в свою очередь, на повышение привлекательности страны для ведения инвестиционной деятельности на её территории
- Федеральный закон №225 ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» от 19.05.2010 г., способствует улучшению налоговой политики в сфере инвестиций
- закон № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» от 28.12.2010г., формулирует права акционерных обществ при осуществлении инвестиций
- Таможенный кодекс Таможенного союза.
Основы инвестиционного права в России
Правовые ограничения
Тенденции развития инвестиционного права;
Предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории, при возросшей информативной зависимости, а обращение к инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха.
Таким образом, мы можем выделить следующие основные характерные черты современной глобализации:
создание единого мирового информационного пространства;
усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью чего формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы;
растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов;
непрерывное расширение глобальной олигополии;
рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии;
интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей
тенденция к конвергенции механизмов, инструментов управления производственными процессами.
Для более полного понимания феномена глобализации в области инвестиций, необходимо выделить три основных составляющих этого понятия: глобализация экономики — это исторический процесс, постоянно развивающийся на протяжении истории человечества и каждому её периоду соответствуют свои специфические черты и особенности;
глобализация подразумевает универсализацию инвестиционных процессов, выработку и принятие единых принципов инвестиционного взаимодействия, унификацию инвестиционных механизмов и инструментов приверженность единым, интегральным технологиям, следование единым обычаям и нормам обслуживания субъектов инвестиционного рынка, стремление все универсализировать и интегрировать;
глобализация — это признание растущей взаимозависимости инвестиционных процессов и явлений, главным следствием которой является постепенное разрушение национального государственного суверенитета под напором мирового капитала, международных корпораций, международных инвестиционных институтов, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами.
В ближайшие годы, по нашему мнению, процесс глобализации будет характеризоваться следующими процессами: интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;
интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;
опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий;
создание новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;
использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;
гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;
унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;
возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.
Произойдут и существенные изменения в инвестиционных процессах и применяемых инвестиционных технологиях: возможность информационного и финансового контроля за использованием инвестиционных ресурсов инвестора в режиме On-line, удаленного на любое расстояние от места вложения ресурсов;
внедрение единых информационных стандартов залоговых механизмов, бухгалтерской отчетности, представления проектов и программ, предприятий, регионов и государств в информационных системах;
создание интегрированной инвестиционной инфраструктуры (банковской, законодательной, организационной) обслуживания инвестиций.
разработка и реализация интегральных механизмов и технологий управления инвестиционными процессами (в региональном и отраслевом аспектах).
Основой для интеграции механизмов и инструментов инвестиционного рынка станут информационные технологии, которые составят (совместно с организационными) основу пирамиды управленческих решений. Все остальные (организационные, инвестиционные, финансовые, законодательные) приобретают подчиненный характер и будут развиваться на основе ведущих тенденций развития информационных. Последние будут характеризоваться следующими особенностями: унификацией информационного отражения и актуального сопровождения, глубокой характеристикой каждого объекта инвестиций и бизнеса, позволяющего в любой точке мира получить оперативную достоверную информацию об этом объекте;
законодательным обеспечением достоверности информации любого уровня, согласование такого обеспечения межгосударственными многосторонними соглашениями всех стран мирового сообщества;
организационное обеспечение проводимых сделок на рынках товаров, финансов, услуг и инвестиций в среде Internet, унификация элементов хозяйственного права стран мира, обеспечивающих безопасность таких сделок;
окончательный перевод финансово-банковского сопровождение бизнеса в среду информационных и виртуальных технологий;
6. Характерные черты метода инвестиционного права; Под методом правового регулирования, применяемым в инвестиционном праве, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной под отраслью. Как правило, каждая отрасль (подотрасль) предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли (подотрасли), но и для других отраслей права. В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:
– порядок установления прав и юридических обязанностей;
– степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;
– подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;
– характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;
– пути и средства обеспечения субъективных прав.
Исходя из специфики предмета инвестиционного права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях – в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации). Нормы инвестиционного права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты инвестиционных правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между инвесторами и вертикальные отношения между инвесторами и государством не идентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться разными средствами – гражданско – правовыми, административными, финансовыми, уголовными и в различном порядке – административном, судебном. Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов – это основные характеристики метода правового регулирования инвестиционного права.
7. Структура метода регулирования; «Под методом правового регулирования, — пишет А.М.Васильев, — понимают способ воздействия государства на те или иные общественные отношения, применяемые им приемы для установления взаимосвязи сторон». Высказывание А.М.Васильева может служить иллюстрацией одностороннего подхода к характеристике метода правового регулирования, ибо автор ограничивает действие метода правового регулирования лишь задачей «установления взаимосвязи сторон». Однако, как уже отмечалось, с помощью того же юридического метода, закрепленного в запрещающих правовых нормах различной отраслевой принадлежности, преследуется иная задача, — чтобы в предусмотренных ситуациях правовые связи между сторонами не возникали. Своеобразное определение метода правового регулирования предложил В.З.Янчук: «Метод правового регулирования — способ, прием, средство воздействия, с помощью которых устанавливаются и реализуются правомочия объектов права и правоотношения, способ выяснения характера отношений между ними». Определение вызывает два замечания. Во-первых, в нем допущена редакционная погрешность: вместо объекта, нужно читать субъекта. Во-вторых, методу правового регулирования вовсе не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами. По общему правилу, в существующих определениях метода верно отмечается, что он используется государством и представляет собой совокупность способов воздействия на поведение людей. Однако выводы, которые делаются из этих определений, оказываются в известной мере односторонними, не учитывающими ряда важных факторов. Так, игнорируется тот первостепенной значимости факт, что метод правового регулирования предназначен прежде всего для воздействия на социально-правовую среду, которая составляет единый предмет правового регулирования. При этом, как представляется, не учитывается системный характер единого предмета правового регулирования, который складывается на основе взаимодействия различных составляющих его элементов, каждый из которых обладает известной спецификой и, следовательно, нуждается в применении к нему определенных средств правового регулирования. С моей точки зрения, метод правового регулирования обладает следующими характерными чертами: 1. Особенность метода правового регулирования заключается прежде всего в том, что составляющая его система средств воздействия используется преимущественно и главным образом государством, входящими в его аппарат социальными управленческими системами. Следовательно, применение метода правового регулирования — прерогатива прежде всего государственно-властных органов.
При этом, однако, следует учитывать по крайней мере два обстоятельства, которые определенным образом оттеняют названную особенность метода правового регулирования. Во-первых, правовые средства воздействия на поведение людей используют также общественные объединения, хотя и делают это в несравненно меньших масштабах, нежели органы государства. Во-вторых, социальные управленческие системы, относящиеся к органам государственной власти, используют метод правового регулирования не изолированно, а наряду с иными, не правовыми средствами воздействия на поведение людей. 2. Особенность метода правового регулирования проявляется также в его непосредственной обусловленности единым предметом правового регулирования, который выступает в качестве социально-правовой среды, т.е. системы взаимодействующих между собой элементов. Эта определяющая роль социально-правовой среды как единого предмета правового регулирования по отношению к методу воздействия на нее со стороны социальных управленческих систем выступает в двух аспектах.
История развития инвестиционного законодательства
Обратимся ко времени, предшествовавшему распаду Советского Союза (1991 год). Горбачёвская оттепель, «перестройка» и «новое мышление» конца 80-х годов прошлого века явно показала, что существующая социалистическая плановая система уже не решала новые задачи, стоящие перед обществом.
В этих сложных условиях 7 декабря 1990 года, был принят Закон «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР», [250] который без преувеличения можно отнести к категории прогрессивных правовых актов того времени. Этим законом было признано, что «предметом иностранных инвестиций на территории Казахской ССР могут быть предприятия, долевое участие в имуществе советских юридических лиц, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, а также приобретённые имущественные права на использование природных ресурсов в Казахской ССР для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Казахской ССР». Это положение на законодательном уровне признавало возможность участия иностранных хозяйствующих субъектов, большинство из которых являлись частными компаниями, во владении, пользовании и распоряжении активами страны. Так был дан «зелёный цвет» для иностранных инвестиций, для рыночных отношений и для приватизации государственной собственности. Это сыграло огромную роль в развитии сферы недропользования на основе иностранных инвестиций.
Уже в начале 90-х годов крупнейшие транснациональные корпорации пришли в Казахстан, заключив первые инвестиционные договоры и контракты на недропользование. Новое «дыхание» получили такие крупнейшие нефтегазовые проекты, как Тенгизский и Карачаганакский в результате внедрения новых технологий, расширения производства, увеличения производства экспортно ориентируемой продукции, что в свою очередь, обеспечило поступление в страну свободно конвертируемой валюты, оживив другие отрасли промышленности и социально направленные программы.
Приход иностранных инвесторов в нефтегазовую отрасль и их успешная деятельность создали привлекательный инвестиционный климат в Казахстане, что повлекло за собой привлечение новых инвестиций в иные важные отрасли экономики: угольную, металлургическую, урановую, золотодобывающую, даже в коммунальную. Так был дан хороший старт для иностранных инвестиций.
Этот положительный пример послужил одним из оснований для принятия 10 июня 1991 года другого важного Закона «Об инвестиционной деятельности в Казахской ССР», [251] на основании которого под «инвестициями» понимались «все виды вложений финансовых и материально-технических средств, а также имущественные права и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли, социального, экономического, экологического и научно-технического эффекта».
Приходу иностранных и национальных инвестиций в экономику Казахстана, особенно в бюджетообразующие отрасли, в частности, в сферу недропользования, способствовали и нормы налогового законодательства того времени. Так, например, статья 10 Закона Казахской ССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 февраля 1991 года [252] предусматривал возможность предоставления значительных налоговых льгот и преференций инвесторам.
Так в стране была создана серьезная правовая база для инвестиционной деятельности. Следует отметить, что в то время ни одна союзная республика, входящая в состав СССР, не имела такие прогрессивные правовые акты.
После объявления суверенитета и независимости, Казахстан в кратчайшие сроки сформировал новые институты власти и основы рыночной экономики, провёл приватизацию собственности и денежную реформу, принял ряд законов, направленных на развитие и укрепление финансовой системы. Даже в условиях парламентского кризиса в 1995 году Президент Республики Казахстан, получив чрезвычайные полномочия, принял важные Указы, имеющие силу закона, которые заложили надёжный фундамент для вхождения страны в международные экономические отношения.
28 февраля 1997 года был принят еще один правовой акт — Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» [253] с целью создания благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.
Всё это дало свои положительные результаты, и Казахстан успешно развивался до наступления нынешнего кризиса. Однако, созданная в государстве за последние десятилетие экономическая и финансовая система позволяют и в эту кризисную ситуацию справляться с трудностями в экономике и социальной сфере. Созданные на основе привлечённых инвестиций промышленные предприятия, особенно в сфере недропользования, успешно работают, несмотря на значительное снижение мировых цен на минеральное сырьё.
8 января 2003 года был принят новый Закон «Об инвестициях», [254] которым были признаны утратившими силу вышеприведённые законодательные акты. Это было новым шагом государства, направленным на регулирование отношений в сфере инвестиционной деятельности в условиях некоторой стабильности политической и экономической ситуации в стране. Данный закон является действующим правовым актом и на сегодняшний день, поэтому следует отметить его важное положение, закреплённое в пункте 3 статьи 4, где указывается, что «Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключённых между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон». Однако это общее правило не распространяется на:
I. изменения в законодательстве Республики Казахстан и/или вступление в силу и/или изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;
II. изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.
С принятием этого законодательного акта ситуация в сфере инвестиционной деятельности резко изменилось. Уполномоченные государственные органы начали распространять положения вновь принятых правовых актов на деятельность недропользователей-инвесторов, заключивших с Республикой Казахстан инвестиционные договоры и контракты на недропользование. Начала формироваться ошибочная судебная и иная правоприменительная практика, что в свою очередь привело к нарушению баланса интересов участников инвестиционной деятельности. Чтобы не быть голословным, приведу примеры.
Спорные законодательные положения и вопросы стабильности контрактных положений
Так, наиболее спорными в настоящее время являются законодательные положения о том, что компетентный государственный орган вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке при невыполнении (воспрепятствовании) недропользователем требований в отношении приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого права на недропользование и/или отчуждаемой доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом на недропользование (подпункт 6 пункта 2 статьи 45-2 и статья 71 Закона РК «О недрах и недропользовании»). Эта законодательная новелла была введена в действие Законом РК №2 от 24 октября 2007 года [255] по инициативе Правительства РК. Здесь возникает вопрос, можно ли распространить это требование на контракты, заключённые до введения в действие этого законодательного положения, поскольку, практически во всех ранее заключённых контрактах на недропользование, имеются нормы о гарантиях стабильности контрактных положений, это, во-первых. Во-вторых, как эта законодательная новелла соотносится с положениями других правовых актов. Нет ли здесь нарушения баланса интересов, то есть не нарушаются ли права инвесторов и недропользователей.
Проанализируем эту ситуацию. Так, например, в большинстве крупных контрактах на недропользование, в основном заключённых с международными энергетическими компаниями, имеющими в Казахстане дополнительный статус и иностранного инвестора, имеются положения о том, что каждый участник проекта имеет приоритетное право на приобретение отчуждаемого права на недропользование и/или отчуждаемой доли (пакета акций) в юридическом лице. В них не указывается исключительное и превалирующее приоритетное право государства на приобретение отчуждаемых долей (пакета акций).
Известно, что любой контракт, заключённый между недропользователем и компетентным государственным органом, является по своей сути гражданско-правовым договором между двумя и несколькими субъектами, предметом которого является разработка недр (добыча, разведка, совмещённая разведка и добыча, строительство или эксплуатация подземных сооружений). Каждая сторона контракта (договора) имеет строго определённые права и обязательства. В силу этого, обратимся к статье 383 ГК РК, [256] где закреплено положение о том, что «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключённого договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров». Вполне ясное положение кодекса, стоящего выше на одну ступень, чем закон, в иерархии нормативных правовых актов, [257] из которого усматривается, что условия заключённых договоров сохраняют силу всегда, если об обратном прямо не указано в новом правовом акте.
В соответствии с положениями, закреплёнными в статье 71 Закона «О недрах и недропользовании» «недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяется к контрактам, заключённым до внесения данных изменений и дополнений». Эти гарантии «не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, в сфере экологической безопасности и здравоохранения». Аналогичное положение закреплено и в статье 57 Закона РК «О нефти» № 2350 от 28 июня 1995 года. [258] Вопросы стабильности условий соглашений регулировались ранее и Законом РК № 68 «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 года. [259]
Таким образом, в действующем законодательстве Республики Казахстан закреплено общее правило о стабильности ранее заключённых инвестиционных договоров и контрактов на недропользование, и государство гарантирует их стабильность. Имеющиеся исключения из общего правила не подлежат широкому толкованию и связаны, в первую очередь, с вопросами обеспечения национальной безопасности, экологической безопасности, обеспечением состояния здравоохранения и нравственности, а также с вопросами оборота подакцизных товаров.