Robo6log.ru

Финансовый обозреватель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон об инвестиционной деятельности в рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 12 июля 2013 года №53-З

Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года

Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

Глава 1 Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Инвестиции — любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:

движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

права требования, имеющие оценку их стоимости;

иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (далее — иностранные инвесторы).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, за исключением:

вложения имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав;

приобретения ценных бумаг, кроме акций;

приобретения или строительства гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей;

предоставления займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов).

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций

Законодательство Республики Беларусь в сфере инвестиций основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон об инвестиционной деятельности в рб

  • Главная
  • Инвестиционный климат
  • Законодательство РБ

Законодательство Республики Беларусь

Законодательство Республики Беларусь построено на европейских принципах, гарантирует все права инвестора, допускает применение британского, швейцарского, итальянского и любого другого права и арбитража.

В нем предусмотрены все современные формы инвестирования; от создания иностранных, смешанных предприятий до концессионных соглашений.
В 2014 году вступил в силу прогрессивный закон об инвестициях, разработанный совместно с Международной финансовой корпорацией, который предусматривает совершенствование базового инвестиционного законодательства на основе мирового опыта, обеспечивает простоту и прозрачность закрепленных норм и понятий, предоставление основополагающих гарантий защиты инвесторам.

Беларусь — участник Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 года.

Членство Беларуси в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) создает соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов, подтверждает готовность страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества.
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

На международном уровне:

Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.) и др.

Наличие двусторонней нормативной основы между Республикой Беларусь и другими странами служит важной предпосылкой для привлечения инвестиций. Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятстования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне.

Читать еще:  Департамент инвестиционной политики

В республике действует порядка 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций и с более 60 странами Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения, нормами которых предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др.

На уровне национального законодательства основой инвестиционной деятельности в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12 июля 2013 года № 53-З. Закон содержит условия гарантий и защиты инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь соответственно международной практике. Нормы Закона направлены на равную недискриминационную деятельность всех инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность, условия деятельности распространяются как на национальных, так и на иностранных инвесторов. При этом, государство гарантирует инвестору:

  • защиту имущества от национализации и реквизиции;
  • беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций для иностранных инвесторов;
  • право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • исключительные права на объекты интеллектуальной собственности;
  • право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;
  • право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»;
  • право на льготы и преференции при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности, и в иных случаях установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь;
  • право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности;
  • право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь;
  • право на досудебное разрешение споров.

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов, в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике в целях привлечения инвестиций создана система стимулов – преференциальные правовые условия. Ряд преференций предоставлен инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, парке высоких технологий.

12 июля 2013 г. был принят Закон Республики Беларусь «О концессиях», устанавливающий правовые основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой на основе концессий.

Законодательная база для работы инвестора создана. Вместе с тем, на постоянной основе ведется последовательный процесс её совершенствования с учетом лучшего мирового опыта, в целях адаптации к современным условиям.

Международное право

  • Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» и иные акты законодательства»
  • Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения
    подписано более 60 соглашений
  • Двусторонние соглашения о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций Республики Беларусь
    подписано порядка 60 соглашений
  • Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA)
    С 2012 года Беларусь стала полноправным членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), подписав и ратифицировав все необходимые документы. Это дополнительно подтверждает готовность нашей страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества.
  • Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID)
    Дополнительные правовые гарантии инвестору предоставляются при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»

Беларусь занимает 50-е место по Индексу верховенства закона за 2014 год среди 99 стран и территорий мира по восьми ключевым показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, выполнение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Как изменился правовой режим для иностранного инвестора

На протяжении 5 лет (2008–2013 гг.) основным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь, являлся Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Инвестиционный кодекс). С 24 января 2014 г. вступил в силу новый Закон об инвестициях. Вопрос осуществления иностранных инвестиций автор статьи рассматривает через призму сравнения положений действующего Закона об инвестициях и Инвестиционного кодекса, а также некоторых нормативных правовых актов, которые регламентировали основные вопросы инвестиционной деятельности в последние 5 лет и действуют в настоящее время.

Инвестиционный климат в Республике Беларусь периода 2008–2013 гг. характеризовался тем, что иностранному инвестору предоставлялся национальный режим осуществления инвестиционной деятельности (ст. 79 Инвестиционного кодекса). Исключение составляли порядок регистрации коммерческих организаций, формирования уставного фонда и передачи земельных участков в собственность.

Читать еще:  Долгосрочные финансовые вложения это инвестиции в

Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях).

Налоговые льготы и иные преференции предоставлялись в соответствии с общеустановленным порядком (т.е. льготы, предусмотренные действующим законодательством для неограниченного круга лиц) и индивидуально по решению Правительства Республики Беларусь, принимаемому по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с заключаемым инвестиционным договором.

Со вступлением в силу Закона об инвестициях иностранные инвесторы (иностранные граждане, иностранные юридические лица) в сравнении с коммерческими организациями, созданными в Республике Беларусь национальными либо иностранными инвесторами, ни в чем не ограничиваются и не несут дополнительных обязательств.

При том что новый Закон уравнивает в правах и обязанностях национальных и иностранных инвесторов, часть этих изменений по сравнению с положениями Инвестиционного кодекса налагает на иностранных инвесторов ряд обязательств (по сути, такие же обязательства несут и национальные инвесторы), в т.ч. в отношении порядка создания коммерческих организаций (см. таблицу).

До 24 января 2014 г.

С 24 января 2014 г.

(общие условия как для национальных,
так и для иностранных инвесторов)

Размер вклада иностранного инвестора

Не менее 20 000 долл. США для любых форм

Минимальный размер не ограничен (исключение – ЗАО и ОАО)

В течение 2 лет с даты государственной регистрации (50 % в течение первого года)

В течение 12 месяцев с даты государственной регистрации (если меньший срок не предусмотрен уставом)

Наем в качестве руководителя иностранного гражданина (исключение – граждане Российской Федерации, Казахстана)

Специальное разрешение не требовалось

Специальное разрешение требуется и выдается в установленном законодательством порядке (ранее такие разрешения необходимо было получать только для иных работников (не руководителя))

Как следует из таблицы, порядок регистрации коммерческой организации претерпел изменения как в сторону снятия с иностранных инвесторов определенных требований, так и в сторону их установления.

Тем не менее порядок регистрации является единым и не имеет более никаких отличий в зависимости от национальности инвесторов.

Инвестиционный кодекс (гл. 3) предусматривал следующие гарантии для инвесторов:

– защита права собственности;

– самостоятельное распоряжение прибылью;

– право на реинвестирование, защиту инвестиций от безвозмездной национализации или реквизиции. Период 2008–2013 гг. характеризовался упрощением процедур создания коммерческих организаций в Республике Беларусь, отменой более 16 лицензируемых видов деятельности, упрощением административных процедур, введением принципа «одного окна» и т.п.

Закон об инвестициях предоставляет иностранным инвесторам дополнительные гарантии, в частности:

– гарантию на беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций, связанных с национализацией и реквизицией (часть первая ст. 11 Закона об инвестициях);

– гарантию на беспрепятственный перевод прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в т.ч. денежных средств:

полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;

причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;

причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Гарантия на беспрепятственный перевод может быть реализована после уплаты установленных белорусским законодательством налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам.

При этом следует учитывать, что часть четвертая ст. 11 Закона об инвестициях содержит норму о возможном установлении ограничения перевода инвестору денежных средств в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившему в законную силу.

Информация о данном ограничении представлена не в качестве сравнительной характеристики правового положения национальных и иностранных инвесторов, а в качестве информации как таковой в связи с тем, что исходя из правового положения национального инвестора гарантия на перевод не устанавливается в принципе.

Иностранному инвестору предоставлено право передачи спора на разрешение в арбитражный суд аd hoc, МЦУИС либо иной суд, согласованный сторонами в инвестиционном договоре, если спор не относится к исключительной компетенции белорусского суда (ст. 13 Закона об инвестициях).

Статьей 16 Закона об инвестициях определены равные права инвесторов (как национальных, так и иностранных) на пользование льготами и преференциями, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и международными договорами, в случае инвестирования в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларуси и (или) международными правовыми актами.

Читать еще:  Выгодно ли вкладывать деньги в инвестиции

Закон об инвестициях не ограничивает ни национальных, ни иностранных инвесторов по формам инвестирования. Перечень, предусмотренный ст. 4 Закона об инвестициях, является открытым и не имеет отличий в зависимости от национальности инвестора:

– создание коммерческой организации;

– приобретение, создание, в т.ч. путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением установленных законом случаев;

– приобретение прав на объекты интеллектуальной собствен­ности;

– приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

– на основе концессии;

– иные способы, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Предусмотрены и общие для национальных и иностранных инвесторов ограничения (ст. 6 Закона об инвестициях):

– не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством Республики Беларусь, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь;

– ограничения при осуществлении инвестиций также могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в т.ч. охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Помимо указанных одним из ограничений, установленных для иностранных юридических лиц (коммерческих организаций, созданных с их участием), является ограничение права на осуществление деятельности в таких сферах, как средства массовой информации, банковская и страховая деятельность.

В настоящее время, как и ранее, инвестору предоставляется ряд льгот, закрепленных п. 2 Декрета № 10. Получение указанных льгот и реализация инвестиционных проектов, под которые эти льготы предоставляются, осуществляются путем заключения инвестиционного договора между инвестором (в т.ч. и иностранным) и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определяемых указанным Декретом и иными актами инвестиционного законодательства.

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

Помимо льгот и преференций, непосредственно связанных с заключением инвестиционного договора, действующее законодательство предусматривает ряд льгот и преференций в случае осуществления деятельности в малых городах и сельской местности (в соответствии с Декретом № 6). Указанные льготы предоставляются коммерческим организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, в т.ч. с участием иностранных инвесторов, на условиях и в порядке, установленном Декретом № 6.

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12).

Декретом № 12 были предоставлены ранее и предоставляются в настоящее время льготы и преференции резидентам и нерезидентам Парка высоких технологий при условии выполнения ими условий, предусмотренных данным Декретом (деятельность в сфере высоких технологий).

Документ:

Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 № 514 (далее – Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона).

Программа развития специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2011 № 1564 (далее – Программа развития Августовского канала).

Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922 (далее – Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Ряд льгот и преимуществ был предоставлен субъектам, осуществляющим инвестиционные проекты в отдельных сферах (секторах экономики) либо в соответствии с государственными программами развития. В качестве примера для оценки общего инвестиционного климата назовем Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона, Программу развития Августовского канала, Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Последняя не предусматривает прямого установления льгот, а содержит лишь указание на финансирование за счет средств бюджета и иных источников.

Налоговые, таможенные льготы и преференции в области валютного регулирования были предоставлены резидентам СЭЗ на основании Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» и некоторых положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь .

директор юридической фирмы

«Агентство Юридических Бизнес Решений»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector