Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов россии

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России RAEX показал снижение интегрального инвестриска

Москва, 15 декабря 2017 года

22-й рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), впервые за долгое время демонстрирует снижение интегрального инвестриска и всех его частных составляющих. Самая острая фаза кризиса пройдена и в показателях 2016-го, это отразилось в сокращении интегрального инвестиционного риска на 3,1% относительно уровня 2015 года. Наибольшее снижение у финансового риска (-4,8%), а наименьшее – у управленческого (-1,2%).

«Первыми частичное выправление ситуации почувствовали крупнейшие экономические центры страны, – отмечает Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального директора RAEX (РАЭКС-Аналитика). – В нынешнем рейтинге 12 из 17 регионов, в состав которых входят города-миллионники, включая пристоличные – Московскую и Ленинградскую области, улучшили свое положение по показателю интегрального риска. Так, Петербург прибавил 3 позиции, Новосибирская область – 6, Волгоградская – целых 10, а Московская – 4, выйдя в лидеры списка».

Рейтинг показывает, что многим регионам предстоит пережить смену экономической парадигмы. Так, Ростовская область, считающаяся по преимуществу аграрной, в нынешнем рейтинге поднялась на 3 позиции в первую очередь за счет машиностроительных предприятий, равно как и традиционно индустриальные Иркутская и Ульяновская области – плюс 4 и 3 позиции соответственно. Нынешний рейтинг отражает постепенное прекращение живительного воздействия инъекций «нефтяной иглы». Заметно сдали позиции Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (минус 8 мест по риску) и Омская область (минус 5).

Из-за неблагоприятной мировой ценовой конъюнктуры в 2016 году показатели ряда мощных зерновых регионов страны просели с точки зрения инвестпривлекательности. Это стало одной из причин перемещения Краснодарского края с 1-й строчки на 4-ю по интегральному инвестриску и Ставрополья с 16-й позиции на 24-ю. Лучше в рейтинге показали себя регионы, где в последнее время идет активное наращивание производства и переработки говядины (вложения в производство свинины и мяса птицы сыграли свою роль в прошлые годы), – это прежде всего Белгородская (подъем с 8-го места в прошлом рейтинге на 7-е в нынешнем) и Брянская (36-я и 31-я позиции соответственно) области.

После многих лет неизменного роста началось сокращение долговой нагрузки (то есть отношение долгов к собственным доходам) на бюджеты субъектов РФ. В нынешнем году, судя по сокращению объема госдолга субъектов РФ за первые три квартала на 6%, эта тенденция продолжится. Влияние этого фактора на фигурантов рейтинга мы рассчитываем увидеть уже в ближайшей перспективе. В положительную сторону изменилась структура долгового портфеля: коммерческие займы (как правило, «короткие» и дорогие) были замещены кредитами из федеральной казны – гораздо более дешевыми и «длинными». В целом портфель банковских кредитов региональным бюджетам за январь – сентябрь 2017 года сократился на 33%, почти половина от этого числа – заслуга займов из федерального бюджета. При осмысленном выборе приоритетов и грамотной экономической политике средства, не потраченные на погашение высоких процентов по коммерческим кредитам, можно будет пустить на развитие.

Контакты для СМИ: pr@raex-a.ru, тел. (495) 617-07-77.

Таблица 1. Инвестиционный риск российских регионов в 2017 году

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2018 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата (подробнеее здесь).

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

Читать еще:  Инвестиционный фонд казань

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

  • По группам
  • По федеральным округам

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

  • Регуляторная
    среда
  • Институты
    для бизнеса
  • Инфраструктура
    и ресурсы
  • Поддержка малого
    предпринимательства
  • Показатели
    вне Рейтинга

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

  • Показатели, оцениваемые
    путем экспертной оценки
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из общей
    генеральной совокупности
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из специальных
    генеральных совокупностей

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

  • Уровни представления
    результатов рейтинга
  • Агрегирование

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Читать еще:  Показатели инвестиционной деятельности

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

если показатель является возрастающим , и преобразование

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

KPI для регионов

Борьба за привлечение инвестиций в субъекты РФ постепенно становится не просто соревнованием ряда амбициозных региональных команд, но и одним из ключевых факторов оценки эффективности местной власти со стороны федерального центра, а потенциально и изменений в системе межбюджетных отношений. Задача довести долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году (против нынешних 21%) в целях модернизации и технологического обновления реального сектора экономики была поставлена президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Правительство страны считает рост инвестиций одним из основных экономических приоритетов, поскольку «более высокое соотношение инвестиций и ВВП будет стимулировать рост основного капитала, что, в свою очередь, должно раскрыть потенциал экономического роста России», отмечается в докладе Sberbank CIB. Летом 2019 года правительство утвердило план по наращиванию инвестиционной активности, подготовленный Минэкономразвития: он предполагает как системные меры по улучшению бизнес-климата, так и набор отраслевых мероприятий — собственные планы обязали подготовить и регионы. В конце октября на заседании правительства перед губернаторами была поставлена цель обеспечить привлечение инвестиций на уровне не менее 27% валового регионального продукта.

Кроме того, объем инвестиций в региональной экономике станет одним из критериев новых правил распределения грантов на общую сумму 45 млрд руб. между регионами за самые высокие показатели губернаторов и региональных команд (в начале декабря их утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев). Успехи в привлечении инвестиций также должны учитываться при оценке работы глав регионов, заявляла глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Было бы правильным ввести критерий, который будет выявлять эффективность губернатора в привлечении инвестора на современных платформах. Главы регионов будут соревноваться, тянуться друг за другом», — отмечала она.

«Инвестиции являются ключевым фактором социально-экономического развития населенной территории. В условиях значительной региональной дифференциации субъекты РФ конкурируют не только за доступ к федеральному бюджету, но и за инвесторов, разрабатывая механизмы для их привлечения и удержания», — комментирует доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов.

Инвестиции являются ключевым фактором для устойчивого роста регионов, отмечают в Sberbank CIB.

В рамках реализации нацпроектов федеральный центр будет активно вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты на местах — это будет стимулировать рост в тех регионах, которые получат значительную часть финансирования (например, на Дальнем Востоке) за счет устранения узких мест. Это способно обеспечить временный стимул для регионального развития, но в долгосрочной перспективе рост будет устойчивым, только если вырастет инвестиционная активность в частном секторе. «Наряду с государственной стратегией «большого рывка» для обеспечения роста в регионах необходимо создавать государственно-частные партнерства и улучшать инвестиционный климат для частного сектора», — предупреждают аналитики. Таким образом, активное привлечение регионами инвестиций в инфраструктурные проекты становится одним из залогов исполнения ими целей нацпроектов. Так, по оценке Российского фонда прямых инвестиций, более 50% проектов могут быть реализованы с привлечением институциональных и частных инвесторов в капитал.

Единые инструменты

В правительстве неоднократно подчеркивали, что необходимые стимулы и инструменты для привлечения инвестиций у местных властей есть: например, регионы, продемонстрировавшие по итогам года прирост по сбору федерального налога на прибыль, могут рассчитывать на его возврат. Кроме того, налоговые расходы по льготам, которые правительство считает эффективными, учитываются при расчете финансовой помощи со стороны федерального центра, а в 2018 году заработал механизм инвестиционной налоговой льготы, позволяющий регионам предоставлять преференции по налогу на прибыль в части новых инвестиций. Инвесторы же, вложившие в проекты более 1 млрд руб., могут претендовать на заключение специнвестконтрактов (СПИК), предусматривающих не только льготный порядок налогообложения, но и временную защиту от изменений налогового законодательства.

Читать еще:  Способы иностранного инвестирования мчп

«Инструментов огромное количество, главное — грамотно ими пользоваться. И тут многое зависит от инициативы руководства регионов. В некоторых регионах губернатор и его команда лично занимаются поиском инвесторов не только по России, но и по всему миру, а в некоторых субъектах в это же время основная работа администрации сводится к тому, чтобы получить побольше финансовой помощи из федерального центра», — отмечал первый вице-премьер Антон Силуанов.

В то же время в правительстве стремятся унифицировать меры поддержки и намерены регулярно проводить их ревизию, чтобы региональная конкуренция не приводила к предоставлению неоправданных преференций, особенно в дотационных субъектах. Начиная с 2020 года все региональные и муниципальные льготы должны вноситься в специальные реестры, а их эффективность и соответствие целевому назначению — оцениваться кураторами из местной администрации.

Кроме того, в результате изменений в федеральном законодательстве с 2023 года регионы будут ограничены в установке льгот по налогу на прибыль организаций. «Как следствие, руководству субъектов РФ предстоит переориентировать инвестиционную политику в сторону внедрения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), поиска возможностей для создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также активизации региональных инвестиционных проектов (РИП)», — отмечает Максим Соколов.

Однако на фоне унификации налоговых инструментов задача усложняется даже для регионов-лидеров. «Конкуренция за инвестиции сегодня очень непростая работа», — указывает замглавы Ассоциации инновационных регионов РФ Рустам Хафизов. Если еще недавно небольшое количество регионов имели ряд льгот и преференций, которые позволяли привлечь инвестора на более выгодных, чем у прочих, условиях ведения бизнеса, то сейчас большинство регионов могут предоставить аналогичные правовые и налоговые режимы. «Ключевой задачей в конкурентной борьбе становится формирование условий, чтобы работающий в регионе бизнес и дальше инвестировал в него: либо в масштабирование, либо в открытие новых направлений и проектов», — говорит эксперт.

Без барьеров, но с кадрами

Для иностранных и российских инвесторов благоприятный инвестиционный имидж региона будет зависеть от его географического положения, обеспеченности ресурсами, развитости инфраструктуры и наличия благоприятной регуляторной среды, согласен Максим Соколов. Об эффективности проводимой региональной инвестиционной политики можно судить в том числе по результатам различных рейтингов — например, Рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (Национальное рейтинговое агентство), Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России («Эксперт РА») и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив, АСИ), отмечает эксперт.

В самом АСИ отмечают, что конкуренция между регионами нарастает с каждым годом. «Попасть в двадцатку в этом году было сложнее. Мы подсчитали, что те регионы, которые сегодня у нас оказались за пределами топ-20, в 2018 году вошли бы в десятку лучших», — заявила, комментируя итоги последнего рейтинга, гендиректор агентства Светлана Чупшева. В 2019 году 69 регионов улучшили интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, а 62 демонстрируют устойчивый рост три года подряд.

Системным преимуществом, определяющим интерес инвесторов к региону, чем дальше, тем больше становится наличие квалифицированной рабочей силы, полагает Рустам Хафизов. «В борьбе за кадры, их подготовку и удержание идет серьезное состязание между управленческими командами регионов», — отмечает он. Подтверждением словам эксперта служат, например, итоги майского опроса работающих в России американских компаний, подготовленного Американской торговой палатой в партнерстве с компанией EY. Среди компаний, которые планируют расширение своего регионального присутствия (таких оказалось 30%), главным критерием выбора оказалась именно доступность квалифицированных кадров (25%) — этот показатель перевесил соображения близости к крупным рынкам сбыта (19%), положения региона в рейтинге инвестиционного климата (17%), наличия развитой транспортной системы и личной поддержки губернатора (по 14%), налоговых условий и льгот (8%).

В борьбе за иностранцев

Впрочем, ключевую роль в привлечении в регионы иностранных инвестиций продолжают играть макроэкономические факторы — хотя у экспертов нет консенсуса, какие именно тренды возобладают. В апреле ЦБ заявил, что приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2018 году сократился более чем в три раза по сравнению с 2017-м, до $8,8 млрд (0,5% ВВП), и достиг минимумв за последние десять лет (в досанкционном 2013 году он составлял $69,2 млрд). Несмотря на последующую положительную динамику (в первом квартале 2019-го объем ПИИ вырос до $11,5 млрд), существенный рост ПИИ выглядит маловероятным, отмечали в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Аналитики компании KPMG, проанализировав динамику сделок слияний и поглощений (M&A), заявляют, что интерес иностранных инвесторов к России восстанавливается, особенно в инновациях и нефтегазовом секторе. Там полагают, что риски, связанные со сложной геополитической обстановкой, компенсируются для иностранного инвестора в России более высокой доходностью и потенциалом роста, и утверждают: с точки зрения прироста прямых иностранных инвестиций 2019 год может стать «лучшим годом после санкций». В KPMG также отмечают рост инвестиционной роли партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию. Рост интереса азиатских бизнесменов к России подтверждает и торговый представитель РФ в Малайзии Никита Пономаренко. «Малайзийские бизнесмены заинтересованы в расширении своего глобального присутствия, диверсификации экономики и, как следствие, инвестировании в зарубежные проекты, включая российские. В рамках Восточного экономического форума в сентябре этого года премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявил об интересе малайзийских отельеров к развитию отельного бизнеса на Дальнем Востоке. Деловые круги Малайзии проявляют интерес к нефтегазовым проектам, проектам в сфере металлургии и АПК, им очень интересна возможность инвестиций в высокотехнологичный бизнес», — говорит он.

По мнению Максима Соколова, в таких условиях конкуренция регионов за иностранные вливания должна строиться за счет комплексной и инновационно ориентированной политики территориального развития.

В неравных условиях

Региональная инвестиционная динамика остается сильно поляризованной даже в условиях общей низкой инвестактивности в стране (плюс 0,6% в первом полугодии 2019 года) — на нее влияют агломерационные и ресурсные конкурентные преимущества, отмечали исследователи из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара в июньском мониторинге экономической ситуации в России. Так, на долю столичной агломерации пришлось почти 20% всех инвестиций в стране, на Тюменскую область с автономными округами — 14%, на Сибирский ФО — 10%, на Дальний Восток — 8% (против 9% в период подготовки к саммиту АТЭС). Лидерами роста выступили Ямало-Ненецкий АО (23%), Москва и Московская область (19–20%), Сибирь (13%). При этом объем инвестиций сократился в половине регионов. Резкое падение в Южном федеральном округе (минус 27%) было связано с завершением строительства инфраструктуры Крымского моста и, как следствие, снижением инвестиций в Крыму на 40%, а в Краснодарском крае — на 30% (основным инвестором в Крым и Севастополь остается государство, обеспечивающее до 70% всех инвестиций). Негативную динамику в Северо-Западном федеральном округе (минус 9%) обеспечили плохие показатели Санкт-Петербурга (минус 21%). В Приволжском ФО инвестиции сократились незначительно (минус 3%), отрицательную динамику продемонстрировали две трети регионов, включая Татарстан.

В целом же, по данным Sberbank CIB, 50% роста инвестиций в основной капитал обеспечили собственные средства компаний, тогда как доля иностранных инвестиций составила менее 1% совокупного показателя. За счет банковских кредитов было профинансировано лишь чуть более 10% вложений, что намного ниже, чем в развитых странах (причем региональная диспропорция здесь также заметна: в Уральском федеральном округе на долю кредитных средств пришлось 22,7%, а в Северо-Кавказском — лишь 3,8%).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector